Гамлетовский вопрос израиля

               
                СТОЛЕТНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
                глава двадцать четвертая

   Наверно, в силу особенностей характера, в котором густо замешаны наивность и практицизм, альтруизм и корысть, безволие и напор, трусость и мужество, у еврейского народа столько много людей с необычными судьбами. Переплетение в них самых невероятных событий нередко просто зашкаливает. Кто бы мог, к примеру, подумать, что некая Маня Шохат из Гродненской губернии войдет в историю Израиля как одна из родоначальниц кибуцного движения?
   Все бы ничего, но с детства Маня была столь слаба здоровьем, что родители не рискнули обучать ее вне дома. Жили они в поместье Лососна, близ Гродно, где отец Мани был управляющим. В семье, кроме нее, было еще трое сыновей, один из которых владел в Минске фабрикой. Двое других поселились в Палестине и явно не бедствовали, потому что когда брат-фабрикант вместе с Маней навестил их, она осталась здесь на целый год, а потом махнула в Париж.
   Еще до этих событий в ее жизни произошли другие, весьма бурные события. Из поместья она перебралась в Минск, вступила в Бунд, была арестована и отправлена в Москву. Там с ней долго беседовал начальник Московского охранного отделения Зубатов и произвел на Маню неизгладимое впечатление. Он сумел убедить ее, что если действовать, отстаивая лишь экономические и социальные интересы рабочих, власть такое движение охотно поддержит. Во всяком случае, препятствовать ему не будет. А улучшение экономического и социального положения евреев приведет и к улучшению их гражданских прав.
   Маня на аргументы Зубатова купилась, и, вернувшись в Минск, вышла из Бунда и приняла участие в создании Еврейской независимой рабочей партии. Но в общем ни Маня, ни партия в своей деятельности не преуспели, и ЕНРП тихо скончалась.
   Видимо, эта неудача и заставила Маню обратить внимание на Палестину, а также холодок недоверия, появившийся к ней со стороны товарищей, не разделявших ее "положительного" мнения о Зубатове, и даже подозревавших ее в сотрудничестве с ним.
   В Париже Маня, однако, еще поработала на старых товарищей, закупив оружие для отрядов еврейской самообороны от черносотенцев (деньги дал фонд Ротшильда), но окончательно решила поселиться в Палестине, или Эрец Исраель, как называли эту землю русские евреи.
   Вот тогда-то и осенила Маню идея создания сельскохозяйственных поселений. Видимо, перед ее глазами стояло ухоженное помещечье имение времен ее детства.
   Конечно, ничего подобного в Палестине создать не удалось, но тем не менее и те, что возникли в 1907-1908 годах в Нижней Галилее, считаются прототипов кибуцев, а Маня -одной из родоначальниц.
   Первый же "настоящий" кибуц, Дгания, возник в 1910 году на берегу озера Кинерет, и осенью 2010 года правительство Израиля провело здесь заседание по случаю столетнего юбилея кибуцного движения.
   Возвращение евреев к труду на земле было главной мечтой сионистов. Немало эмигрантов, приобретя в Палестине землю, пытались самостоятельно вести свое хозяйство. Однако дела пошли лишь после того, как на работу стали принимать арабов, хорошо знающих, как вести дело на этой земле. К тому же, они согласны были работать весьма за скромное вознаграждение. Своих соплеменников богатеющие хозяева брали на работу неохотно:они и мало что умели, и требовали более высокую плату за труд.
   Единственным выходом в такой ситуации представлялось коллективное ведение хозяйства. Так и возникли первые "прокибуцы". Муж Мани, Исраель Шохат, был из семьи землевладельцев, учился в Варшавском коммерческом училище, а затем закончил сельскохозяйственную школу во Франции. В 1904 году он эмигрировал в Палестину и работал здесь простым сельскохозяйственным рабочим. Идея жены ему понравилась, и оба попытались что-то сделать, чтобы ее реализовать. Однако в 1908 году Шохат поступил учиться в Стамбульский университет на факультет юридического права, и Маня уехала вместе с ним.
   Так что о том, как пара пыталась создать коллективное хозяйство, сведений мало, ясно, что их энтузиазм быстро иссяк, и к этой идее они больше никогда не возвращались. Еще до поездки в Стамбул Шохат переехал в Хайфу, где руководил строительством Техниона.
   Однако Маню все равно считают одной из прародительниц кибуца, и сами они по возвращении из Стамбула поселились в одном из кибуцев, хотя на земле не работали:Исраель занимался адвокатской практикой, участвовал в работе одной из подпольных групп, а когда было создано государство, работал главным юристом полиции.
   Маня же посвятила себя работе с новыми репатриантами, тогда во множестве прибывающих из арабских стран.
   А что же кибуцы? Оправдался ли эксперимент с ними? В конечном итоге он доказал как раз обратное,- что коллективная  форма жизни и хозяйствования менее всего присуща человеку как индивидуму, хотя это произошло не сразу, и проблемы накапливались десятилетиями. Надо иметь особый склад характера, чтобы подчиняться общему правилу и добровольно согласиться  на утрату личной свободы.
   Производственные успехи кибуцев действительно были впечатляющими, особенно в сравнении с советскими колхозами. Но оказалось, что львиную долю этих успехов обеспечивает государство своими огромными дотациями. Когда оно стало не в состоянии выделять их в прежних объемах, достижения поползли вниз.
   Выживать они в значительной мере стали за счет открытия у себя промышленных производств разного профиля. Были введены и другие новшества, как индивидуальная оплата труда. Раньше шло в общую кассу, а потом, если кибуцнику требовались деньги на какие-то личные нужды, его заявление рассматривали на собрании, после чего и принималось соответствующее решение.
   Молодежь не хотела идти по стопам родителей, и часто после службы в армии не возвращалась в кибуц. Еще и потому, что если она хотела учиться дальше, кибуц настаивал, чтобы избиралась та специальность, которая нужна в кибуцном хозяйстве.
  Внешне в кибуцах очень красиво, они утопают в зелени, и дома среди нее смотрятся уютно. Иное впечатление они производят внутри:две маленьких комнатушки, тесная кухонька, душ, туалет - и все удобства. Считалось, что такое жилище для семейной пары вполне подходящее и достаточное, ведь дети здесь не жили:их сначала забирали в ясли, затем в детские сады, а когда они становились подростками, их поселяли в квартиры по нескольку человек:в коллективном хозяйстве и дети воспитывались коллективно. Навещать их родителям разрешалось, а забирать домой - запрещалось.
   В общем, спустя сто лет кибуцы стали разваливаться, раздавать паи членам кибуцев, и кое-кто, из числа руководителей, неплохо поживился на их реорганизации. В конце девяностых годов прошлого века - начале нынешнего по этому поводу было возбуждено несколько громких уголовных дел. Бухгалтер одного из кибуцев сбежал за границу и оттуда раскрыл механизм махинаций своих бывших начальников.
   Но бытует мнение, что "механизм" для разложения кибуцев был заложен еще Менахемом Бегиным, когда он в 1977 году пришел к власти. В отличие от Бен-Гуриона, он не разделял социалистические идеи. И стал продвигать на важные посты в государстве выходцев из арабских стран, которые понятия не имели о социализме и вносили в общее дело то опыт, который они приобрели у себя на прежней родине. Разумеется, никаких кибуцев там и в помине не было.
   В Израиле кибуцы есть до сих пор. Но это уже хозяйства с совершенно иным внутренним содержанием. Прежний, столетний эксперимент закончился. Во всяком случае, на данном этапе. 
   


Рецензии