Ариф Сапаров-По воде аки по суху...
Невероятные подробности легендарной ладожской операции « ЛУК», проведенной на «Дороге жизни» 24 и 25 апреля 1942 года
Из архива ленинградского писателя –фронтовика Арифа Васильевича САПАРОВА
Семьдесят лет назад, в 1942 году весна была ранней и теплой.
В ночь на 21 апреля в Новой Ладоге был получен чрезвычайный приказ Военного совета Ленинградского фронта. Всякое движение транспорта по ледовой дороге – единственной военно-стратегической транспортной магистрали через Ладожское озеро, связывавшей блокированный немецко-фашистскими войсками Ленинград с тыловыми районами страны – предписывалось немедленно прекратить.
Стало ясно, что спасительная Дорога жизни исчерпала все свои сроки. Слишком уж высок был уровень талой воды, слишком хрупок и ненадежен озерный лед. Посылать шоферов в рейс – значило посылать их на верную гибель.
Но перекрытие единственной магистрали, поддерживающей жизнь города, героически сопротивлявшегося вражеской блокаде, было чревато грозными последствиями.
Ситуация становилась все более напряженной и трагичной.
В своей знаменитой книге «Дорога жизни», впервые изданной в 1947 году, писатель Ариф Сапаров- военный корреспондент газеты «На страже Родины», командированный на ледовую трассу Политуправлением Ленинградского фронта, так описывал драматические события апреля 1942 года :
« 11 апреля утонули в полыньях семь автомобилей; 12 апреля – еще девять;
13 апреля – уже семнадцать…
14 апреля в полном отчаянии со всех автомашин-полуторок сняли дверцы кабинок для того, чтобы водители успевали спастись, оказавшись в ловушке ледяной полыньи.
15 апреля на трассу закрыли доступ автобусам;16 апреля запретили проезд бензоцистерн.
19 апреля норма нагрузки трехтонных ЗИСов была сокращена до полутора тонн, но к уже вечеру этого же дня были вынуждены вообще запретить выход ЗИСов на лед. А для полуторатонных автомобилей ГАЗ АА была установлена половинная нагрузка.
И несмотря на это, 20 апреля из Кобоны на Осиновец двинулась колонна из четырех ЗИСов.»
В книге Арифа Сапарова запечатлена одержимость героев-шоферов, которые вопреки смертельной опасности, нарушая приказ Военного совета, вызвались осуществить перевозку жизненно необходимых грузов. И при этом они не только не были наказаны, но даже получили благодарность.
Дело в том, что на складах восточного берега скопились особо важные грузы, без которых Ленинград не смог бы выжить. Поступили они с опозданием. Вот их-то и требовалось перевезти.
Прежде всего нужен был ленинградцам посевной картофель. Мешкам с картофелем отдавалось предпочтение перед всеми прочими грузами, заполнявшими тогда складские площадки.
В плане оборонных работ на весну и лето немалое место занимали индивидуальные огороды ленинградского населения. Каждый клочок земли предстояло занять посевами картофеля и овощей. Понятно, что для этого требовался семенной материал.
21 и 22 апреля молодой водитель Николай Харитонов сделал шесть рейсов, выполняя задание по перевозке картофеля. По пять рейсов удалось сделать Максиму Твердохлебу, Александру Тихановичу и другим шоферам, выделенным командованием для этой работы.
Рейсы с картофелем совершались по сплошной воде. На полуторки клали всего по десять мешков, да и эта нагрузка была слишком опасной.
Конечно, транспортники несли чудовищные потери. Только за пол-часа 22 апреля утонуло десять машин-полуторок.
К вечеру 22 апреля ледовая обстановка на озере ухудшилась настолько, что нельзя стало выпускать даже порожние машины. Особенно много воды набралось возле берегов. Похоже было, что озеро вот-вот вскроется.
В три часа ночи по распоряжению начальника дороги на обоих берегах выставили заслоны. Движение закрылось.
Никто не имел больше права выезжать на озеро и никакие, даже сверхсрочные грузы, не принимались к отправке.
ОДНАКО….
Однако, утром 23 апреля произошло событие, которое внезапно перепутало все карты и сделало невозможное возможным, а немыслимое – реально осуществившимся.
В Кобону прибыли три вагона с репчатым луком.
Надо ли объяснять, что ленинградцы, перенесшие длительную голодовку, страдали от авитаминоза. Много было случаев цинги и среди бойцов на фронте.
Три вагона спасительного лука !
Какая это была сила по тем временам и как могла она расправиться с цингой, вдохнув жизнь в людей!
Лук требовалось во что бы то ни стало доставить в Ленинград немедленно…
Никто в этом не сомневался. Весь вопрос был в том, как его доставить. Использовать конный транспорт было невозможно за полным отсутствием лошадей в Кобоне.
Выход нашли самый неожиданный.
- Мы на себе отнесем этот лук ! – сказали герои Ладоги.
Сказали – и сделали !
В блокадном архиве Арифа Сапарова хранится дневник писателя и письма героев его книг. Тех, кто решился осуществить эту неслыханную по дерзости переброску шестидесяти тонн репчатого лука – как они говорили – «ПО ВОДЕ, АКИ ПО СУХУ...»
Как убедительно доказывает рабочий дневник А.Сапарова, безумная идея этой операции принадлежала вовсе не командованию и не начальникам базы.
Мысль о том, что этот драгоценный живительный груз может просто сгнить на складах, вызывала всеобщий яростный протест. Протест, объединивший всех: измотанных многосуточными рейсами водителей, дорожников, механиков, грузчиков, офицеров штабов, политруков, медицинских работников…
«24 апреля», - записывал в своем дневнике Ариф Сапаров : «в лучах сияющего апрельского солнца, отражаемого многоцветными бликами талой воды, почти полностью покрывшей ледяную корку, сковавшую озеро, двигалось непривычное множество человеческих фигур. Незабываемое и странное было это зрелище»,- свидетельствует Ариф Сапаров : « Вереница людей, отягощенных мешками, торбами, рюкзаками, заполненными репчатым луком, растянулась на несколько километров.
Разные это были люди : пожилые и юные, мужчины и женщины, армейские и гражданские, всего более полутора тысяч человек. Двигались они, как правило, группами по пять – семь носильщиков в «связке». Дело в том, что для большей безопасности многие предпочли воспользоваться альпинистским приемом : каждый последующий привязывался канатом или ремнями к поясу впереди идущего. Если, не дай бог, лед надломится и кто-то провалится, остальные успеют вытащить его из воды…
Шли медленно, осторожно, с трудом находя твердую опору под ногами. Большую часть пути идти приходилось по колено, а то и по пояс в воде. Но двигались упрямо и непрерывно : ведь каждая остановка могла стать гибельной.
Разведчики, хорошо знавшие ледяную трассу, вооружившись специальными шестами, старались предупредить о вновь образовавшихся полыньях. Это были матерые мастера своего дела, многоопытные и отважные. Без их навыков и решительности мы бы просто пропали», -свидетельствует Ариф Сапаров.
«Единственная возможность передохнуть и немного обогреться на тридцатикилометровом пути – краткая остановка в путевой медицинской палатке. Палатки крепились на грубо сколоченных из толстых досок платформах. Платформы эти весной оказались плавающими в воде, и фактически превратились в плоты. В палатках был запас питьевой воды, медикаментов, а главное – скудный обогрев. Впрочем, 24 апреля палаток оставалось немного, наверное, шесть или семь на всю трассу.
Когда мы с Владимиром Ардашниковым 1)», - вспоминал Ариф Сапаров: « вышли на озеро и впервые ощутили ледяную воду, предательски просачивавшуюся в сапоги, то испытали некоторое смятение. В голодном и холодном Ленинграде пройти от Моховой до Невского, где размещалась наша редакция, было нелегко… А тут тридцать километров по льду и воде.
- Ничего , хлопцы, – подбадривал нас командир роты разведчиков Сергей Редько - трудно только первые пять километров ! Так оно и вышло.
Воспользовавшись лыжными палками, подаренными нам разведчиками, мы с Владимиром соорудили что-то вроде носилок, закрепив между палками груз. Правда, это «изобретение», поначалу казавшееся удачным , в конце концов подвело. Когда один из нас споткнулся и оказался в воде, часть мешка с луком намокла – ноша стала заметно тяжелее.
Старожилы трассы опасались налета немецких самолетов, которые наверняка засекли бы неожиданное обилие людей на поверхности озера. Но вражеская агентура еще в первой декаде апреля доложила своему руководству о невозможности движения грузов по ладожской трассе. Трудно было не поверить этому донесению. И поверили - фашистские истребители так и не появились…»
Так или иначе, все шестьдесят тонн репчатого лука были перенесены за два дня через готовую вскрыться Ладогу.
В канун первомайского праздника в осажденном городе выдали к праздничному пайку по пол-луковицы на человека. Мало кто знал тогда в Ленинграде, какой ценой удалось добыть этот драгоценный подарок.
А утром 26 апреля лед на Ладоге вскрылся окончательно и повсеместно.
Post Scriptum *
Спустя двадцать шесть лет, в 1968 году Ариф Васильевич Сапаров получил письмо от своего героя, Николая Харитонова, прочитавшего очередное издание его книги «Дорога жизни». Харитонов сообщал, что награду, к которой он был представлен в апреле сорок второго года за сперхопасные рейсы, он так и не получил, поскольку был переведен в 114 автобат и откомандирован в другую армию. И до конца войны прояснить что-либо у него не было возможности.
Увы, не только Н.А.Харитонов, но и другие герои Ладоги так и не смогли получить заслуженные ими награды.
Post Scriptum **
Крупнейший американский специалист по истории Восточного фронта Второй мировой войны, военный историк и полковник армии США, Дэвид Гланц в статье «Почему не погиб город, который должен был погибнуть» перечисляет двадцать эпизодов, свидетельствующих о беспримерной стойкости ленинградцев. По мнению Гланца, операция «репчатый лук» - сродни чуду…
Татьяна Алексеева
фотография из архива военного корреспондента Арифа САПАРОВА
См. иллюстрированный вариант
Свидетельство о публикации №212072001436