Хитрый грибник

   
               
 В наших горах – прекрасно круглый год. Летом вы можете насладиться ароматом дикорастущих цветов и целебных трав. Зимой хребты и остроконечные вершины искрятся снегами. Осенью деревья и кустарники одеваются в самый разноцветный наряд. А весной, после глубокого зимнего сна, пробуждаются птицы. Запоют – не наслушаешься. Но, пожалуй, самая важная прелесть наших гор Заилийского Алатау – это вечнозелёные тянь-шаньские ели. Ими можно любоваться круглый год. Я живу в небольшом предгорном посёлке, неподалёку от города Алматы. Мимо нашего дома проходит тропинка. По ней горожане поднимаются в горы, и спускаются обратно, на автобусную остановку. Не очень давно я обратил внимание, что вечером с гор частенько спускался один и тот же дедушка. Он всегда подходил к роднику, находящемуся возле нашего дома, умывался, пил воду и отправлялся к автотрассе. Старик никогда не возвращался со своего очередного похода с пустыми руками. Он, то целебных трав наберёт, то каких-то цветов, то дикой малины. А однажды я заметил, что дед едва не каждый день возвращался домой с полным рюкзаком грибов. Мы часто видели друг друга и, естественно, познакомились. Звали его дядя Сеня. Забегая вперёд, скажу, что грибник из меня до сих пор никудышный. Куда бы я не пошёл за грибами, их вечно кто-то вперёд меня соберёт. Не скрою, от всей души доброй завистью завидовал деду.

    - И где, вы, умудряетесь постоянно грибов набирать? – как-то спросил я у дедушки.
  - Эх, ты! Живёшь в горах – и не знаешь, где люди грибы собирают! Да, я бы, на твоём месте, давным-давно всё вокруг изучил. Побывал бы под каждой ёлкой. Да, что там говорить...  Все кусты бы обшарил. И каждый день набирал бы не по одному рюкзаку, а по три рюкзака грибов, - говорил дядя Сеня.
 
  Когда мы познакомились, деду было за семьдесят. Несмотря на свой солидный возраст, он выглядел, в общем-то, привлекательно: чисто выбрит, подтянут, всегда со спортивной осанкой. И, какая-то необъяснимо притягательная жизненная сила так и била из него неиссякаемым родником. С ним было приятно находиться. Дядя Сеня был из тех, после продолжительного общения, с которыми не
устаёшь. Дед любил иногда рассказывать что-нибудь поучительное из своей большой интересной жизни. В тот день, когда я у него спросил про грибы, дед Семён тоже поведал мне весьма занимательную историю.
 
  - Многие из нас привыкли только грабить природу, - как-то с хитрецой улыбнулся дядя Сеня. Он не сразу ответил на мои вопросы, а начал рассуждать о том, что многие люди просто бессовестные, - нам бы всё «нахаляву», ничего не давая взамен. Вы, посмотрите, что делают...  Ветки ломают, малину собирают – и потом живого места от кустов не останется. Всё вымнут...  А сколько пожаров бывает из-за людской халатности...  Но, кто из нас, простых грешников, хотя бы раз позаботился о том, чтобы в наших горах что-то выросло? Согласитесь, среди нас мало таких чудаков.
  - И, что же мы, простые смертные, можем сделать, чтобы дикая природа стала для нас же пощедрее? – растерялся я.
  - Сделать мы можем немало, - ответил дядя Сеня, и рассказал о таком случае из своей жизни, от которого я был буквально шокирован, в добром понимании этого слова, - ты, Мишку Корнева знаешь?
 
  - Знаю, конечно. Кто же Мишку Корнева не знает. У нас же не город, а всего небольшой посёлок. Все местные жители знают друг друга, - ответил я. Наш дом стоял на восточной стороне посёлка, а дом Корневых – на противоположной, западной стороне. Когда я познакомился с дядей Сеней, Мишке было двенадцать или тринадцать лет. Летом, когда родители уходили на работу, мальчик оставался дома со своим семилетним братишкой. Он и за ним присматривал, и одновременно своих домашних животных выпасал. Коровы и бычки с утра и до вечера бряцали своими колокольчиками возле речки, по логу, находящемуся за домом Корневых.
  - Значит, знаешь Мишку Корнева. И, действительно, вы все здесь знаете, друг друга, - говорил дядя Сеня, - Мимо дома Корневых я в горы часто ходил. И тоже не возвращался с пустыми руками. Вот так же, как сейчас, то грибов, то целебных трав наберу, и иду восвояси. Когда я шёл в горы или возвращался обратно, обязательно проходил мимо Корневых. Куда денешься, ведь тропинку так проложили. Почти каждый раз во дворе или возле
ворот вертелся один и тот же пацан. (Это я потом узнал, что его Мишкой зовут). А до этого мы просто примелькались друг другу, вот так же, как с тобой, - кивнул дед в мою сторону, - а потом познакомились. Когда мы с Мишкой не были знакомы, мальчишка подошёл как-то ко мне и спросил:
 
   - Дедушка, а что вы в наших горах делаете?
  - Лекарственные травы собираю. Потом их сушу. А после этого завариваю травы и пью отвар. От этого здоровье крепче становится, - лукавил я, поправляя рюкзак за плечами, в котором находилась картонная коробка с грибами. Я её брал для того, чтобы грибы не ломались и не мялись в дороге. Мишка знал, что я лекарственные растения собираю. Но, в тот день, когда мы в очередной раз встретились с мальчуганом, я набрал не целебные травы, а именно грибы. Мишка, конечно, обратил внимание, что лямки рюкзака сильнее обычного оттягивают мои плечи. И со стороны, глядя на меня, можно было догадаться, что в рюкзаке – не душица со зверобоем, а что-то посущественней. Я недооценил пацана. Он оказался куда более смышленым, чем казалось мне раньше. Его не удалось обвести вокруг пальца.

   - А почему у вас рюкзак тяжёлый? – спросил Мишка у меня.
 - Сегодня я не только траву собирал. Камней с собой прихватил, - ляпнул я, чтобы отвязаться, - спустился в речку, и набрал там маленьких да кругленьких окатышей. Они для камина в баньке хороши. Печку нажарганишь, водички на камни плеснёшь, и от жары – уши заворачиваются! А потом – веничком себя, веничком! Ух...  Лучше нет удовольствия! – врал я пацану. Я понимал, что со стороны выгляжу идиотом перед этим сопляком, ведь он мне во внуки годится. Но, вместе с тем, и правду говорить не хотелось. Я боялся, что если расскажу Мишке про свои грибные места, то от них живого места не останется. И я в этом чуть позже убедился. А во время той встречи пацан внимательно меня выслушал и буркнул:
  - Ясненько!
 
   Мы, конечно, расстались. Я пошёл на автобусную остановку, а Мишка поплёлся к своим коровам. Они, как обычно, паслись по логу, возле речки. После этой встречи пацан мне надоел. Как только прохожу мимо Корневых, а он, словно из-под земли, вырастает: расскажи да расскажи.
    - И, что, ты, в наших горах ошиваешься? – не унимался он. Я, всякими правдами и неправдами, мечтал от пацана отвязаться. Но, сорванец меня спустя несколько дней выследил и припёрся вслед за мной. К тому времени, когда он надыбал мою фазенду, я уже, конечно, грибов набрал, и решил перед обратной дорогой немного передохнуть. Сижу, одним словом, и любуюсь горами. Лето было жарким. Несмотря на то, что пару дней назад в горах ливень прошёл, в тот день, после обеда, лопухи на солнце повяли. Ёлки просто «звенели» от высохшей хвои. А лесная подстилка под ними шуршала, как пересохшая солома. Я сидел и раздумывал, стоит ли в текущую неделю в горы выбираться или нет. А тут, на – тебе, Мишкина голова из-за кустов. Мне, естественно, хотелось отвлечь внимание пацана от полного рюкзака с грибами. Я сломал ветку с дерева, под которым сидел, и взялся с неё кору ножом снимать. Мишка тоже догадался, что его обнаружили, и подошёл ко мне.
  - И, что, ты, дедуля, в горах делаешь? – не засыпало в нём любопытство.
 
   - Я уже тебе как-то говорил...  В горы хожу, чтобы всяких лекарственных растений набрать. У моей бабки – сердце больное. Я заготавливаю кору боярки. А после её сушу. Потом моя жена заваривает сухую кору и пьёт отвар. И ей помогает.
 
   Я рассказал мальчику правду о своей престарелой жене. У неё действительно с «мотором» проблемы. Я иногда приносил с гор кору боярки. Она заваривала её и употребляла отвар. И ей становилось легче. Но, в тот момент, когда мы с глазу на глаз встретились в горах с пацаном, у меня вышла осечка. Ведь, чтобы отвлечь Мишкино внимание от грибов, я сорвал первую попавшуюся ветку, с первого попавшегося дерева. И, в руках у меня оказалась не ветка от боярки, а ветка от осины. Мальчишка, скорее всего, допёр, что его в чём-то хотят вокруг пальца обвести, но бровью не повёл.
 
  После этой встречи мы, естественно, разбежались, и остались при своих интересах, продолжал рассказывать дед Семён. Прошло две недели. Опять стояла жара, и только в конце месяца зачастили дожди. Однако, в начале августа снова установилась хорошая погода, и я решил махнуть на природу. Я посчитал, что после дождей, грибы, должны, уже подрасти. И отправился в горы туда же, выше вашего посёлка. Прихожу на свою «фазенду», и чуть не
кончился: трава помята, как будто стадо баранов прошло. Там, где росли грибы – живого места не осталось. А возле тропинки к моей «фазенде» - сидит мальчишка, чуть младше Мишки. Но, на лицо – вылитый мой конкурент. Я догадался, что это его младший братишка. Возле мальчика стоял рюкзак. А он держит в руке ветку берёзы, и с неё кору ножом обдирает.
  - Не боишься один в горы ходить? – я спросил у мальца.
  -Нет, - отвечает он, а сам доволен, как будто только что коробку конфет опорожнил.

    - А чем же ты в горах занимаешься? – спросил я у мальчика.
  - У меня – больная бабушка. Какая-то тётка посоветовала ей заваривать кору от боярки, и пить этот отвар. Говорят, от сердца помогает, - ответил он, и – глазом не повёл. Соврал – и не сморщился. Видимо, получил от старшего братишки хорошую «закалку». Тут, как говорится, и я к этому «руку приложил», - А, вы, тоже в горах всякие лекарственные растения собираете? – говорил мальчонка, а сам, так и «пялит свои зенки в меня»?
  - Собираю, - вздохнул я, и пошёл дальше. Иду и чувствую – малец так и дыбает в мою сторону. Ощущение такое, как будто глазами спину твою дырявят. Надо, думаю, свою «фазенду» сделать в каком-нибудь другом месте.
 
  А, после этого, дядя Сеня рассказал о таком, от чего чуть «крыша не съехала». Любой человек, по его мнению, может в горах грибы разводить. Когда я слушал старика, то невольно вспоминал своё детство. В школе, на уроках по ботанике, нам говорили, что грибы размножаются спорами. «Споры» у грибов – это то же самое, что семена у обычных растений. Так, вот, «семена у грибов», спорами называют. Они вырастают под шляпкой у любого гриба. Тех, двух или трёх дней, в течение которых растёт гриб, вполне достаточно, чтобы споры созрели. После того, как споры созревают, они высыпаются из-под шляпки, и падают на землю. Если споры попадают в благоприятные условия, где и влаги, и питательных веществ достаточно, то из них постепенно новая грибница разрастается. В том месте, где упали споры, грибница разрастается сразу же, если стоит тёплая погода, и есть необходимое количество влаги. Но, сами грибы из новой грибницы появятся лишь на следующий год.

  - Чтобы развести грибы там, где место тебе приглянулось, не надо долго ломать голову. Всё делается элементарно просто, - продолжает поучать меня дядя Сеня. Он, как будто бы забыл, рассказывать о том, что в то время, когда он отправился за грибами, его преследовали мальчишки, и обращался только ко мне, - для того, чтобы там, где тебе место приглянулось, появились грибы, надо взять старый гриб, и подвесить его над поверхностью земли. Я частенько брал белые грибы, сыроежки, рыжики, синюхи и другие грибы, и развешивал их на ветках деревьев и кустарников. Грибы закреплял так, чтобы их ветром не сдуло, и чтобы их птицы не утащили. После этого, грибы висят определённое время, сохнут, а потом из них споры высыпаются. Их, конечно же, подхватывает потоками воздуха. Они разлетаются в разные стороны. А на следующий год, в том месте, где упали споры на землю, новая грибница разрастается. И обязательно появляются грибы.

   В тот день, когда пацаны «очистили мою фазенду», я решил позаботиться о том, чтобы развести грибы где-нибудь в другом месте. Одним словом, ушёл подальше от того места, где Мишкин братишка сидел, и принялся за дело. Иду по лесу, собираю старые сыроежки, рыжики, шампиньоны, белые грибы, всё, что под руку попадётся, и цепляю на ветки деревьев и кустарников. И, вдруг слышу – за спиной ветки хрустят. Оборачиваюсь, а в двадцати шагах от меня – оба брата – акробата. Мишка – с рюкзаком за плечами, и его младший братишка – с палкой в руке. Я до этого Мишку не видел. Видимо, там, на моей «бывшей фазенде», где я встретил его младшего братишку, Мишка спрятался. Не хотел лишний раз на глаза попадаться. А, теперь ему волей-неволей пришлось себя обнаружить. Он ведь, и грибов урвал, и за мною хотел проследить. Мечтал «убить сразу два зайца», да не вышло. И с грибами остаться охота, и младшего братишку не бросишь. Одним словом, встретились с глазу на глаз. Мишка и его младший братишка из тех, кто в карман за словом не полезут. Они не растерялись, что их, едва за руку не поймали.
 
   - Дедушка, а для чего ты грибы по веткам развешиваешь? – спрашивал «старшой» у меня.
  Я остолбенел. Не ждал, что мальчишки, как снег на голову...  Словом, не знаю, что ответить. Не хочу говорить правду, и всё...  Обида взяла, что Мишка и его младший братишка всю «фазенду»
мою испохабили. Лучше провалиться, чем про свои секреты рассказывать. Одним словом растерялся, но потом нашёл, что сказать.
  -У меня – зубы болят, - сочинял я на ходу, - а, если болят зубы, то надо взять старый гриб, и высушить его. А, потом отварить, и отваром – рот полоскать. Зубную боль, как рукой снимает.

    Я, вначале ляпнул, что в голову взбрело, а потом пожалел об этом. Я боялся, что мальчишки – или выставят меня дураком перед папой и мамой, или – действительно кому-нибудь из взрослых посоветуют старые грибы собирать, а потом сушить их, отваривать, и отваром рот полоскать. Я, поверьте, не знал ни какого подобного рецепта, чтобы от зубной боли избавиться. И, боялся людям навредить. Сказал чушь, - и стал «локти кусать». Но, мальчишкам, похоже, было не до моего бреда.
  - Ну, и ну! – присвистнул пацан. Он с хитрецой улыбнулся: мели «Емеля», твоя неделя – поливай дальше. Всем своим видом Мишка пытался показать, что он старается одурачить меня, а я делаю всё, чтобы обвести его вокруг пальца.
  - Дедулька, - говорит мне мальчишка, - а какая травка помогает от того, чтобы «чердак не сносило»? У меня что-то с головой не в порядке. Грибы – так и мерещатся! А их – нет нигде!
 
   Малец, с довольной улыбкой, демонстративно шагает мимо меня. Словно, хочет «нос утереть». Ну, держись, старый «бивень», мы и тебя «пустили по бороде». Не хотел показать, где грибы растут, так «буксуй» отсюда с пустыми руками. Но, как бы Мишка не «петушился» - сам в «калошу» попал. Он прошёл всего несколько шагов, споткнулся, упал, уронил рюкзак и рассыпал грибы.
  Вспоминая об этом, дядя Сеня от души улыбался. Слушая его рассказ, я тоже не оставался, равнодушен, и временами смеялся от души. Но, дед вдруг сделал серьёзное выражение лица, и принялся рассказывать дальше.

    - Не обращая внимания на меня, Мишка быстро собрал грибы. А, потом, закончил дело и сел рядом со мной. Я тоже опустился на землю. Мы дружно смеялись, когда вспоминали о том, как хотели одурачить друг друга. Я, конечно, рассказал ему о том, для чего я старые грибы по деревьям и кустарникам развешивал. Надо ведь с кем-то своим опытом поделиться. Как-никак – восьмой десяток разменял. Не уносить же свои секреты в могилу. Пацан выслушал меня внимательно, и предложил:
  - Дед Семён, а давайте вместе грибы разводить! И – никому ни слова! – говорил он, и стоял передо мной, как будто Иисус Христос перед распятием. Его хоть гвоздями на крест...  Не выдаст.

     - Замётано! – ответил я, и пожал худенькую Мишкину ручонку, - только настоящий грибник должен кое-что ещё «зарубить на носу». Например, нельзя дёргать грибы «живьём», то есть «с корнями». Хотя, у грибов, нет корней в буквальном понимании этого слова. «Корни» грибов называют грибницей. И, нельзя грибы срезать ножом. Если ты выдираешь гриб «живьём», то разрываешь мицелий, то есть грибницу. Те самые белые нити в земле, из которых грибы вырастают. А, когда грибы срезаешь ножом, то в земле остаётся часть ножки. Она со временем загнивает, и это ничего хорошего не даёт. И в том, и в другом случае – один вред наносишь грибам.

    Дядя Сеня вначале объяснил мальчишкам, как правильно грибы собирать. А потом, как говорится, всё это показал на практике. Он вместе с Мишкой и его младшим братишкой прошёлся по лесу, нашёл большой мясистый подосиновик, аккуратно взял его большим, указательным и средним пальцем правой руки за нижнюю часть ножки, и повернул его, не вынимая из земли, по часовой стрелке. Когда он почувствовал, что нити грибницы оборвались и остались в земле, дядя Сеня вытащил гриб из земли.
  - Если собирать грибы таким способом, как я показал, то и кончик ножки в земле не останется, и грибница, оставшаяся в земле, сохранится практически невредимой, - рассказывал дядя Сеня. Он с удовольствием поделился с мальчишками своими секретами. После этого они вместе с Мишкой и его младшим братишкой долго бродили по лесу, и развешивали старые грибы по веткам деревьев и кустарников.
 
    С тех пор прошло немало времени. Я иногда вспоминаю о том уроке, который мне дед преподнёс. Мне время от времени хотелось поговорить о том, что рассказывал бывалый грибник, с мальчишками. Но, всё как-то удобного момента не подворачивалось. Вначале было заманчиво заняться разведением грибов. Особенно сразу после того, как на эту тему поговорили с
дедом Семёном. Но, потом азарт почему-то прошёл. С одной стороны – дела, а с другой стороны, согласитесь, мы, чем старше становимся, тем больше иногда какая-то не то лень, не то вялость нападает. А, таких, как дядя Сеня, единицы. Они, несмотря на солидный возраст, одержимы что-то за счёт своих мозгов «урвать от природы».
 
   Вот такую историю мне однажды рассказал мой седовласый друг. Хотите – верьте, хотите – нет. Ведь грибник – что рыбак. И соврёт – много не возьмёт. А, может быть, в рассказах бывалых людей есть доля истины? Рассказам бывалых людей, вроде дяди Сени, можно доверять, а можно и не доверять. Но, в том, что все мы должны заботиться о природе, он, безусловно, прав. И только тогда она, родная наша фауна и флора, по трудам вознаградит любого, кто о ней по-настоящему позаботится.   
 
 
   
               


Рецензии