Долгий путь домой

Госгеонадзор Казахской ССР.  г.Алма-Ата .Февраль 1990г.

После распределения попала одна девчонка из нашей группы, моя бывшая любовь, в Алма-Ату, в 107-ю экспедицию. Ну, понятно, на встречу никакой надежды – где Алма-Ата, а где Киев. Сижу как-то, камералю, входит Мазуренко -  начальник чужой экспедиции и с порога зычно спрашивает:
- Кто хочет поехать в Алма-Ату?
Я аж подпрыгнул:
- Я!
- Да куда ты, сиди, пацан.
И прямиком к своему главному инженеру Карпинчику. Дело было такое – утвердить смету на изыскания газопровода Индер – Гурьев в Госгеонадзоре Казахской ССР. А Карпинчику оставалось два года до пенсии, ехать черт-те куда совсем неохота. А мне как раз и хотелось поехать туда. Очень. Только Маз вышел – я к нему, что, мол, там делать нужно? Обрадовался он, конечно, все мне подробно объяснил, выдал ЕНВиР и справочник по сметам.
Два дня я бегал за начальником отдела, надоедал ему и в конце концов он сдался:
- Ось, тобі, козаче, квиток на моє ім’я, перекомпостуєш і дуй.
- А обратный билет есть?
- Обратного нема. Якось уже сам викрутишся.
Дома неприятный разговор с женой. В командировку еду. Куда? В Алма-Ату. Пауза.
- Ты туда не поедешь.
- Почему?
- Там слишком жарко. Особенно в чужих постелях.
- Да что я сделать-то могу? Посылают.
Ну, полетел я. А в Киеве было +2;С, снег активно таял, текло с крыш, кругом лужи, тепло, короче. И поехал я в легкой курточке и кепочке – как же, на юг, ведь, все-таки.
В Алма-Ате в 6 утра из аэропорта выйти страшно – на улице -16;С. Куда деваться? На такси и на Сейфуллиной 106, в общежитие – адрес я знал. Бросил у Татьяны вещи и поехал в Госгеонадзор. Там вообще удивились, зачем приехали, можно было по почте послать. Ну, смета все-таки, денежный документ, лично передать надежнее. Взяли они ее на проверку, особо не сопротивлялись, хотя я готовился серьезно, задали пару вопросов и утвердили. На все про все ушло часа три. Все. Полная свобода – командировка на неделю.
Ах, Алма-Ата 90-го года!  Прямой, как стрела, проспект Абая, узкие кривые улочки в нижнем городе, запах жареных шашлыков на автовокзале «Саяхат», неповторимый азиатский колорит, наборы для плова из экзотических пряностей на базаре, горы, видные с любой точки города, яркое солнце, искрящийся снег, горячие манты в забегаловке, девчонки в купальниках на коньках катаются на Медео, вечерний пробирающий до костей мороз и теплая комната в общежитии, теплый же портвейн в чайных чашках, Танькино лицо, кажущееся еще красивее и еще восточнее в слабом зеленом свете ночника над изголовьем, да шаги запоздавшего жильца в коридоре.
Но все хорошее когда-нибудь заканчивается. Закончилась и моя командировка, а билетов назад нет. На Киев нет, на Львов нет, на Донецк, Харьков, Одессу, Днепропетровск тоже нет. На Москву? Нет. Ладно, идем ближе – на Ростов, Волгоград, Куйбышев, Саратов, Астрахань, Мин.Воды? Нет. Есть билеты на Урал и в Сибирь. И тут случайно вижу зеленую лампочку на рейс Алма-Ата – Аркалык – Уральск – Москва. Бегом в кассу:
- Есть билет?
- Только до Аркалыка.
- Давайте.
Там как-нибудь крутанусь, думаю, дам немножко на лапу. Ага. Наивный человек. Рейс этот летал раз в неделю и народ в Аркалыке стоял в ожидании уже прямо на поле, на ветру. Я к стюардессе с денежкой – может, хоть как, хоть на приставном, хоть до Уральска? Куда там. Новые пассажиры уже по трапу в самолет заходят. Выходи давай. Ну что делать – вышел. Степь да степь кругом. В маленьком аэропорту – простейшее расписание: два рейса в день на Кустанай, раз в неделю на Москву и, соответственно, на Алма-Ату. На сегодня один на Кустанай уже улетел, на другой нет билетов. Хотите на завтра? Нет, не хочу.
Сел на автобус, поехал в город. В центре – пятиэтажки негусто и снег, снег, снег. Сугробы по грудь, ветер, сильная поземка. Вокзал вообще шикарный – стандартная прямоугольная коробка, только вместо половины витринных стекол листы фанеры, отчего внутри полумрак. Расписание – ежедневно на Кустанай и два раза в неделю на Алма-Ату. Все. Купейные есть? У нас нет купейных. Плацкарт? Плацкарт на сегодня весь выкуплен, что Вы хотите, всего один плацкартный вагон. В общем поедете? Поеду. Думаю – сколько тут ехать, одна же область. Взял билет.
До поезда пять часов. Скукотища. На улицу не выйдешь – ветер с ног сбивает, да и мороз уже за 20. По залу ожидания гуляют сквозняки. Жрать нечего – в буфете чай, «кофе» и бутерброды с позеленевшим и загнутым от старости сыром. Туалет платный – 15 копеек. И обосранный до ужаса. Я вышел, говорю:
- Деньги берете, так хоть убирали бы.
- Не нравится – иди на улицу.
Кое-как промаялся на лавке – из щелей фанерного окна дует, а на батареях уже сидят другие люди. Но выйти все-таки пришлось. Зная по опыту, что такое посадка в общий вагон, я вышел заранее и минут 15 прыгал-танцевал на перроне до подхода поезда. Подали огрызок из шести вагонов – один плацкартный, остальные общие.
Заскочил я в вагон аж синий весь, но в числе первых. На нижней полке дует из окна даже на стоянке. На третьей пылища толщиной в палец. Занимаем, значит, золотую середину, то есть вторую полку и едем.
Поезд пассажирский, останавливается у каждого столба, идет не спеша да вдобавок в Есиле стоит часа четыре, ждет такой же огрызок из пяти вагонов и далее уже вместе на Кустанай.
Отлежал я все бока на деревянной полке без матраца – 12 часов все-таки, ни курить, ни в туалет не выходил, займут место, хрен потом чего докажешь, публика та еще в общих вагонах ездит. К тому же в Рудном набилось столько народу, что уже стояли как в автобусе, держась за поручни. Ну, от Рудного до Кустаная езды всего ничего – меньше двух часов.
В Кустанае утром вышел из поезда и первым делом на маршрутке в аэропорт. Потом, думаю, пожру – сначала билет возьму. В аэропорту перед кассой стоит толпа. Билетов нет никаких никуда. Все чего-то ждут. А рейсов довольно много – каждые полчаса, наверное. Периодически объявляют по матюгальнику: есть одно место до Москвы. Есть два места до Куйбышева. В эти моменты толпа заметно оживляется и прямо в окошко кассы летят через головы паспорта вместе с деньгами. Кассирша от них отбивается, орет, нервничает, хватает первый попавшийся, остальные выбрасывает обратно. Короче, шансов улететь – ноль.
Поглядел я на это дело тоскливо, пошел в буфет чего-то пожрал, потом подстригся в парикмахерской и двинул на вокзал. По дороге дал на почте телеграмму в институт: «Связи отсутствием билетов прошу продлить командировку до такого-то числа.»
На вокзале спрашивают:
- Вам куда?
- До Москвы.
- А дальше?
- В Киев.
- А не хотите сразу до Киева с пересадкой в Москве?
Подумал я, нет, не хочу. С Москвы-то, думаю, я уже по-любому улечу. И хорошо, что не согласился – этот ****ский скорый поезд опоздал в Москву на четыре с лишним часа. А денег уже в обрез – только-только долететь из Москвы в Киев. Поэтому пожрать отменяется.
Ехали со мной в купе папа с дочкой – мощной такой девицей лет 18-ти. Ну, значит, собираются они кушать, раскладывают на столике бутерброды, берут у проводника чай. И я беру чай.
- А Вы, что же, покушать не хотите?
- Да нет, знаете, не хочу.
- Берите, не стесняйтесь.
- Да как-то неудобно.
Но на второй раз я соглашался. Так этот папаша всю дорогу меня и кормил. А дочка втихаря от него бегала со мной курить в тамбур.
Приехали наконец-то в Москву. Я приободрился – уже ведь дома почти – что тут осталось, полстраны уже проехал. С Казанского вокзала прямиком во Внуково. А там толпа, очереди у касс бешеные, короче, нездоровая обстановка. Ткнулся было в одну очередь – касса на перерыв закрылась. В другую – так там передо мной еще человек пять отлучившихся должны подойти. Одному вообще плохо за билетами стоять. Плюнул, развернулся и уехал обратно в Москву. До метро маршрутка не доехала – идти еще и идти до красной буквы М вдалеке. И идти-то надо по какой-то снего-водяной каше, ноги сразу промокли.
Неожиданно замечаю 34-й троллейбус и надпись на нем «Киевский вокзал». Вот хорошо, думаю, на хер то метро. Сел. Катал он меня по городу часа полтора, не меньше – какими-то Мосфильмовскими улицами, но на вокзал привез. Прямо перед входом читаю на табло расписание и прикидываю про себя – на этом не поеду, пожрать не успею, лучше вот на этом.
Первое, что насторожило – пока шел с площади к кассам, человек семь поинтересовалось – Вы не сдавать билет идете? Да, думаю, чего-то тут не то. Зашел в кассовый зал, встал в очередь. Через 40 минут выясняется, что на нужный мне поезд билетов нет. Никаких – ни купе, ни плацкарта, ни общих. Ладно, не пожру, хрен с ним, давайте на этот, который раньше. Нет, никаких. Давайте на следующий. Нет. На какой ближайший есть?  Почтово-багажный, говорят. Отправление из Москвы в 3.20 завтра, прибытие в Киев в 0.20 послезавтра уже. Время – где-то семь вечера, ну, может, полвосьмого. Нет, не хочу.
Вышел из вокзала, закурил. Ну и что теперь делать? Поехал обратно во Внуково. По дороге маршрутка поломалась, причем поломалась конкретно – движок заглох и не заводится никак.
Народ возмущается, кричит, с чемоданами все. Хорошо, думаю, что я никуда не опаздываю. А все попутные маршрутки забиты под завязку еще от метро – какие могут быть  в лесу пассажиры? И не останавливается ни одна. Пару человек уехали на такси. Наконец минут через сорок подъехал автобус и подобрал нас всех.
Во Внуково обстановка та же, только хуже – начинается метель. Ну точно по Артуру Хейли, один в один. Главное, был вариант улететь на Винницу в 22.00, но я не рискнул – после покупки этого билета у меня осталось бы ровно 3 рубля, а сколько стоила электричка с Винницы до Киева я не знал, а вдруг больше трояка? Короче, этот рейс на Винницу оказался последним, который улетел и аэропорт закрылся на ***. На сутки. Но мы-то не знали, что на сутки и они не знали тоже, все рейсы откладывали на два часа. А на Киев билетов нет.
После очередного объявления о задержке киевского рейса до 23.00 увязался я за одним мужичком, решившим сдать билет.  Как я ни спешил, продираясь сквозь толпу, становившуюся все гуще, он успел раньше меня и в кассе, куда я пристроился, между мной и ним стояло уже пять человек.
Сдал он билет, никто из этих пятерых на Киев не спрашивал. Стою. А касса вот-вот на перерыв закроется. А эти падлы все разные варианты уточняют. Закрылась, короче, касса на перерыв. На час. Передо мной и заветным окошком только одна женщина лет 50-ти. Стою, жду. В другие кассы очередь не занимаю, мне эта нужна. Проходит час, время – 0.15, касса открывается. Наконец-то доходит моя очередь.
- На Киев, пожалуйста.
- На Киев нет.
- Как нет – полтора часа назад при мне сдали билет?
- А это не ко мне.
- А к кому?
- К диспетчеру по транзиту.
- А где он?
- В общем зале на втором этаже.
Ладно, иду в общий зал. Диспетчера, естественно, нет и когда будет – неизвестно. Пошел к дежурному по аэровокзалу. Объяснил проблему. Там обнадежили, мол, диспетчер по транзиту обязательно будет с семи утра, а пока гуляйте себе, все равно аэропорт закрыт. Возвращаюсь. А перед окошком уже человека три, таких же, как я. Товарищи, говорю, диспетчер будет в 7 утра. Я – первый.
Заняв таким образом очередь, иду заниматься практически бесполезным делом – пробовать искать хотя бы сидячее место, чтобы как-то перекантоваться эту ночь. Иду по большому кругу – через верхний зал ожидания, мимо детских качалок, сверху от угла лестницы оглядываю нижний зал – свободных мест или нет или просто не видно. Спускаюсь по лестнице вниз, опять иду мимо киосков, чемоданов, людей на креслах, людей на подоконниках, людей на чемоданах, людей на полу. Мест нет. Только в буфете есть свободные стульчики, но там официантка, кассирша и уборщица орут в три глотки, чтоб, мол, не занимали, если не едят. Спать, короче, все равно не дадут.
Во второй проход по верхнему этажу замечаю плохонькое, но все же место в детской ракете – можно поместиться. Помните, были такие качалки на пружинах для детей – лошадки, машинки, лодочки, различные звери? Думаю, если не найду ничего более подходящего, усядусь в эту ракету. Опять прошел по низу, через левую лестницу наверх – нету мест. Подхожу к ракете – уже сидит какой-то хмырь, уронил голову на грудь и посапывает. Ну что за невезуха! А жрать хочется. Зашел в буфет, взял чай и два пирожка. Покурил на улице. Теперь уже сильно спать захотелось. Присел прямо на ступеньках лестницы, газетку постелил. Черт, неудобно – дует, холодно снизу и плечо сквозь прутья перил постоянно проваливается. А время – три часа ночи. Так и проходил до утра по кругу – не спеша ходил, изучил все лекарства в аптечном ларьке, все газеты в киоске.
В 6.45 занял позицию перед окошком диспетчера по транзиту. Ровно в семь появился диспетчер – молодой вежливый мужик в белой рубашке и галстуке. Объяснил ему ситуацию. Звонит он в пятую кассу и направляет меня туда. Там опять очередь. Дождался, купил билет. Кассирша прямо ручкой вписала мои данные, зачеркнув фамилию предыдущего пассажира, но без печати диспетчера по транзиту билет недействительный. Возвращаюсь обратно. А там перед окошком скандал – требуют назад деньги в связи с опозданием на стыковочный рейс. Нервная обстановка. Дошла, наконец, очередь и до меня. Взял он у меня билет, тиснул свою печать сверху.
- Так когда все-таки будет мой рейс?
- Следите за объявлениями.
Ладно, отвалил я. Почти счастливый, с билетом. Денег осталось два рубля пятнадцать копеек. Полдевятого утра. Пошел транспорт. Аэропорт все так же закрыт, но людей поменьше стало – некоторые, видать, уехали в Москву. И тут удача – освобождается кресло в верхнем зале ожидания. Падаю на него и, изо всех сил борясь со сном, слушаю объявления по радио. Услышал – рейс такой-то на Киев задерживается до 11 часов. Тут же засыпаю.
Просыпаюсь. Без пяти одиннадцать. Мучительно стараясь не заснуть, слушаю. Наконец-то – задерживается до 13-ти часов. Вырубаюсь. Опять очнулся. На часах 13.07, в голове легкий ужас – неужели проспал? Напряженно слушаю – нет моего рейса. И посадку никуда не объявляют. За окном неясная белая муть, хрен поймешь метель или нет. Опять заснул и проснулся уже без четверти три. Дождался своего объявления – до 17-ти часов и встал с кресла. Хоть оно и приютило меня, но тоже порядком надоело.
Снова хожу по зданию аэровокзала кругами. Места свободные есть, но я уже не могу сидеть. Объявили задержку до 19-ти. Тут я понимаю, что уже не могу ходить. Сел. Почитал забытую кем-то газету, совсем неинтересную, кстати. Но все равно читал от корки до корки, до тиража и телефонов редакции, делать-то больше нечего. Объявили задержку до 21.00.
Пошел в буфет, чего-то съел, выпил чаю. Остался рубль и пятнадцать копеек. Рубль неприкосновенный – билет на автобус из аэропорта Борисполь в Киев стоил тогда 80 копеек. И тут начали объявлять регистрацию, пока на другие рейсы, аэропорт открылся, метель кончилась. Стало веселее. В 21.15 объявили регистрацию на Киев. Наконец-то. На последний пятначик звоню домой, мол, лечу.
Загнали нас в накопитель. Сидим, ждем. Через час завели в самолет. Опять ждем, минут сорок. В иллюминаторы видно, снова пошел снег. Неужели не улетим? Нет, нормально, взлетели.
В зал Бориспольского аэропорта я зашел ровно в полночь. Автобусы «Полет» тогда ходили каждые полчаса, но только днем. А ночью – в 0.30, в 2.00, в 4.00 и в 6 утра. Глянул я сверху на толпу на остановке – людей было явно больше, чем влазит в автобус. А лавок свободных деревянных на втором этаже полно, можно даже лечь. Подумал было и об этом варианте, потом обидно стало за 40 километров от дома на лавке ночевать. Нет, я попробую этот автобус штурмом взять и уехать хоть раком, боком, хоть стоя на одной ноге! И только если не получится, тогда уже возвращаться в аэропорт и спать до утра.
В автобус я влез. Стоял, конечно, сдавленный со всех сторон спинами, сумками и локтями. Приехали на площадь Победы. А по ночам автобус должен еще и на вокзал заезжать. Но водила говорит, что кому на вокзал, давайте еще по 50 копеек. А у меня всего двадцать осталось. Вышел я, конечно, хотя с вокзала домой ближе. Но выходя, не удержался и сказал: «Давайте мне по 20 копеек, я вас пешком провожу, тут идти десять минут». Никто, правда, не вышел, с вещами люди, это у меня маленькая сумка через плечо.
Ну что – время двадцать минут второго ночи, абсолютно пустая площадь, идет снег. Напротив универмага мается на троллейбусной остановке одинокая фигура.
- Не жди, мужик, уже ничего не ходит.
- А мне на вокзал надо.
- Идем, провожу. Холодно сегодня.
- Да нет, в Красноярске холоднее.
- С Красноярска сам?
- С Полтавы. Десять лет дома не был.
- А чего так?
- Да отсидел десять лет, сейчас вот домой еду.
Вот, думаю, послал Бог попутчика. Полвторого ночи и никого вокруг, пустой город. Дошли до угла Коминтерна.
- Вон вокзал, светится.
- Спасибо, счастливо тебе.
На углу Толстого услышал я сзади шум мотора. Из снеговой каши вынырнули «Жигули». Поднимаю руку, машина тормозит.
- На Соломенку.
- Только до площади Брежнева ( нынешняя Соломенская )
- У меня денег 20 копеек всего.
- Давай-давай, садись быстрей! Я в ночной гастроном опаздываю, до двух он.
Тогда только-только появились они и было их на весь огромный Киев всего, по-моему, штук шесть.
Вышел я на площади и то спасибо, что подвезли на халяву. И почапал потихоньку по Соломенской в самый конец к родителям, так как к жене на Отрадный сил идти не было. В квартире я появился около трех ночи. Весь мой путь домой из Алма-Аты занял без пяти часов пять суток.


Рецензии
Ну, дела... Спасибо за увлекательное вместе с Вами путешествие. Всех благ!

Галина Ларская   25.09.2012 20:07     Заявить о нарушении
Спасибо и Вам за внимание. Если будет настроение и время - будут и другие рассказы, путешествий в моей жизни хватало.

Андрей Патыченко   26.09.2012 00:49   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.