Эссе 129. Экспериментаторы

Огород у моей бабульки, или как я ее называл у Мамы Старой, был хоть и не большой всего шесть соток, но обрабатывать его нам приходилось самим и в ручную.
Вот копка огорода была механизирована - по Ягуновке ходили уже тогда предприимчивые люди у которых была лошадь с плугом и быстро и качественно вспахивали огороды. А если вспомнить те времена то самая твердая валюта в то время была стеклянной. А моя Мама Стара наловчилась делать бражку и когда у нее копали, то с удовольствием принимали расчет бражкой. Но нужно было еще и посадить картошку, а это уже надо было делать в ручную. В ту весну на пятом курсе я все экзамены сдал досрочно и перед лагерными военными сборами мечтал слетать на весь июнь во Фрунзе к родителям. Но я обещал своей Праксеюшке, что до отъезда картошку посажу. Я стал думать что делать и кого позвать на помощь, чтобы и не уговаривать долго и сделать все быстро.
Может строй моих мыслей и был не совсем верен, но он был такой. Марик Голубков уже с зимы вел со мной переговоры, чтобы я попросил свою мамульки во Фрунзе организовать ему с женой льготные путевки на Иссык-Куль.
А льготная путевка в известную Чолпон-Ату стоила в пансионате мамульки семь рублей двадцать копеек с человека за двадцать один день с трех разовым, хоть и не изысканным, но и не совсем плохим питанием. Вот, решил я, он и будет первым помощником, ну ведь не за красивые глаза я должен был уговаривать мамульки организовать путевки моим знакомым, когда чуть ли не вся Кедровка Кемеровская просила ее о том же. Переговоры с Мариком на удивление были легкими. Марик даже вроде как и возмутился и заявил даже, что обиделся бы на меня если бы я не пригласил его на это мероприятие. Ну Марика я знал отлично. Знал, что он добрый и отзывчивый парень. Вот с ним на пару уже мы стали думать: кого нам еще привлечь для сельхоз работ на огороде моей Бабульки. И тут Марика осенило, в областной больнице в числе первых тогда интернов, был Виктор из Горького. Отличный парень, жил в каморке в административном корпусе областной больницы и мы решили пригласить и его, а в замен Мама Стара пообещала снабжать его и картошкой и капусткой соленой и огурцами солеными. Сказано - сделано. Витя за такой гонорар конечно же согласился. Договорились в ближайшую субботу и приступать к работам. К девяти утра собрались в избушке у бабульки на Ягуновке.
А бабулька - добрая душа, как же она могла нас не покормив отправить работать. Как раз она с утра настряпала гору буквально пирогов с луком, рисом и яйцом. Пирожки были такими румяными и так аппетитно пахли, что конечно же все сразу согласились. А в погребе у Праксеи был лагушок с бражкой и мы с Мариком полезли в погреб. Ну сами подумайте: нам предстояло засадить картошкой целых шесть соток огорода и по такому поводу не нырнуть в погреб было просто кощунством. А уж коль нырнули, то не со стаканчиком же нам от туда возвращаться.
Мы набрали трехлитровую банку на всякий случай. И этот так называемый "всякий" случай не заставил себя ждать.
Под пирожки, которые мы макали в растопленное сливочное масло (это Мама Стара нам рекомендовала так есть, потому что так вкуснее), трехлитровая банка быстро опустела. И мы торжественно поклялись Праксеи, что еще по стаканчику и пойдем работать. Ну что сказать, конечно работа у нас спорилась, Марик все время Вите рассказывал, какой большой лагушок стоит в погребе и так заинтриговал Виктора, что тот потребовал, чтобы я его взял с собой в погреб, а не Марика. Руки, точнее носы у нас чесались сильно. И как-то не сговариваясь мы начали садить картошку квадратно-гнездовым способом.
Лунка от лунки не менее метра. А в лунки кидали не по одной картофелине, а по две-три. Работа спорилась. Площадь не засаженная и посадочный материал уменьшались и убывали. Но в рабочих массах стал зреть протест против такой интенсификации труда без соответствующей стимуляции. Ходатаем выбрали меня, а Марик пошел, как группа поддержки. Не по писанному, а экспромтом эмоционально, с употреблением слов "доколе?" и "безобразие" я изложил протест масс Праксее. Ну что скажешь?
Вот человек который сама из народа и оказывается она предвидела такое развитие событий и у нее уже были приготовлены: литровый графинчик бражки, прошлогодние огурчики соленые порезанные колясками с репчатым луком и политые маслом подсолнечным и три пирожка тоже на тарелочке. Но и она выставила встречные требования, чтобы мы погасили свой протест не в доме, а в "поле". Мы не стали кочевряжиться, но и рассиживаться тоже не стали. Мы спешили закончить посадку побыстрее, потому что Марику нужно было домой до шести попасть. Но как говорится: мы предполагаем, а Бог располагает. Выработанным нами методом посадки мы уже через полчаса-час садить закончили. Нужно сказать, что Мам Стара слегка обалделa, такой скорости посадки и все спрашивала: "Не ужели все посадили?" Мы дружно в ответ: "Все!!!". Какой банкет нас ждал в избушке Праксеи - это сказка.
Но главное это море бражки. Марик все время повторял, что в шесть вечера ему нужно быть дома, что он обещал отцу. Бражка была и вкусной и крепкой одновременно. Марик повторял свои слова, как заклинание, когда засыпал в обнимку с Витей в избушке Мамы Старой. А Мама Стара нам: "Спокойной ночи, работнички. Утро вечера мудренее".

PS: Мама Стара все лето переживала, что будет мало картофеля осенью, но наш метод "квадратно-гнездовой посадки" дал поразительные результаты. Осенью мы накопали картошки раза в три больше, чем обычно. Вот что значит не бояться экспериментировать!

15 июля 2012


Рецензии