Виктор, Виктория и спящая царевна

ГЛАВА 1
Аня и Катя, послушайте сказку про спящую царевну. Знаете? Всё-то вы знаете. Ну-ка, напомните мне, что там было. Царевну заколдовала злая фея, и, когда царевне исполнилось шестнадцать лет, она уколола руку веретеном и на триста лет заснула. А потом пришёл прекрасный принц, поцеловал её, царевна проснулась и вышла за него замуж. Так? Ну, а я расскажу эту сказку не так, как написано в книжке у Шарля Перро, а так, как рассказал один маленький лешонок. Кто такой лешонок? Это сыночек лешего.
В одной далёкой стране жил юноша по имени Виктор. (Виктор, дети, означает "победи-тель"). У него не было ни отца, ни матери. Он сам пахал землю, сеял пшеницу и собирал урожай. С детства Виктор дружил с девочкой по имени Виктория. Вместе они ходили в лес по грибы да ягоды, играли в прятки и шахматы, бегали зимой на лыжах. А когда им исполнилось по семнадцати лет, решили пожениться. Но родители Виктории не соглашались с ними.
– Голодранец, бедняк, – говорили они про Виктора. – Мы найдём нашей дочке богатого мужа.
И вот Витя и Вика стали думать, что же им делать. Вика и говорит:
– Вот если бы ты как-нибудь прославился, может быть мои папа и мама не возражали бы. Они знаменитых людей любят. Тебе нужно совершить какой-нибудь подвиг.
– Легко сказать, подвиг, – ответил Витя. – Моё дело – землю пахать, подвигов по заказу не совершают.
Но Вика была очень сообразительная девушка. Она подумала да и говорит:
– Вот видишь, вдали синеет гора. Я слышала, что за этой горой дремучий лес, а в лесу стоит дворец. И в этом дворце спит заколдованная царевна. Много отважных витязей пытались расколдовать её, но никто не вернулся назад. Вот если бы ты сумел разрушить эти чары, слава о тебе пошла бы по всему свету, и папа с мамой позволили бы нам пожениться.
Витя ответил:
– Это ты здорово придумала. Только ведь это дело не лёгкое и не скорое. Ты ждать меня будешь?
– Я буду ждать тебя и год, и два, и три. Если тебя не будет десять лет, я тебя буду ждать десять лет, а если ты и через сто лет не вернёшься, я буду ждать тебя до конца.
– Тогда я поехал, – сказал Витя и стал собираться. Взял лук, нож и котелок – кто знает, как придётся добывать и готовить пищу. А ещё подарила ему Вика платочек.
– Он мне от бабушки достался, – сказала она. – Говорила бабушка, что платочек волшеб-ный, только в чём его волшебство, не открыла. Наверное, и сама не знала.
Попрощался Витя с Викой, сел на коня и поскакал.

ГЛАВА 2
Долго ли, коротко, доскакал он до Синей горы. Склоны у неё были такие крутые, что на коне никак не взобраться. Тогда Виктор оставил коня на лугу и полез в гору. Топором ступеньки в скале вырубал. А то накидывал верёвочную петлю на какой-нибудь уступ и карабкался по верёвке. Не одна неделя прошла, пока он добрался до верха и спустился вниз. Хорошо, удавалось подстрелить хоть изредка горного барана, а то хоть с голоду помирай. И вот он внизу, а перед ним дремучий лес. Деревья аж закрывали небо, а тропинки никакой. Пришлось сквозь кусты и деревья прорубаться. Хорошо, топор с собой был. А там и болота пошли. Да вязкие, да топкие, да зыбучие. С кочки на кочку много не напрыгаешься. Пришлось заросли рубить, гать строить. (Гать, дети, это такая дорога через болота из брёвен и связок хвороста.) Когда Витя очень уж уставал, обтирал он пот с лица Викиным платочком, и сразу легче ему становилось. Очень волшебный был платочек.
И вот так он шёл-шёл, и вдруг трясина перед ним заколыхалась, выплыл оттуда громад-ный пузырь, лопнул, и из него появилась коряга  – не коряга, человек  – не человек  – неизвестно что. Присмотрелся Витя, а это старушка. Сгорбленная, волосы зелёные космами свисают, и говорит она скрипучим голосом:
– Здравствуй, Витюша!
– Здравствуй, здравствуй, коли не шутишь.
– Хи-хи-хи, может быть, и шучу! А вот куда же ты, Витюша, идёшь?
– Не твоё дело, старая коряга.
– Ах, какой невоспитанный! Я не старая коряга, я здешняя кикимора. И нечего секретни-чать – ты спящую царевну будить идёшь. Не ты первый, не ты последний. А не хочешь ли у меня отдохнуть? У меня тут внизу избушка есть.
Виктор подумал, что и вправду неплохо бы отдохнуть. Ведь который месяц он в пути, изорвался весь, исцарапался, не ел, не пил, не спал как следует.
– А как же я спущусь туда? – спрашивает он. – Я, пожалуй, в болоте захлебнусь.
– Не трусь, со мной не пропадёшь.
С этими словами кикимора схватила Виктора за руку и мигом утянула вниз. И вправду, он не утонул. Очутился на зелёной лужайке, только воздух какой-то густой, и тиной пахнет. Кругом радужные пузыри кверху поднимаются. А прямо перед ним избушка.
– Заходи, гостем будешь, – приглашает кикимора. Зашёл Виктор, смотрит – большая горница, кругом лавки, зелёным мохом покрытые, на лавках люди. Кто сидит, кто лежит, и у всех в руках стаканы с каким-то пузырчатым питьём, вроде лимонада.
– Здорово, – говорит Виктор, – что это вы здесь делаете?
– Да вот отдыхаем, – отвечают ему. – Шли спящую царевну будить да и остановились по пути у кикиморы.
– И давно вы здесь отдыхаете?
– Да кто как. Кто год, а кто и десять. А вот этот, с бородой до полу, уже лет триста. А куда спешить, в самом деле? Триста лет эта самая царевна спала, поспит ещё немного, ничего с ней не случится.
"Э, нет, – подумал Витя, – мне это не подходит, меня Вика ждёт, надо скорее уходить отсюда." Выскочил опрометью из избушки, обхватил руками первый попавшийся пузырь и выплыл вместе с ним.
– Счастливого пути! – крикнула вслед кикимора. – Да не спотыкайся!
ГЛАВА 3
Идёт дальше, дорогу мостит. Вот и лес стал будто посуше. Вдруг перед ним сухой пень зашевелился. Смотрит Витя, а это не пень, а старичок. Глаза зелёные, как гнилушки, руки, как сухие сучья, и на каждой руке шесть пальцев.
– Здравствуй, богатырь! – говорит он. – Куда путь держишь?
– Здорово! – отвечает Виктор. – А ты кто такой, чтоб меня расспрашивать?
– Леший я здешний, Витюша. Это я так спросил, для разговору. Я и сам знаю, что ты спящую царевну будить идёшь. Ну что ж, дело хорошее и награды заслуживает. А уж я тебя могу наградить. Смотри!
Взмахнул леший рукой, и вдруг все гнилушки на пнях превратились в изумруды, сухие листья на деревьях – в золотые монеты, седой мох – в серебряную бахрому. А между деревьев – люди, и все они чем-то очень заняты.
– Ух, ты! – удивился Виктор. – Кто же это там?
– Все они шли спящую царевну будить, да вот подзадержались, решили денежками запастись на всякий случай.
– И давно они здесь?
– Да кто год, кто десять, а вон тот седобородый, около целой кучи мешков уже триста лет золотые монеты пересчитывает, серебряную бахрому в мотки сматывает, изумруды покрупнее отбирает.
– Ну, нет, – говорит Виктор, – моя Вика, пожалуй, соскучится, если я триста лет деньги считать буду. Прощай, леший, я пошёл.
– Прощай, богатырь! Да смотри, не спотыкайся, – крикнул леший ему вслед.
ГЛАВА 4
День идёт Витя, другой. Вдруг слышит, кто-то плачет. Пошёл он на плач, видит, на дереве висит кто-то махонький и лохматенький, за сучок зацепился, кричит жалобно:
– Сними меня отсюда поскорее!
Залез Виктор на дерево, снял махонького-лохматенького и спустился с ним вместе.
– Ты кто такой? – спрашивает.
– Да Лешонок я, леший маленький. Вот залез на сук, хотел его на дрова срубить, а он и
обломился.
– Ну, ты и дурачок! – удивился Виктор. – Разве можно рубить сук, на котором сидишь?
Лешонок усмехнулся:
– Если я дурачок, кто же ты такой? Небось царевну будить идёшь? А зачем это надо?
– Ну, как это зачем? Там же, говорят, не только царевна спит. Там все её слуги и придвор-ные заснули на триста лет. Разве это дело? На свете так много интересного – и моря, и реки, и большие города, а сколько людей разных! А они спят, и ничего не знают, не видят.
– Так им и надо! – сказал Лешонок сердито. – Ты думаешь, почему они заснули? Говорят, будто их заколдовали. Враньё всё это! Я тут одну книжку про них читал – дед мне достал – так я чуть со смеху не окачурился. Будто бы злая фея, когда царевна родилась, предсказала ей, что в пятнадцать лет эта самая царевна уколется веретеном и умрёт, а добрая фея переколдовала, чтобы не умерла, а уснула, и вот по её слову всё и случилось. Ведь надо же такое придумать! Да в том царстве и веретён-то никаких не было, они ни прясть, ни ткать не умели. Лентяи были, одними грибами питались, на ходу спали, вот и заснули насовсем однажды. Может, разбудишь ты их, а они тебя по шее поблагодарят, если не поленятся, конечно.
Виктор ответил:
– Ишь вы, какие хитрые! Всё стараетесь меня задержать да отговорить – и кикимора, и леший, и ты туда же.
– Да кто старается?! Ты хочешь идти и идёшь, никто тебя не держит. Разве тётка Кикимо-ра цеплялась за тебя? Это, Витюша, всё тебе были ИСКУШЕНИЯ. (Искушение, дети, это трудное взрослое слово. Это когда человека проверяют, что для него важнее – главная, большая цель, или неглавная, маленькая выгода.)
А Лешонок продолжал:
– Главное искушение у тебя впереди. Смотри, не оплошай. А в награду за спасение я тебе помогу, потому что ты мне нравишься. Вот этот блуждающий огонёк полетит впереди тебя и покажет дорогу. А если тебе будет трудно, посвисти в этот свисток, я к тебе на помощь приду. Прощай, да не спотыкайся.
– Спасибо, друг! – сказал Виктор и пошёл за огоньком.
ГЛАВА 5
Блуждающий огонёк летит, Витя за ним пробирается, дорогу прорубает, топи гатит через ручьи-реки дороги перекидывает. И вдруг увидел дворец. Что это был за дворец! Роскошный, великолепный? Как бы не так! Может, он и был триста лет назад роскошный, да роскошь эта давно кончилась. Стёкла повыбиты, окна чем попало заткнуты, стены покосились да брёвнами подпёрты, а и те бревна сгнили, крыша давным – давно провалилась, двери с петель сорваны и к стенам прислонены, из щелей вековые деревья растут. Двор колючим кустарником зарос, А в кустах люди лежат похрапывает, кто посвистывает, кто посапывает. Зашёл Виктор во дворец по сломанному крыльцу, в сенях чуть сквозь гнилые половицы не провалился. А во всех комнатах на полу тоже люди спят, за триста лет пылью, как пуховиками, покрылись, в паутину запеленались. Жирные пауки по ней бегают – не спят. "Ох, какое нехорошее место, – подумал Витя. – Нельзя здесь людям оставаться, скорее их будить надо. А где же царевна?"
Царевна спала на кровати в самой большой комнате. Посмотрел на неё Витя – а она, оказывается, совсем не такая, как в сказке. От долгого сна лицо зелёное, волосы в колтун сбились, щёки измяты. "Как её будить?" – подумал Витя. Взял за плечо, потряс – не просыпается. Поднял её посадил – она и сидя храпит. Может, поцеловать? Что-то неохота. Но будить-то надо. Назвался груздем – полезай в кузов. Ничего не поделаешь, поцеловал Витя царевну в губы, а ей хоть бы что. Снова в перины повалилась и пуще прежнего захрапела. Вспомнил Витя про Лешонка, достал свисток и как свистнет! А Лешонок тут как тут.
– Здорово! Чем тебе помочь?
– Да вот, разбудить никак не могу.
– Целовать пробовал?
– Пробовал, не помогает.
– Дай-ка мне свисток.
И Лешонок засвистел так пронзительно, что весь дворец задрожал, и последние стёкла из окон посыпались. А царевна и не думает просыпаться.
– Давай-ка я своих позову, – сказал Лешонок и засвистел в свисток с другого конца. Откуда ни возьмись, налетела нечистая сила – ведьмы на помеле, Баба-Яга в ступе, чертенята просто так по воздуху летят, из болота вылезли кикиморы, из реки русалки, и все аукают, кричат, орут, визжат, вопят, ревут, галдят, воют – страшный гвалт подняли. А царевна как спала так и спит. Махнул Лешонок рукой, и вся нечисть улетела.
– Нет, – сказал Лешонок, – самим нам не справиться. Давай-ка сперва разбудим царевнину няню. Вон она на стульчике в уголке похрапывает.
И правда, в уголке сидела маленькая опрятная старушка, правда, сильно запылённая.
– Няня здесь единственный толковый человек, – разъяснил Лешонок. – Если бы не она, царевна и заснуть бы не успела, раньше с голоду бы померла. А нянюшка тут и огородик вскопала, и коровку завела. Вот только глуховата она. Ну, всё-таки попробуем.
Подошёл он к старушке и в самое ухо ей гаркнул:
– Вставай, корову доить пора!
Няня сразу встрепенулась, глаза протёрла, волосики реденькие-седенькие пятернёй пригладила, пыль с передника отряхнула да и говорит:
– Ах ты, грех какой! Что это я так заспалась? А почему здесь так тихо? А почему моей голубушке никто парного молочка не несёт с заморской сладкой булочкой? И почему это моя птичка спит вся одетая? И почему моя ягодка такая зелёненькая, уж не захворала ли?
Лешонок сразу спрятался, чтобы старушку не пугать, а Виктор говорит:
– Здорово, бабуся, ты триста лет спала, и все, кто во дворце, тоже.
– Так что ж это, моя коровка триста лет недоенная?
– Да ведь и коровка твоя спит, а заморские булочки давно зачерствели. Давай-ка царевну будить, у меня что-то не получается.
– Где уж тебе, недотёпе! – говорит няня. – Я одна знаю, как с моей рыбонькой управлять-ся.
Сняла она с царевниной ноги башмак и давай ей пятки щекотать. Царевна враз ножками задрыгала и глазки раскрыла. И все во дворце тут же зашевелились, стали зевать, потягиваться, паутину обрывать, пыль стряхивать – проснулись.
ГЛАВА 6
Увидела царевна Виктора и говорит:
– Благородный мой спаситель! Я щедро награжу тебя за твой подвиг. Выйду за тебя замуж и сделаю королём в своём королевстве.
– Не надо мне твоей награды. – ответил Виктор. – Меня дома невеста ждет.
– Нет, это не по правилам! – разгневалась царевна. – Спасители всегда на спасённых девицах  женятся.
– Да я тебя и не спас вовсе, не было никакой опасности. За триста лет тебя и пальцем никто не тронул.
– Но ты же меня разбудил, а то бы я ещё тысячу лет проспала, и моя красота окончательно увяла бы.
Виктор решил схитрить:
– Это не я тебя разбудил, а нянюшка твоя, да ещё Лешонок помогал. Хочешь, выходи за него замуж, и пусть он будет королём.
Лешонок тут же выпрыгнул из-за печки и давай скакать, рожи корчить.
– Ах, какой несимпатичный! – испугалась царевна. – Неужели мне за эту маленькую страхолюдину замуж выходить?
– Держи карман шире! – захохотал Лешонок, выскочил в разбитое окно и был таков. Царевна даже расплакалась от обиды:
– Что же мне делать? Неужели в старых девах оставаться?
– Не реви, – утешил её Виктор. – У тебя женихов пруд пруди. Не мне, пахарю, чета, всё графья да бароны. Они только в пути малость подзадержались. Пойдём вместе со мной из этого гиблого места, встретим их, и выберешь ты в мужья, кого сердце прикажет.
Между тем проснувшиеся лежебоки разбрелись по всему дворцу, углы обшаривая, чтобы хоть сухую корочку хлеба найти. Вышел к ним Виктор и говорит:
– Да вы бы хоть за грибами сходили !
Все заговорили разом, но каждый по отдельности:
– Сегодня не моя очередь за грибами идти, я вчера много грибов принёс, пусть он идёт.
– Эх, вы, сони! – Ваше вчера триста лет назад было. А будете лениться, ещё на триста лет заснёте. Надо вам отсюда уходить к людям, а то вы друг от друга только лени научаетесь.
– Ишь ты, какой умный! – загалдели все лодыри разом. – А зачем ты нас разбудил? Мы и выспаться не успели, и сны все не досмотрели, нам после сна отдохнуть надо, а ты нас идти куда-то заставляешь. Нет, ты для нас очень вредный человек. Вот свяжем тебя по рукам и ногам и бросим в самый тёмный угол. Лежи там, пока сам не заснёшь.
Витюшу даже пот прошиб
– Только троньте! – грозно крикнул он дрожащим голосом. – У меня лешиный свисток есть, как свистну – вся лесная нечисть слетится, не обрадуетесь тогда.
А потом вынул из кармана Викин платочек и стал лоб вытирать. А на платке зелёный луг вышит, а на лугу цветы – ромашки, колокольчики, лютики, одуванчики, фиалки, гвоздики. " Как же я не замечал раньше, что платочек так красиво расшит?" – удивился Витя и перевернул платочек на другую сторону. А там, оказывается, вышито пшеничное поле, а по нему идут жницы с серпами. Перевернул Витя платок ещё раз, чтобы на цветочки полюбоваться. А там уже не луг, а море с кораблями. "Вот оно что", – обрадовался Витя, взял платок за оба уголка, поднял над головой и стал со стороны на сторону переворачивать. А платочек чего только не показывает! И реки с лодками, И озёра с лебедями, и стада с пастухами, и табуны с табунщиками, и города, и сёла, и замки, и хутора, и девичьи хороводы, и молодецкие забавы.
– Смотрите, смотрите, – приговаривает Виктор, сколько на свете хорошего да интересно-го, как люди живут, пока вы тут на ходу спите.
А лентяи на глазах меняются. Спины выпрямились, плечи развернулись, губами шлёпать перестали, на щеках румянец появился и глаза заблестели. "Какой волшебный платочек, – радуется Витя про себя. – это, конечно, потому, что Вика мне его с любовью дарила." И спрашивает у всех:
– Ну, пойдёте со мной?
– Пойдём, пойдём! – закричали бывшие сонные тетери. – Показывай дорогу!
И тут один, самый умный, догадался;
– А зачем нам уходить из родных мест? Или у нас руки не оттуда растут, или вместо голов грибы-дождевики ? Соберёмся с силами и поднимем наш дом. Вырубим дикие кусты, осушим окрестные болота, распашем землю, посеем хлеб. Семена у нас в амбарах есть, они тоже триста лет спали. А лесную нечисть зловредную честью попросим убраться подальше. А которая не зловредная, пусть живёт, как жила. Будет кому с нашими детьми играть да сказки им складывать. Заживём не хуже людей.
Бывшие лежебоки подумали и хором сказали:
– Заживём!
Посмотрел Витя на их новые лица и сказал:
– Что ж , удачи вам! А мне нужно к своей невесте спешить.
А потом взглянул на Викин платочек, подумал немножко, разорвал его пополам и протянул половинку самому умному:
– Возьмите от меня на память, да взглядывайте на него почаще, чтобы впредь не засыпать.
– Спасибо, добрый человек, – ответили ему. – Не беспокойся о нас, мы теперь сами о себе позаботимся. Иди к своей невесте, а захотите нас проведать – милости просим. Мы и в твои края дорогу проложим.

ГЛАВА 7
И пошёл Витя обратно по тропе, которую сам проторил. Дошёл до тех богатырей, которые мешки золотом набивали. Но теперь-то он хорошо видел, что никакое это не золото, а сухие листья.
– Кончайте ерундой заниматься! – крикнул он скопидомам. – Царевна давно проснулась.
Но те даже не обернулись. А леший развёл руками и шепнул Витюше на ухо:
– Пускай их! Они у меня заместо дворников. А тебе счастливого пути, богатырь.
Дойдя до болота, встретил Витя кикимору.
– Ну, как твои гости? Всё ещё отдыхают?
– Благоденствуют. – Не знаю, как от них и избавиться. Говорю, что будить больше некого, что царевна проснулась, а они и ухом не ведут, знай, болотный лимонад хлещут А тебе, Витюша, счастливого пути. Я уж поколдую, чтобы дорожка тебе посуше была.
– Прощай, кикимора! – сказал Виктор и пошёл прыгать с кочки на кочку. Дойдя до Синей горы, вспомнил Витя про Лешонка и дунул в свисток. Лешонок тут как тут.
– Спасибо за всё тебе, друг! – поклонился ему Виктор. – Возьми свисток, он мне больше не нужен.
– Оставь на память, – ответил тот, – я себе другой смастерю.
Тут Витя вспомнил первый их разговор:
– А скажи, дружок, когда же будет моё самое главное искушение? Помнишь, ты мне говорил?
Лешонок засмеялся:
– Да оно уже было, а ты и не заметил. Ты же королём мог стать, а отказался, не задумав-шись. Значит, выдержал испытание. Счастливого тебе пути, и не забывай нас.
Долго ли, коротко, перелез Виктор через гору, кликнул своего коня и поскакал к Виктории. Радостно встретились они. Виктория ещё похорошела, а Виктор возмужал. Не говоря лишних слов, взялись они за руки и поклонились Викиным родителям:
– Хотим свадьбу сыграть, благословите!
А те ни в какую:
– Ещё чего! Мало ли, что он герой, мало ли, что о его подвигах все сороки трещат, все ветры шумят. Так ведь каким голодранцем пришёл, таким и вернулся.
– Нет, – сказала Вика. – Зря я его, что ли, три года ждала? Никто мне больше не нужен. Я уже взрослая, выйду за него замуж и без вашего разрешения.
А Виктор говорит:
– Напрасно вы так. Руки у меня умелые, голова толковая. Будем с Викой работать и жить в достатке. Лучше-ка приходите к нам на свадьбу.
И сыграли свадьбу. И родители на ней гуляли. И я там была, мёд-пиво пила. Говорят, и бывшие лодыри живут, как люди, а царевна вышла замуж за самого умного.


Рецензии