Обыкновенная ли история -2

Записка 3.
Опыт Материнства в « Обыкновенной истории» ( так и хочется сказать, что и в реальной жизни ) не ограничивается тем, что происходило с самой матерью, она как бы знает ВСЁ . Недаром она даёт сыну советы о том, как вести себя и в церкви, и с нищими, при собственной его болезни, как обращаться с деньгами. Можно сказать, что в её жизненом времени и пространстве есть все времена и пространства, поэтому она принимает решение отправить Александра к дяде, с которым не было контактов 17 лет. Сначала меня удивил этот факт , но, поразмыслив, я пришла к мнению о том , что для матери- это естественно, она же не живёт по расnисанию и календарю, она живёт в мире, где всё как бы едино и взаимосвязано с её сыном, с тем чувством к нему, которое  естественно и безгранично , а значит, в нём и есть Всё сущее.
 Но моя голова подсказывает мне, что есть всё-таки и исключение из этого сущего , этим исключением становится сама мать.
Её  как уникального, неповтормого человека со своими граинцами и со своей целостностью –нет.
Она растворяется в этой безграничности и всевременности.
 Не спрашиваю себя – хорошо это или плохо ... Нет, думаю, для неё такой оценки.
Опыт Материнства  в « Обыкновенной истории»  - это единственный опыт, в котором есть обращение к Богу. Это и прямое обращение матери - её молитвы, это и опосредованное – через наказы сыну о необходимости молиться в счастье и несчастье , и  через действие других людей ( она приглашает святую женщину, чтобы отогнать от Александра зло).
Для других персонажей И.А. Гончарова Бог существует как бы по умолчанию, это умолчание так глубоко, что становится просто молчанием. Я бы даже осмелилась сказать, что становится немотой .
Вот тут у меня и возникают разные мысли и чувства , которыми хочу поделиться.
Мать – самый , казалось бы, близкий к Александру ( герою романа ) человек, но все её действия , до приобретения им самим опыта отношений с другими людьми, не воспринимаются им как ценностные, как осмысленные и значимые.
 Долгое время ( я ещё вернусь к этому ) он даже как бы не замечает её в своей жизни. Так дядя напоминает ему, что надо написать письмо ( Александр уже несколько месяцев не писал матери). Дядя говорит о её отношении к нему...
Как читатель я ничего не знаю о её отношениях с отцом Александра, которого в романе никто не вспоминает. Могу только догадываться, как она вела себя в замужестве и до него, читая о других  женских персонажах.
Если она позволяет такому человеку как Антон Иванович , которого не сушат чужие горести и заботы, быть рядом с собой и прислушивается к его мнению, то , скорее всего, для неё мужчина – муж был ...  Вот здесь я затрудняюсь с однозначной формулировкой... Был ли ? Если чувства её заняты только сыном, то было ли в них место для другого человека да и для неё самой  ...
Оставлю это как вопросы..Прямого ответа на них в романе для меня нет, но есть то, что важно – важно из сегодняшнего дня : мать , её опыт чувств – открывает человеку путь к безусловному, к сущностному, к Богу, к назначению самого человека .
 Недаром в предельной ситуации человек зовёт на помощь мать и Бога , или  Бога и мать.
  Принимает другой человек материнский опыт или не принимает? Кто и как может принять этот опыт ? Как выглядит этот опыт в глазах разных людей ? На эти вопроосы есть ответ в романе. Роман мне этим привлекателен  , я могу и сама спросить и найти ответ – насколько естественны, заданы природой материнские чуства и отношение её к ребёнку и об этом же, но уже по отношению к ребёнку – его-то чувства к матери , его-то отношение к ней – природное ли это, естественное ли это чувство....
Спрошу , и умный, лукавый И.А, Гончаров  точно знает, что ответить, если я спрошу, если сумею спросить.
Спрашиваю  так, как  научилась спрашивать.
Он и отвечает. Читаю дальше., и дочитав, соображаю, что однозначного ответа нет, что я могу сама составить то мнение, которое я могу сформулировать словами, пытаясь в них втиснуть свои читательские переживания.
Александр, находясь на краю физической и духовной гибели , возвращается к матери и находит с её помощью и через её заботу силы для новой жизни, для возвращения, но...
Вот это мне очень важно,- он не решается сказать об этом матери.

Не решается сказать, боясь расстроить её.
 Он чувствует её , он понимает её, он бережёт её...
Он стал чувствителен к ней как к Другому Человеку... Не ради ли этого был весь её материсткий опыт , её материнские отношения с ним – единственным сыном... Так хочется сказать, что и ради этого... , но автор – И.А, Гончаров не даёт мне этого сделать.
Через строчку, где написано об этом , радостном для меня ,  событии он пишет, что мать умерла,освободив его от необходимости трудного разговора...
Как читатель я соображаю, что теперь Александру – герою обыкновенной истории в сложных условиях жизни придётся искать помощи у... Кого ? Чужих людей ? Бога? Надеяться на самого себя ?  У друзей ? ...Спрошу Гончарова И. А.


Фото картины "Мадонна с младенцем и ангелами " из Сети.


Рецензии
Если уж, затронута тема Бога в ваших рассуждениях, Галочка, то будучи прилежным читателем произведения Екатерины Домбровской "Весна души", приведу мои мысли в рецензиях на этот счёт к главе 18.

"Отношение к жизни,как к служению.Служению Богу и ближнему,а не как к собственной усладе." За таким ходом размышлений героини, следующей советам духовника и учению святителей, с великим вниманием наблюдаю я. Где и когда я встречалась с подобным явлением?
Да! Такое потрясающее САМООТРЕЧЕНИЕ, доступно бывает, по-моему,вне зависимости от верования, только матери.И ведь не напрасно оно зовется - СВЯТАЯ ЛЮБОВЬ".

и ответ автора, Екатерины Домбровской:

"Вот эта материнская любовь - суть и ключ христианства, единственный путь к постижению Заповедей.
Только материнское сердце на земле могло всё прощать,всё терпеть и забывать себя".

А уж как целомудренно были выписаны матери молодых героев в русской литературе, я ни о каких отношениях с "Антон Иванычем" и думать не могла.И хотя я до нынешнего года о вере и не помышляла, но взгляды, думаю, у меня были, вполне христианские. Галина.

Галина Алинина   08.01.2013 01:43     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Галина! Умом я понимаю, что такая модель материнства ( как и множество других ) существует как результат мышления людей же о своей собственной сущности, но тот же мой ум отчаянно сопротивляется, когда , например, Гончаров пишет , что мать надо бы " бить"( это место в тексте одно из самых трудных для меня ), а в современных умах существует даже образ России как битой бабы. Самоотречение от чего ? От самой себя ? От жизни в себе, от своей же души ? Можно ведь думать и так, что таким образом она даёт другим возможность обесценивать себя до ничто...Почему кто-то другой ценное матери ... Такая логика мне кажется несправедливой в отношении женщины.
Не удивительно, что у того же Гончарова нет в тексте мужичны, создающего жизнь. Унижение женщины не приводит к творчеству жизни... С уважением и благодарностью за возможность обсуждения Галина

Галя -Галина   08.01.2013 11:51   Заявить о нарушении
Обратите внимание, Галочка, "самоотречение МАТЕРИ". Это не касается отношения женщины к мужчине и вообще людям.
А отношение матери к ребёнку, пока он не достиг возраста "самозащиты" от среды и людей, хотя бы минимальной, считаю, должно быть таким. В том и проблема сейчас, когда эгоизм молодой женщины, "стремление к собственной усладе", превалирует над обязательным чувством ответственности за ребёнка. Эти суды нынешние над нерадивыми нянями при наличии молодой здоровой матери (часто обеспеченной), не желающей заниматься ребёнком, говорит об этом. Это тяжёлая тема. А,что касается - "битая баба". Гончаров ведь сам из России. Психологию барина - не истребить. Может, в Европе Вам больно полоснула слух эта фраза. Я давненько читала, не помню,чтобы придала этому значение."Глаз замылился". Слишком много вокруг жестокости, в том числе, по отношению к женщине.Но мы,всё-таки, о матери.О ЕЁ отношении к ребёнку. ЕЁ самоотверженности. Галя.

Галина Алинина   08.01.2013 15:37   Заявить о нарушении
Спасибо, Галина. Образ "битой бабы "- из современного российского фильма " Жила - была баба" . Могу только сказать, что он горько перекликнулся со словами Гончарова о матери. А как Европа повлияла на моё восприятие ? Мне, конечно, трудно самой судить, но круг людей, с которыми я повседневно общаюсь, позволяет мне говорить о том, что проблемы людей везде одни и те же, решаются только по - разному. С уважением Галина

Галя -Галина   08.01.2013 17:05   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.