Современная литература и провинция

Современная литература и провинция.  Бийск.

Если обозреть литературное поле нашего маленького города  не изнутри, а,  поднявшись над  суетой и кипением быта, картина получится, я думаю,  мало отличимая от общей панорамы российской словесности. Может быть, лишь с некоторым отставанием во времени.
Динамично и общими крупными мазками рисуется  сумрачное  довольно обширное поле постмодернизма  с островками - остатками традиционализма и нарождающееся, пробивающее себе дорогу, словно  некогда посеянная трава,  новое течение постреализма, иногда  невольно преходящее в новый модернизм.
Пространство постмодернизма заполняют  многочисленные произведения, авторы которых  осознанно или неосознанно  приняли его постулаты. В характерных  чертах  этого течения  легко заметны  расслабленность, созерцательность, скептицизм.  Произведения постмодернистов, в основном, это ритмически организованные тексты (в том числе и проза),  где авторский стиль - ирония, а  художественный метод –  самоанализ собственных несовершенств. Писатели – постмодернисты    разрабатывают месторождения  личных переживаний, убегая от объективной реальности.  На первом плане – их  эго.  Возраст авторов  – самый разный.
Если говорить о конкретных  поэтических направлениях  внутри постмодернизма, то в нашем городе можно найти многочисленные  произведения, написанные  в т.н. нулевом стиле (игра словесными клише),  в стиле континуализма (тексты с исчезающим смыслом; мне известен один автор). Обзор книг местных авторов обнаруживает  приверженцев новой искренности, метареализма,  неопримитивизма,  одного автора - нового модернизма, русской рок-поэзии (два автора), а также -  преданных навсегда соцреализму.  Наиболее часто используемые формы текста  - традиционная рифмованная поэзия, нарративная и верлибр.  Авторы  обычно не осознают своей принадлежности к тому или иному  стилевому направлению. Скорее всего, произведения создаются методом подражания  текстам,  где-то услышанным, где-то прочитанным.
Из хаоса, как основы постмодернизма, рождается  новое литературное направление - постреализм. Это произведения, где автор стремится  структурировать хаос  в поисках смыслов  человеческого существования.  Постреалисты  в глобальном  понимании – смысловики. 
Обширно в нашем городе представлена  и  т.н. массовая литература – литература коммерческого спроса – мистика,  фэнтези, приключения, боевики, дамская проза и поэзия (неосентиментализм).  Есть даже авторы, пытающиеся осваивать крупные формы массовой литературы, например, роман. Такие вещи пишутся в расчёте  на потребности книжного рынка.
Почему так  популярны произведения  массового жанра? Потому что этот жанр, ориентируясь на рыночный спрос,  не может позволить себе конфликт с читателем,  и поэтому льстит ему, выражая его самого. Писатель массовый  воспринимается  как «наш» писатель, «наш» человек.  Разделение на литературные  группировки в нашем городе, в основном, связано с мелкими коммерческими интересами той или иной группы. Единственным островком без коммерции остаётся литературное объединение «Парус».
Понятно, что побуждениям автора  препятствовать не стоит – ну, хочет он писать страшилки или боевики, так  пусть себе  и  пишет. Единственное, что нужно понимать  при этом  - то, что на Алтае, да и в Сибири, нет издательств, специализирующихся на издании коммерческой литературы и  раскручивании  писателей  - т.е. создании писательского  имени (тиражи, реклама, продажи).  А без исполнения этой задачи  написание такой литературы превращается  в бессмысленную трату времени. Ну, разве что  автор «набьёт» руку в расчёте на светлое будущее да срубит три копейки на браконьерской продаже мизерного тиража.
Единственное, чего нет в нашем городе,  это гламурной литературы, обслуживающей интересы «олигархов». Во всяком случае, мне такие произведения пока не встретились.
Примеры текстов, демонстрирующих особенности различных литературных направлений,  каждый может найти в книгах,  во множестве издающихся в нашем городе. Пусть их тиражи невелики, но своего читателя каждый автор может успешно найти на литературных сайтах. Посмотрите, не поленитесь – некоторые авторы, несмотря на несовершенство своих творений (а, в большинстве своём, они именно таковы!),  имеют десятки тысяч читателей. А это, собственно, и есть дополнительные тиражи изданных книг.
Но в  конечном итоге, и  постмодернисты, занятые собой, и постреалисты, ищущие глобальный смысл бытия, и  коммерсанты от литературы   - все в нашем городе  остаются, фактически,  невостребованными  трудоголиками, мечтателями от литературы. Общественно-полезная  деятельность литераторов, которая держится лишь на энтузиазме, конечно, необходима, но в первую очередь,  им самим,  как способ, позволяющий оставаться человеком  мыслящим  в абсурде  современного  мира. Вот эту задачу решает, например, литературное объединение «Парус»,  деятельности которого в будущем году исполнится  75 лет.
Остаться человеком  в жёстких реалиях  нынешнего века непросто.  Уже один факт  беспрецедентного  уровня смертности в России говорит о том, в каких условиях  приходится  жить всем нам.    Писательство  спасает  людей от многого.    Так что труд ваш, собратья по перу, не пропадёт втуне, а послужит всё-таки улучшению человеческой породы!    И поэтому – новых творческих успехов всем мечтателям от литературы в нашем городе!

Людмила Козлова


Рецензии
Литературная жизнь в провинции существует - это уже хорошо, Людмила! Хотелось бы у Вас осведомиться - в каком жанре писал Василий Макарович?

Константин Десятов   05.11.2012 09:46     Заявить о нарушении
Здесь речь идёт о постмодернизме. В.М.Шукшин к постмодернизму отношения не имеет. Это совсем другая история http://www.proza.ru/2012/07/20/264
За отзыв спасибо большое!

Людмила Козлова Кузнецова   05.11.2012 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.