Семнадцать мгновений июня. День тринадцатый
Путевые заметки Фотинии.
День тринадцатый, 25 июня.
Чем дальше на север…
Чем дальше на север, тем тоньше березы
И ели не так уж пышны,
А низкие тучи сложились в торосы
И спят на груди тишины.
Не спит только солнце, и денно и нощно,
Бессменно стоит на посту,
Незримо, сквозь тучи и дождь неурочный
Готово сказать вам: – «Я тут».
И тем, кто на север с далекого юга
В июнь белонощный попал
Становится зябко, но курточка друга
На плечи ложится… тепла.
Ах, ели, березы, угодья морошки
И озера гладь, и… Господь!
Встречает скитальцев, ведет по дорожке
В свой дом – монастырский приход.
Приехали мы в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь приехали в 3 часа ночи. Те, кто смог спать в автобусе, так и остались спящими ждать открытия монастыря. Остальные вышли размять затекшие ноги.
Так как мы оказались ранними пташками, то попали на самые первые заутренние молебны братии. Сначала пред иконой Божией Матери, затем перед мощами Александра Свирского. Только после этого открыли раку для паломников. Говорят, нам повезло, мы были первыми и нам никто не мешал приложиться к мощам прославленного в лике святых преподобного отца. За день сюда приезжает в среднем 30-40 автобусов с туристами и паломниками. Мощи, действительно, удивляют своей эластичностью. Кожный покров абсолютно целый, нетленный. Нам всем разрешили поцеловать открытые части тела – ногу и кисть руки.
К этому времени началась литургия и мы все пошли из левого придела в центральную часть храма.
Внутреннее убранство храма приятно удивило высокохудожественным исполнением огромных икон на фоне белых стен. Все исполнено без лишней помпезности, скромно, но с любовью и тонким вкусом. Так же гармонично и сильно для восприятия пел хор монахов.
По окончании службы мы набрали песочка со святой земли монастыря, воду из святого источника и поехали поклониться мощам родителей Александра Свирского – преподобному Сергию и преподобной Варваре в Введено-Аятский женский монастырь.
200 км к северо-востоку от Петербурга, на берегу реки Ояти расположен монастырь, ныне известный как Введено-Оятский.
Раньше он назывался Введенский Островский, но узнать, кем и когда основана эта обитель, пока не представляется возможным. Одно можно сказать точно: в15 веке монастырь уже существовал. Когда-то в библиотеке обители хранилась жалованная грамота Иоанна Грозного, значит монастырь - в ту пору мужской - был известен в Москве ипользовался покровительством царей того времени. Древность его основания также подтверждается житием Преподобного Александра Свирского, родители которого - схимонах Сергий исхимонахиня Варвара (в миру - Стефан иВасса) - крестьяне села Мандеры, что наберегу Ояти, были пострижены в Введенском Островском монастыре и здесь же впоследствии погребены.
До 1764 года Введенский Островский монастырь был приписан к Александро-Свирскому монастырю и лишь после этой даты получил самостоятельность. Храмов в обители было два, один из которых - в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы сохранился доныне. Второй был двухэтажный, верхний придел которого был освящен в честь Богоявления Господня, а нижний - в честь Преображения Господня. Здесь инаходилась под спудом могила родителей преподобного Александра Свирского. Сейчас на месте этого храма - крест. Здесь же покоятся останки бывших насельников обители, бережно собранные при восстановлении монастыря.
В 30-е годы нашего столетия двухэтажный храм был разрушен. Разрушены были и монастырские стены. Последние иноки вместе с настоятелем - архимандритом Николаем - были расстреляны. В Введенском храме комсомольцы устроили клуб, монастырская колокольня стала водонапорной башней.
В1991 году обитель была передана Свято-Троицкому Измайловскому монастырю как подворное хозяйство. К этому времени она пришла в полное запустение. Дальнейшее восстановление монастыря тесно связано с именем матушки Феклы (вмиру Лидии Александровны Коняшевой). В 1992 году митрополит Иоанн (Снычев) благословил ее на устроение первой в епархии женской обители. 14 декабря 1993 года монастырь был официально возрожден. Появились первые насельницы. Настоятельницей была назначена Монахиня Фекла.
Главное достояние обители - целебный источник. По преданию, он иссяк с убиением последнего инока. Долгое время земля не давала ни капли воды, но по молитвам матушки Феклы и сестер источник возродился. Матушка Фекла говорила: «Это воистину дар Божий. Это воистину Матерь Божия нам его подарила». Матушка Фекла не дожила до наших дней. Она почила в 1997 году и покоится на кладбище монастыря, рядом с храмом.
Пока ехали в этот монастырь по традиции пели величание родителям Александра Свирского.
По приезду возле мощей преподобных Сергия и Варвары нам разрешили прочитать молебен с акафистом. После этого снова пели величание. Набрав воды в целебном источнике (вода оказалась слегка солоноватой на вкус), а так же, постояв под душем в купели (вода оказалась не такой ледяной, как в других источниках), пошли снова к автобусу. Здесь нас уже ждали разложенные столы. Кто пришел первым, помогли Татьяне и Алле Дмитриевне приготовить рыбные бутерброды и салат к каше из нашего чудо-котелка. Нам также удалось еще в предыдущем монастыре заварить чай в больших термосах. Поблагодарив Господа за трапезу, убрав за собой, поехали в Санкт-Петербург в Лавру Александра Невского.
Надо сказать м о том, что перед каждым посещением Святыни, руководители нас знакомили с предстоящей Святыней, рассказывая , или показывая фильм. Не было у нас в автобусе и праздных разговоров, просто на них не было времени. Или поем, или акафист читаем, или правило ко причастию слушаем, или проповедь, или фильм о монастыре смотрим.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра.
1713 - 1788 гг.
История знает два пути возникновения монастырей: первый путь - когда иноческие обители вырастают сами, на иноческих подвигах праведных отшельников в пустынных местах; другой путь - когда монастыри созидаются ревнителями Церкви, преимущественно вблизи городов как церковные твердыни для охранения и распространения христианской веры и христианской культуры. Возникновение Александро-Невской Лавры, без сомнения, шло по этому последнему пути.
Один из старейших историков Петербурга пишет, что уже весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.
В 1710 году, 13 июня, был взят Выборг и, таким образом, была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ. После этого Государь, будучи в Петербурге, в июле 1710 года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского" и быть по правую сторону Черной речки (первоначально Монастырка, так же как и река Волковка, была частью Чёрной речки. Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 г. Когда в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, он разделил реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой по Александро-Невскому монастырю, причём направление течения реки изменилось на обратное: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал) каменному монастырскому строению, а по левую - деревянному партикулярному. Назначенный в "тот Монастырь" архимандрит Феодосий водрузил на избранном месте 2 креста: один на правой стороне Черной речки, а другой на левой. На кресте, водруженном на правой стороне, сделана была надпись: "Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь". А на левой стороне Черной речки водружен был крест с надписью: "Что сей крест образует, обонполный то сказует".
Место, выбранное для Александро-Невского монастыря, имело историческое значение.
Предания связывали с ним историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшееся в пределы Руси войско ярла Биргера. Однако знаменитая битва произошла не в устье Черной речки, а в устье реки Ижоры, сорока верстами выше по Неве, где еще в XVI веке была срублена деревянная церковь в память победы над шведами. Тем не менее, легенда существовала, и, может быть, основанием для нее послужила другая битва - 18 мая 1301 года, когда новгородцы, которых вел сын Александра - князь Андрей, вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.
20 февраля 1712 года Петр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию, "дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь". Тогда же даны были и средства для постройки,- именно к новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами и от Новодевичьего монастыря село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне освобождены были на 3 года от податей и подводной повинности. Точная дата начала работ скоро была утрачена из памяти. Справка из Канцелярии Невского монастыря, данная в 1723 году и сохранившаяся в бумагах Кабинета Петра Великого в Государственном Архиве, устанавливает дату начала работ уже на основании изысканий в документах и относит ее к середине июня: "деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне". "В том же году заложена церковь деревянная на том месте, где водружен был крест и часовня стояла. В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать". Святый антиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года. День 25 марта (по старому стилю) 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена Святая Литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.
С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братства Александро-Невского монастыря был его настоятель, "архимандрит новосозидаемого при Санкт-Петербурге монастыря" Феодосий (Яновский). Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в монастыре не было еще ни одной живой души.
Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.
Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. Здесь предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, устроить при монастыре госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Эти намерения так и небыли осуществлены. К счастью для обители, так как осуществление всех этих проектов противоречило самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва. Со временем в обители открывались службы и подразделения вызванные жизненной необходимостью распространения служения не только сугубо для монастыря, но и для всей Церкви и тогдашнего общества.
Типография в Александро-Невском монастыре возникла в 1720 году, когда по высочайшему указу 13 декабря 1719 года, в монастырь был передан из "С.-Петербургской типографии" стан церковной печати с 7 мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было "Поучение в день св. Александра Невского". Был напечатан Букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее - ученые труды и их переводы, богослужебные книги.
В 1809 г. в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую Духовную Академию.
Перенос мощей св. блгв. кн. Александра Невского
Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 г., Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление: "Обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь".
...11 апреля 1723 г. древний Владимир огласился звоном многочисленных колоколов. Весь город собрался у стен Рождественского монастыря. После Литургии, согласно Величайшему повелению, рака с мощами св. благоверного князя Александра Невского была помешена в ковчег, богато украшенный и покрытый балдахином темно-вишневого бархата с позументами и увенчанный вызолоченным крестом. Было решено нести ковчег через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. Сопровождать торжественную процессию Указом Святейшего Синода был назначен настоятель Рождественского монастыря архимандрит Сергий, "яко в первостепенных архимандритах Российских третий градус имеющему". Ему также надлежало наблюдать за тем, чтобы "ковчег с мощами через города и знатные места нести священным чинам". На всем пути следования процессию встречали толпы народа, стекавшегося для поклонения святыне, в городах служили торжественные молебны. Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви. Через год, 30 августа 1724г., в третью годовщину Ништадского мира, останки св. князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.
По окончании строительства главного монастырского храма - собора св. Троицы, останки св. князя были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 г. по указу Елизаветы и украшенная надписями М. В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни св. князя. В 1743 г. Елизавета Петровна учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь. С тех пор ежегодно 30 августа, по окончании Литургии все столичное духовенство в белых одеждах, в сопровождении Епископа, с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершало молебен Святому Благоверному Князю.
И вот мы пришли на территорию лавры, с трепетом приложились к ее многим святыням, в том числе к мощам самого Святого Александра Невского. Величание ему мы пели еще в дороге, пели ему и в стенах знаменитой лавры.
После лавры Святого Александра Невского мы поехали в Казанский собор приложиться к Вседержавной иконе Казанской Божией Матери.
Каза;нский кафедра;льный собо;р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в 1801—1811 годах архитектором А. Н. Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. После Отечественной войны 1812 года приобрел значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец М. И. Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.
В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма, с 1991 года действующий храм несколько лет сосуществовал с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. Настоятель — протоиерей Павел Красноцветов.
Собор дал название Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.
Святыни, реликвии
Могила Кутузова
Главная святыня храма — почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери.
Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне (Салтыковой) — вдове царя Ивана V (сводного брата царя Петра I, царствовавшего вместе с ним с 1682 по 1696 годы). Икона была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей. Эта икона вдохновляла возглавляемое князем Пожарским народное ополчение, которое в 1612 году двигалось из Нижнего Новгорода в Москву освобождать Кремль от иноземцев. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, она была помещена в новом Казанском соборе. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Успенский собор на Сенной площади (Спасо-Успенский обновленческий кафедральный собор), после его закрытия — в Смоленскую кладбищенскую церковь. После закрытия последней в 1940 году святыня была изъята у обновленцев и передана в Князь-Владимирский собор, где помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона без крестного хода была возвращена в Казанский собор. Есть предположение, что большевики в 1930—1940-е чтимый образ конфисковали, и нынешняя икона — лишь её список, исполненный в XIX веке. Так как местонахождение прежней иконы неизвестно, появились домыслы, что она попала в униатский храм в Фатиме (Португалия) или в домовую каплицу римского папы.
Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
Икона Спасителя в иконостасе.
Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.
Нам сказали, чтобы мы вели себя тихо около иконы Казанской Божией Матери. Никаких молебнов! Здесь же постоянная живая очередь к Богоматери. А мы помешаем другим приложиться к иконе.
Но дело было перед закрытием собора, входные ворота уже были закрыты. А в соборе было не так много людей.
«Стучитесь, и вам откроется»!
И нам, подумав еще раз, разрешили. В который раз за поездку, стоя на коленях, мы пели песни и величание нашей любимой Богородице – теперь Казанской! Кажется, отзвуки нашей простенькой, но исполненной с душой песни, слышим и сегодня, находясь дома в Луганске, когда смотрим на икону Пресвятой Девы. А тогда, все, кто еще был в соборе, пришли к иконе и пели вместе с нами. Мы никому не помешали. И добрая женщина, которая отвечала за порядок в этой части храма, плакала от счастья и пела вместе с нами. Потом долго благодарила за этот праздник души. Она же провела нас и к другим святыням собора-музея.
После посещения Казанского собора мы поехали в Ильинский храм, где нас поселили на ночь в гостеприимный дом. На этот раз мы смогли дозвониться сюда и предупредить заранее о нашем приезде. Именно из-за ночлегов в Питере и изменили мы ход маршрута. В наши числа мы не попали, а потом они не могли принять. Нас встретили, расселили, накормили, искупали, в приготовленной для нас баньке! Это для женщин, потому что их было больше. А шестеро мужчин и двое водителей смогли помыться в душе. Банька и душ – более всего обрадовало уставших паломников.
У молодежи еще хватило сил прогуляться по Питеру. Их под опеку взял батюшка Савватий. А вот те, кто постарше, прочитав молитвы, сразу и заснули.
Свидетельство о публикации №212071901406