Лабиринты Кенигсберга. Глава 2-11

Электронная версия данной книги создана исключительно для ознакомления только на локальном компьютере! Скачав файл, вы берете на себя полную ответственность за его дальнейшее использование и распространение. Начиная загрузку, вы подтверждаете свое согласие с данными утверждениями! Реализация данной электронной книги в любых Интернет-магазинах, и на CD (DVD) дисках с целью получения прибыли, незаконна и запрещена! По вопросам приобретения печатной или электронной версии данной книги обращайтесь непосредственно к законным издателям, их представителям, либо к автору!


В. Шпинев "Лабиринты Кенигсберга".

Глава 2-11. Материалы Кости Беркута по Кенигсбергу. Продолжение. 

ПЕРВЫЕ РУКОВОДИТЕЛИ ОБЛАСТИ.

"Первым секретарем обкома был Иванов. Пообещал Сталину Калининградскую область превратить из потребляющей в производящую. После звонка Сталина он застрелился в своем кабинете".(40).

"Многие отрасли экономики к 1947 г. были в кризисе. Калининградская земля не могла сама себя прокормить. Первым секретарем обкома ВКП(б) был тогда Иванов. Его отчет в ЦК представил хорошую картину положения дел в области. Очень боялся, что могут узнать об обмане. Должна была прибыть комиссия во главе с Косыгиным. Убоявшись последствий, Иванов застрелился. На его место был избран В. В. Щербаков, он был явно с диктаторскими наклонностями. Он мог за развал работы посадить в тюрьму. Держал людей в постоянном страхе. Но зато за короткий срок в области удалось навести относительный порядок".(40).

"Первый секретарь обкома Щербаков был высокообразованной личностью. Сам был заведующим кафедрой политэкономии, затем инструктором ЦК КПСС. Притом очень требовательный - сверхчеловеческих возможностей требовал от человека. Однако сурово не наказывал. Его не стало по ошибке. Ехал из Светлогорска в Калининград, задел пожилого человека, а тот оказался членом КПСС с 1917 г. Вызвали в ЦК, сняли с работы. Потом он снова стал заведующим кафедрой в каком-то институте в Москве".(40).

"Следующим "первым" в области был В. Е. Чернышев. Бывший командир партизанского соединения. Герой Советского Союза, самородок, малокультурный, малоинтеллигентный, но удивительно умеющий чувствовать людей. Прекрасный организатор. Интересный человек. При нем было совершенно свободное общение. Внешне свирепый, грубоватый толстяк, но с удивительно добрым сердцем".(40).
"Про него говорили, что он не имел высшего образования. Чернышев "ходил в народ", советовался с людьми, часто с ними встречался. Чернышев говорил доходчивым языком, понятным всем".(40).

"Никаких льгот для партийных работников не было. Зарплата была невысокой, но твердой. Тогда партработник - это минимум: скромная одежда, никакого излишества".(40).

"1947 г. Для обслуживания квалифицированной медицинской помощью работников советского и партийного актива области в г. Калининграде организуется специализированная поликлиника".(из письма начальника областного управления по гражданским делам в Совет министров СССР).(40).
Верным помощником партии показал себя калининградский комсомол в деле претворения в жизнь лозунга об уничтожении на новой земле "прусского духа".(40).

"Мобилизовали комсомольцев сбивать все немецкие надписи. Работали по воскресеньям, ибо остальные дни недели были заняты на основной работе. Много удалось в этом плане сделать. Собрания продолжались по нескольку часов - от шести вечера до двенадцати ночи. Тогда комсомол был совсем другой".(40).
В пропагандистской работе большая роль отводилась ежегодным демонстрациям - майским и ноябрьским. На демонстрации шли даже с ночных смен. К ним заранее готовились: изготовлялось много украшений, плакатов; на все это уходили немалые средства и силы. Было много знамен, и никто не отказывался нести их, это считалось честью.(40).

"Видели мы и то, что в жизни не так уж все хорошо, как утверждала официальная пропаганда. Так, на своей шкуре многие знали, как тяжело живет деревня. Что творилось в верхах - нам было неизвестно, - мы могли только догадываться. Даже было видно, но попробуй сказать, возмутиться. На другой день тебя бы не было на свете".(40).

Переселенцев поразили здешние дороги. Приехавшие из дальних российских деревень восхищались асфальтом, ну а брусчатка и вовсе была им в диковинку.(40).

"Удивительно было: все тротуары, мостовые были уложены камнем, отделаны плитами. Дождик пройдет - все чисто, никаких луж. Вода впитывалась в землю между плитами или брусчаткой, и все просыхало моментально. На некоторых улицах в дорожное покрытие был заложен разноцветный камень, и казалось, что дорога украшена орнаментом. Дороги были сильно повреждены. Еще больше пострадали шоссейные дороги между населенными пунктами. (40).

На территории Восточной Пруссии основным видом транспортного сообщения между населенными пунктами являлись железнодорожные линии, которые война не пощадила". (40).

Плохо обстояло дело с автомобильным сообщением. Междугородних автобусных линий первое время практически не существовало. Автомобильный парк почти сплошь состоял из иностранных и трофейных машин. Положение с общественным транспортом в областном центре улучшилось только после восстановления трамвайных линий.(40).

"1946 г. Основным видом внутригородского транспорта был трамвай. Имелись три трамвайных парка (300 вагонов, в том числе 150 - 180 вагонов моторных). Общая протяженность трамвайных линий - 145 км. Трамвайное хозяйство разрушено".
(из "Краткой экономической характеристики Калининградской области").(40).
Ходили трамваи первоначально беспорядочно, без всякого расписания.(40).

"Долгое время у нас бегали немецкие трамвайчики. Потом появились новые - чешские".(40).

"Трамваи ходили очень редко. Вагончики были немецкие, внутри которых пассажиры сидели на длинных, вдоль всего трамвая, скамьях лицом к лицу. Ходили они медленно, были скрипучими, а часто вообще отсутствовали. Люди в основном предпочитали передвигаться пешком"(40).

Приказом Министерства рыбной промышленности западных районов СССР от 17 июля 1946 г. в г. Калининграде был создан Балтийский государственный рыбопромышленный трест, на который было возложено рыбно- хозяйственное освоение водоемов области, а также руководство предприятиями рыбной промышленности области.(35).

Государство вкладывало огромные средства в становление и развитие новой области.
Требовалось взять на учет и сохранность все оставшиеся от войны имущественные ценности. С этой целью на предприятиях и в организациях были созданы инвентаризационные комиссии.
С 14.07 по 15.08.1946 г. комиссии провели эту работу, поставив учтенное имущество на службу народному хозяйству. Создавалась база для экономического становления области.(33).

К августу 1946 г. общее количество промышленных предприятий, приступивших к выпуску продукции, достигло 56,и до середины года рост населения происходил за счет промышленных рабочих. Переселение колхозников к этому времени только намечалось.(33).

Осенью 1946 г. в Калининграде был пущен первый трамвай. Большой вклад в это внес коллектив ЦБК-2.(33).

Осенью 1946 г. в Калининграде был пущен первый трамвай.(34).

9.12.1946 г. вышел в свет первый номер газеты "Калининградская правда".(33).

С декабря 1946 г. в области выходила только одна газета - "Калининградская правда".(34).

Во второй половине 1946 г. была создана областная газета "Калининградская правда". Тираж - 30 тыс. экземпляров. Почти год - до августа 1947 г. - редакция размещалась в помещении бывшего областного управления по гражданским делам( Советский пр.,27). С 6.08.1947 г. - на пр. Мира,5,находилась там более 20 лет. С 1.01.1949 г. - тираж "Калининградской правды" - 50 тыс. экземпляров.(35).

1946 г. - для бытового обслуживания населения г. Калининграда созданы и работают мастерские: 8 швейных, 8 сапожных, 11 слесарно - столярных, 5 часовых, 2 радиомастерских. Общее количество рабочих и служащих - 560 человек.
В городе для обслуживания населения работает: 18 парикмахерских, 9 бань, 4 гостиницы и 4 прачечные - по линии системы коммунального хозяйства. Кроме того, ряд крупных предприятий имеют свои парикмахерские, бани и прачечные.(40).

"Помимо меня работали еще 6 немцев. Я была одна русская среди них. Они относились к работе старательно. Зарплату получали 800 рублей. Инструмент у нас был хороший, все осталось от немцев. И когда они уехали, тоже все оставили для нас".(40).


"1947 г. От вокзала до центральной площади не было ни одного целого дома - стояли высокие обгоревшие остовы зданий, иногда две - три стены, а впереди возвышались руины Королевского замка. Впечатление такое, что это - мертвый город: скелеты домов, груды кирпичей и следы пожаров. Руины таили в себе немалую опасность для жизни людей. Страшно было ходить по улицам - в любой момент на голову мог свалиться кирпич. Идешь в Кенигсберге по улице, а над головой глыбы висят на железке, как на волоске".(40).

"Большинство домов состояло из одних коробок. Полдома стоит, а другой половины нет. Это было настолько опасно, что чуть ли не каждый день от завалов кто- нибудь погибал".(40).

"Однажды женщину убило у кинотеатра "Заря". Стена вдруг обвалилась и эту женщину разрубило упавшей балкой пополам.
На ул. Клинической, напротив областной больницы развалки рушили. Военные оцепили весь участок и никого туда не пускали. Чтобы обрушить стену, ее обвивали толстым канатом, цепляли к бульдозеру и тянули. Одна вагоновожатая решила "проскочить".
Военные ее не пускают, а она им свое твердит. Первый вагон успел, а на второй упала стена, и 40 человек - как не было".(40).
"1947 г. Произошел обвал стены, в результате которого погибла семья в составе 7 человек. Обвал произошел в силу воздействия большого количества осадков на ветхие стены здания при отсутствии крыши на последнем".(из письма прокурора области председателю горисполкома).(40).

К лету 1947 г. управления по гражданским делам выполнили свои функции: подготовили условия для постепенного перехода к конституционным органам власти.
Первые исполкомы местных советов создавались путем назначения их Верховным Советом РСФСР. Был образован областной исполком, первым его председателем назначен В. А. Борисов. Управления по гражданским делам в связи с этим упразднялись. Но в тех городах области, где большинство населения составляли военные, власть по-прежнему принадлежала комендантам.(40).

По данным горжилуправления в 1948 г. в Калининграде еще оставалось 500 зданий, грозящих обвалом. Вечером света на улицах не было, мины, неразорвавшиеся снаряды - на каждом шагу. Но существовали и другие опасности: открытые люки на дорогах, оголенные под напряжением провода.(40).

"1949 г. На улице А. Невского колодцы без люков - буквально на каждом шагу".
(40).

"Трудно было даже представить, что все это можно когда-то восстановить".(40).

Критическая обстановка послевоенной разрухи в первую очередь требовала расчистки завалов. Этой работой были заняты военные, оставшееся немецкое население, находящиеся в плену солдаты и офицеры германского вермахта и переселенцы6 каждый из них перетаскал своими руками не одну тонну битого кирпича. За учреждениями, учебными заведениями закреплялись определенные участки улиц и кварталов. Все работы проводились после трудовой смены и в выходные дни.(40).

Разбор завалов был небезопасным занятием. Проваливались в подвалы вместе со сводом, заваливало кирпичами.(40).
"Никто ведь здания не обследовал. Ну послали и послали. Но вот надо отдать должное людям: образования у них не было, но работать с ними было легче. Безотказные".(40).

Еще одно страшное испытание. Все годы, пока шла расчистка, из-под обломков извлекали останки убитых.(40).

"Я участвовала в разборке Центрального гастронома. Он был наполовину обвален. Мы первый этаж разбирали, мусор выносили, а было его видимо - невидимо. Потом на трупы наткнулись. Много народу побито было. Наверное, бомба упала. Трупы-то уже смердят, так мы платками, кто чем, закутаемся, вилы, лопаты в руки - и на носилках выносили".(40).

"Полностью разрушенный войной город пусть медленно, но все же менял свой облик. Разбирали завалы вручную, устраивались воскресники как по расчистке улиц, так и нашего судоремонтного завода. Каждый должен был отработать на благоустройстве города по 450 часов, из них 125 часов - на заводе. Каждому была выдана специальная книжка, в которой домоуправы отмечали, кто, когда и сколько часов отработал. Потом у нас эти книжки собрали и больше не вернули. Не платили нам за это и отгулов не давали. Считалось, что так и нужно, и мы ничего не требовали. Молча работали: раз надо - значит надо!".(40).

Дети тоже принимали участие в восстановительных работах.(40).

"Часто всем классом мы ходили на разборку старых домов, в основном на Каштановой Аллее. Все удивлялись крепости немецкой кладки: при разборке надо было отбивать, выковыривать каждый кирпич. А если начинали переборку наших сооружений, часто достаточно было просто навалиться на стену, и она падала".(40).

"1949 г. Надо сказать, что центр города застраивался немцами беспланово, варварски, что вообще характерно для капиталистических городов. Здесь много узких улиц, где с трудом проезжал трамвай. На месте зданий пройдут проспекты, зеленые бульвары и скверы.
В первую очередь должны быть восстановлены ценные здания. На строительство их пойдет кирпич и щебенка с разбираемых строений.
В центре города намечена постройка огромного Дворца Советов. Возможно, что постаментом для него явится площадка нынешней крепости с башней и большой площадью, спускающейся к реке.
Огромное здание Дворца Советов мыслится как памятник великому деятелю коммунистической партии и советского государства - М.И. Калинину. Дворец должен быть увенчан высокой, видной издалека башней - маяком, которая подчеркнет характер Калининграда - города - порта".(из газет).(40).
Строительство новых зданий и разборка завалов осуществлялись во многом без применения каких-либо механизмов. Люди работали самоотверженно.(40).

На расчищенных местах сажались деревья, разбивались клумбы. Восстановительные работы продолжались не один год. Последние развалины исчезли лишь в начале 60-х годов.(40).


"Медицинская помощь оказывалась в военном госпитале на Каштановой Аллее. Он назывался тогда "госпиталем Раппопорта". Все медицинские организации назывались по имени руководителя или главного врача: хозяйство Лапидуса - областная больница, хозяйство Саулькина - военный госпиталь".(40).

Вместе с русским медперсоналом в больницах работали и немцы: многие из них были прекрасными специалистами в своих областях - хирурги, терапевты. Не хватало врачей, медицинских инструментов, лекарств. Со временем гражданские лечебницы и медпункты открывались в городах и отдаленных поселках.(40).
"1949 г. Благодаря повышению жизненного уровня трудящихся и широкому проведению оздоровительных мероприятий в области значительно снижены заболеваемость, общая и детская смертность, повышена рождаемость".( из письма И. Сталину делегатов второго областного съезда врачей).

"1949 г. Детская инфекционная заболеваемость не имеет никакой тенденции к снижению и растет из месяца в месяц". (из доклада зав. Облздравотделом на втором областном съезде врачей).(40).
"Улица Кутузова, там, где кинотеатр "Победа", была перегорожена. Туда не пускали: там жили военные. Хорошие особняки только им и были".(40).

"Район улиц Кутузова, Нахимова, Чапаева, Энгельса был весь целый. Там жили военные. В районе, что примыкал к вагонзаводу, - рабочие. В поселке Воздушном - военные и обкомовские, на Офицерской и Коммунальной - тоже обкомовские. Там была чистота, улицы в полном порядке. Жилье распределялось несправедливо. Старшие офицеры располагались в шикарных квартирах или особняках, где были целы обстановка, мебель, даже хрусталь. С жильем в городе было плохо, но уплотнение этой категории жильцов не проводилось".(40).

"Говорили, что на улице Тельмана раньше жили одни эсэсовцы. Дом поразил своим богатством. Мебель, ковры. В углах стояли статуи".(40).

"На улице Кутузова есть особняк, который до сих пор в народе называют дачей Баграмяна. В этом доме я была в 1947 г. Красивая лестница, ведущая наверх, окна из цветного стекла - витражи".(40).

"1946 г. На улице Энергетиков в доме на втором этаже в комнате площадью 22 кв. метра проживает 11 человек (семьи рабочих), на этом же этаже в другой комнате площадью 25 кв. метров проживает 15 человек. Эти комнаты находятся в антисанитарном состоянии: стены, потолки заплесневелые, полы грязные, все проживающие рабочие вповалку спят на полу. На улице Каретной в помещении бывшей мертвецкой (крематория) проживает 4 семьи рабочих. Помещение под жилье совершенно не пригодно, нет окон, отопительная система отсутствует, полы цементные, в помещении масса крыс. Есть случаи укуса живущих крысами". (из актов обследования жилья рабочих).(40).

"Немцы, бывая возле наших бараков, восклицали: "Мы думали, что вы все одинаково живете. А пан офицер не так живет". Вот тогда началась социальная несправедливость".(40).

Продукты в области распределялись по карточкам. Люди вспоминают различные нормы.
(40).

"Продукты получали в военной администрации области по карточкам. Хлеба 400 граммов - взрослому, 200 граммов - ребенку. Потом стали давать молоко, рыбу, мясо".(40).

"Получал по карточке 800 граммов хлеба в день".(40).

Карточки, которые были у населения, не всегда полностью отоваривались. Качество продуктов иногда было очень низким.(40).

Существовала и особая категория людей, которые и в те голодные годы были избавлены от необходимости ежедневно искать себе пропитание. Они тоже получали карточки, но это были другие карточки.
Наименование видов дополнительного и специального питания (1946 г.):
1. Второе горячее питание.
1. Обед для руководящих работников по постановлению СНК СССР от 27.9. 1942 г.
1. Обеды для руководящих работников по постановлению СНК СССР от 27.11. 1943 г.
1. Сухие пайки.
1. Для туберкулезных больных.
1. Усиленное диетическое питание.
1. Спец. Питание для работающих во вредных цехах.
1. Литерные обеды для совпартактива.
1. Карточки на ужин.
(из ведомости по спецснабжению).

Продолжение: http://proza.ru/2012/07/20/1076


Рецензии