О конформизме

20.07.2012 12:18

Врождённая слепота, конгруэнтность и пространство

Для дальнейших рассуждений очень важно будет понятие конгруэнтности принятое в психологии, поэтому мы его процитируем ниже...

"КОНГРУЭНТНОСТЬ (от англ. congruence) - подлинность, открытость, честность; одно из 3 "необходимых и достаточных условий" эффективного психотерапевтического контакта (наряду с эмпатией и безоценочным позитивным принятием), разработанных в рамках личностно-центрированного подхода в психотерапии. Термин "К." введён психологию К. Роджерсом для описания: а) соответствия "идеального Я", "Я" и "опыта" в жизни человека; б) динамического состояния психотерапевта, в котором различные элементы его внутреннего опыта (эмоции, чувства, установки, переживания и т.п.) адекватно, неискажённо и свободно проживаются, осознаются и выражаются в ходе работы с клиентом. В случае К. (и в отличие от эмпатии) речь идёт о переживании человеком своих собственных чувств, об их открытости себе и др. людям.

К. - это процесс безоценочного принятия и осознания человеком своих собственных реальных и актуальных ощущений, переживаний и проблем с их последующим точным озвучиванием в языке и выражением в поведении способами, не травмирующими др. людей (иначе говоря, при соблюдении человеком условия "как если бы" это озвучивание и выражение было адресовано ему самому). К. - это такое динамическое состояние, в котором человек наиболее свободен и аутентичен в качестве самого себя, не испытывая при этом потребности в психологических защитах, прятать себя, напр., за маской или ролью "эксперта". К. наблюдается в тех случаях, когда наши внутренние чувства и переживания точно отражаются нашим сознанием и точно выражаются в нашем поведении, когда нас можно воспринимать и видеть теми, кто мы есть на самом деле. К. можно рассматривать и как характеристику общения, а также как особый режим эффективной работы любого фасилитатора (психотерапевта, консультанта, учителя, родителя). (А.Б.Орлов)" - БОЛЬШОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ Под редакцией Б.Г.Мещерякова, В.И.Зинченко, 2009

При врождённой слепоте переживание пространства-времени формируются в зависимости от родителя, учителя, и, если соблюдается конгруэнтность, переживание пространства-времени объективируются таким образом, что человек со врождённой слепотой обретает способность  ориентироваться точно в соответствие с организацией внешнего мира людьми зрячими. Но...

Способность ориентироваться не означает, что слепой имеет те же пространство и время в качестве своих внутренних переживаний. Это очевидно, но не очевидным является то, что для зрячих внутренние переживания объективные истины, они всего лишь конгруэнтные. Поэтому очень важно иметь опыт сведения различных форм пространства-времени к соответствию. Мы будем понимать под конформизмом опытное соответствие внутренних переживаний пространства-времени.

Таким образом, когда мы говорим о конформных преобразованиях пространства-времени, мы сталкиваемся с перспективой философского конформизма в духе данного определения.


Рецензии