Отпуск и шабат - свежий взгляд

Автор: M. Bruk   
17.07.2012 15:13

Мы несколько статей посвятили мировым проблемам. Учитывая разгар лета, мы сделаем передышку и поговорим о духовных измерениях отдыха.

Начнем с Шабата. В нем есть несколько измерений. Мы обычно не осознаем, но сама идея прерывать рабочую неделю, чтобы выйти из "цикла выживания" была не очевидна древним людям.

Когда жизнь была тяжелой и человек каждый день с утра до вечера думал о пропитании - он незаметно "превращался" в «аппарат» для поддержания жизни.

 

И когда евреи предложили идею - "вырвать" один день в неделю из рутины - это было революционным шагом.

Сейчас мы живем в мире, где все культуры заимствовали нашу идею. Сначала Христиане перенесли «святой» день на воскресенье, а потом - наличие выходного стало общепринятой нормой.

Мы не осознаем этого еврейского подарка, но он уже - часть мировой культуры.

 

Существует и "глубинный" Шабат - искусство наполнить этот день духовным измерением. Но об этом - в другой раз.

А сейчас мы поразмышляем о концепции отпуска с духовной точки зрения.

Начнем с еврейских параллелей.

В древности - только обеспеченные люди отдыхали, простые люди - работали 7 дней в неделю, и евреи - дали всем людям возможность выйти из "цикла".

 

Что касается отпуска, один из его аспектов - это выйти/вырваться за рамки привычного пространства.

В прошлом только богатые люди могли «выезжать за город», простые люди могли в течение жизни не выходить за рамки своего местечка.

Евреи и здесь были "революционерами".

Во времена Храма в Израиле была заповедь "шалош регалим" - 3 раза в году выходить из своего города/деревни - и идти в Иерусалим, в Храм.

 

Кроме духовных аспектов, важным фактором была сама идея выйти за рамки привычного «ареала».

Ее также в виде паломничества переняли христиане и мусульмане.

Это - очень ценный фактор для человека, чье мировоззрение становится более многогранным. Как говорят в Америке "out of the box" - "выйти из коробки"...

 

Важно осознать, что "внутри коробки" (точнее внутри привычного жизненного пространства) мы можем не чувствовать ценность "выхода наружу". Мы можем прожить всю жизнь "внутри" считая, что это - единственный вариант.

Но когда мы выезжаем из нашего привычного окружения - мы ощущаем новые качества в своей психике.

Шабат и отпуск - это режим "паузы" в наших буднях. Творческий человек чувствует разницу. В рабочие дни - мы часто живем под прессингом, не дающим нам подняться взглядом над рутиной. Шабат и отпуск — позволяют нам «совершить вылазку».

 

Отпуск часто является признаком зрелости семейного человека.

У меня есть ученик, с которым мы занимались еврейским познанием много лет назад в Киеве. Потом он приехал в Америку, около 5 лет назад сделал хупу, у него уже двое детей. Недавно он мне позвонил и сказал, что за все годы он ни разу не выезжал в отпуск с семьей.

 

Я пригласил их семью в нашу летне-дачную общину.

Было интересно наблюдать как он и его семейство включаются в отпускную реальность. Это был — элемент взросления и создания более зрелых внутрисемейных отношений.

В некотором смысле отпуск — это «расширение» (extension) идеи Шабата.

Мы тоже любим в отпуске вкусно поесть. Эти трапезы можно трансформировать в подобие шабатнего ритуала.

Отпуск также как и Шабат — замечательное время для общения с семьей.

Но при этом если Шабат мы обычно проводим в помещении, то отпуск — дает нам шанс заменить городскую суету на связь с природой.

 

Недавно на даче я «изобрел» идеальный способ создания обстановки для медитаций и написания статей.

Я просыпаюсь в 5.30 утра и иду на наше «при-дачное» озеро.

Я ставлю в воду пластиковый стул, закатываю штанины и сажусь на стул, опуская ноги в озеро.

При этом я на компьютере записываю новые творческие идеи.

Это состояние идеально для различных духовных и творческих практик. Каждое утро за 2 часа я создаю не менее 10 заготовок идей для новых статей.

 

Можно понять механизм этой практики. Вода озера это резервуар, соединяющий в себе природу и Б-жественность (идея миквы). Опуская ноги в воду мы впускаем в себя эту энергию. При этом — когда наши ноги находятся в «вязкой» жидкости (более плотной чем воздух) это дает нашему подсознанию сигнал «затормозиться»- как и во время шабата и отпуска.


Рецензии