Глава 2. Патриархальный брак

   После того, как канули в лету времена матриархата, главную роль в семье и обществе стали играть мужчины. Древние цивилизации, о величии которых мы можем судить лишь по немногочисленным памятникам письменности, архитектуры и скульптуры, окружены множеством легенд и неразгаданных тайн, уникальны в своей неповторимости. Однако, есть вещи, объединяющие крупнейшие мировые культуры, одна из которых- поклонение культу мужской сексуальной силы.
   У древних вавилонян, ассирийцев, хеттов, китайцев и других древних народов появился  культ  "мужского достоинства".
   Фаллос еще с незапамятных времен символизировал силу, могущество, власть, плодородие. Мужское семя стало считаться воплощением и источником жизненной силы.
   Все эти идеи не могли не отразиться в искусстве того времени. Мы помним, что  у женщин символическое изображение ее половой принадлежности  было связано с культом плодородия и материнства, а у мужчин - с силой и властью.
   Например, в Афинском национальном музее я видела  множество скульптур, где у мужчин фаллос был несообразных со всей скульптурой размеров.
   Впервые такую фигурку мужчины я увидела в национальном  музее Грузии в городе Тбилиси где-то в далеких 80-ых годах. Я ходила по музею без гида и увидела множество таких изображений. Тогда я не поняла смысла этих скульптурок и подумала: "Да, братцы-кавказцы, везде вы выставляете свою мужскую силу, даже в доисторические времена".
Позже я узнала, что фаллос в изображениях является символом мужской силы, мужественности, а также могущества. Он не связан ни с похотью, ни с сексом, ни с любовью, а только с силой и властью.
   Это в наше время такое изображение вызывает нездоровый смех как символ чего-то запретного, о котором и говорить стыдно, не то что изображать. Помните дурацкие скульптуры мужичков, у которых нажатием рычажка на свет появлялся  такой огромный фаллос, что он был больше самой скульптурки этого мужичка-здоровичка. И мы стыдливо смеялись.
   А ведь были совсем другие времена. Фаллические культы, существовшие у всех народов мира, занимали важное место в мужском сознании, и это нашло отражение в изображениях того времени, как говорилось ранее. Для них  характерно то, что  мужчины более высокого ранга изображались с более длинными и крупными  фаллосами. И это  нисколько не было связано с потенцией мужчины, это лишь указывало на его иерархическое место в обществе.
   Вспомните, как выглядят пиктограммы мужчины и женщины? Мужчина изображен в виде треугольника острием вниз. Это острие и есть фаллос, но это и копье, а значит сила. Кстати, у военных много таких символов. Женщину изображают в виде треугольника острием вверх, то есть изображено ее лоно, ее женское начало.
   Если наложить эти два треугольника  друг на друга, получится шестиконечная звезда. У древних такой символ всегда обозначал слияние мужского и женского начал, то есть продолжение жизни.
   При зарождавшемся патриархате  древние начали  обожествлять возбужденный фаллос. Название "фаллос" греческое, а вот в Индии он  именуется "лингам", там он обозначает  символ плодородия и сексуальной потенции.  Этот старейший культ поклонения лингаму сохранился в Индии и  до настоящего времени.
   Культ фаллоса  был широко распространен в Африке, Малой Азии, Европе, Центральной Америке, Индии и Японии. Например, у  североамериканских индейцев был такой ритуал: мужчины надевали  ритуальные  маски и искусственные фаллосы и выходили на поля , там они  изображали символическое семяизвержение, чтобы добиться богатого урожая. Были и такие мистерии, когда семяизвержение было натуральным : муж брал жену на свежевспаханное поле и там совершал с ней соитие.
   В Греции, особенно в Афинах, фаллос был связан с богами Приапом и Дионисом. Во время Дионисиев, праздников, связанных с поспеванием винограда и изготовлением вина, по улицам носили большие деревянные или каменные  фаллосы; в конечном счете все напивались и отдавались своим сексуальным желаниям.
   Известно, что колонии Греции были обязаны присылать в Афины огромные фаллосы в виде дани.
   Вот еще интересный факт: на монетах, изображающих бога Приапа ( в азиатских странах он был известен под именем бога Беса), он всегда изображался с пенисом, выше чем его собственное тело, и в этом случае фаллос был  символом  охраны от дурного глаза.
Для этих же целей  увеличенные изображения фаллоса помещались на многих домах или амулетах. Они назывались "гермы". Это был такой квадратный столб с головой бородатого мужчины наверху и с большим фаллосом посередине. Гермы устанавливались у полей, дорог и внутри жилых домов, люди верили, что они обеспечат защиту от воров и грабителей. Их главной обязанностью было отводить "дурной глаз".
   В Римской империи  фигурки фаллоса также  использовали  в качестве "оберегов" для защиты от злых сил.  Большие фаллические скульптуры устанавливались на воротах римских городов и стенах домов для  отвода "дурного глаза" и приманывания  удачи и счастья. Многие носили  значки или брошки в виде фаллосов с  крылышками.
   Интересен тот факт, что даже на острове Бали были найдены маленькие деревянные статуэтки с огромными фаллосами, считалось, что они  приносят  удачу, а в  Нигерии фаллические фигурки закапывали  в поля для улучшения урожая.
   В Индонезии на одном из островов живет племя Консо, воины которого до сих пор носят на лбу фаллический орнамент. В племени в прошлом была распространена традиция отрезать убитому врагу пенис. Они верили, что этим действиемони как бы лишают своего врага силы. Возвращаясь с войны домой, они насаживали пенис на ветку и несли его на лбу. Мало того, что они отбирали силу у своего врага, они забирали ее себе и тем самым удваивали ее. К счастью, данная традиция давно умерла. Но когда в этом племени проходит фестиваль, то воины в знак прежней традиции надевают свои национальные костюмы со всеми его элементами и атрибутами.
   С появлением христианства поклонение фаллосу стало исчезать, особенно в средние века. С 16 до 19 веков в Европе появилась антифаллическая культура, при которой на сексуальность было наложено строгое табу. Рисунки гениталий или обнаженной натуры были закрашены или спрятаны под фиговыми листками.
   Что касается семейных отношений, то при патриархате  над супругой и детьми стало царить всевластие мужа. Жена, дети и прочие члены семьи стали считались личной собственностью мужа и были лишены голоса в решении каких бы то ни было вопросов.
В  период язычества муж мог заложить жену, предоставив залогодержателю право пользоваться предметом залога.  За убийство жены муж подвергался наказанию, а убившая жена живой закапывалась в землю. Все отношения  в этот период строились на отцовской и мужниной  власти.
   С принятием христианства личные отношения между супругами  меняются. Замужняя женщина рассматривается уже не как имущество мужа, а как относительно самостоятельное лицо.
С незапамятных времен объектом почитания людей было равновесие между богами мужского начала природы и богиней священного женского начала.
   К сожалению, при патриархате  роль женщины , ее оплодотворение перестало  быть  божестванным проявлением. Перестало почитаться  Женское Священное Начало. Появились идеи, обесценивающие его  и возвышающие значение начала мужского.
   Женщины в большинстве культур лишились своего духовного могущества.
   Философия матриархата, которая  рассматривала секс как часть пути к Богу, стала  вызывать у людей возмущение. Теперь в женщине  видели  лишь греховное начало, предмет искушения для мужчины, в лучшем случае она вообще стала "слабым полом".
   Использование секса как инструмента для прямого общения с Богом теперь  казалось  кощунством, подрывало сами основы католицизма и  веру в Церковь как единственное связующее звено между человеком и Богом. Ну и по этой причине христианские священники просто из кожи вон лезли, стараясь заклеймить  секс и представить  его как акт греховный и омерзительный. Кстати, и все остальные религии занимались тем же, хотя в Библии сказано: "Плодитесь, размножайтесь".
   Нетрудно заметить, что стала  возобладать идеология патриархата.
В связи с этим к закату средневековья появилось еще одно страшное явление, известное как "охота на ведьм".
   Некоторые исследователи этого явления ,например, Жюль Мишле, считают, что его причиной  было то, что наиболее образованными женщинами того времени считались ведьмы и колдунь, и и это  делало  угнетенных к тому времени женщин более значительными, то есть они таким образом пытались самоутвердиться и возвыситься, ведь они владели тайнами природы. В результате «охота на ведьм» зачастую трактуется как эффективное "массированное применение прямого насилия с целью обуздания потенциальной женской активности и сохранения мужского господства в условиях резких перемен".
Вот видите, для сохранения и упрочения своего господства мужчины хотели  обуздать женское влияние и тем самым  задержать женскую эмансипацию.
   Другие исследователи, например, Д. Фрэзер полагает, что миф о ведьмах   все-таки опирался на реальность, и на протяжении всего средневековья в Западной Европе действовали тайные языческие секты приверженцев культа плодородия, который существовал при матриархате.
   Все еще было развито знахарство, связанное с магическим использованием сил и явлений природы, лечение травами и другими снадобьями. Знахарки помогали роженицам, многим больным, действуя не только с помощью трав, но и заговоров и заклинаний. Многие  передавали свои знания новым поколениям.
   Действия ведьм и само ведовство противостояло церкви, пытавшейся искоренить ценности устной языческой культуры, тем более, что женщины были их  главными  хранительницами.
Поэтому католическая инквизиция постаралась уничтожить всех женщин "ученых, священниц, цыганок, волшебниц, собирательниц трав и всех женщин, подозревавшихся в "гармонии с природой". Повивальных бабок тоже убивали за их еретическую практику использования медицинских знаний для облегчения боли деторождения",- пишет Дэн Браун в "Коде да Винчи", и он в этом случае прав.
   В связи с этим расправа над «ведьмами» могла быть использована для подавления народной культуры.
   Духовные лица и монашество, видевшие в женщине ее греховную сторону, настраивали общество против них, заявляя, что женщина является  орудием в руках дьявола и ее надо уничтожать. В Европе, особенно в Германии  начались массовые гонения на ведьм.
   Считалось, что на теле ведьмы дьявол оставил свою «печать» в виде родимого пятна или точки, невосприимчивой к боли или так называемого "соска ведьмы", к которому , якобы, присасывается дьявол. Судья и палачи старались найти на обвиняемой пятна беловатого цвета, язвочки, небольшие вздутия, обладающие, как правило, настолько пониженной болевой чувствительностью, что они не ощущали укола иглы. Клеймо дьявола - это самое высшее доказательство того, что женщина является ведьмой.
   И все же главный признак, по которому в Средневековье отличали дьявольское пятно, - его нечувствительность к боли. Поэтому при осмотре потенциальной ведьмы, как сообщалось ранее, подозрительные пятна обязательно прокалывали иглой. И если на укол не следовала реакция, обвинение считалось доказанным. (Еще одна существенная особенность "чертовых знаков": при укалывании эти места не только не чувствовали боли, но и не кровоточили.)
После  нахождения соответствующих пятен, надо было добиться признания от ведьмы, что она таковой является.
   Для этого применялись самые жестокие пытки. Какие только средства, рожденные в глубинах суеверного сознания, здесь не использовали!
Ведьму узнавали по полету ножа с изображением креста, брошенного через нее. А чтобы выявить всех ведьм в своем приходе, следовало взять в церковь пасхальное яйцо. Правда, считалось, если ведьма успеет вырвать и раздавить это яйцо, то у держащего его должно было разорваться сердце.
   Чтобы обездвижить ведьму, надо было принести в церковь намазанные салом детские башмачки. Вот уж действительно глупость!
   Но это еще не все!  Самым страшным и  распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, то есть в виде креста, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, хорошо, если она к тому времени не наглоталась воды и ее успевали вытащить. Если же  она не тонула, то сомнений не оставалось: она точно служила Сатане.
Еще было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Поэтому нередко обвиненных в колдовстве испытывали взвешиванием.
   Сожжения ведьм происходили на городской площади, при большом стечении народа, после чего для судей и других участников расправы устраивался торжественный пир (за счет имущества, конфискованного у жертвы).
   Всегда вызывала наибольший ужас и рассматривалась как дикий фанатизм казнь обвиненных в колдовстве детей. В XV-XVII веках на костер возводили даже двухлетних. Пожалуй, наиболее шокирующий пример дает город Бамберг, где одновременно были преданы огню 22 девочки от 9 до 13 лет.
   Возникает вопрос: что за общие для всех пятна были у так называемых ведьм, за которые они, в том числе и дети, поплатилисть жизнью? Ведь нечувствительные к боли пятна действительно были у них на теле.
   Интересные доказательства приводит в своем исследовании историк Д. Занков из г. Волхова Новгородской области. Он считает, что все приведенные выше симптомы соответствуют  лепре или, как ее называют в народе, проказе.
   Вот что говорит об этой болезни медицинская энциклопедия, изданная в 1979 году: "Начинается она обычно незаметно, иногда с общего недомогания и повышения температуры. Затем на коже появляются беловатые или красные пятна, на этих участках кожа становится нечувствительной к теплу и холоду, не ощущает прикосновения и боль". Не правда ли, картина болезни очень напоминает ведьмины метки?
   И, наконец, еще один аргумент, позволяющий отождествить проказу и "дьявольские отметины": по современным медицинским данным, "нарушение чувствительности в кожных поражениях наблюдается только при лепре и ни при каком другом кожном заболевании". Вот так! Значит, "ведьмины метки" были проявлением проказы.
   Действительно, проказа была бичом средневековой Европы. Поэтому пострадали ни в чем не повинные женщины ( а их было большинство) и дети.
   Интенсивность преследования ведьм была различна как в разные периоды, так и в отдельных странах. В Англии пытки не применялась, поэтому осужденных ведьм было меньше. Немногочисленны были ведовские процессы в Италии, где папство проявляло в этом отношении осторожность.
   Напротив, наблюдался разгул преследований ведьм в Германии, Франции и Нидерландах. Были случаи, когда ни в чем не повинную, но привлекательную женщину могла оговорить соседка, дабы ее муж на нее не засматривался.
   Как пошутил наш гид, когда мы путешествовали по Германии, что в этих краях не осталось привлекательных женщин, так как их всех истребили по ложным обвинениям, чтоб избавиться от потенциальных соперниц.
   За все время гонений на ведьм в Европе было уничтожено от восьми до девяти миллионов человек. При этом усердием отличались не только католики, но и протестанты.
   Современные философии, пропитанные духом мужского абсолютизма, выросли, как мы уже убедились,  на насилии и кровопролитии, которое продолжается и по сей день.
   В современном мире отношение к женщинам изменилось, но как оно   повлияло на брачные отношения?
   В крестьянских семьях,  в дореволюционное время женщины выдавались замуж начиная с 11-12 лет, мужчины — с 12-15 лет, в таких семьях в жене видели прежде всего работницу. Ранняя женитьба или замужество ограждали от соблазнов холостой жизни. Когда наши прабабушки говорили о крепости прежних крестьянских браков, то имели в виду именно такой тип брака, который в позапрошлом, да и в прошлом веке был наиболее распространенным.
В современном патриархальном браке власть так же безраздельно принадлежит мужчине.       Общественная мораль по-прежнему считает мужчину ответственным за материальное благополучие семьи. В подавляющем большинстве случаев материальный вклад мужчины в семью значительно превышает аналогичный вклад женщины.
   Основные ценности патриархального брака - дети, животные, цветы в доме, полный холодильник (погреб) и чистый, уютный дом.   
   Первым и основным условием  патриархального брака является обоюдное желание  к продлению рода. Затягивать рождение детей в патриархальном браке крайне опасно, нужно минимум два, а лучше три ребенка. Дети - флаг, символ, цель и смысл патриархального брака.
   Вторым условием патриархального брака является хозяйственность супругов.  В этом доме ценится все, что сделано своими руками: все с удовольствием занимаются  рукодельничаньем, вяжут, вышивают, столярничают, занимаются заготовками на зиму, выращивают цветы и т.д. Все традиции и распорядок дня, заведенные в доме, неукоснительно поддерживаются.
   Беспрерывно занимаясь детьми и огромным хозяйством (если оно, конечно, есть), супруги в патриархальном браке просто не имеют времени на серьезное интеллектуальное общение, успеть бы обговорить детские и хозяйственные дела. Однако, если возможность для интеллектуального общения все же появилась, надо уклоняться от обсуждения мировой политики, не обнаруживать своих политических взглядов, не выяснять взглядов супруга. Не следует говорить о смысле жизни, не обсуждать друзей и подруг. Избегать любых суждений на темы секса, бизнеса. Если уж невтерпеж поболтать, то говорите об успехах детей, помидорах, цене на мясо, котах, собаках. Язык ваш - враг ваш, по крайней мере, в этом браке. Нельзя, чтобы вдруг обнаружилось, что у вас разные взгляды или еще хуже- интересы.
В патриархальном браке секс может быть регулярным, но не может быть интересным. Надо держать чувства под контролем, не давая страстям прорваться наружу. Вместо любви присутствуют нежность и стабильность.
   Писатель Лев Николаевич  Толстой был ярым сторонником патриархального брака. Он  переехал жить в свое имение в  Ясной Поляне, увлекался простым физическим трудом, пахал, шил сапоги, ходил в поле  вместе с крестьянами косить, открыл школу для крестьянских детей  и к тому же стал вегетарианцем.
   За 17 лет супружеской жизни с Софьей Андреевной у них родилось 13 детей. Лев Николаевич  всегда ругал жену, если она нанимала кормилицу для своих новорожденных детей. И не потому, что она не хотела их кормить, иногда были проблемы с грудью после рождения очередного ребенка.
   В Ясной Поляне Л.Н. Толстым написан  роман-эпопея "Война и Мир", в котором  супружеские отношения Наташи Ростовой и Пьера Безухова являются, с его точки зрения, идеальными.
   В начале романа Наташа Ростова предстает перед нами девушкой, неугомонной  и неутомимой  на выдумки. Ее  волнует первый бал, лунная ночь, когда она высовывается из окна и ей хочется летать.
   И куда со временем делась та Наташа? Кто бы мог подумать, что после замужества ее больше всего будет волновать желтое пятно на пеленке ребенка ! Ну да ладно, не каждый сохраняет полеты души.
   В эпилоге романа Наташа Ростова предстает женщиной, полностью поглощенной мужем и детьми, по словам Льва Толстого, "сильная, красивая и плодовитая самка". Ее неряшливый, запущенный вид, поведение ("ни мила, ни любезна"), безудержная ревность даже к гувернантке, чтение писем мужа, скупость и прочее - выглядят уж как-то совсем непривлекательно. А может, Лев Толстой  считал это нормой и не видел ничего отталкивающего в своей любимице. Кто знает? Хотя в литературе образ Наташи Ростовой считается одним из лучших женских образов, а если внимательно вникнуть в детали, то получается что-то не очень привлекательно и симпатично.
   Ярким примером патриархального брака нынешнего времени  может служить брак бывшего олигарха Германа Стерлигова. Вместе с красавицей женой и детьми он переселился из особняка на Рублевке в глухую деревню, к  которой даже нет проезжей дороги. И что особенно бросается в глаза, что Стерлигов во всех интервью говорит от имени своей жены, никогда не разрешая открыть ей рот, что ей и их детям все нравится в их нецивильной жизни. Как обстоят дела на самом деле- остается только догадываться.
   Конечно, мы не призываем к таким экстрардинарным поступкам, хотя в последнее время наблюдается тенденция в стремлении женщин к патриархальному браку. Они хотят заниматься домом и детьми, не ходить на  работу. Многие, особенно в деревнях, всегда так жили и живут.  Главное в патриархальном браке- постоянство. И никаких измен! Только верность! И это, конечно, очень хорошо!
   Мы привыкли считать подчинение жены своему мужу, как и супружескую верность, чем-то само собой разумеющимся, хотя нарушения установленных правил в этой сфере случаются довольно часто.
   Опять обратимся к наследию Л.Н. Толстого и вспомним его  великий роман  "Анна Каренина", в котором замужняя женщина полюбила другого мужчину. А ведь Толстой всегда пропагандировал патриархальные отношения в семье, но и он понимал, что такие отношения могут разрушаться, что любовь бывает сильнее всех устоев.
   Да и сам Лев Толстой "зачудил" в последние годы своего брака, постоянно ругался с Софьей Андреевной, а затем вообще ушел из дома.
   Мы говорили про верность, однако в эпоху перехода от матриархата к патриархату научить женщину хранить верность было весьма и весьма нелегкой задачей. Приведу в пример  легенду, возраст которой составляет более 3 тысяч лет.
   "Король Ферон, занимавший трон до 1291 года до н.э., однажды ослеп и прожил слепым десять лет, когда оракул сказал ему, что зрение вернется, если он промоет глаза мочой женщины, имевшей отношения только со своим мужем и никогда не знавшей других мужчин.
Процедура, проделанная с помощью мочи супруги, не принесла результатов. Тогда король промыл глаза мочой почти всех женщин города Орифреболя, пока, наконец, не прозрел вновь. После этого он взял в жены ту, которая помогла ему исцелиться, и приказал сжечь живьем всех неверных жен".
   И еще один важный вопрос, который необходимо рассмотреть- это вопрос  наследования.
Как происходит наследование при патриархате? При матриархате, как мы выяснили ранее, наследование происходило по женской линии.
   По уверениям летописей в средневековой Руси действовала так называемая "лествичная система". Престолонаследники шли в такой последовательности:
-старший брат;
-младшие братья по порядку;
-дети старшего брата;
-дети следующих братьев;
-внуки, правнуки в той же последовательности и т.д.
   Во Франции также существовал сатилический закон, принятый в XIV  веке, по которому женщина не могла наследовать французский трон, а также передавать права на него через свое потомство. А постарался в этом французский принц Филипп, который таким законом расчищал себе путь к короне. Но недаром говорят: "Кто яму другому копает, тот сам  в нее попадает!"
   А случилось это так: когда скончался король Филипп IV, на трон взошел его старший сын Людовик Х. Но он поцарствовал всего два года, а затем умер, оставив после себя дочь и беременную жену. Второй сын Филиппа IV тоже Филипп, тут же принял этот закон и таким образом отрезал путь к власти старшей дочери усопшего короля. При этом он надеялся, что вдова произведет на свет девочку, но королева родила мальчика. Однако, к радости дядюшки, новоиспеченный новорожденный  король прожил всего пять дней (ходили упорные слухи,что Филипп помог новорожденному племяннику отправиться вслед за отцом). Так он стал королем Филиппом V. Но принятый им сатилический закон послужил и ему плохую службу, так как его единственный сын прожил всего несколько месяцев, а четыре дочки из-за принятого папенькой закона на корону претендовать не могли. Таким образом престол перешел к младшему брату Филиппа V.
   Как мы видим из вышеперечисленного, женщины к наследованию не допускались. Если и появлялись великие правительницы, такие как Екатерина Вторая, то они возводились на престол  путем переворотов.
   Другой вариант пребывание женщин на престоле - это в качестве  опекунши при мамолетних детях до достижения ими определенного возраста или при умственной болезни наследника. Такое правление называется регентством. Ярким примером регентства в нашей стране было правление царевны Софьи при двух мамолетних царях Иване и Петре Первом.
   Софья родилась от первой жены царя Алексея Михайловича Романова Марии Милославской, а Петр Первый от второй жены Натальи Кирилловны Нарышкиной, то есть она была его старшей единокровной сестрой. Так как  старший брат Иван ( от первого брака, как и Софья) был слаб умом, то царем провозгласили  10-летнего Петра, но фактически правила страной на правах регентши царевна Софья. Она была умной, властной, честолюбивой, образованной,  знала польский язык, латынь, увлекалась историей и даже сочиняла стихи. И это при том, что абсолютное большинство женщин в то время были просто неграмотны!  Но, как говорил о ней Вольтер, с которым она переписывалась, все ее таланты "были омрачены громадным её честолюбием».
   Не имея законной возможности взойти на престол, так как право наследования  передавалось по мужской линии, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти. Действительно, какой парадокс: с одной стороны слабоумный брат, с другой -малолетний.
   Царевна Софья правила страной семь лет.  Стоит отметить, что она  вела активную внешнюю политику:  заключила военный союз с Польшей, которая навсегда отказалась от своих притязаний на Киев, с Австрией и Венецией против Крыма и Турции. Софья уничтожила существовавшие до того времени таможенные барьеры между Россией и Украиной, что способствовало экономическому развитию этих двух частей российского государства.
   Она успешно пресекла бунт раскольников в 1682 году.
   При ней были ужесточены меры против бродяжничества, бывшего тогда подлинным бичом России. Кстати, она впервые произвела всероссийскую перепись населения.
   По ее указу было упразднено местничество, которое позволяло боярам и другим знатным людям получать высокие и доходные места не по личным заслугам, а исключительно в силу происхождения и родственных связей.
   Софьей также были изданы указы для наведения порядка в городе: запрещалось ездить по улицам во всю прыть и сшибать народ при быстрой езде, выбрасывать на улицу грязь и мусор, стрелять в домах из ружей, в Кремле запрещалось ставить лошадей и повозки в неустановленных местах. Вот, оказывается, когда возникли первые стоянки транспорта!
   Еще при Софье было положено начало высшему образованию: она основала Славяно-греко-латинскую академию, по уровню образования  всегда бывшей одним из лучших учебных заведений России. Кстати, не при Петре, а при Софье началось обучение дворянства за границей, которым рекомендовалось  обучаться там военному искусству. А в России боярам было рекомендовано посылать своих детей в польские школы или приглашать на дом польских гувернеров.
   Вот интересный факт, о котором мы узнаем из записок князя Куракина, родственника и друга Петра. Даже Куракин в то время понимал, что образовательные реформы Софьи и Петра сильно отличались друг от друга: реформы  Софьи опирались на образованные слои европейского общества, а реформы Петра -на матросов, механиков и разного рода малограмотных авантюристов. 
   В своем дворце царевна Софья  устроила "думную комнату", где принимала и выслушивала бояр. Это нарушало все обычаи, при которых женщинам не положено было выходить к гостям даже с открытым лицом. А ведь Софье не было и двадцати пяти лет!
   Кроме того за время ее правления в деревянной Москве было построено около трех тысяч каменных зданий.
   Кстати, она была горячей поклонницей западной культуры, и не надо забывать, что именно Софье принадлежала идея пригласить в Россию в большом количестве иностранцев,  а ее братец впоследствии воспользовался уже готовеньким.
Она обдумывала освобождение крестьян от крепостного права, но эта реформа была проведена спустя 172 года лишь в 1861 году.
   Единственным ее "недостатком" было то, что она родилась женщиной. Родись она мальчиком, вопроса бы не возникло о том, кому наследовать трон и власть. И реформы в России, глядишь, пошли бы менее коротким, но не таким кровавым путем...
   30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. К этому времени он, по настоянию своей матери, царицы Натальи Кирилловны, женился на Евдокии Лопухиной, и, по понятиям того времени, вступил в пору совершеннолетия, поэтому мог самостоятельно управлять страной.
Таким образом, не оставалось формальных оснований для регентства Софьи Алексеевны,  но она продолжала удерживать в своих руках бразды правления. Пётр предпринимал попытки настоять на своих правах, но безрезультатно, так как к тому времени он еще не обладал фактической силой. Подчиненные Софьи выполняли только ее распоряжения.
   Так как Петр со своей матерью находился в опале, он  переехал в подмосковное село Преображенское, где начал собирать и обучать свои войска.
   Видя нарастающую силу молодого царя, сторонники Софьи один за другим переходили на сторону Петра Первого, но она никак не хотела смириться с тем, что ей придется отдать власть своему брату. Не будем вспоминать здесь стрелецкий бунт, который организовала Софья, и который Петр подавил, так как многие стрельцы перешли на его сторону.
   Когда власть стала фактически принадлежать Петру, царь потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, и ей ничего не оставалось, как подчиниться. Так навсегда закончилось регентство царевны Софьи.
   Ее привезли в Новодевичий монастырь, где она провела почти десять лет, не принимая пострига.
   У Софьи  было двенадцать человея прислуги, кормилась она с царского стола и свободно передвигалась по монастырю. Но за его стены она уже никогда не выходила.
Потом  царевна Софья была пострижена в монахини под именем Сусанны. В монастыре она содержалась под стражей. Умерла она  в 1704 году, не дожив до сорока шести лет. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.
И была забыта почти сразу после погребения.
   Принято считать Софью распутной интриганкой, стремящейся удовлетворять свои самые низменные инстинкты. Историки  всегда упоминают ее связь с  князем Василием  Голицыным,  ведь это было неслыханно для 17 века, когда незамужняя царевна, вместо того, чтобы проводить время на женской половине, могла себе такое позволить! Но князь был высокообразованным человеком,  владел несколькими языками, обладал большим жизненным опытом и имел разносторонние интересы, хорошо знал европейскую культуру и музыку, к тому же он был хорош собой, поэтому такой человек  не мог не покорить царевну, всегда стремившуюся к знаниям.
   Князь делился с ней своими мечтами о переустройстве государства. Вначале между ними возникла дружба, позже Голицын стал ее правой рукой. Когда Софье исполнилось тридцать лет, они стали любовниками, несмотря на то, что у  князя была супруга и шестеро детей. Софья склоняла его к браку, к тому времени супруга князя дала ему развод, но они так и не вступили в брак. Неизвестно, были ли у них совместные дети, но историки считают, что у них был ребенок, которого Софья ото всех скрывала.
   Что случилось с князем Василием Голицыным? После подавления стрелецкого бунта его сослали в архангельское село, где он прожил до глубокой старости, пережив Софью на десять лет.
   Считается, что царевна Софья  всеми силами старалась использовать свое временное могущество для того, чтобы  строить козни против будущего преобразователя России. А ведь ее преобразования были основаны на просвещении и законе, а не на жестокости, как у Петра.
Все ее преобразования историками забыты. Как мы видим из вышеприведенных фактов, ею было сделано очень многое для развития  России!
   Получается, что женщины способны управлять государством, да еще  и русские, а не только «пришлые немки".
   Хочется привести в пример еще один рассказ о регентском правлении моей любимой героини- первой египетский женщины-фараона царицы Хатшепсут.
   Хатшепсут жила в XVI-XV веках до н.э. Это примерно 19 столетий до правления царицы Клеопатры.Она была законной дочерью Тутмоса I. Его законные сыновья умерли в младенчестве, а корону он мог передать только по мужской линии.
   Таким наследником оказался его сын от наложницы, слабый, больной ребенок, который получил имя Тутмоса II. Несмотря на то, что он был ее сводным братом,  Хатшепсуг в 12-летнем возрасте вышла за него замуж, чтобы быть сопровительницей Египта.
   От этого брака у Хатшепсут родилась дочь, которая также не могла быть наследницей трона. Но у ее хилого и слабого мужа Тутмоса II, правившего  недолго и вскоре умершего, от "гаремной жены" родился мальчик, который по закону о престолонаследии стал правителем Египта Тутмосом III.
   А Хатшепсут стала всего лишь регентшей при 12-летнем Тутмосе III,  который был провозглашён царём Египта.
   Конечно, она не могла с этим смириться. Примерно через год своего регентства Хатшепсут была избрана фараоном Древнего Египта. Как это случилось, что женщина стала фараоном, ведь существование женщины-фараона противоречило традиционным представлениям египтян о правителях?
   Легенды приписывают Хатшепсут тот факт, что она использовала знания своего придворного архитектора Сенмута, бывшего ее возлюбленным( вспомните, что ее муж Тутмос II был слаб здоровьем). Этой версии придерживаются некоторые  египетские ученые, наш гид  тоже рассказывал о Хатшепсут  в свете этой легенды. Было ли это красивой сказкой или нет- неизвестно, но хочется верить, что это было именно так.
   А дело было так: Хатшепсут попросила своего зодчего Сенмута, чтобы тот направил луч света в тронный зал в нужное место, многократно отразив его зеркалами. Луч должен был пройти расстояние в 60 метров и отразиться точно на троне. Все это происходило в храме Рамзеса.
   В момент завершения процедуры проводов Тутмоса II в мир иной, жрецы увидели луч света, направленный на трон, где восседала Хатшепсут с золотой ритуальной бородой фараонов, в головном уборе своего отца и в мужской одежде. Если  луч света упал на Хатшепсут- значит, это была воля богов, и она должна стать фараоном! 
   И она стала единовластной  правительницей Египта. Ее правление длилось около 20 лет. Это было временем мира и процветания, были построены многие храмы, самым большим из которых был ее заупокойный храм в Дейр эль-Бахри.
   Если вы были в Египте, то посещали ее террасный храм в Долине Царей, ставший символом ее правления.
   Это безо всякого преувеличения чудо архитектуры. Его построил все тот же гениальный архитектор Сенмут, которому  так удалось встроить его в отроги скал, что храм не воспринимается отдельно от ландшафта и кажется нерукотворным. Эта «лестница, уходящая в небо» представляет зрелище столь величественное, что описать его трудно.
   К этому храму вел ряд террасных колоннад и внутренних дворов. Раньше  нижние уровни храма были украшены садами с ароматными деревьями. Известно, что Хатшепсут предпринимала экспедицию в Пунт ( в среднюю Африку), откуда были привезены ценные породы деревьев.
Огромные изображения Хатшепсут были всюду. Приблизительно 100 колоссальных статуй фараона- женщины в виде сфинксов охраняли путь к святилищу. К сожалению, эти скульптуры почти не сохранились, сейчас мы можем полюбоваться лишь несколькими полуразбитыми скульптурами.
   Хатшепсут, вероятно, понимала, что ее положение было непрочным и по причине ее пола, и из-за того, каким обманным способом она получила трон, поэтому она изображала себя как фараона-мужчину, а не женщину,  кстати, она  носила мужскую одежду во все годы своего правления. Хотя во внутренних покоях ее храма археологи нашли почти портретное изображение царицы.   
   Всё время, пока она правила, на заднем плане существовал еще один царь – ее посынок- племянник Тутмос III, который уже давно был совершеннолетним.
   Когда Хатшепсут умерла, ее пасынок, которому было приблизительно 20 лет, наконец, поднялся на престол. Представляете, как он ненавидел эту женщину!
Он решил уничтожить и ее имя, и память о ней! Он разрушил все ее памятники, все ее скульптурные изображения.
   Имя Хатшепсут вновь явилось миру  лишь в январе 1927 года. Герберт Уинлок, глава археологической команды Музея Искусства Метрополитен в Египте, занимался раскопками большого комплекса храма в Дейр эль-Бахри. Когда он раскопал большую яму, то увидел в ней царские статуи, которые были уничтожены так тщательно, что нельзя было понять, кто из фараонов был изображен: глаза были выбиты, стерты черты лиц, кобры — символ царской власти- сбиты с головных уборов. Везде были признаки осквернения. Пришлось составлять эти статуи из тысячи мелких  фрагментов.
   Последующие правители Египта также уничтожали память об этой женщине: имя Хатшепсут не вошло ни в один из древних перечней правивших Египтом царей. Ее изображения с атрибутами царской власти и картуши с ее именами впоследствии также уничтожались.
Почему это делалось? Можно как-то объяснить действия Тутмоса III, ненавидившего свою мачеху, отобравшую у него власть, но остальные?
   Исследователи считают, что поскольку было неестественно, что женщина являлась фараоном, решено было уничтожить все напоминания об этом этапе в жизни страны для того, чтобы предотвратить возможность другой сильной женщины когда-либо встать в длинную линию египетских мужских  правителей.
   Но невозможно уничтожить память о великой женщине, посвятившей жизнь возрождению своей страны.
   Личность Хатшепсут навсегда оставила свой след в мировой культуре, поскольку немногим женщинам древнего общества удалось проявить себя на поприще государственной деятельности, ведь в этой сфере мужчины всегда практически полностью доминировали над женщинами.
   Слава богу, что ее имя заняло достойное место в истории, в отличие от царевны Софьи, значение  которой в истории не очень-то оценено  по достоинству.
   Теперь вновь вернемся к теме нашего повествования.
   Как развивается патриархальная семья в настоящее время? Какие изменения она претерпевает?
   Быть ли женщине домохозяйкой или идти на работу - не имеет однозначного ответа. Если  женщина все же посвятит себя работе и будет прилично зарабатывать, в этом случае мужчина разделяет с ней все хозяйственные заботы. Однако дело не в женщине, дело в том, что патриархальный брак вообще не склоняет человека к службе.
   И еще хочется добавить, что несмотря на то, что открытое поклонение сексуальности погребено временем, с сексом по-прежнему связана огромная часть ценностей современного мужчины, это важная составляющая его самооценки.
 Патриархальный брак сегодня узаконен в Таиланде, Японии, Германии, Иране, Бразилии.


Рецензии
Спасибо за интересную статью. Со многим согласна. Кстати, патриархальный брак и уклад жизни служит плохую службу человечеству: мужчины начинают чураться умных женщин, избегают их, создавая семьи с теми, кто глупее их. Что при этом происходит с потомством, догадаться нетрудно. Исправьте, пожалуйста:"проказа была бичОм". Кроме того, Софья и Пётр были не сводными (это дети совершенно разных родителей, имеют право вступать в брак), а единокровными. Удачи!

Ольга Не   21.07.2012 00:01     Заявить о нарушении
Ольга, спасибо Вам за нужные замечания.

Наталья Ческидова   21.07.2012 00:15   Заявить о нарушении