Воспоминания о Небит-Даге

Я когда-то жила в пустыне. Кара-Кум называется. Там +41 в тени - нормальное явление. Это у нас влажность 90%, а там +41 и +47 как наши +25. Там городок есть Небит-Даг (Нефтяная гора). Гора и в самом деле есть. Лысая-прелысая! Жёлтая как песок. Это у нас горы зелёные и сосны, а там местные с недоверием спрашивали: «А правда у вас на Урале деревья такие высокие как по телеку показывают?» А в пустыне песок и ветер, миражи, барханы, верблюды и нефтяные вышки. И город. Махонький, но просторный.
Дома не выше 4 этажей и поставлены на приличном расстоянии друг от друга – сейсмоактивная зона. Это для того, чтоб при землетрясении, разрушаясь, один дом не зацепил другие обломками.
А ещё вспоминается туркменский хлеб – чурек. Лаваш, который пекут здесь, у нас, ни в какое сравнение не идёт с теми, удивительно вкусными, мягкими лепёшками, которые мы ели там. И его запах, и чуть солоноватый вкус до сих пор иногда снятся.
Что тогда удивило на рынке: дыни. Всякие! По 4 копейки за кг! А вот капустааа… Вилочек, величиной с кулак – 25 копеек! У нас такие вилочки никто и срезать не станет, дождутся, когда вырастут. К 6 утра привозили шкуры. Только в Туркмении разводят особую породу овец с белоснежным, тонким руном, закрученным в колечки. Как спиральная химическая завивка! ))) Красота неописуемая!
Женщины туркменские и девочки ходили в национальной одежде. Как же я им завидовала! Мы-то, русские, по европейской моде, в юбках кроя «полусолнце» и «солнце», с воланами… Пока до магазина дойдёшь молока купить, 20 раз юбка на голове окажется, песок на зубах, песок в волосах! А они в штанишках и длинных платьях прямого кроя, с платками на голове выглядели и нарядно, и удобно им было. Но туркменские платья отличаются от узбекских – шёлковых, цветных. Они из тонкой однотонной шерсти, причём тёмного цвета. А у ворота и на разрезах по бокам нашит красивый орнамент из тесьмы. Орнамент на штанишках вообще отдельная песня! В самом низу, где штанишки выглядывают из-под платья, как манжет, шириной 15 сантиметров идёт вышивка с бисером и тесьмой.
Училась я в русской школе (а были ещё казахская, туркменская, болгарская, в каждой обучение проводилось на соответствующем языке). Те девчонки-туркменки, что учились у нас, ходили не в школьной форме коричневого цвета, а в своих национальных платьях. На груди, вместо застёжки у каждой была большая серебряная брошь круглой формы со вставками из сердолика. Помню, удивилась, увидев старшеклассницу в украшениях. На шее вместо броши красивое колье, на руках браслеты и кольца, а на голове филигранной работы что-то вроде шлемика с подвесками. Красиво безумно! И никто её не ругает за украшения такие! У нас-то - за золотые серёжки к директору водили! А тут!... Спросила у одноклассниц и мне объяснили, что это знак того, что она невеста, обычай такой. Эти украшения дарит невесте мать жениха. Сосватали её и скоро выйдет замуж. О как!
Земля же там удивительная!  Брось семечко – через неделю из него вырастет крепкий росток, а через три урожай снимешь! Но это при условии, что будет чем поливать. На улицах Небит-Дага росли деревья, но невысокие. А повдоль них тянулись арыки – неглубокие канавки для воды. Воду же давали три раза в неделю, поэтому мы запасались ею, чтобы пить, мыться и готовить еду. Во всех квартирах стояли кондиционеры. Приходишь из школы, включаешь и через час уже в квартире +20.
Туркмены, жившие на первых этажах, а их квартиры имели отдельный вход с улицы, отгораживали для себя участок перед домом, обсаживали его живой изгородью и жили там до поздней осени. Чуть не до конца октября, когда температура ночью уже +5. Стелили прямо на землю кошмы и ребятишки спали на улице. Там и еду готовили.
Вообще, удивительно, как они выдерживали перепад температур? Днём в октябре +20, а ночью уже +1,+5. Зимы же там, как мы привыкли: со снегом, сугробами, метелями – не бывает. Снег может выпасть в начале февраля, но совсем немного и через несколько часов его уже нет. Даже анекдот такой помню: В ЦК партии пришла телеграмма из Москвы. «Такого-то числа в Небит-Даге пройдут лыжные соревнования. Отчитайтесь в подготовке». Ответ: «Для проведения лыжных соревнований просим прислать 20 вагонов снега».
А магазины работали до 23.00. Потому что обеденный перерыв длился с 14.00 до 17.00 – самая жара! Пекло! Зато вечером народ на улице толчётся, фонари, музыка из окон…
Землетрясения же просто беда этой земли. Я видела, как переселялись в новый дом жители соседнего Кум-Дага. Их дома были разрушены полностью. Да и в Небит-Даге было землетрясение. Небольшое, всего 4 балла по шкале Рихтера. Я даже ничего не поняла, просто жутковато стало. Пришла домой из школы, села уроки делать и вдруг со скрипом сама по себе открылась дверца шифоньера. В другой комнате ещё скрип послышался, вода в графине на столе чегой-то заволновалась. Что происходит? Длилось это недолго, минуты три-четыре. И всё. Зато наутро в школе было столько разговоров об этом! Тут и объяснили, что в таких случаях нужно брать «тревожный чемоданчик» и спокойно выходить из здания на улицу. Кстати, школа тоже была построена по-особому. Не как у нас – одно здание. Состояла она из нескольких зданий, красиво украшенных восточным орнаментом и расположенных на расстоянии друг от друга. Корпус для начальных классов, корпус для средних и старших, отдельно актовый зал – маленький театр, спортзал и мастерские.
Небит-Даг всего в 40 км от Каспийского моря. Приехали мы в порт Красноводск из Баку на пароме. А оттуда уже на машине в Небит-Даг. Жара! Так хотелось ветерка, прохлады, но открыв окошко в машине, чуть не задохнулись от горячего ветра пустыни.
Ехали по дороге и видим верблюда. Шагает невозмутимо важно и не объехать его никак. На гудки не реагирует! Пришлось минут 20 тащиться за ним, пока он не соизволил переместиться на другую полосу. Спросили у Ирепа (водителя), почему нельзя выйти из машины и прогнать его с дороги?  Он улыбнулся: - Плюнет. Позже, убедились в этом. Такой же невозмутимый корабль пустыни застопорил движение на дороге. И с той стороны и с нашей машины стоят, ждут, когда он с места сдвинется. А он встал поперёк и ни с места! Тогда водитель машины, ехавшей с противоположной стороны, решил его подтолкнуть. Тихонько, бампером. Ой, зря он так сделал! Верблюду это не понравилось и он плюнул на лобовое стекло.))) Вся лобовушка в пене!
А ещё недалеко от Каспия есть озеро Молла-Кара. Озером-то его с большой натяжкой можно назвать. Это бывший соляной карьер. Размером, как наши в парке Гагарина. Ни кусточка на берегу! Зато душевые кабинки с пресной водой стоят. Вода настолько насыщена солью, что на лесенке, спускающейся в воду, как иней - соляные наросты. Утонуть там невозможно, вода выталкивает на поверхность. Причём, выталкивает в первую очередь самую тяжёлую часть тела! ))  Искупались там и встали у кабинок, чтобы душ принять. Мы-то белые по сравнению с туркменами, по нам особо и не заметно было, а вот парень рядом с нами, смуглый, черноволосый, на солнышке вдруг стал седеть!!! За 10 минут на солнце он стал седым! И плечи покрылись белой пылью. Это вода испарилась и стала видна соль.
А ещё остались фотографии. Много чёрно-белых фотографий снятых фотоаппаратом "Зенит-Е". На них люди с белозубыми улыбками, вышки нефтяные и «качалки». Самая замечательная, прилёт вертолёта на место добычи. Вертолёт как в тумане. Поднятые в воздух вихри песка. И совершенно непонятно, снег это взвихрился или песок. Фотография-то чёрно-белая…


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.