Водоворот. 6 серия. Риц

Ресторан в отеле Риц.
 Из дома, где живет Мари, выходит писатель Путивев, Анна Сергеевна и Светлана.
А.С.- В гостинице «Риц»,где я остановилась, очень хороший ресторан.
Г.П.Но он, наверное, обсуживает только тех, кто живет в «Риц»?
А.С.Я точно не знаю,но… я.. вас всех приглашаю. Постояльцы могут приглашать  гостей, это я уже «проверяла».
Г.П.Я-мужична..и должен вас всех приглашать…
А.С.Гарри Михайлович! Мы же все-таки в ХХ1  веке, сегодня женщины «правят» целыми государствами.
Г.П. Раньше тоже…, если они были королевами…
А.С. Я, конечно, не королева, но женщина ХХ1  века…Я «боюсь» современных ресторанов...…Я не переношу «современной» музыки…»Риц»-это Х1Х век…
Г.П. –Я-тоже..не переношу современной музыки…
А.С. Вот и отлично…Соглашайтесь…
Г.П. Хорошо…Расскажу дочери, что я ужинал в «Риц»…Ей очень нравится фильм «Как  украсть  миллион»,она уверяет, что фильм снимался в «Риц».
А.С.Вот и расскажете…Света за вами заедет…
Г.П.- Форма одежды??? Фрак?...
А. С.- Нет, нет.. «форма одежды»-свободная…
Г. П.- Как –то я был на обеде в Лондоне. Принимала нашу делегация общество «Великобритания-СССР»..Я там, правда, почти ничего не ел, но все было очень забавно..
Светлана .Расскажите….
Г.П.-Это длинная  история…Только одна деталь…За каждым из нас, за спиной официант..
Подали нам крабы с ананасами…Официанты  чуть «плеснули» в наши бокалы, но…никто из англичан, хозяев, тоста не произносит и никто не начинает есть…Сидим…Возникает  пауза.. Чтобы как-то «разрядить обстановку» один из нашей делегации   закурил… «При деле».., так сказать. Вот тут  поднялся с бокалом лорд-мэр , председатель общества и сказал на ломаном русском языке..
-Господа! У нас можно закурить только после тоста за  королеву, а он произносится в  конце ужина, но коль ваш «коллега» уже закурил, то немного нарушим правило, выпьем за здоровье Ее Величества  королевы Елизаветы после чего вы сможете…курить…
А.С.-Сейчас вообще в ресторанах нельзя курить……
Подъезжают к  отелю Сент-Джорж.
А. С.- Светлана за вами заедет в восемь  вечера..
Писатель  поднимается в номер. Включает телевизор…Смотрит гонки «Формула-1».
   Вечером Светлана заезжает за писателем. В машине с  ней  молодой человек.
-Светлана.-Это Жак- мой приятель. Мы на одном курсе.
П.Г.-Бонжур, мёсье..
Жак.-Бонжур..
    Молодые щебечут по-французски. Едут по Парижу. Подъезжают к «Риц».
Светлана по мобильному  звонит матери. Та спускается в вечернем платье.(Очень хороша).
Светлана и Жак в джинсовых  костюмах.
П. Г.- Анна Сергеевна, как же вы сказали, что фрак не обязателен. .К такому платью, как у вас нужен только  фрак..
А.С.-Я, возможно, буду «белой  вороной»..Я взяла это платье с собой. Но куда его надевать?
  В ресторане  людей немного. Действительно, Анна Сергеевна, кажется здесь «белой  вороной».
   Выбирают столик. Изучают меню.
Светлана.- Гарри Михайлович, устрицы..?
-П. Г.-Нет, нет.. Королевский салат..
-А.С. –«Королевский»?
П. Г.- Да, салат из  спаржи…
А. С.- Вы- вегитарианец?
П. Г. Нет, почему же…Честно сказать, я никогда салата из спаржи не ел. А вот мои теперь уже очень далекие  друзья военных лет  французы-Эдуард и Эммануэль часто вспоминали этот салат…Наверное, он ассоциировался у них с довоенным  временем.
Светлана.- Эммануэль, это дедушка Мари?
П. Г.- Да.
 Светлана  быстро  по-французски объясняет Жаку. Кто такой Эммануэль и о том, что русский писатель был с ним в лагере в Германии после войны, и что сегодня они были на кладбище Пер Ляшез, где похоронен Эммануэль.
Жак. -Мой дед тоже был в лагере в Германии в годы войны и погиб там.
П. Г.-В Париже есть памятник. Погибшим в Германии в годы войны, это недалеко от собора Парижской Богоматери…
А. С.- Я «спускалась», была там..
П. Г. Вы точно  выразились: «спускалась»..Действительно, «спускаешься», как в Преисподнюю…
А.С.- И идешь по туннелю…к  вечному огню.. А все  стены—«капельки»как бы застывшего воска, подсвеченные изнутри, или точнее-янтаря. И каждая « капелька»- человеческая жизнь…
П. Г.-А вы  помните надпись на круге у Вечного огня там?
А.С.Дословно не помню, но она не обычная…
П. Г. –Да… «Они ушли на край земли и..  не вернулись»…
Светлана.- Почему на край земли…?Германия ведь рядом…?
П.Г.- Это  слова из сочинения десятилетнего  французского школьника…Его дед, как дед Жака, к примеру…, пошел «на край  земли»-это детское  восприятие событий…Его  не было долго…,значит он ушел « на край земли» и… не вернулся.
А. С.- Интересно…
   Официант  приносит заказанные блюда…
У Анны Сергеевны-тоже «королевский салат».У Светлана и Жака-устрицы.
П.Г.- Анна Сергеевна, вы из «солидарности» со мной или на диете…Только ради Бога не худейте…Мир  утратил столько  красок, когда ВСЕ женщины пожелали быть худыми…
А.С.-Нет, я не на диете, но вечером я ничего  «тяжелого» не ем…
  Светлана специальным ножичком открывает «устрицу», капает лимонным соком..
-Светлана.- Вот видите, видите, она не «пищит», я же вам говорила…
П.Г.-Действительно, не «пищит»…Светлана, а вы не пробовали салат из одуванчиков?
Светлана.- Из одуванчиков? Вы  снова  смеетесь надо мной?
П.Г. Нет, почему же.. Как-то на аэродроме на заводе «Мариене»- это тоже из военного прошлого, куда мы как-то приехали на своем передвижном электрокране, чтобы разгрузить шестимоторный самолет  «Мессершмит», Эдуард и Эммануэдь нарвали молодых побегов одуванчиков..  и собирались сделать салат…За неимением спаржи…-пошли « в ход одуванчики»..
Светлана. Нет, нет, вы снова смеетесь..
П.Г.Совсем нет. Трава в принципе вся съедобна…
Светлана, Не поверю, не поверю…Смеетесь.
П.Г. Какой уж тут смех.. Со мной  в лагере был такой Коля Яценко. Конечно, постарше меня. Он  попал в плен в июле  сорок первого  года…Их было много…, тысячи…Всех «посадили» в  чистом поле, площадку эту обнесли изгородью из колючей  проволоки…И не давали есть…Так они всю траву съели…
А.С. –Какой ужас…И как же этот Яценко выжил?
П.Г.Через месяц, кто остался жив, с фамилией на «ко», то есть украинцев, немцы отпустили. Была попытка еще тогда Украину «отделить» от России…Он «пристал» в деревне к одной  молодой  вдове, а потом и его, и ее отправили в Германию, и они оказались в лагере  вместе со мной.
Светлана.- Мамочка…!Тут так скучно в твоем ресторане, нет музыки…Можно мы с Жаком «сбегаем « еще на дискотеку..
А.С.-Хорошо…

Светлана и Жак уходят .
  После кофе ресторан покидают –писатель и Анна Сергеевна.
А.С.- Еще не поздно, Не хотите пройтись по ночному Парижу.?
П.Г.- Охотно…Когда с женой я был здесь сорок лет назад , мы все четыре ночи ходили по ночному Парижу…Париж надо  «смотреть ногами»,-решили мы. Днем экскурсии, а ночь была наша. Еще  существовало «Чрево Парижа».
А. С.- Это что-то вроде оптового рынка?
П.Г.- Да. Это оптовый рынок, куда ночью тогда фермеры привозили продукты. За ночь торговцы их расфасовывали, паковали и утром- продажа свежих овощей и другой снеди.
А.С.- А ваша жена по профессии?...
П.Г.- Инженер-механик флота…
А.С.- Инженер-механик флота?
П.Г.- Да, представьте себе…Мы оба выросли на море. Море, правда, Азовское, как я его называю, «домашнее», мелкое, но все же море.. Я в детстве тоже мечтал  стать капитаном дальнего плавания..
А.С.- Я это знаю…
П.Г.- Откуда?
А.С.- Прочла в интернете  у Мари Либерте…Какая прелестная девушка и умница…И влюблена в вас..
П.Г.- Так уж и влюблена…
А.С. -Влюблена, влюблена…Я почувствовала это не только по ее эссе «Азовский герой» и по статье «О таланте и добре»о вас ,а еще  стихотворению, посвященному вам…Но вы, так сказать, «разминулись эпохами»..с этой девушкой..
П.Г.-Девушка , действительно, прелестная…Редкая
девушка.
А.С.-Да, редкая…И влюбленность ее мне понятна…Она очень молода…Ей нужен идеал..
И этот идеал она нашла в вас
П.Г.- Анна Сергеевна, вы меня смущаете ,хотя мне казалось, что смутить меня ничем уже нельзя.
А.С. -Нет, нет, Гарри Михайлович, в вас можно влюбиться..
П.Г.- Впотьмах…
А.С.- Не говорите так.. Вот и моя Света. .Помните, что она сказала о вашем портрете в книжке?
П.Г-.Но это было «тыщу лет» назад, а теперь остался только один… «голос»..
А.С.-Но вы же знаете, что женщина любит   «ушами».
П.Г.-В молодости я упражнялся в «эпистолярном жанре  потому, что как сказал «докладчик» на моем 80-летнее юбилее чеховский персонаж из «Скучной истории»,одна моя пассия училась в Москве, а другая в Ленинграде..
А.С-А вы?
П.Г.-А я в Ростове
А.С. –Какая же стала вашей женой?
-П.Г.-Та, что училась в Москве…
А.С.-Вы были счастливы ? Не вообще, а в какой-то конкретный день, если хотите, миг?..
П.Г-Да...Это был день, когда я из Ростовского  университета получил извещение, что принят…Я ведь «шел» к этому долго…
А.С.- Я прочитала, вы сдавали экстерном за курс средней школы после демобилизации. Как вам это удалось?
П.Г.-Ну,.. у меня были «предшественники»..
А.С.- Например?
П. Г.-Владимир Ильич Ленин экстерном сдавал  за университетский курс..
А. С.- Это другое.. Юридический  факультет. .Можно «сидеть в библиотеках», обложиться книгами…До войны вы сколько классов успели закончить?
П.Г. –Шесть классов
А.С.- Шесть классов…и потом война…, перерыв..?
П. Г. -Перерыв- десять лет.
А.Г.-Литература, история- понятно. А как же физика, химия-лабораторные работы?...
П. Г.- С этим, действительно, было сложно.
-Вот потому-то я и был  счастлив, когда получил извещение- принят в университет…!
Счастья «много» не бывает. Счастье- это, можно сказать, МИГ…
А.С. –Я понимаю вас…Я тоже испытала такой миг..
П.Г. –Когда поступили в университет.
А.С. –Нет, совсем нет.. В университет я поступила буднично.. А миг счастья я испытала, когда пришла в себя после  клинической смерти.. Когда я  поняла: я  ЖИВУ…
Какое-то время  идут молча.
 Площадь «Вогез».
П. Г. –Здесь когда-то жил  Виктор Гюго...Вот там,… в углу…
А.С.- Откуда вы знаете?
П.Г. -Это мне запомнилось еще с первой  поездки..
А.С. -Память у вас…
П. Г.- Не обижаюсь…
А.С.-Вот вы  сказали, что испытали «миг счастья».А были еще такие «миги»?
П.Г.-После ваших слов о клинической  смерти, я вспомнил, как меня «похоронило» в 1944 году под зданием  вокзала товарной станции в городе Росток.
А.С.- Что значит «похоронило»..?
П. Г.- Воздушный налет.. Возможно, вы слышали- ковровые бомбежки? В левое и правое крыло здания  попали бомбы, а мы с шофером Паулем сидели в середине, то есть нас «замуровало» ТАМ…
А.С.-А потом…
П.Г.- Потом…бомба упала рядом со зданием- огромная воронка и  появился лаз- мы  почувствовали ток свежего воздуха…Я выбрался.. Нет, это не был миг  счастья.. Что- то, конечно, было и сознание, что еще жив.., но  впереди еще был  конец войны..
А.С.- Но вы должны были радоваться концу войны?
П.Г.- Так-то оно так.. Только немцы нам «говорили», если русские сюда придут.., мы вас живыми не отдадим...…Но ВСЕ обошлось…А вот миг счастья я испытал еще в 1957 году, когда ко мне в Киргизию, куда я попал распределению  учительствовать, приехала молодая моя жена…Она приехала в такой.. шляпе  с огромными полями..., а на вокзальной площади ходили ишаки...…
А.С.-Я хочу спросить, как Светлана: «Вы шутите?»
П.Г. Да, нет…Действительно. Ну, а уж  куда я ее привез- поселок Балыкчи…Там ишаков было много…И ни одного дерева, домики саманные с плоскими крышами..
А.С.- Ну, что, ж, романтика…А вот у меня  романтики не было..
П. Г.-Вот вы в Париже. .Вон, Эйфелевая башня…Разве это не романтика?
А. С. Это стало для  меня обыденным, а романтика не может быть обыденной...У вас одна дочь?
П.Г. Одна…
А.С..У меня тоже одна и больше я не хочу.. …
П.Г.-Почему..? Света у вас славная…
А.С.- Да, она не  плохая девочка, но она НЕ В МЕНЯ… Гены..  Раньше я этого не понимала.
П.Г.-Вы придаете такое большое значние генам?
А.С.-Конечно.
П.Г. НО???..
А.С. Да, я знаю, что вы хотите сказать..Действительн, это СЕКРЕТ.И Творец, и Природа не спешат отрыть его нам, людям…
Странно, мы с вами знакомы всего два дня, а я говорю вам вещи, которые я бы не смогла сказать. даже близкой подруге..
П.Г.- Есть такая?
А.С.- К сожалению, нет.. Точнее  была. .До того, как я пережила клиническую смерть.
П.Г. Я много  читал об этом.. Туннель,  свет…
А.С. –Ничего подобного...Но…оттуда человек возвращается совсем другим…
   Некоторое время идут молча.
  Тихая музыка « А Пари..»( Ив Монтан…)
П.Г.- Вот, кстати, в этом доме жил кардинал Ришелье…
 А.С.–Как хорошо вы знаете Париж…Это все  те далекие четыре ночи?
П.Г.- Представьте, да…
   Стоянка такси на улице.
П.Г.- Возьмем такси?
А.С.- Вы устали?
П.Г.- Как сказать…?Но такси   мне сейчас  не помешает…
   Берут машину, писатель отвозит Анну  Сергеевну в «Риц»
А.С. -Вы уезжаете завтра?
П. Г. –Да. Париж- Роттердам, там меня встретит  внучка.
А. С. –Я хотела бы вас попросить..
П. Г.- Да, пожалуйста…
А.С.- Когда  вернетесь, позвоните, пожалуйста, и… Света меня просила об этом..
П. Г. –Хорошо.
   Отель Сент Джорж…
В номере принимает принимает душ…Включает телевизор. Он «висит»  под потолком,- спортивная передача. Гонки- «Формула-1».
Комментатор говорит по-французски.


Рецензии
Интересно! Людские судьбы...Каждому Бог дал свою. У Вас очень насыщенная жизнь. Хватило бы на на 3 судьбы. С уважением

Светлана Дурягина   02.09.2012 21:39     Заявить о нарушении