Гамлетовский вопрос израиля

                ТРЕТИЙ  ЛИШНИЙ
                глава двадцать шестая

   Смогли бы договориться Израиль и Германия, не последуй Бен-Гурион совету западных союзников вести переговоры напрямую, без посредников?  Вряд ли. Третий - лишний не только в любовном треугольнике. Еще более лишний он в роли посредника. Ибо обычно третья сторона, пытаясь примирить кого-то, прежде всего думает о том, что будет иметь сама от этого.
   Проще говоря, она довольно меркантильно использует конфликт в своих собственных интересах. Так было всегда, и тогдашний совет Израилю союзников был продиктован не только благородными мотивами. Они собирались устанавливать дипломатические отношения с Западной Германией, и им ни к чему было омрачать их "еврейскими" требованиями.
   И особенно одной из них - Великобритании, которая уже многие десятилетия находилась с различными сионистскими организациями в весьма сложных отношениях, а к созданию еврейского государства и вовсе отнеслась отрицательно. Хотя в свое время выступила с Декларацией Бальфура.
  Декларация  вместе с сопровождающим его письмом, датированным 2 ноября 1917 года, была передана лорду Ротшильду, который поддерживал идеи сионизма и с 1882 года начал скупать в Палестине земли, чтобы на них могли работать прибывающие еврейские эмигранты, -  от имени правительства Его Высочества.
   В сопроводительном письме подчеркивалось, что в Декларации выражается сочувствие сионистским устремлениям евреев, и правительство Великобритании с одобрением рассматривает вопрос о создании в Палестине очага для еврейского народа, и приложит все усилия для достижения этой цели.
   Однако все эти красивые и возвышенные слова так и остались на бумаге. Политологи и историки давно пришли к выводу, что Декларация вовсе не была "простым актом милосердия" по отношению к евреям. Британия, главная скрипка Атланты, преследовала свои, сугубо меркантильные цели. Она надеялась с помощью американской еврейской общины надавить на правительство США, чтобы Америка вступила в войну, разумеется, на стороне Антанты.
   В России сионистские организации должны были повлиять на соплеменников, чтобы оторвать их от увлеченности революционными идеями, и попытаться предотвратить выход России из войны.
   И, наконец, всемирные сионистские организации должны были содействовать получению Великобританией мандата на управление Палестиной после окончания войны.
   Такой мандат она получила, но на этом дружба с евреями и закончилась:к арабам оккупационные британские войска относились куда более лояльно, нежели к евреям, однако, как это ни покажется парадоксально, нынешние палестинцы, в частности, ХАМАС тоят обиду на англичан. 2 ноября эта организация обычно проводит акцию протеста против ... Декларации Бальфура, считая, что именно она и явилась началом ущемления их прав. И даже требуют от Великобритании  извинений и компенсации за причиненный моральный и материальный ущерб. Несмотря на то, что в Англии давно уже похоронили эту Декларацию, и что в 1948 году она была категорически против создания государства Израиль.
   Похоже, Хамасовцы не совсем в курсе того, что и как происходило в недавней истории. Как и те, кто десятилетиями "борется" за права палестинского народа. Сколько политиков получили, благодаря этой теме, имидж неустанного борца за эти права,- не сосчитать. Как и тех, кто хочет показать себя самым крутым "гуманитарием", то есть, тем, кто неустанно выбивает миллионы долларов на оказание гуманитарной помощи палестинцам и африканцам, но почему-то ее  постоянно не хватает. А беженцы,- те же палестинские,- все множатся и множатся, продолжая жить в лагерях беженцев.
   Сколько уже поколений этих беженцев выросло с 1948 года? Давно можно было построить для них и жилье, и выучить специальностям, и наладить промышленные производства, помочь открыть мастерские. Но на ком тогда греть руки, за кого бороться? То-то и оно!
   Пока вокруг Газы были еврейские поселения, палестинцы охотно нанимались здесь на работу. Не стало поселений, - не стало работы, и палестинцы занялись опасным делом: стали рыть тоннели, чтобы по ним пробираться в Египет за продуктами и товарами, и немалое число палестинцев погибло здесь.
   Упорство, с которым США, Европа и Россия вмешиваются в израильско-палестинский конфликт, обычно объясняют тем, что от его разрешения  зависит и мир в целом. Но вот парадокс:число терактов в Израиле в последние годы ощутимо уменьшилось, а в США, России и Европе стали, увы, чуть ли не будничным делом.
   Лидеры этих стран, мнящие себя великими политиками и стратегами, прозевали момент, когда беда пришла в их дом, потому что были слишком заняты делами в чужом. Ближневосточный конфликт меркнет перед битвой цивилизаций, разгорающейся у них. Палестинцы и их права были и остаются лишь маленьким "крючком", на который словили самонадеянных американцев и европейцев. Теперь сеть заброшена далеко и широко, и американцы и европейцы барахтаются в ней довольно беспомощно.
   Ведь психологию в один день не исправишь. Особенно, когда ее носители - политики старого разлива. Джимми Картер, тридцать девятый президент США, настолько вошел в роль чуть ли не отца палестинцев, что едва оправившись от сердечного приступа, тут же помчался ( в 86 лет!) поучать их и израильтян, как им следует себя вести и строить отношения.
   Его пыл не убавился даже после того, как во время поездки по Иерусалиму его машину пытался протаранить араб, но был схвачен израильской полицией.
   Посредники всех утомили, кроме самих посредников. Авигдор Либерман предложил им оставить израильтян и палестинцев в покое:сами договоримся. Российский министр иностранных дел тут же попенял ему за недооценку и важность роли четверки в урегулировании мирного процесса.
   Американцы вообще слышат только себя. После проигрыша на промежуточных выборах в Конгресс, Обаме еще больше нужен любой успех. Любопытно, что ХАМАС заявил, почти вслед за Либерманом, что надеяться на успех с помощью Обамы не стоит,- "это политика слабых".
   Еще в 2008 году Шимон Перес в интервью российскому журналу "Огонек"  уверял, что через пять лет будет "новый Ближний Восток". Почему же он не появился после Ословского соглашения, за которое он вместе с Рабиныи и Арафатом получил Нобелевскую премию мира? Перес сказал, что Арафат, которого он почему-то сравнил с ... Керенским, не решился в нужный момент принять на себя ответственность. И далее:"Арафат так и не принял решения отказаться от поведения подпольщика - революционера и стать лидером  палестинского государства, который  несет ответственность  за борьбу с террором".
   Но может ли волк перестать быть волком, а овца овцой? Хотя большинство израильских подпольщиков все-таки вписались в мирную жизнь, а "террорист" Бегин, став главой правительства, даже подписал с египетским президентом Садатом  в присутствии КартераКемп-Девитское соглашение.
   Но сегодня гораздо большее практическое значение, непосредственно для израильтян и палестинцев, имеет "тихое", локальное соглашение, заключенное осенью 2010 года без каких-либо посредников,- между Министерством туризма Израиля и администрацией Палестинской автономии о правилах посещения туристами городов Вифлеема и Иерихона.
   Экономическая выгода (а в этих городах мечтают побывать туристы из многих стран мира) оказывается сильнее всяких громких заявлений и заклинаний.


Рецензии