Князь Оболенский и железная дорога
Если бы железнодорожный путь прошёл мимо Ефремова, город в дальнейшем не стал бы одним из крупнейших промышленных центров Тульского региона, а значит скорее всего превратился бы совсем в другой населённый пункт с гораздо меньшей численностью населения, с другим ритмом и образом жизни его населения.
А такой вариант, чтобы железная дорога прошла мимо Ефремова, рассматривался в своё время вполне всерьёз. И если бы не инициатива ефремовских купцов, подкреплённая , как сегодня сказали бы, энергичной лоббистской деятельностью тогдашнего предводителя Ефремовского уездного дворянства князя Д. Д. Оболенского, город наверняка остался бы без железной дороги.
Впервые о необходимости прокладки железной дороги через Ефремов заговорили вскоре после того, как в ходе реформ Александра II в городе начало действовать земское собрание. Первым эту идею сформулировал тогдашний предводитель уездного дворянства отставной поручик помещик Я. П. Бахтеяров. После обсуждения этого вопроса в земском собрании он обратился с этим предложением к министру путей сообщения П. П. Мельникову. И 24 февраля 1866 года по докладу министра император Александр II дал разрешение на проведение изыскательских работ для строительства железной дороги на предложенном участке между Ельцом и Орловско-Тульской железной дорогой.
Однако, по итогам проведения этих работ линию будущей железной дороги было решено проводить на расстоянии нескольких десятков вёрст от Ефремова, а концессию на строительство этой дороги министерство путей сообщения решило отдать не тому акционерному обществу, которое намеревался создать Бахтеяров, а обществу Елецко-Грязской железной дороги, в котором ефремовцы почти не участвовали. Но ефремовские купцы решили не сдаваться. Именно тогда то предводителем уездного дворянства и был избран князь Оболенский, имевший крупные поместья не только в Ефремовском, но и в Епифанском и в Богородицком уездах. Он кровно был заинтересован в железной дороге для вывоза зерна, производившегося в его поместьях. Главным занятием большинства ефремовских купцов также была торговля зерном и мукой.
Не смотря на молодость, князь обладал обширными связями в столице и в 1869 году сумел добиться разрешения на проведение новых изыскательных работ по подготовке строительства железной дороги через Ефремов «на свой страх и риск» с правом в случае успеха продлить их до города Воронежа.
В эти годы между влиятельными кругами городов Тульской и Рязанской губерний разгорелась нешуточная борьба по вопросу о том, какими должны быть маршруты, строящихся железных дорог. Интересы разных городов и уездов не совпадали. И без влияния и обширных связей в придворных кругах князя Оболенского Ефремов эту борьбу вполне мог бы и проиграть. Наверняка не обошлось и без взяток. По крайнее мере почти все краеведы утверждают это в один голос. По этому поводу, кстати, стоит заметить, что те острословы, что современную российскую систему нарекли экономикой РОЗ (распил, откат, занос) не вполне правы. Все эти нелегальные инструменты проведения в жизнь тех или иных интересов изобретены были задолго до нас.
В итоге все работы по сооружению Ряжско-Вяземской железной дороги протяжённостью в 570 вёрст были проведены за два с половиной года. Мастерские для ремонта подвижного состава были построены в Калуге и в Ефремове. Первые поезда из Вязьмы, Хрущёва и Ельца были отправлены по этой дороге 3 декабря 1874 года. Появилось в Ефремове деревянное здание железнодорожного вокзала, проект которого был утверждён в 1873 году. Ввод в эксплуатацию железной дороги серьёзно повлиял и на архитектурный облик города. Он потянулся к востоку, ближе к железнодорожной станции.
Станция была серьёзно перестроена в 1931 году, когда в Ефремове началось строительство завода синтетического каучука, одного из трёх первых в нашей стране, наряду с Воронежским и Ярославским. И понятное дело, не будь к тому времени железной дороги в городе, для строительства завода было бы выбрано другое место.
Тогда же в годы первой пятилетки в нашем районе была проложена и вторая колея железной дороги. До этого она была одноколейной. Был построен новый деревянный вокзал барачного типа. В 1954 году его заменил типовой двухэтажный вокзал, здание которого используется до сегодняшнего времени.
Сейчас на станции Ефремов две низкие пассажирские платформы, переход к ним от здания вокзала осуществляется по пешеходному мосту. Станция грузового типа, но по ней осуществляется и движение пригородных поездов и поездов дальнего следования.
В последние годы станция подверглась серьёзнейшей реконструкции. 22 октября 2010 года, в день 140-летия Нобелевского лауреата, И. А. Бунина, был открыт памятник писателю, в фойе зала ожидания вокзала появились скульптурные барельефы, посвящённые другим писателям, бывавшим в нашем городе, Л. Н. Толстому и И. С. Тургеневу. В 2011 году вокзалу станции Ефремов присвоено звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики».
В заключение остаётся сказать, что и князь Д. Д. Оболенский, которому ефремовцы должны быть благодарны за его деятельную энергию, благодаря которой в нашем городе появилась железная дорога, также имеет к русской литературе самое прямое отношение. Князь состоял в приятельских отношениях с графом Толстым и не раз охотился вместе с ним. Он послужил для Льва Николаевича прообразом Стивы Облонского мужа Анны Карениной в одноимённом романе.
Свидетельство о публикации №212072000536
(с) А.П.Чехов, "Моя жизнь", 1896 г.
Мария Гринберг 20.07.2012 13:56 Заявить о нарушении
Григорий Саталов 20.07.2012 23:37 Заявить о нарушении