Есенин как подкаблучник
Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа...
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Посмотрите: синь сосет глаза, вот он окоем в действии... В конце концов поэт был высосан этой силой, задушен ее не знающими меры объятиями. Вы не задумывались, почему один пускает себе пулю в лоб, а другой сует голову в петлю? Впрочем, мы опережаем события.
Подкаблучник совсем не ничтожество, во всяком случае не большее, чем любой идолопоклонник. Подкаблучник сотворяет кумира из Женщины, поклоняется ей как божеству, приносит себя ей в жертву. Каблук это кончик той смертоносной иглы, убивающей хранимое в яйце бессмертие. Все мы живем под каблуком у природы, а земная ось есть та самая шпилька. Все мы чувствуем тяжесть этого давления, этого атмосферного каблука. И пусть иные страждут свергнуть эту длань со своего плеча, перевернуть все с ног на голову, всем нам суждено быть распятыми на этом колу. Точку опоры никто не даст.
А ведь чувствовал поэт в себе иную еретическую веру, неверность женскому! Как у всякого подкаблучника, выражалась эта ересь в пьяных кабацких загулах:
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Но даже самый горький пропойца-подкаблучник, даже самый пьяненький Мармеладов не гуляет так, как делает это кутила-мужлан. Подкаблучник гуляет «от», он всегда чувствует над собой вину греха, измену себе, от которой после, по возвращении в лоно, с жаром открестится, как делает это поэт в исповедальном «Письме матери»:
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Мать для Есенина – олицетворение женского, даже мрак вкруг ее синий - это все та же сосущая синь, цвет Женщины. И эта синь везде, она безотрывна, как горизонт, как окоем. Такова «синь тюркская» и «каспийская», высасывающая не только глаза, но и кровь, вырывающая куски из сердца, оставляющая на нем раны, имя которым печаль и испуг. Поэт спешит исповедаться, признаться в своей вере, верности своему божеству, в том, что измена - лишь морок, мимолетное затмение, наговор, тягостная бредь. «Я такой же нежный», - успокаивает он встревоженное божество. Нежный, то есть женный, женский, есенный. «Я тоскую без Дома, мечтаю вернуться в него из чуждого казенного». Он первый признается, что очередной загул - это мятеж, против своего бога, против себя, бесовщина. Есенин ласков как теленок и безотказлив как горничная. Не зря по-английски его пишут Yesenin.
Но если есть инь, должен быть и ян? Олицетворением мужского начала прилежно служит финский нож. Кончить, получив в сердце финку, значит предать свою веру, все чему поклонялся при жизни. Для Есенина это тягчайший грех. Но и соблазн, сладкий плод, от которого он бежит всю жизнь.
Стреляющий себя до конца верит в мужское начало, его бог – Ярила. Кутила гуляет «к», он исполнен правоты и полноты, в кутеже он обретает своего мужского бога, обретает себя. Таковы студенческие гаудеамусовы попойки, так гуляют мушкетеры у Дюма и вообще французы. Таков был Маяковский и таковым не был Есенин.
«Письмо матери» - это воззвание к своему естеству, к природе, это искупающее покаяние, это молитва богоматери. И все же в этой исповеди побеждает бес.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось,—
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Не буди, не тревожь, не тормоши: я с тобой, я в свету, только дай поспать, пожить мороком, испить чашу ереси до дна, до священной белой весны, до возвращения в раскинувший ветви сад, разверзший лоно петли. Ерунда что Хулиган имеет британские корни, это очень русское слово. Хулиган это нашкодивший подкаблучник. В хулигании всегда можно ощутить примесь осознаваемой вины. Это озорство против правил, это хула. Упорно называя себя хулиганом Есенин, едва ли то ведая, расписывается в мнимости своей маскулинности, в победе своей нежности. Разбойник преступает чуждый закон, Хулиган преступает себя.
Закончим автоэпитафией, которая подводит черту под сказанным:
Любил он родину и землю,
Как любит пьяница кабак.
Свидетельство о публикации №212072001307