Странник

   

   * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * * *
 
   В ноябре бывают дни, когда в Санта-Монике графства Лос-Анджелес устанавливается скучная, неопределённая погода. Солнца нет. Небо — слоёный коктейль из молока, серой голубизны и грязных облаков. В один из таких дней рано утром я решил пройтись по берегу океана. Серый горизонт, серые волны, — ленивые, тяжёлые, — выглядят очень уныло. Пляжи пусты. Милях в трёх от берега маячит парус одинокой яхты.
Я брёл по унылому пляжу, смотрел под ноги, иногда в сторону океана. Впереди стал различать неясную фигуру человека, сидевшего на чём-то. Приближаясь к нему, я всё не мог решить: обойти ли его стороной, или попытаться заговорить?
Шагов за двадцать я хорошо разглядел: человек сидел на большом, чёрном кейсе, поставленном ребром, и смотрел на океан. В его позе, — позе зрителя и слушателя, — было что-то странное. И его чёрный, с фиолетовым отливом костюм без единой пуговицы, был странного покроя: среднее между старинным сюртуком и полувоенным френчем. Глаза скрывали тёмные очки. Даже не очки, а тонкий, широкий чёрный обруч повязкой охватывал затылок, закрывал глаза и верхнюю часть лба.

Сидящий на кейсе незнакомец повернул голову ко мне.
— У меня есть три минуты. Вы можете поговорить со мной, — сказал он.
Я остановился, раздумывая — представиться или просто поприветствовать?
— Можно без приветствий, — сказал незнакомец, — Они слишком формальны. И не нужно называть себя. Я не запоминаю имён.
— А я всегда запоминаю, — ответил я, удивляясь проницательности незнакомца и не чувствуя никакой обиды на его слова.
 — Вам проще. Вы говорите на своём языке. Даже совершенно новое имя привычно вашему сознанию.
— Так вы иностранец?
— Не совсем. Я — Странник.
— Вы хотите сказать — путешественник, турист?
— Нет. Путешествие, туризм — это совсем другое. Там всегда знаешь, куда идёшь. Я Странник Вселенной. Это моё предназначение и моё имя.

Незнакомец говорил на английском без акцента, но слишком ровно, монотонно, без всякой мелодики и какой-либо интонации. Я непонимающе смотрел ему в лицо, тщетно пытаясь выделить в нём и запомнить хоть какую-нибудь черту. Он смотрел на меня. Я невольно  ожидал увидеть своё маленькое отражение в защитных очках своего собеседника. Но в его абсолютно чёрных, как прессованная сажа, очках-обруче ничего не отражалось и они были совершенно непрозрачны. Непонятно, что он мог в них видеть.

— Странные у вас очки, — сказал я. — Необычные.
— А для меня необычен ваш океан.
— Да? Чем же? Сегодня он некрасивый, скучный. Солнца нет.
— Сейчас он такой, какой есть, без прикрас. Там, где я родился, нет океанов. А ваш — очень древний, как ваша планета. В нём память прошлого. На него можно долго смотреть и долго слушать...  Жаль. Мне пора уходить.

Он встал, взял в руку кейс.
— Вы спешите в аэропорт? — спросил я.
— Нет. Мой транспорт со мной. Но мне приходится экономно расходовать энергию. Я не знаю, какой мир встречу завтра. Прошу меня извинить, руки не подаю — защитное поле.
В его кейсе что-то щёлкнуло. Он улыбнулся и сказал:
— Океан слушайте именно в такие дни. Прощайте.
— Прощайте... — я машинально поднял руку, помахал ему.

Он повернулся и пошёл по кромке мокрого песка, не оставляя следов. Потом стал бледнеть, растворяться и... вдруг исчез. На какой-то миг пахнула волна обжигающего холода. И ещё — странное чувство... Тоска бесконечного Космоса... Одиночество Странника... Его невыносимое желание увидеть, — может быть в последний раз, — ещё один неведомый берег неизвестного океана...

Теперь, когда в Санта-Монике наступает пасмурная погода, без солнца и красок, я беру складной стул, шерстяной плед, прихожу на пустынный пляж и подолгу слушаю океан. Ему около десяти миллиардов лет. Он такой же древний, как наша планета, и его память хранит больше, чем все книги мира.

...А где-то там, по бесконечным дорогам Вселенной блуждает Странник.
Кто знает, может быть сейчас, в эту минуту — далеко-далеко, за тысячи световых лет — он тоже слушает тихий шёпот других океанских волн...

---------------------------------
Написано 1 марта 2000 г.
Последняя редакция 19 июля 2012 г.


Рецензии
Нормальный рассказ, если особо не придираться, мы же просто читаем, а не мастер-класс устраиваем. Хотел бы только поправить с фактологией: по данным современной науки Земле около 4,6 млрд. лет (древнейшие обнаруженные породы пока не старше 3,8 млрд.). Первые океаны образовались не раньше 4 млрд лет назад.
С уважением

Борис Миловзоров   01.03.2019 21:40     Заявить о нарушении
Борис, доброго дня!
Спасибо за комментарии, всё приму к сведению.
Просто, когда в 70-х годах (уже прошлого века) я учился на биофаке, у нас была расплывчатая информация о возрасте Земли. Учёные разных стран определяли этот возраст по-разному, и получалось примерно 5 млрд. лет, при этом с оговоркой: что может быть ошибка в определении возраста Земли и вселенной, и возраст того и другого не менее 10 млрд. лет.

Неразбериха была и с Криптозоем. Особенно неточно определялся возраст Археозоя и Протерозоя (входящие в Криптозой). Ошибку вносило чисто предположительное определение возраста остатков органической жизни в этих отложениях. А на наших студенческих посиделках было высказано предположение, что Солнечная система, вместе с планетами, несколько раз преобразовывалась, переделывалась (перелопачивалась) , -- за счёт неустойчивой, вулканообразной работы Солнца, -- поэтому мы можем определять возраст земной коры только после того, как Солнце пришло в режим "успокоения". Но, это всё наши фантазии.

К слову сказать, даже сейчас (как я читаю в интернете), возраст вселенной обозначен порядка 13,8 млрд. лет, а размер наблюдаемой Вселенной 46 млрд. лет. Тоже необычно.
Фантастика -- вещь субъективная. Когда-то, с перепугу, -- после того, как итальянец Джованни Скиапарелли в 1877 году обозвал сеть линий на Марсе каналами, -- все решили, что их прорыли марсиане. Тут и началось: уэллсовская "Война миров" и прочее.

Я рад, что Вы терпимы к фантазиям других. В конце концов, терпим же мы все ужасы современной, толерантной жизни, включая идиотизм президентов, которые озабочены только санкциями и подготовкой к новой мировой. Главное, чтобы фантазия жила с нами, под боком. Она помогает нашей крыше не поехать.
Ещё раз спасибо, с пожеланием доброй удачи
В. Сандовский

Владимир Сандовский   02.03.2019 02:26   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.