***

ПОЭЗИЯ


******

(1976-78)

Чтобы найти тот далёкий свет
Должен ли я идти
Снова сквозь толщу этих лет
Что на моём пути?


******

(1975)

В пойме реки над травой
Тихо поднялся туман
В небе неслышно летит
Диких гусей караван

Сквозь облака в вышине
Еле мерцает звезда   
Где я тебя потерял
Где, почему и когда?


(1981)               

УТРО      

Холодный розовый рассвет
Встаёт над головой.
Ещё не вышел из ворот,
Не встретился с тобой;

Но выпил кринку молока
И встретил ясный взгляд:
Он брошен поперёк стола
И не на всё подряд.

Холодный утренний туман
Сочится из окна
И от него темнеет стол,
Чуть скользкий от вина.

Решётка, как железный крест
Чернеет на окне
Сплошной холодный мокрый лес
За ней, и в вышине
Белеет небо...

Холодный розовый рассвет
Встаёт над головой,
Над мокрой пылью всех дорог
И над твоей судьбой.

                ***
   

(1994)               

          ЧАША

Господь, я предал тебя, старший мой Брат
Я вышел за дверь, когда Ты был распят...

В темнице не ведал блаженный пророк
Что есть для отмщенья и милости срок.
За правду убит, и не знает о том
Что слёзы святым оказались Вином.

Встал праведный муж, и в жестоком бою
И жизнь потерял, и кольчугу свою.
Заступник убит, и не знает о том
Что слёзы врагу показались вином.

Святая, заплакав, склонилась над ним
Но схвачена дева, и хвороста дым
Возносится ввысь по решенью суда
Чтоб плакать никто не посмел никогда:

Собранье старейшин одобрил весь свет,
И решенье суда дал церковный совет.
Не ведает он, и не знает оно
Что нам показалось слезами – Вино.


(1994)

             Я ВИДЕЛ

Я видел, как капля дождя
Частица небесной пыли
Упала на пыльную землю, а я
Вырос там, где другие жили.

Я видел, как капли в мутный поток
Слились на пыльной дороге
А я всё шёл по дороге той,
В него погружая ноги.

Я видел, как в лужу стекла вода
И в ней – чистоту небес
Свернув уже налегке тогда
С дороги наперерез.

Я видел, как в озеро влился родник
И отражение в нём
Его неземной любви, но мы -
Были всегда вдвоём.

Над зеркалом лес и громады гор
Я видел, и лёгкий пар
Уходящий ввысь, а я с тех пор
Стоял у скалы и ждал.


(1995)

                ТОВАРИЩ

Мы ехали вместе по степи ночной
Товарищ мой верный и друг боевой

И вот повстречалося нам на пути
То, что не проехать и где не пройти

И выхватил ты тут из ножен свой меч
А я отошёл, чтоб коней постеречь

И слышен лязг боя и звон от брони
Я взялся за меч и коней напоил

И слышно дыханье и шум от огня
Но нет, не зовёт мой товарищ меня

И видно, как кто-то кого-то схватил
А я всё стою и стою на пути

Что ж делать, иду я один в тишину
Но видно, помочь не смогу уж ему

Я знаю, что нету здесь больше его
Товарища нет здесь уже моего

И вытащил я тут из ножен свой меч
Без друга мне нечего больше стеречь...


(1996)

                СЧАСТЬЕ

Там, вдали возле гор
За Туманной рекой
Моё счастье живёт

Не найду я покой

Там, вдали у лесов
За Туманной рекой
Ты сказала сейчас

Пока буду живой

Там, вдали в небесах
За Туманной рекой
Ты взглянула в меня

Не сойду я с коня
И не лягу в постель
Не засну у огня
И не стукну я в дверь

Там, вдали.


(1998)

                ЗМЕЙ

Ты простодушие, и ты
Цветок нездешней красоты.

Но недоверчивости яд
Уже проник во всё подряд.
Тем ненавистнее змея,
Что яд в тебе, душа моя.

Я в ярости и налегке
И меч в протянутой руке
Мозги и жилы, плоть и кровь
В ответе за мою любовь.

И извиваясь и дрожа,
Язык бросает, как кинжал -
Но под тяжёлым сапогом
Крушу железным каблуком,
И кости хрупкие хрустят
И брызжет яд на всё подряд.


(1981)
 
                ЛЮБОВЬ

      Ищешь любви: ведь хочется жрать
      Можно на мясо её променять.
      Ищешь за пазухой, ищешь в душе
      Пусто... и ты не узнаешь уже,
      Что
               
       Вместе с любовью утратил ты душу,
       Которая смачивала сушу
       Твоей раскалённой тюрьмы одиночной,
       И связывала тебя заочно
       С другими, как ты
        Кто лелеял мечты
        О море прекрасном
        И взоре ясном,
        И

         Вместе с любовью утратил ты разум
         Друга убьёшь, не моргнув и глазом
         Вышел весь ум, и отсохли глаза
         Больше не стынет на ней слеза
         Любви, которую продал,
         Душу свою продав и свободу,
         И
               
          Вместе с любовью утратил отвагу
          Дальше не ступишь больше ни шагу,
          Если услышишь вой на дороге -
          Будешь просить у свиней о подмоге
          И не захочешь закрыть всех собой
          Если у дома завяжется бой.
          И не увидишь, как небо прекрасно
           Встретившись мельком со взглядом ясным
          Синим, насмешливым, неповторимым:
           Этот корабль следует мимо.

           Нету любви - и всё хочется жрать:
           Вот и тебе пора помирать.

                ***


(1993)

                ЗАМОК ЕСЛИ

Замок Если золочёной
Повернулся стороной
Путник, вышедший из дома
Не найдёт себе покой.

 Замок Может Быть в туманной
 Возвышается дали
 Или мёртвый, или пьяный -
 Не подымешься с земли.

 Замок Видел: ты прозрачен,
 Как хрустальная струя
 Кто воздвиг тебя, несчастный
 Чтоб проклясть тебя, любя?
 
 Замок Вечер не случайно
 Солнца золотом  залит
 Утро будет знать, что вечер
 И что ночь в себе таит.

 Замок "я" лежит в руинах
 Замок Пусть горит огнём
 Замок Всё Наполовину
 Весь болотом окружён.

 Замок Буду был когда-то
 Замок Стану стал пустым
 Замок Надо был покинут
 Господином молодым.

 Но громадою, как прежде
 Над дорогой замок Будь:
 В небо смотрится с надеждой -
 В замок Ты-Не-Позабудь.

                ***


                ******

(1993)

Люди сделаны из железа
Люди сделаны из серебра
Люди сделаны из помёта
И из птичьего из пера.

Те, которые из железа
Проржавели на дне морском.
И усыпано поле крестами,
Сплошь покрытыми серебром.

И помёт отвердел, как камень
И из камня построен дом.
И летает над пропастью кто-то,
Подпираемый птичьим пером.

Но – из стали моё забрало
И из стали - твои рукава,
Из алмаза - Его перчатка
И из золота - наша Глава!


                ******

(1993)

  Господь, имеющий меч
  Накажет всех непокорных.
  Владыка, имеющий трон
  Судом обуздает их.

  Хозяин, имеющий дом
  Примет всех обездоленных.
  Отец, имеющий сердце
  Любит детей Своих.


******

(1994)

Гаснет в топке кислород
По утрам болит живот
Не течёт вода из труб
Ветер не срывает с губ
Сердце пополам с трухой
Совесть хочет на покой.


******

(1994)

Серое утро. Туман моросящий.
Серое утро с дождём пополам.
Каждый из дома сюда выходящий
Спешно идёт по своим делам.

Все виноватые тащат камень
Все невиновные платят им.
Я виноват, что родился с руками
Я невиновен - что с грузом моим.


(1994)

                ЦАРСКАЯ РАТЬ

Нищие духом: любовь неземная
В вас отразится, как даль голубая.

Плачущий крепко, взгляни на себя:
Бог всё простил тебе, крепко любя.

Кроткие сердцем - всё ваше теперь
Можно ли верить... бери, а не верь.

Алчущий правды: ты вкусишь её,
Жаждущий правды - вот имя твоё.

Ждёшь казни в темнице
За младшего брата:
Жизнь отрока за
Жизнь простого солдата.
Милостив был ты,
Бога любя -
Утром за дверью
Он встретит тебя.

Чистые сердцем,
О ком вы мечтали
Явится вам,
И мечты ваши явью
Станут все сразу,
Как явен Он Сам.

Труд миротворца - злобу смирять
В мире вам нечего было терять
Твёрдо стояли вы до конца -
Лучшего нет для солдата венца:
Ныне Отец вас поставит стоять
Несокрушимо, как Царскую рать.

Предатель, шпион, дезертир, ренегат
Увидят - затравят, заметят - казнят
Изгнан за правду в чужие края -
Верен тебе будет их Судия.


(1995)

 ЧЁРНЫЙ КРЕСТ НА КРАСНОМ ФОНЕ

Чёрный крест на красном фоне
С белою каймой.
Мы прощаемся с тобою,
Воин молодой.
В этот путь поодиночке
Нам идти всегда,
Но любовь не оставляй ты
Здесь и никогда.

Мы прощаемся навеки
А ты не грусти
Пожелай же нам обоим
Доброго пути.
Пожелай нам не увидеть
Завтрашний восход:
Знаю, город наш наверно
К вечеру падёт.

Пожелай себе патронов
И атаки шквал
А в конце работы ратной -
Выстрел наповал.
Мне ж - не видеть друга мёртвым
А врага - живым,
Чтобы страж не знал разлуки
С городом своим.

Ну а если не избегнуть
Смертного труда -
Пожелай нам не согнуться
Здесь и никогда.
И хоть ты выходишь ныне
Не с пустой рукой -
Лишь любовь свою, мой милый
В Путь возьми с собой.


              ******

(1995)

Пыль.Палящее солнце.
В горле сухо.Отсохла рука.
Боги просят у Всемогущего:
Дай на помощь послать чужака.

Но заплакав о сердце, погнавшем
Боль Оставленного к ногам
Он сказал им: сожгите бремя,
Ну а ношу - снесу Я Сам.


            ******

(1971 – 1973)

Ну вот и всё, всё кончено
Пропала жизнь моя
Всё напрочь разворочено
И голая земля
На месте окон стрельчатых
И башен крепостных
И нет развалин вечных
Где раньше был гранит.
Где шансов скороспелых
Мозаика чудная
Надёжно возносилась,
Горя и не сгорая.


        ******

(1998)

Печальные уста
Открыты предо мной
Вода смывает кровь
Прозрачною струёй.
Тебя я встречу... там,
На родине твоей
Тебя я встречу вновь
На родине своей.


(1997)
       
     БОЙ

Седло боевое на
Кляче простой
Чуть свет спозаранку я
Ринулся в бой
Блистают мечи и
Сверкают глаза
Но мне позабыть или бросить нельзя

Тебя, у которой я
След целовал
И рушу мечом я
Оскалы забрал
И бьют меня в спину,
И бьют меня в грудь
Но ты меня тоже не позабудь

Я сбит из седла,
Но ты будь мне верна
Поверь и прости,
Не моя тут вина
Что я не сыскал себе
Лучше коня
Что сзади и спереди
Колют меня
Что сбили мне латы и
Выбили щит
И что на траве моя лошадь храпит

Свой меч я шатаясь,
Руками держу
И в этот удар
Свою душу вложу
Всё пламя любви и
Весь юности жар –
Тебе посвящаю я
Этот удар.


            ******

(1998)

Поздним вечером в дали
В поле на краю земли
Вырос красный огненный цветок.
И царевич удалой
На кобыле молодой
Третьи сутки едет прямо на восток.


         ******

(1999)

Позови нас закат синей пылью
На льняные ложись берега
Сказка больше не станет уж былью
И не станет нам жизнь дорога.


           ******

(2000)

Очнись от гибельного сна
Не верь своим глазам
Ведь отвратительнеe червь,
Когда в тебе он - сам.

Увы, увидеть не легко
Бревно в своём глазу
Не то, что мясо в котелке
Иль щепочку в тазу.

Но кто под пеплом сохранил
Жар чистого огня? -
Ему о Нём сказал Он Сам:
«Не позабудь Меня».


(1990)

                СИОН

На истерзанную крепость
Небо смотрит с высоты
Сколько там людей осталось
И остался ли там
Ты?

«Все ушли», они сказали
«Уходи» - таков приказ
Чтобы не было печали
Что твой Бог тебе припас.

«Покидай» - твоё призванье
«Отрекись» - иначе смерть
«Отпусти» - чтоб наказанье
Не настигло тебя
Здесь.

Но могу ли я покинуть
В битве друга моего?
Но могу ли я отречься
От того, кто в бой неравный
За меня послал
Его?
Отпущу ли край одежды
Осуждённого за это Господа
Всего?

Да, солдат, ты мой товарищ
Я с тобой убит в бою.
Да, мой вождь, я оклеветан
Отдал жизнь с тобой
Мою.

Мой Господь и мой Спаситель
Я теперь распят с Тобой
Чтобы Ты распорядился
И моей, как их
Судьбой.


(1982)

                ПЕРЕД РАССВЕТОМ

Ты выбран, ты выбран, ты  выбран
Судьбой
И вот собираешься в путь.
Цвет солнца, цвет солнца, цвет солнца
С тобой –
Смотри про Любовь не забудь.

Ты прямо, ты прямо, ты прямо
Иди
И Бог не оставит тебя.
Не будет сомнений, что там,
Впереди
За горизонтом – земля.

Ты выбран, ты выбран, ты выбран
Судьбой
И встал в предрассветную тьму.
Цвет снега, цвет снега, цвет снега
С тобой –
Доверь своё сердце Ему.

Дорога, дорога, дорога
Ведёт
Того, кто пустился по ней.
От алого солнца туманно
Блеснёт
Меч, спящего леса синей.

Ты выбран, ты выбран, ты выбран
Судьбой
Нести в себе солнце и снег.
Цвет неба, цвет неба, цвет неба
В глазах –
Надежда с тобой, Человек.


(1993)

                ПУТЬ

Гроб тяжёл
Бремя грехов
Сбросить его,
Сбросить!

Что ты наделал
Что потерял
Спросит Господь,
Спросит!

Видел я свет
Слышал я голос
Тебе не поднять
Меня!

Встать или нет
Вот и ответ –
Стон от соседнего
Камня!

Время не ждёт
Мышцы в крови
Брюхо желает
Баланды!

День не пришёл
Но до зари -
Слушай мою
Команду!

Плач или смех
Да или нет -
Буду всегда
С тобою!

Меч тяжёл
Шлем, как плита
Ещё один взмах
Рукою!

Где Ты, Господь
Мне не ступить
В царство Твоё
Святое!

Горло зажато
Шлем на земле
Давят на грудь
Давят!

Что же, браток
Будет и мне
Крест, на который не
Ставят!

День или ночь
Свет или тьма
Заря на исходе
Дня!

Слышу я голос
Вижу я свет
Что поддержал
Меня!

Ты меня спас
Когда я увяз
В трясине по горло и
Спал!

Я подниму,
Я подниму
Тут на земле
Металл!


(2003)
               
                КОЛЬЦО

                В очах темнеет свет
                Пока
                К нему не повернёшь
                Пока
                От света ты идёшь
                Пока
                Ты тьме не скажешь «нет»
                Пока
                Не дашь себе обет
                Пока
                Уста и сердце – врозь
                Пока
                Прихотлив ты насквозь
                Пока
                В очах темнеет свет,
               
                И кроме света Света нет –
                И кроме Света света нет.


                *******

(дату – по статье)

                ПУСТЬ

Пусть я умру под забором, если нету Удачи – окажите мне честь.
Пусть я сдохну от голода, если нету Везенья – сделайте милость.
Пусть прибьют как бродячего пса - если Счастью конец.
Пусть не падают розы с небес. Пусть молчанье.
Пусть семечки.
Пусть зря ожиданья. Пусть всё исчезает как призрак.
Пусть некого ждать.
Пусть исколоты ноги шипами. Пусть усталость в глазах.
Пусть нету пути.
Пусть пустыня кругом. Пусть опустевшие стены.
Пусть пустеет вокруг.
Пусть горечь во рту. Пусть сердце сжимает тоска.
Пусть слёзы в глазах.
Пусть всё позади. Пусть конец тяжелее начала.
Пусть уже сделан глоток.
Пусть блужданья. Пусть тащат на плаху.
Пусть некому слова сказать.
Пусть напрасны утраты. Пусть тщетны надежды. Пусть планы разбиты.
Пусть втуне мечты.
Пусть не дойти до сраженья. Пусть не добраться до воли.
Пусть не достать до колодца.
Пусть суетна жизнь.
Я сам во всём виноват.
Зато Ты – Прав.
И значит, всё было наоборот – утром, когда моя тьма исчезнет в Твоём свете.   


(2001)

                БУРЯ

                Рушатся мачты,
                Чернеет волна -
                За кровь нам судьба
                Заплатила сполна.
               
                Иная нам доля,
                Видать, не дана -
                Придётся испить
                Эту чашу до дна.


(дату – по тетради)
               
                ВПЕРЁД

                Того, что было, не вернёшь
                Но можно встать лицом
                К тому, что в будущем найдёшь –
                Коль не был подлецом.

                Назад нам не было пути
                Ни прежде, ни сейчас.
                Но можно путь вперёд найти –
                Он впереди у нас.

                Жалеть о прошлом смысла нет –
                Оно у наших ног.
                А впереди у нас Рассвет -
                И тысяча дорог.

               
(дату – по тетради или ПСН2)

                ТАМ, ВДАЛИ

                Стучал по крыше дождь
                Раскачивались ели,
                И в печи поленья
                Потихоньку тлели.

                Чашки на клеёнке
                Лампа с абажуром,
                Облаками небо
                Затянулось хмуро...

                Холодом осенним
                Из окна сквозило...

                За стеклом вечерним
                Тёмно-серой синью
                Полон небосвод.

                А вдали чуть слышно
                За посёлком дачным
                Стук колёс поёт.
 



(октябрь, 2009)

             НИЩИЙ

Как нищий в рубище хожу
И меч в руках своих держу
И ни доспехов, ни коня
Давно уж нету у меня

И стрелы ранят, и шипы
И камни острые торчат
В степи безлюдной не привык
Что ночью дверь мне отворят

Давно уже дороги нет
Лишь звёзды освещают путь
Врагов уж нету силы сечь
Но дал я рыцарский обет – и им меня не обмануть – брести, пока держу свой меч.



(октябрь, 2008)

          ТАЙНА

Звезда небесная во мгле
Утопла в тёмной синеве

Вода в вечерней синеве
Мерцает тайной в глубине

И синим вечером в воде
Блестеть упавшей в синь звезде

Чем недоступней глубина
Тем больше тянет нас она

Черпнул, и хочется испить
И жажду тайны утолить

Но будет синева мерцать
И дна у тайны не достать

Влечёт к колодцу синева
И закружилась голова

Вода у самого лица
Но не напиться до конца

Как воздух, хочется глотнуть
Или на миг в ней утонуть

Мы рядом с нею - далеки
И сердце ноет от тоски

Желания напиться всласть
И в синеве её пропасть

Синеет тайна глубиной
В колодец манит за собой

Она близка и далека
И лишь мучительней тоска

Упал и слился с ней в одно
Но это сон -

       НЕ СУЖДЕНО



            
(сентябрь, 2008)

                ВИДЕЛ

                Взмахнула голая рука
                На руль легла рука в перчатке
                Машина тронулась, пока
                Искал я мелочь у палатки.
 

(2000)

             БЛАГОДАТЬ

Вдруг благодать тебя коснётся –
Не мни себя достойным, но
Милость Бога восхвали.

Не ожидай добра, но плачь
Когда его получишь,
В бессилии воздать.

И если дело рук твоих
Восславит Бога – ниц пади
И помни, что ты прах.


(октябрь, 2008)

ТО, ЧТО МЫ ВИДИМ

Что сокровенно в мире сём
Но явью чудится  во снах
И что доступно взору днём
Но тайной светится впотьмах... 

Невидимое в небесах
Всегда открыто к нам лицом -
Но то, что видимо в глазах
Всегда бывает скрыто в нём.
               

(2003-2004, кроме отдельных стихов)               

                ПОЭЗИЯ               

(дату – по тетради или ПСН2, или «Даша»)

Сердце может умереть,
А разум – никогда!

Засохла винограда плеть,
И ушла вода...
Сердце может умереть,
А разум – никогда.

(дату – по тетради или ПСН2)

  Я не люблю полутонов
  В борьбе, где враг перед тобой -
  И где дано тебе судьбой
  Стоять на чашечке весов.               


Коль Бога нет, спроси себя:
Не лучше ль жить, добро любя?
Всю жизнь упрямо верным быть
И ничего не получить...
Спроси себя, и будешь знать
Кого тебе Собой назвать.

(1994)

  Всё нам обращает во благо
  Создатель,
  Но снова наносим мы раны
  Себе.

(2005)

В варенье мы находим сладость,
А мухи ищут только сласть:
Сперва г... найдут в усладу,
Чтобы в варенье не попасть.

(2006)
 
     Что дорого как память нам,
      Как и уже ненужный хлам,
      На чердаке в пыли хранится,
      И феи с домовыми – там…

(2005)

Запутался узел
Свалялся клубок
Его не распутать в оставшийся срок.
Но верно, искусник
Но знать, чудодей
Захочет быть в помощь для бедных людей.

 
    Принц не нашёл принцессу тут,
     Хотя о ней мечтал
     Она его не дождалась,
     И явью сон не стал.

     Но зеркало не лжёт тому,
     Кто в нём себя искал -
     Как могут разойтись они,
     Покинув кинозал?

(2007)

Любовь к Себе
Любовь внутри Себя
Любовь, неведомая прочим.
Любовь Небес
Которые, любя
Сверкают в тоге Дня и в тайне Ночи.

(2005)

     Убьют в дороге многих
     Но не всех
     И эти вспоминают
     Раны тех.


Погибнуть труднее - труднее спастись, -
Так ангел ему отвечал:
Небесною радостью сердца коснись -
Отнимешь по Небу печаль.

(2005)

    На Запад пойдёшь - на морском берегу
    Зелёного змея сто рыцарей бьют.
    И старую ведьму с клыками в крови
    Святой с палачом на костёр волокут.
 
    Пойдёшь на Восток - у бескрайней земли
    Старуха  у моря с корытом сидит,
    Пеняя на бедную жизнь старику,
    А синее море волнами шумит...

(2007)

В начале тьмы всегда
Начало света
И в конце света вечно
Конец тьмы.

Закат горит,
И окунувшись в Лету
Пылает Ночью
Зарево Рассвета.

(дату – по тетради)

   Любовь не одолеть всем силам Ада,
   И Чистота – влюблённому награда.

(2005)

Тому, кто с тлеющей душой
Не ждал Его конца
Сказал разбойник на кресте:
Все роли – у Творца.

(2007)

   Как горек был упрёк
   Что мал у жизни срок
   Поймёшь ты - но тогда,
   Когда пройдут года.

(2003-2004)

И справа – Рать,
И слева – Рать,
Но псы того не могут знать.

  Стриги всё то, что нужно стричь
  Храни – что нужно сохранить.

Господь не знает слова «нет» -
Прими спасение от бед.

  В орехе мягкое ядро
  У мужа – нежное нутро:
  Разящий меч в бою при том,
  Кто служит женщине щитом.

Кто не упал в борьбе со тьмой,
Тот разгоняет тьму собой.

  И мрак тяжёл, и тьма черна,
  Но служит Господу она
  Когда в Ночи зачнёт Жена.

Кто председатель, и кто – Царь
Его Невеста знала встарь.

  Как нос на мраморном лице,
  Хорош ты или плох
  Всегда то место будешь знать,
  Куда поставит Бог.

Когда хитрю, Господь даёт
Лизать мне прах земной.
Когда ум к Небу обращу –
Я с пищею иной.

  Он не краснеет, но казнит:
  Таков удел раба.
  В Законе – палка, а не стыд
  И рок, а не судьба.

Где чистым стол стоит всегда
Там будет чистая еда.

  Хороший плод вкусней плохого
  Но лучше тот, чем никакого.

Один ест устрицу с лимоном,
Смотря на змей клубок.
Другой доволен кашей пшённой
И это ему впрок.

  Пока бокал в реке прозрачной –
  Одно она и он.
  Поэтому на пире брачном
  Он вспомнит обо всём.

Здесь будут ссоры, там – любовь
И всё, что было, будет вновь.

  Двоих соединил Господь
  В империи одной:
  Тот силой превозмог, а тот
  Растёт от силы той.

Изъяна нет в пути народа,
И верно действует порода:
Не ошибётся он вовек,
Козёл он или человек.

  Враг в сердце косится недобро:
  Круши кольчугу, щит и рёбра.
  И не прельщайся красотой
  Щита или кольчуги той.

Царь правоту свою докажет
Топча в точиле сапогами,
Когда врагов Своих накажет
Любовью, яростью и - нами.

  На камне дорожном три разных пути
  И думает путник: «куда мне пойти?»
  Одно из трёх слов уже стёрто:
  Религия, Церковь и – что-то.

Дары нам тайные даны
Но мы свечой ослеплены.

  Старуха бабой, девушкой и девочкой была:
  Чем дальше отошла она, тем ближе подошла.

Будь милосерден ко врагу -
Не убивай его напрасно.
Как Ной на первом берегу,
И как Создатель – ежечасно.

  Скривился парень на года:
  «Жениться бы не стал.»
  Но в сорок восемь он сказал:
  «Бог счастье мне послал.»

В битве разгрызен орех Кракатук
И скорлупа стала мусором вдруг:
Будет валяться на пыльной дороге,
Больно впиваясь идущему в ноги -
Доколе кирзовый сапог
Не изотрёт её в песок.

  Могильной тяжести в душе
  Ты избежать бы мог
  Когда бы ведал, что уже
  Назначен встречи срок.

Не любишь барского котла –
Ешь хлеб с дубового стола.

  Знай, что желанием твоим
  Господь не ослеплён.
  Поэтому желай всегда
  Того, что хочет Он.

Хорошая старая песня –
Как зарево нового дня.
В ней много мотивов чудесных,
Но песня – одна у меня.

  Из чувств и мыслей, дел и слов
  Душа совершена
  Но в званье, ремесло и род
  Облечена она.

«Все зёрна в колосе похожи.»
Сказал Создатель: «Ну и что же?»

  Где Храма нет, там Сатана
  Не царствует на троне:
  Хлеб без закваски жестковат,
  Но сила Зла – в Законе.

Лишь в том, что видно, Зло видно,
И сквернообразно оно.

  Макают вечное перо:
  Будь нищим, чтобы не иссякнуть.

Где распинали – там пустыня,
Где кровь свидетелей – там сад.

  Хоть долголетие бери,
  Хоть Вечность, всё равно.
  Но предлагает тебе Бог
  Считать их заодно.

Старик и юноша стоят
Как дуб и спелый виноград.

  Не знаешь, что в зерне таится,
  Пока оно не колосится.

Доброе дело – в добрых руках
Чистое слово – в чистых устах.
Красивое платье на женщине той,
Что небу подобна своей красотой.

  Тот путь, что к Небу вёл тебя
  Ты выбирал, его любя.

Коль ненавидишь ты болезнь
В другом, а не в себе
То и любить ты будешь в нём
То, что дано тебе.

  У друга уксус, как вино
  А у врага прокис давно.
  И хлеба чёрствого кусок
  Тут слаще, чем мясной пирог.

В долине рыщет хищный лев
Над ним орёл седой парит.
Но не открыв ещё свой зев,
Медведь в лесу дремучем спит.

  Есть немцы, что хотели нас
  В тайгу сибирскую загнать.
  И есть, которые сейчас
  О ней не любят вспоминать.

Господь велит нам иногда
Весь город истребить иль племя,
Или мужское только семя,
Но только женщин – никогда.

  Где мысль считается товаром
  Никто не станет думать даром.
  И скорый поезд едет как
  Набитый грузом товарняк.

Ночь – для свечей,
А утро – для светила.

  Господь берёт перо и пишет
  И то от счастия не дышит.
  И всякий внемлющий Ему –
  Соавтор автору сему.

Противно зло нашей породе,
Добро – не свойственно природе.
И потому на свете этом
Тьма уступает место Свету.

  Нас принимают Небеса
  Немножечко другими.
  Так, что друзьями будут те,
  Кто воевал под ними.

Господь нам милость подаёт
Невидимой рукой.
Чтобы не мнил о себе тот,
Кого зовём собой.

  Любовь – как полюса магнита:
  В одном магните двое скрыто.
  И полюс к полюсу стремится,
  Чтобы в одно соединиться.


Забудем в разной стороне,
Что разлучили нас.
Но будет левая правей,
Сойдясь в последний час.

И красота сосуда там
Окажется важней,
Где для мытья хозяин сам
Сложил их у дверей.


  Хорош слуга, что соблюдёт
  Хозяина устав.
  А тот, кто смотрит ему в рот
  Не плюнет, прогадав.
  Но будет всех милей ему -
  Кто сын хозяину тому.

По мере ревности найдёт
Спасающий Своих:
Обеты по любви даёт,
Кто исполняет их.

  Того, что есть у нас всегда
  Мы не желаем никогда.
 
Одно тут крутится кино,
Но в зале нет тебя:
Увидеть всё ты можешь, но
Не самого себя.

  Добра желай немного хоть –
  И сотворил его Господь.

В сластях на вкусы правил нет:
Будь то лимонное желе,
Или коробка от конфет.

  Рукой тянись к малине сладкой
  А разгребать дерьмо – в перчатках.
  И это, судя по всему,
  Нужней тебе, а не ему.

Кто знает своё место, тот
Чужого места не займёт.


  Землёй расколотый кувшин
  Не склеится опять:
  Он – не успел поцеловать,
  Она – не может ждать.

  Но будет носик с ручкой вновь
  Там, где осталась их Любовь.


Так у людей не зря ведётся:
Господь о Золушке печётся.
А тот, кому наскучит Он –
Перед паденьем вознесён.

  От покаянья грех бледнеет
  Как пятна на лице злодея.

Тьма исчезает без следа,
А свет не сгинет никогда.

  Закон – как клык у кабана,
  Волк – из колоды той же масти:
  Они – как зуб в змеиной пасти,
  А змеем правит Сатана.

Жизнь – на лице у старика,
Но в сердце юноши пока.

  Ты – как свинья для поросёнка,
  И мать для малого ребёнка,
  И Золушка для принца – ты:
  На поле - разные цветы.


Художник, кисти теребя
Рисует свой портрет
И видит в зеркале себя,
Раз там другого нет.

И кисть волшебную возьмёт
Тот, чья картина оживёт.


  Тот, кто в грязи не утонул -
  Кому-то руку протянул.

Как шахматные части
Расставил нас игрок:
Фигуры каждой масти
Сплетают свой венок.

  Того, кто сын, усыновит
  Не мусульманин и не жид.

Есть отраженье твоих дел
В зенице у тебя:
Куда бы ты ни посмотрел –
Увидишь там себя.

  У Господа немало дел,
  Но их не видят люди -
  Где каждый сделал, что хотел
  И сделает, что будет.

Один живёт голодным, чтоб
Насытиться однажды.
Другой раздулся точно клоп –
И лопнет точно так же.

  Не отводи от себя взор –
  И меньше будет твой позор
  И не придёшь на пир к царю
  Как на отчёт к золотарю.

Не знает женщины гроза,
Что для него она – коза.

  Даль перед юношей синеет
  То, что неведомо – за нею.

За брата враг дерётся смело
Но до него тебе нет дела:
Улыбку прячет или жало –
Того не видно под забралом.

  Два брата в крепости – одно
  Двоим их дважды бить дано:
  Покорным будет злой судьбе
  Кто распинал Его – в себе.

Не спрашивай, во что я верю:
Господь делами сердце мерит.

  Ничто – творение Творца,
  Но сын – подобие Отца.

Послушен скульптору резец,
И сочинителю – писец.

  Где было тело, там был Дух
  Где будет Дух, там будет тело.
  Не будет тел у Духа двух:
  Иди вперёд за Духом смело.

В омут с обрыва погибший нырнул,
Ну а спасённый – в борьбе утонул.

  Ошибки делаем мы, но
  Не признано – не прощено.

Есть странность в юности одна:
Не терпит времени она.


  Горячий чай и квас со льда
  Не то, что тёплая вода
  Любовь и ненависть – как день:
  Где ярче солнце, гуще тень.
 
  И на закате своих лет
  Ты сохранишь в уме тот свет -
  И сгинешь, если его нет.


Любовь не можешь обратить
В орудие своё
Но можешь иногда ты быть
Орудием её.

  Ступени к озеру идут
  И в нём отражены.
  К тому, кого ты любишь тут
  Тебя ведут они.

Встречаются Любовь и страх
Как мёд и кислота в устах.

  Кто скажет «Я» - непобедим,
  И из двоих сильней - Один.

Простые мелодии любит Создатель
Но в злобе на части их рвёт неприятель.

  Господь по имени зовёт
  Исполнившего дело
  А тех, которые не в счёт
  Назвать не захотел Он.

Полна посудина у вас,
Что служит чашей вам давно.
И не хватает вам сейчас
Чтоб отплясать в последний раз
Лишь звука, с коим в унитаз
Всегда спускается г...

  Tам были рыцари когда-то –
  Святыми тут земля богата.

Не помешают в жизни сей
Плоды печальных дум:
Что потеряет сердце в ней,
То выиграет ум.

  К себе примерить тяжело
  Что велико или мало.

Змея тому не даст пройти,
Кто на её стоит пути.

  Что в лоб, что по лбу – всё равно:
  Мёд пополам с г... – г...

Если сердце дороже ума –
Бессердечье страшнее безумья.

  Приобретёшь ты много тут
  Но мало сможешь удержать
  Подъём обратно будет крут -
  И не стремись сюда опять.

Как земляника среди леса –
Где Золушка, там и принцесса.

  Вину разделят между нами
  Как мясо из котла со щами.

И жёлтый лист, и зрелый плод
На землю с ветки упадёт.

  Несчастье жить, не зная Бога –
  Страшна ослепшему дорога.

Сменилась комната на сцене,
Другие лица на арене
Но кто не вышел из буфета –
Пока не думает про это.

  Нет красоты в нечистоте,
  А чистоты нет - в пустоте.

Сказал дарующий: «Ответь,
Что лучше – не ценя иметь,
Иль не имея – сожалеть?»

  Нет цепкости в твоей руке
  И верности в глазу...
  Но по заснеженной реке
  Ещё не шёл, разут.

Загадку сию разрешить –
Не нашему уму:
Что лучше – самим Богом быть,
Иль быть Им – Самому?

  Покуда мыслишь ся – ты тварь,
  А Мыслишься – Творец.
  Тварь – порождение Ума,
  А Ум – внутри сердец.

Граничит с верностью измена, но...
В безумье нет ума.

  Ты в ярости холодной – и не тронут душу
  Ни злоба, ни оскал разящего врага,
  И стоны раненых не возмущают уши –
  И лишь сжимает меч вспотевшая рука.

Не спрашивай себя: «Зачем крушить врага?»
«Кого Господь послал на пораженье?»
Твой пёс уже кидается в сраженье:
Где верен пёс – там верен и слуга.

  «По скольку потратили? Путь дорогой...»
  Хозяину нужен отчёт.
  «Я – сорок рублей...» Улыбнулся другой:
  «А я – сохранил девятьсот.»

Любовь сладка, и озарит
Любимого изъян.
Но тьма во тьме боготворит –
И горек сей обман.

  Забыто прошлое, и вот
  Свободен старый путь.
  И по нему ведёт нас тот,
  Кто помнил: «Не забудь».

Слетает пушинка с руки старика,
Пока не подымет её та рука.

  Как страшно щерится на нас
  Неверности оскал:
  Ты предавал его подчас,
  И он себя – предал.

Одни слова у нас в ходу,
И слово – как дублон.
Но разной стороной кладут
Его она и он.

  Есть два конца в земной судьбе,
  Что выбрать выпало тебе.

В уме неверном – брёвна в щепках,
А в сердце – уксуса глоток.
То – рана от занозы цепкой,
А то – змеиный яд, браток.

  Суд – среди милости всегда,
  И милость – посреди суда.

(2005)

Чем выше ты стоишь,
Тем шире кругозор.
Тем выше ты стоишь,
Чем дальше кинешь взор.

  Огонь не гаснет, но горит
  Где есть чему гореть
  Но если почернел фитиль –
  Его не разглядеть.

Любовь о выборе не грезит,
А брюху лишь бы - «сколько влезет?»

  Сначала озеро, потом болото
  А после – трещины в пыли...
  А в это время любит кто-то,
  И в синем море – корабли.

В желанье выбора найдёшь
Свою ошибку или ложь.
И в выборе твоём всегда
Заключена твоя беда.

  Бродить бывает грустно, друг
  Порой среди болот:
  То явится царевна вдруг,
  А то – наоборот.

Не наступает тьма, пока
Свеча зажжённая в руках.
А наступает тьма тогда,
Когда нет света, господа.

  Чудесное – рукой достать,
  Когда душа ему подстать:
  Мечтой душа упоена,
  Коль в небо смотрится она.

Сапог идущего в грязи
Окажется подчас
И будет сильно он грустить
Об этом в первый раз.

  Где голова сторон не различает,
  Там справа милуют, а слева – обличают.
  И страж убийцу не ведёт на суд,
  И милостыню Богу не дают.

Взглянёт художник с разной стороны –
То носят платья все, то носят все штаны.
Но стороны картины не равны:
Сначала платья, а потом – штаны.

(1983)

Воспрянь, десница Вожака!
Обратно, конь, под седока!
Ты непокорен, я – жесток:
Не становись мне поперёк!
Не замутняй мой след в пути,
Чтоб было всем его найти!

(2005)

  Месть – обнажившему кинжал,
  И семь ударов – за удар!
  Но получил ты Божий дар,
  Когда твой враг - уже не встал.

Свободен путник в чистом поле
Свободна курица на воле
Но всё же дышится вольней
Тому, кто раб любви своей.

(2005)

  На свете не было пути,
  Что подстерёг тебя:
  Ты выбрал то, что получил,
  И получил - себя.

(2006)

 Напрасно ты в конце пути
 Остановился, вдруг
 Не захотев назад идти -
 И не замкнул свой круг.

(2007)

  На каждом камне - три пути,
  Но зря смеёшься над судьбой:
  Что суждено тебе пройти,
  Уж выбрано – тобой.

(2008)

 И хлад потери холодит
 Озябшие сердца
 У тех, что не смогли остыть
 От стужи до конца.

  Ум, сердце и удача
  Плетут нам счастья кружева...
  И где растаяли они – колышется трава.

(дату – по тетради)

Нет смысла в расставаньи,
Нет почести в игре,
Нет славы в величаньи -
Нет выгоды в земле.

(2008)

  Есть у Царя гонец не зря -
  Открыть вам тайны Бытия
  Могу лишь Я.

(2007)

Идёшь по светлой полосе –
Светлы воспоминанья.
Идёшь по тёмной – снова грудь
Пронзается тоской.

(дату – по тетради)

Когда тебя обидит злой,
Подумай, что к чему.
И правда  ль, что
Дерьмом в пыли
Быть лучше самому?

(дату – по статье)

  Сначала прямо, потом увидишь камень. На нём две стрелки.
  Свернёшь направо – дойдёшь до Вавилона. Ещё подальше –
  Содом с Гоморрой, а дальше - виден Ад.
  Свернёшь налево – попадёшь в Египет, а потом - в пустыню.
  И после – в Обетованную Землю.

(2006)
 
Если больного черви точат,
То мёртвый - съеден быть захочет.

(дату – по статье)

  Кто поднимает меч, тот целит в голову врага.
  И в сердце.
  И поражает их.
  Всегда.

(2008)

  Стеной Опасности окружена Любовь
  Но Тайна с Красотой сплетаются лозами.

Кто явно действовал – сражён.
Кто действовал тайком – раздавлен.
А кто не действовал – прославлен.
И кто мешал им – вознесён.
Но не надолго.

(2009)

  Собака жмётся и скулит -
  Меч поразить её велит
  В брюхастое нутро.
  Да и чего её беречь -
  Не лучше ль голову отсечь
  Коли вцепиться норовит,
  Лишь выйдешь за порог?

(сентябрь, 2011)

Ты лучше быть обязан, но -
Не будешь, коли не дано.

Того, кто сыт, не соблазнить               
Столом у господина
Лишь неимущий оценит
То, что неисчислимо


С.Г.


Рецензии