Современная литература и провинция
Если обозреть литературное поле нашего маленького города не изнутри, а, поднявшись над суетой и кипением быта, картина получится, я думаю, мало отличимая от общей панорамы российской словесности. Может быть, лишь с некоторым отставанием во времени.
Динамично и общими крупными мазками рисуется сумрачное довольно обширное поле постмодернизма с островками - остатками традиционализма и нарождающееся, пробивающее себе дорогу, словно некогда посеянная трава, новое течение постреализма, иногда невольно преходящее в новый модернизм.
Пространство постмодернизма заполняют многочисленные произведения, авторы которых осознанно или неосознанно приняли его постулаты. В характерных чертах этого течения легко заметны расслабленность, созерцательность, скептицизм. Произведения постмодернистов, в основном, это ритмически организованные тексты (в том числе и проза), где авторский стиль - ирония, а художественный метод – самоанализ собственных несовершенств. Писатели – постмодернисты разрабатывают месторождения личных переживаний, убегая от объективной реальности. На первом плане – их эго. Возраст авторов – самый разный.
Если говорить о конкретных поэтических направлениях внутри постмодернизма, то в нашем городе можно найти многочисленные произведения, написанные в т.н. нулевом стиле (игра словесными клише), в стиле континуализма (тексты с исчезающим смыслом; мне известен один автор). Обзор книг местных авторов обнаруживает приверженцев новой искренности, метареализма, неопримитивизма, одного автора - нового модернизма, русской рок-поэзии (два автора), а также - преданных навсегда соцреализму. Наиболее часто используемые формы текста - традиционная рифмованная поэзия, нарративная и верлибр. Авторы обычно не осознают своей принадлежности к тому или иному стилевому направлению. Скорее всего, произведения создаются методом подражания текстам, где-то услышанным, где-то прочитанным.
Из хаоса, как основы постмодернизма, рождается новое литературное направление - постреализм. Это произведения, где автор стремится структурировать хаос в поисках смыслов человеческого существования. Постреалисты в глобальном понимании – смысловики.
Обширно в нашем городе представлена и т.н. массовая литература – литература коммерческого спроса – мистика, фэнтези, приключения, боевики, дамская проза и поэзия (неосентиментализм). Есть даже авторы, пытающиеся осваивать крупные формы массовой литературы, например, роман. Такие вещи пишутся в расчёте на потребности книжного рынка.
Почему так популярны произведения массового жанра? Потому что этот жанр, ориентируясь на рыночный спрос, не может позволить себе конфликт с читателем, и поэтому льстит ему, выражая его самого. Писатель массовый воспринимается как «наш» писатель, «наш» человек. Разделение на литературные группировки в нашем городе, в основном, связано с мелкими коммерческими интересами той или иной группы. Единственным островком без коммерции остаётся литературное объединение «Парус».
Понятно, что побуждениям автора препятствовать не стоит – ну, хочет он писать страшилки или боевики, так пусть себе и пишет. Единственное, что нужно понимать при этом - то, что на Алтае, да и в Сибири, нет издательств, специализирующихся на издании коммерческой литературы и раскручивании писателей - т.е. создании писательского имени (тиражи, реклама, продажи). А без исполнения этой задачи написание такой литературы превращается в бессмысленную трату времени. Ну, разве что автор «набьёт» руку в расчёте на светлое будущее да срубит три копейки на браконьерской продаже мизерного тиража.
Единственное, чего нет в нашем городе, это гламурной литературы, обслуживающей интересы «олигархов». Во всяком случае, мне такие произведения пока не встретились.
Примеры текстов, демонстрирующих особенности различных литературных направлений, каждый может найти в книгах, во множестве издающихся в нашем городе. Пусть их тиражи невелики, но своего читателя каждый автор может успешно найти на литературных сайтах. Посмотрите, не поленитесь – некоторые авторы, несмотря на несовершенство своих творений (а, в большинстве своём, они именно таковы!), имеют десятки тысяч читателей. А это, собственно, и есть дополнительные тиражи изданных книг.
Но в конечном итоге, и постмодернисты, занятые собой, и постреалисты, ищущие глобальный смысл бытия, и коммерсанты от литературы - все в нашем городе остаются, фактически, невостребованными трудоголиками, мечтателями от литературы. Общественно-полезная деятельность литераторов, которая держится лишь на энтузиазме, конечно, необходима, но в первую очередь, им самим, как способ, позволяющий оставаться человеком мыслящим в абсурде современного мира. Вот эту задачу решает, например, литературное объединение «Парус», деятельности которого в будущем году исполнится 75 лет.
Остаться человеком в жёстких реалиях нынешнего века непросто. Уже один факт беспрецедентного уровня смертности в России говорит о том, в каких условиях приходится жить всем нам. Писательство спасает людей от многого. Так что труд ваш, собратья по перу, не пропадёт втуне, а послужит всё-таки улучшению человеческой породы! И поэтому – новых творческих успехов всем мечтателям от литературы в нашем городе!
Людмила Козлова
Свидетельство о публикации №212072000262
Константин Десятов 05.11.2012 09:46 Заявить о нарушении
За отзыв спасибо большое!
Людмила Козлова Кузнецова 05.11.2012 14:44 Заявить о нарушении