О сидящих в колодце

                "Круг чтения" 2008 год январь. "Кузбасс".
                «Пророки, неофиты, фарисеи и те, кто в    колодце».)

Образ, представший перед художником, имеет над ним власть вести за собой и тем самым задать смысл и значение последующим размышлениям. Мне думается, Анатолия Ярмолюка подвел образ писателя спустившегося в колодец за тем, чтобы разглядеть звезды.
Этот образ напомнил мне греческого философа – Фалеса. Предание так говорит об этом: "Когда Фалес, наблюдая небесные светила и заглядевшись наверх, упал в колодец, то какая-то фракиянки, посмеялась над ним, что-де он стремится знать, что на небе, того же, что рядом и под ногами, не замечает». С той поры смех практичной и бойкой служанки, над  головами всех заглядевшихся на  звезды, стоит в веках. Потому как, действительно те, кто ищет неба, весьма близки к падению и тут критик прав: «Наверное звезду он увидит, но – выберется ли из колодца?
Разглядеть, Бога спускаясь в колодец – это воистину смешная и горькая шутка. Обычно, чтобы рассмотреть Бога поднимались всё выше и выше вплоть до «седьмого неба», то есть восходили в богопознании, а не опускались в колодцы, будем говорить прямо - в бездны инферно.
Современная эстетика метафизического искусства постмодерна требует — языком образов, если даже это образы видимой жизни, отворить «окно в иное». Представленный мир инореальности должен быть обозначен не полутенью и намеком, но «наоборот, должен выступать обнаженно, зримо, подавляюще, давая ничем не прикрываемое видение бездн». ( Ю. Мамлеев «Последняя доктрина».):
Именно в этом ключе предельной «обнаженности», «зримо и подавляющее» работает кузбасский прозаик Дмитрий Хоботнев.
Я уже имел честь писать о творчестве этого писателя и указывал на то, что как раз его герои вовсе не стремятся увидеть Бога. Они живут в обезбоженном мире и беспредельная тоска, охватывающая их – это тоска по обретению своего лица, которого они не знают и не могут знать по законам инферно.
В инферно эгоистическая любовь к Я  - доминирующее чувство.  Потому, по образному выражению  одного из современных теоретиков инфернального искусства, Юрия Мамлеева: любовь к Я, которого нет, может быть представлена как “поцелуй невидимого лица”, которое никогда нельзя увидеть по самому принципу отношений.
Иисус Христос сказал, что не каждый призывающий его «Господи, Господи!» будет услышан, так что не каждый размышляющий о смерти уже тем самым, размышляет и о Боге. В этом, мне кажется, суть ошибки Ярмолюка.  Образ вспыхнул яркой звездой и увел его, вместо горний высоты в колодец инферно. Тень Бездны,  отражается в нашем мире, не только тьмой - Ничто, но и светом вспыхнувших звезд.
Именно об этом  апостол Павел предупреждал доверчивых коринфян: «сам сатана принимает вид Ангела света,  а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды».
Всё не так просто, господа мои, всё не так просто и безобидно. Игры с инферно – это игры «последнего века», говоря прямо – цель любой игры, подготовить человека. К чему готовят человека игры с инферно общеизвестно.


Рецензии