Лопнувший шар соцпедагога. Короткий рассказ 20

     Светлану Николаевну взяли в школу работать социальным педагогом. Ей было уже за пятьдесят - возраст, с которого начинается финишная прямая на пенсию. В школе она никогда не работала, хотя имела диплом учителя русского языка и литературы. Женщина выглядела подтянутой, стройной, достаточно привлекательной и приятной.

     Директор школы Валентина Михайловна встретила ее очень дружелюбно.
Оказывается, когда-то, еще в молодости, она ездила с подругой в туристическую поездку по Волге на карельском теплоходе "Циолковский" до Астрахани и обратно. И тогда она на борту лайнера увидела Светлану, вместе с мужем. Это была милая пара. Светлана вся светилась от счастья, вела себя удивительно скромно. Валентина Михайловна тогда уже прониклась к ней глубокой симпатией.

     Директор объяснила новому педагогу, что в школе есть спортивный класс из так называемого олимпийского резерва - будущие хоккеисты. Ребята много тренируются - по три-четыре часа в день. Здесь в школе обедают и полдничают. Учатся в седьмом классе. Светлане Николаевне поручается руководить продленкой для подростков: то есть нужно будет делать с ними уроки.

     При первом знакомстве женщина заметила, что ребята настроены насмешливо, и про себя подумала, что легкой жизни ей не предвидится. Прежде всего, она решила побывать на уроках и понаблюдать за детьми и их поведением. На уроке алгебры она испытала гордость за наше образование. Старая учительница объясняла превосходно новый материал. Урок проходил в четком рабочем ритме. Это был блестящий урок! Но в какой-то момент она услышала вдруг мычание на задней парте, звук подхватили на первой парте, в центре класса. Один прекращал, другой подхватывал, а затем уже мычал весь класс в течение пяти минут. Учительница не обращала на это внимания и продолжала вести урок. Мычание прекратилось, а детишки стали довольно хмыкать. Ближе к окончанию занятия вдруг стали падать один за другим кейсы, стоящие рядом с партами.

     После урока педагоги направились в учительскую. Светлана Николаевна спросила: "Гайдне Степановна, дети всегда себя так ведут?"  Ответ ее поразил: "Да, на каждом уроке они придумывают какие-нибудь гадости" - "Почему же Вы терпите это?" - "А что я могу? Я говорила об этом классному руководителю, но толку никакого" - "Как и собрания даже не было?!" Новый социальный педагог поняла, что с дисциплиной в классе - катастрофа. Во-первых, дети мешали проведению урока, а значит, и своему усвоению материала. Во-вторых, проявляли чудовищное неуважение к труду учителя. В-третьих, их безнаказанность за мерзкое поведение давало им право думать, что зло сильнее добра, и укрепляло их в мысли, что можно творить зло безнаказанно.

     Светлана Николаевна начала беседовать с мальчишками, с каждым отдельно. "Павел, - спросила она сына учительницы, - почему вы так себя ведёте? " - "Я не могу объяснить" - "Почему? Ты боишься кого-то?" - "Просто нам ужасно весело" - "Но вы же мешаете вести урок. У вас блестящий педагог. А вы его унижаете. Как же так можно?! Давай я буду в каждый день плевать тебе в лицо, потому что мне от этого очень весело. Как тебе понравится?" - "Но мы же не плюем" - "Вы поступаете ещё хуже. Я буду плевать в тебя открыто, а вы делаете все исподтишка, подло так, чтобы были все виноваты и никто. Наказывайте целый класс". Эти душещипательные беседы на короткое время возымели действие - ребята притихли, но не надолго.

     Социальный педагог проводила с ребятами занятия в определенные часы, уже довольно хорошо решала с ними примеры. Ребята прониклись к ней уважением, однажды доверительно рассказали про прозвища, которые они дали любимым педагогам. "А у меня какое прозвище?" - поинтересовалась она. "Вас мы уважаем, поэтому прозвище вам не придумали" - "Я знаю свое прозвище, так что зря лукавите. У меня для вас тоже есть прозвище - "зелёные субчики", как оно вам?" - ребята весело посмеялись.

     И всё же поведение ребят было далеко от совершенства. Надо было что-то предпринимать. Решение подсказала жизнь. В проведении продлёнки начались сбои: то один подросток не придёт, то другой. Социальный педагог не оставляла ни одного случая без внимания и разговаривала с каждым. Но однажды случилось ЧП - она подверглась со стороны детишек серьезному испытанию. На продлёнку явился один Дима, долговязый худой паренёк. Он сделал уроки, а уходя, смеясь, сказал: "Не ждите - никто не придёт". Вечером Светлана Николаевна отправилась по домашним адресам мальчишек. Она беседовала с родителями и их отпрысками, рассказывала об успехах ребят в школе и спрашивала: "Почему ты не был на продлёнке? Пришел один Дима" - "Как?! Дима пришёл?! Он нас сам всех подговорил" - "В следующий раз думай своей головой, а не Диминой. Тебе будет двойка за поведение, а ему - пятерка. И ты никому не докажешь, что он виноват". Светлана Николаевна побывала в домах всех ребят. Парни были обескуражены предательством друга.

     На следующий день на уроке математики Димка начал кашлять, но никто его не поддержал. Он был свергнут с пьедестала лидера-затейника, организатора беспорядка. Класс напоминал лопнувший шар, из которого выпустили воздух. В классе установилась наконец-то долгожданная дисциплина. Учителя облегченно вздохнули. Классный руководитель была в восторге: "Светлана Николаевна! Вы гений-педагог! Я очень рада, что Вы работаете с моим классом" - "Ребята очень хорошие, но просто заигрались".

     Среди этих спортсменов были талантливые ребята. Андрей приходил на продлёнку уже с выполненными письменными заданиями. "Когда ты это сделал?" - "На перемене, сразу после урока, пока помню материал". Были мальчики, с уникальной слуховой памятью. Они отлично рассказывали урок со слов учителя. Светлана Николаевна привязалась к ребятам, подружилась с ними. Девочки доверяли ей свои секреты. Она посещала тренировки. Мальчишки искренне радовались, когда она приходила на их игры и вместе с девочками из их класса болела за них.

2012-07-20  пятница
    
    
    


Рецензии