Ариф Сапаров Хроника ладожской навигации 1942 года
Споем, друзья, о наших капитанах
В грозу и шторм, и полночью, и днем
Они бесстрашно водят караваны
Под ураганным вражеским огнем
Ольга Берггольц
Ладога, Осиновец. Июнь 1942 г.
70 лет назад, весной – летом 1942 года на Ладожском озере, под непрерывной бомбежкой и артобстрелом, Ладожской военной флотилией была осуществлена беспримерная героическая навигация.
Именно она обеспечила бесперебойную доставку в осажденный Ленинград продовольственных и других жизненно необходимых грузов.
По Ладоге из города были вывезены сотни тысяч ленинградцев, главным образом, детей и женщин. А воинские части, оборонявшие Ленинград, получали свежее пополнение и вооружение.
Так уж получилось, что эту легендарную навигацию тщательно анализируют и осмысляют главным образом зарубежные военные историки, а не наши отечественные исследователи.
Например, известный швейцарский историк Второй мировой войны Юрг Мейстер утверждал : « Русские действовали на Ладожском озере в тактическом и стратегическом отношении исключительно хорошо… Советская Ладожская флотилия внесла значительный вклад в ход войны на Востоке». 1)
А английский журнал «Нэйви», оценивая итоги жестокого противостояния героев Ладоги и объединенных вооруженных сил стран оси
(Германия, Италия, Финляндия), отметил: «На Ладожском озере русский флот, проявив большую инициативу и тактическое мастерство, остался хозяином этого важного пути».
Хронику Ладожской навигации, бесценные свидетельства ее участников мы нашли в архиве первого летописца Дороги жизни, военного корреспондента фронтовой газеты «На страже Родины» Арифа Васильевича Сапарова.
Сын писателя, петербургский философ и культуролог Мирсаид Сапаров много сил и времени отдает работе с отцовским архивом. Сегодня читая военные дневники Арифа Сапарова, его обширную переписку с
героями Ладоги, он соотносит запечатленные в них события с теми планами и признаниями фашистского командования, которые стали известны лишь недавно благодаря публикациям зарубежных историков и архивистов.
«То ли штатные астрологи перестарались, то ли фюрер не представлял , какой народ противостоит его военной машине, но Гитлер – говорит М.Сапаров - пребывал в твердом убеждении, что блокада Ленинграда в течение года неизбежно приведет к сдаче города и вермахту не понадобится чрезвычайных усилий для полного разгрома Невской твердыни.»
Судя по всему, особые надежды фюрер связывал с прекращением движения грузов по ледовой трассе.
22 мая верховным командованием вермахта было отмечено : «Так как два с половиной миллиона жителей Ленинграда могло быть эвакуировано за десять недель, фюрер приказал воспрепятствовать всеми средствами этой эвакуации для того, чтобы в Ленинграде не улучшилось продовольственное положение и тем самым не укрепилась бы обороноспособность города».
Гитлер приходил в неистовство, читая донесения о деятельности
Ладожской коммуникации и неоднократно требовал ее уничтожения.
Командующий группой армий «Север» генерал-полковник Кюхлер в интервью берлинскому корреспонденту вынужден был опрометчиво заявить: «Единственный путь по льду Ладожского озера, при помощи которого Ленинград мог получать боеприпасы и средства питания, сейчас, с наступлением весны, безвозвратно потерян. Отныне даже птица не сможет пролететь через кольцо блокады, установленное нашими войсками».
Однако…
22 мая буксирный пароход «Гидротехник», с трудом пробиваясь сквозь нагромождения льдин, совершил первый пробный рейс из Осиновца в Кобону, на восточный берег.
За ним, ободренные этим успехом, проследовали «Орел», «Никулясы», «Морской лев», «Арзамас»…
И навигация открылась.
Но уже на четвертый день после рейса «Гидротехника» развернулось сильнейшее авиационное наступление на Ладогу. Оно продолжалось без перерыва почти полтора месяца и стало затихать лишь в конце июля. Воздушные налеты, в которых участвовало сразу шестьдесят, а то и восемьдесят «юнкерсов», сопровождаемых десятками истребителей, были почти ежедневными.
Впечатляет хронометраж одного лишь дня 30 июня, фиксировавшийся Арифом Сапаровым в диспетчерской порта «Большая Кобона».
Протокольно сухая запись событий дает некоторое представление об обстановке, которая сложилась на Ладожском озере.
8 часов 47 минут. Девять бомбардировщиков в сопровождении двенадцати истребителей атакуют пирсы с грузами. Сброшены десятки бомб.
8 часов 50 минут. Вторая волна бомбардировщиков атакует складские площадки и эстакады. Над территорией Кобоны воздушный бой.
9 часов 9 минут. Четыре бомбардировщика «юнкерс 88» пикируют на пароход «Форель», ожидающий своей очереди на разгрузку. Один бомбардировщик подбит. На пароходе имеются убитые и раненые.
9 часов 32 минуты. Истребители с бреющего полета обстреляли пирсы. Среди грузчиков трое убитых.
10 часов 20 минут. Три бомбардировщика атакуют грузовой пароход №7, стоящий на рейде.
11 часов 30 минут. Бомбежка парохода №82. Пикируют шесть бомбардировщиков. Прямое попадание, в команде убитые и раненые.
12 часов 2 минуты. Большой налет на караван судов, подходящих к пирсам с западного берега. В налете участвуют четырнадцать бомбардировщиков и девять истребителей. Воздушный бой. Сбит один «юнкерс» и один «мессершмитт». Потоплена баржа с зерном. Имеются убитые и раненые.
13 часов 55 минут. Бомбардировщики пикируют на пароход №81, стоящий на рейде. Большой воздушный бой. Сбито три наших и четыре вражеских самолета.
16 часов 5 минут. Сброшено двенадцать бомб на пароход «Гидротехник», ставший под погрузку.
19 часов 40 минут. Массированный налет на пирсы и складские площадки. Участвуют сорок самолетов. Крупные повреждения на пирсе №1, много убитых и раненых.
22 часа 11 минут. Похоже, что заключительная атака вражеской авиации на пирсы. Участвуют двадцать два бомбардировщика. Сильно поврежден пароход «Узбекистан», потоплена баржа с мукой.
Об ожесточенных попытках противника «закрыть» Ладожское озеро легче всего судить по цифрам. Навигация 1942 года длилась в общей сложности сто девяносто четыре дня. За этот период было зарегистрировано сто сорок две дневные и двадцать семь ночных бомбежек портов. И это помимо бесчисленных и яростных авианалетов на караваны судов в открытом озере.
Подсчитано, что в среднем на ладожские порты сбрасывалось по тридцать три бомбы ежедневно.
Глубокой ночью 30 июня А.Сапаров поговорил в порту Кобона с бригадой грузчиков, которые даже под пулеметным огнем противника ни на минуту не прекращали погрузку стоявших у пирса судов, чем, кстати, вызывали оторопь у фашистских летчиков.
Разумеется, корреспондент фронтовой газеты не мог не пообщаться с капитанами прославленной Ладожской флотилии.
Ариф Сапаров повстречался с Василием Ильичем Маркеловым - капитаном маленького допотопного парохода «Арзамас», который, буксируя неповоротливую баржу, умудрился противостоять налетевшим на него четырем скоростным пикировщикам. С оторванной трубой, весь покрытый клубами едкого дыма, с наполовину перебитой командой, пароход все-таки добрался до берега, доставив баржу с продовольствием.
С командиром сторожевого корабля «Пурга» ( по своим боевым и техническим характеристикам считавшегося лучшим в Ладожской флотилии), Иваном Горовым, Ариф Сапаров был знаком давно, со времен советско-финляндской войны.
Напористый и энергичный, И.Горовой добился того, что по вооруженности с «Пургой» не мог сравниться ни один другой корабль на Ладоге. Именно на «Пурге», отплывавшей 4 июля 1942 года с продовольственными грузами и сотней красноармейцев, А.Сапаров и должен был вернуться в Ленинград.
Вот как он описывает этот рейс в дневниковой тетради: « Проплыли часа полтора и ничего себе…
Только настораживал прекрасный солнечный день и удивительный на Ладоге полный штиль.
Вдруг по напряженным лицам зенитчиков и их резким движениям стало понятно: началось! Чинно, как на параде, приближались выстроившиеся рядком четыре «юнкерса 88» в сопровождении «эскорта» - двух «мессеров 109».
«Похоже, - сказал Ваня Горовой – они меня уже знают и пикировать не станут».
Действительно, на счету «Пурги» было восемь заваленных ею «юнкерсов». Обычно фашистские летчики оказывались в огневом капкане, когда выходили из пике. Трем крупнокалиберным 40-миллиметровым пулеметам и трем автоматам системы «виккерс» удавалось подловить и наказать врага.
Когда фугасные бомбы стали рваться одновременно и слева и справа по борту, а палуба заходила ходуном, штиль мгновенно превратился в шторм.
Конечно, осторожные «юнкерсы» бомбили хотя и методично, но наобум, с приличной высоты. Но можно ли было предсказать, чем кончится смертельная игра и не угодит ли очередная фугаска прямо на палубу корабля?
«Когда в 1939 году в боях на Кандалакшском направлении, - записывал А.Сапаров, - под перекрестным артиллерийским огнем я был ранен, то понял , что на поверхности земли любой камень или расщелина могут казаться спасительными. А куда спрячешься на бескрайней водной глади, когда ты на виду у атакующего тебя сверху врага?»
Спустя три месяца Ариф Сапаров узнал, что «Пурга» была все-таки потоплена фашистами. 1 сентября 1942 года сторожевик погиб в течение нескольких минут в результате взрыва двух авиабомб у его бортов.
Кстати, именно под охраной «Пурги» в 1941-1942 годах в блокадный Ленинград было доставлено более одного миллиона тонн грузов и эвакуировано девятьсот тысяч человек.
После выхода в свет в 1947 году первого документально-художественного повествования о Ладожской трассе – книги А.Сапарова «Дорога жизни», автор получил сотни писем как от непосредственных героев описываемых в книге событий, так и от их родственников, друзей и сослуживцев.
Многие из этих писем сообщали драматические подробности ладожской навигации. Так, Ангелина Галкина писала о подвиге своего брата, командира канонерской лодки «Олекма» Бориса Григорьевича Галкина. Восемь успешных рейсов совершила «Олекма» под ожесточенным огнем противника, перевозя в город продовольствие и боеприпасы, а из города – изголодавшихся людей.
Боевой капитан спасал перевозимых людей и грузы в самых, казалось бы, невероятных ситуациях. А в это время в городе погибала от голода его семья: жена и трое маленьких детей, выжила только старшая дочь.
Девятый рейс 5 октября 1941 года стал роковым : две фугасные бомбы взорвались прямо на палубе корабля. Как писала Ангелина Галкина, « большинство людей заживо сгорели…никто не уцелел.»
Но несмотря на тяжелые потери, которые несла Ладожская флотилия, объем грузоперевозок по Ладоге не только не сократился, а наоборот, резко возрос в летние месяцы .К середине июля стало очевидным, что надеждам вермахта окончательно перерубить Дорогу жизни не суждено сбыться.
23 июля 1942 года А.Гитлер подписал историческую директиву № 45 о взятии Ленинграда до сентября. Для укрепления группы армий «Север» из-под Севастополя перебрасывалась 11 армия генерал-фельдмаршала Манштейна.
Однако и эта операция по прорыву обороны Ленинграда, получившая амбициозное название «Волшебный огонь», завершилась провалом.
Героическая ладожская эпопея продолжалась…
1) Мейстер Юрг. Восточный фронт и Война на море. 1941-1945. М.:Эксмо, 2006. – С.112.
Фотография из архива военного корреспондента Арифа САПАРОВА
Татьяна Алексеева
Свидетельство о публикации №212071901461