Света

Смеркалось. Я шел к знакомым, отдать журналы мод и завернул за очередной дом. Она внезапно появилась в поле зрения и, услышав мои шаги, оглянулась. До нее было метров 30 - 40 и шла она по дорожке. Верный своим привычкам экономить время и срезать углы, я перешагнул через низенький  заборчик  палисадника, а мой фокс Фрам перемахнул его чуть раньше. Некоторое время мы шли параллельными курсами. У подъезда я догнал ее, и она снова оглянулась. Мне всегда не нравились такие затравленные особы, и я мысленно обругал ее трусихой. У лифта она подошла ко мне и стала рядом.
- Два раза оглядываться - много, - не выдержал я.
- Я не на вас оглядывалась. Просто за мной мог идти один человек, а я этого очень не хотела.

Голос у нее показался тихим, бесстрастным и в полумраке было непонятно сколько ей лет.
- Полчаса назад он сказал, что мы виделись в последний раз, - продолжила она.
Подошел лифт, в него по обыкновению влетел мой фокс, вошел я и затем, незнакомка.
- Поговорите со мной, - предложила она очень просто и вместе с тем неожиданно, и я понял, что оглядывалась она действительно не зря.
Лифт остановился на восьмом этаже.
- Подожди минуту, я отдам журналы, и тогда поговорим.

Она прижалась к стене в ожидании. Знакомые пытались напоить меня чаем, но я сослался на то, что меня ждут на площадке.
- Пусть тоже заходит, проблему нашел.
Я живо представил себе, как завожу к людям девушку, которую сам толком не рассмотрел, и мы садимся за стол.
- Извините, но нам надо идти. - Я не стал объяснять щекотливости ситуации и решил действовать так, как мне подсказывал внутренний голос.
Она все также стояла у стены и, судя по всему, хотела быть как можно незаметнее.
- Готов тебя слушать, время у меня есть.
Теперь я мог посмотреть на нее более внимательно. Длинные волосы, ниже плеч, нос прямой с небольшой горбинкой, лицо приятное, но не очень  выразительное. Может, была не та ситуация, в которой нужно что - то выражать. В лице  понравилось полное отсутствие  вульгарности, чем сильно страдают местные девицы, никакой  краски, совершенно нормальный вид молодой девушки. Такие встречаются крайне редко и, надо сказать, радуют глаз. На вид не более двадцати лет.  В глазах усталость и отрешенность. Сверху плащ, зонтик и туфли не по погоде.

- Он сказал, что у нас разные души и нам нужно расстаться, - так же тихо начала она свой рассказ.
- Он - это кто? Муж, жених, друг?, - быстро перебрал я все приемлемые варианты.
Она не поддержала моего напора, видимо все мои определения не подошли.
- Мы с ним были вместе три месяца.
- В каком смысле «были»? - Я старался помочь ей наводящими вопросами, да и неловко было бы просто поддакивать. Замечу, кстати, что говорила она очень чисто и внятно, без местных «вытягиваний» окончаний в словах, принятых у молодежи и ее приятно было слушать
- В полном смысле слова «жили», - она подобрала более подходящее выражение.
- Сколько тебе лет ? - продолжал я наступление.
- Скоро восемнадцать, 1 мая. ( Встреча состоялась 29 апреля).
- А зовут?
- Света.
- Меня -  Сергей, можно Николаевич.
- Ему?
- Двадцать восемь. – «Неплохая разница», - отметил я про себя. Хапнул свеженькую девушку, попользовался и нате вам «разные души».
- Это уже муж ! - констатировал я. Она не поняла.
- Нет, он не муж.
- Я имел ввиду  «не мальчик, но муж». - Она снова не поняла, может в силу возраста. Или я уже так записался, что свой словарный запас пытался перенести на каждого.
- Он, что первый у тебя? - как на допросе ломил я вперед.
- Да! - Она даже не задумалась и не сделала паузы перед ответом. Мне понравилась ее откровенность! Наверное, родителям так бы не отвечала.
- И как долго ты держалась? 
- Он не настаивал. Я сама его соблазнила через две недели. Вообще он считает, что можно любить и без секса.
- Как у него с интеллектом? – чувствую, она опять не поняла. - То, с чем рождаются и приобретают - ум. Ты видела его библиотеку? Там есть что - нибудь по оккультным наукам?  «Оккультным» ей снова не понятно.
-  Он интересуется экстрасенсорикой - почти угадала она.
- Вот - вот, близко к тому, плюс еще всякая чертовщина, - не стал вдаваться я в подробности.
- Он занимается вычислительной техникой, автоматизацией.
- Это моя специальность, - мне стало интересно, - и где он работает?
- На ОЭМК, - она назвала мой цех. Ситуация становилась пикантнее.
- Фамилия? - я подумал, что она не скажет, но опять же без паузы, услышал известную фамилию.

Нравилось, что она взяла правильный тон, отвечала честно, и я окончательно понял, что честность эта от безысходности, и девчонка совершенно беззащитна перед всем миром и передо мной в частности.
- Ты понимаешь, насколько сейчас беспомощна? Тобой может воспользоваться любой, склонить в хорошую или плохую сторону и последствия будут непредсказуемы?
Она не стала противиться моим утверждениям, кивнула головой, и я впервые в жизни очень остро почувствовал всю ответственность за чужого человека. Представил сколько таких сейчас ходит по земле, неприкаянных, непонятых родителями и теми «близкими», которых они сами по глупости своей выбрали первыми  «мужьями».

Я догадывался о том, что творится у нее в душе, какой шок она перенесла и почему ищет опору в первом встречном человеке. В голове крутились подобные истории из газет, журналов, классики. Вспоминал, как я завидовал героям, с честью выходившим из подобных психологических ситуаций. Пока я понял одно, с ней надо разговаривать, отвлекать ее  от внутренней борьбы, дать возможность излить ту душу, что несколько часов уже шла вразрез с душой бывшего друга.
Голос ее стал ровнее, она начала успокаиваться и, судя по всему, даже присматриваться ко мне.

- Когда Вы улыбаетесь, то похожи на одного моего знакомого.
- Слава, Богу, раз начала думать о других вещах, значит, действительно успокаивается, - мысленно похвалил я себя.
- Я на него не обижаюсь, но хочу понять почему? Что я сделала не так? Я как представлю, что он завтра приносит домой мои шмотки и просит у матери ключи от своей квартиры, мне становится не по себе.
- А что, у тебя были его ключи?
- Да, но я ими не пользовалась, они всегда лежали дома. - Воспоминание о ключах вернуло ее к прошедшему дню.
- Сегодня с утра мы почистили стекла, убрались в квартире, последний раз трахнулись и потом он мне все сказал... Вы можете погулять со мной минут 10 - 20? - предложила она.

Давно бы так! Мы до сих пор стояли у лифта на восьмом этаже. Барбос не сводил глаз с дверей и выражал нетерпение противным и постоянным скулежом.
На улице так же шел дождь, подгоняемый ветром. Мы пошли рядом, выбирая дорогу меж луж, а Фрам метался из стороны в сторону, не обращая внимания ни на что.
- Он мог найти другую? - вернулся я к начатой теме.
- Вряд ли. У него почти не было женщин, Саша говорил, что может любить без секса, - повторилась она.

Платоническая любовь, бывает и так. - Меня несколько удивила  чисто женская логика относительно его женщин и секса.
- В таком случае может быть множество вариантов и причин, о которых можно только гадать.
- Давайте варианты, - не сдавалась она.
- Это немыслимо. Ему двадцать восемь, почти другое поколение. Можно долго перебирать и не попасть в точку. Попробую вспомнить свои ощущения в этом возрасте.

Смешно, но кроме получения первой квартиры в Череповце и первого приступа радикулита, я ничего не вспомнил. Лирикой мои воспоминания не пахли, и перенести их на старооскольскую почву оказалось невозможно.
- Ничего хорошего я тебе не скажу.
- Почему?
В ее  «почему» таилось столько непосредственности, что я не выдержал и не совсем мягко спросил:
- Скажи мне, ты газеты, книги читаешь?
- Газеты вообще не читаю, а книги почти. - Ее ответ меня не удивил.
- В том и беда твоя. В книгах можно найти ответы на многие вопросы. Это главный источник информации. Коснувшись его,  ты станешь сильна знанием, воспитаешь себя, многое увидится в ином свете и невзгоды легче будут переноситься.

Мне самому не понравился менторский тон последней фразы, надо же, куда меня занесло, но без тона и мысль останется неполной.
- У тебя есть подруги, которым можно довериться? - Я хотел знать к  кому может перейти эстафета откровения.
- Есть подруги и сестра, но они еще сопливые.
- Короче, посоветовать и помочь тебе некому. А родители? - Ее ответ я знал давно, но хотелось услышать подтверждение.
- Они от меня далеко, а может я от них.
- Тогда читай мою газету.
- Какую?
- «Оскольские новости». В них бывает разнообразная информация, и я уже думаю как можно написать рассказ о нашей встрече.
- Зачем?
- Я полагаю, похожие истории могут случиться с каждым и каждой. В какой - то степени я подготовлю к этому молодых.
- Буду покупать каждый номер, - с готовностью ответила она.
- Не забудь, он стоит один рубль в рознице, лучше подписаться, - я подумал, что редактору станет приятна такая реклама вечером, на улице, под дождем.
- Ничего страшного, - мне понравилась ее решимость в предстоящем утолении информационного голода.
- Не забывай книги. Найди себе хорошего советчика и не читай всякую дрянь, береги время. Точно так же не смотри дрянные фильмы, их сейчас развелось очень много. Все, что успеешь заложить в себя, пригодится потом на всю жизнь.
Пожалуй, с сентенциями хватит, - решил я про себя, но, тем не менее, поступил по - другому.
- Я тебе гвоздиками буду заколачивать в голову слова о чтении. Кстати, забыл сказать тебе одну интересную мысль. В твоем возрасте неприятности такого рода быстро и легко забываются. Правда, первый мужчина может остаться в памяти.
- А если будут еще мужчины? - В вопросе прозвучал то - ли вызов, то - ли раздражение.
- Конечно, будут! Но не хочу, чтобы у тебя появились пятые, десятые и следующие. Достаточно одного, но умного. Он заменит любого по счету. Только найти его очень сложно. Сколько бы не выпускали литературы по сексу, русский мужик туговат на учебу такого рода. А о сексе я говорю потому, что он основа многих положительных эмоций и мощное связующее звено в семейной жизни.

Без всякого перехода она вдруг заявила, что ей нравится, как мы разговариваем, ей уже легче.
- Может, зайдем в подъезд, все - таки теплее?
Я вспомнил подъезды моей юности, кстати, ни разу в жизни не отирался в них и представил теперешние. Подумал, что в моем микрорайоне почти в каждом доме есть множество знакомых. Стал соображать к кому ближе мы находимся, и к кому можно зайти на чашку чая, чтобы не выслушивать лишних вопросов. Заходим в такой дом. Володя и Оля не сильно удивились, но Оля на кухне все же спросила меня  «кто это, кто?» Я пообещал рассказать обо всем попозже.

Спутница моя оживала на глазах. В комнате я рассмотрел ее повнимательнее. Чуть низкий лоб, весьма недурна, (отошла от проблем и стала самой собой), высокая и достаточно стройная. Вела себя естественно, без жеманности и, слава Богу! Говорит не всегда правильно, не в ладу склонения и спряжения, но мысль свежа и достаточно понятна. Не отнять вежливости. Благодарила хозяев по первому разряду, что называется, расшаркалась. Мне было приятно особенно - привел не абы кого. На улице она взяла меня под руку.

- Отогрелась?
- Спасибо, все было хорошо. Вы доведете меня до подъезда, где мы встретились? А - то я плохо ориентируюсь в новом городе.
- Конечно, пройдем мимо моего дома - это все рядом.
Дождь и ветер не прекращались. Фрам вымок до последней шерстинки, но ему простуда не грозила. Закаленный в охотничьих походах, он не слишком обращал внимания на погоду.

Света раскрыла зонтик, но ветер тут же вывернул его наизнанку.
- Я все - таки напишу рассказ о нашей встрече. Ничего придумывать не стану, а просто передам все как было. Хочу, чтобы у каждой девчонки в нужную минуту мог появиться старый и мудрый, относительно ее, конечно, (это я о себе) помощник. И обещаю узнать о твоём  друге, стоит ли по нему убиваться. Узнаю - позвоню!
- Хорошо, я буду ждать звонка. - Мы дошли до ее подъезда. - У меня здесь тетка живет, я у нее переночую. Родителей сейчас ни видеть, ни слышать не хочу.

В подъезд я входить не стал. Не помню какими словами Света благодарила меня за время проведенное с ней, да это и не важно. Главное состояло в другом. Я оказался в нужном месте, в нужное время и помог человеку. Пропустил через себя его горе, как смог погасил все ее сомнения и терзания. Перебрал в уме своих друзей и знакомых, у которых росли девчонки, готовые вступить во взрослую жизнь. Как она будет к ним добра? И как будут добры к ним окружающие их люди?

На следующий день я получил нужную мне информацию о человеке, интересующем меня, бросившем на произвол судьбы, в сущности, еще ребенка.  Попозже поговорил с матерью Светы. Она оказалась моей ровесницей, но комплексов в ней обнаружилось так много, что пришлось нахально давить на глотку, чтобы погасить ненужные вопросы. «А кто вы? Откуда? Как встретились?»  Создалось такое впечатление, что она живет без поправок на время, среду обитания, возраст.

Позвонил я и Свете. Объяснил ей, что не стоит ее «друг» ровным счетом ничего. Договорился изредка звонить и дал свои телефоны. Рад был, что у нее все хорошо.
Как водится, рассказал о Свете нескольким друзьям, и меня поразили ответы на мой вопрос: «А как бы вы отнеслись ко мне, если бы я привел к вам незнакомую молодую девушку и попросил напоить нас чаем». Большинство сделало большие глаза и постаралось мягко объяснить мне, что они бы этого не поняли. Но это уже другая тема. 

                29 апреля 1992 года


Рецензии