Underground

Так на рубеже 60-70-х годов назывался стиль рок-музыки. Медленный и бравурный. Создающий эффект пребывания в подземелье.
А еще при совдепе так назывались любые виды искусства, не санкционированные властью: литературный «самиздат», рок-музыка, нонконформистская живопись и т.п. 

***

Октябрь 1991 года.
Вирджиния. CША.

Одним из пунктов культурной программы российских депутатов-визитеров является посещение пещеры «Luray Cavern». Нас долго водят по закоулкам подземелья, прекрасно оборудованным и освещенным.
Потом мы попадаем в большой подземный зал, полный разнообразных сталактитов и сталагмитов. Отличительная черта этого зала – подземная музыка.
На фото та самая пещера. Усатый автор сидит впереди.


Местный талант нашел в разных местах зала такие известковые стержни, которые при ударах издают дребезжания, соответствующие по частоте нотам хроматического звукоряда. К каждому такому сталактиту или сталагмиту подведены провода с электрическими молоточками. А вся система соединена со стандартной музыкальной клавиатурой.
На момент нашей экскурсии музыканта-оператора на месте нет. Гид включает нам электронную память инструмента. И молоточки по сталактитам выстукивают что-то вроде «Америка, Америка…».

Набираюсь наглости и прошу у гида разрешения самому что-либо сыграть.
Американская дисциплина. Гид добросовестно связывается с руководством пещеры по рации. И получает согласие. Открывает мне крышку клавиатуры.
Под мощными сводами американской пещеры Люрай раздается лихой звон сталактитов и сталагмитов, воспроизводящих «Калинку-малинку» и «Катюшу».
Торжество русского духа. В андеграунде.

2002 г.
© Юрий Лучинский


Рецензии