К субботнему столу

    Категория: Бемидбар
    Опубликовано 20.07.2012 13:35
    Автор: р. Реувен Пятигорский




Не в смысле кулинарии, а в смысле субботних историй.
Одна - здесь: "Кто обзывается, тот так и называется".
Еще пять:

Все истории – с видео-уроков цикла "Еврейское поведение". На разные темы нынешних разделов Торы – Матот и Мас'эй.

Если вы думаете, что публикую их, чтоб вам было что рассказать за субботним столом, то, может быть, и так, но только осторожно – за некоторые из них на вас могут косо посмотреть. Я предупредил.

Истории даны в пятничном режиме – т.е. конспектуально (ничего я слово выдумал?)).

** **

1. Тема "Приближать к Торе"

Рав Шалом Швадрон рассказывает. В их районе жила одна "несоблюдающая" семья. Девочку пора было отправить в детский сад, но ничего "нерелигиозного" вокруг не было, а напротив дома как раз располагался "харидимный" садик. Делать нечего – мать решила устроить девочку туда.

Однажды в пятницу ребенок вернулся из сада и сказал, что воспитательница сообщила, что мамы должны зажигать свечи перед субботой. Все мамы!

Мать нашей девочки на это сказала, что они не верят в Тору и свечи не зажигают.

– Но воспитательница сказала, что ты должна.

– Я не буду ничего зажигать!!

Тогда девочка сказала: я сама зажгу. Пошла в лавку и попросила там две свечи. (Так делают по всему Израилю. В мелких лавках дают в долг постоянным клиентам, а потом рассчитываются.)

Лавочник знал, что эта семья не соблюдает – и, решив, что у них йорцайт, дал ей две свечи нер-нешама.

Пришла девочка домой и зажгла те свечи. Вошла мать в ее комнату – а та сидит перед зажженными свечами.

– Ты тут что делаешь?! – закричала мать, замахав руками.

– Вот, свечи зажгла. Одну за тебя, другую за папу.

Поняла женщина, что это неслучайно, перепугалась. Уже утром в субботу пошла в синагогу и участвовала в молитве. Так со временем семья вернулась к Торе.

** **

2. История от раби Ицхака Зильберштейна. К нему пришла семья вернувшихся к Торе евреев. Дело было так: их дочь попала под влияние соблюдающих людей – и сама стала верующей. Из-за нее и они вернулись к Торе.

Но с недавних пор дочь решила "вернуться к вопросу". Стала говорить про Тору не самые красивые слова, отказалась исполнять заповеди, плохо отзывалась о раввинах. Что делать?

Рав спросил их – а они советовались с раввинами?

– Вы наш раввин.

– Извините, но почему вы так решили? Если так, то кто такой раввин?

– Ну, тот, кто учит Торе. А мы бывали на ваших уроках.

– А кто первый начал учить вас Торе?

– Наша дочь.

– Значит, она ваш раввин.

Те удивились: и что теперь с нашим раввином делать?

– Ничего особенного. Просто оказывайте ему раввинское уважение. Как оказываете мне. Вот я вошел в комнату – и вы встали. Так и вставайте, когда она заходит. Скажите ей, что своей Торой вы обязаны ей. Вам нельзя ее ругать. Только уважение и почет!

Те удивились и ушли. А потом через несколько месяцев пришли снова – уже с дочерью. Оказалось, так – через уважение и почет – та снова вернулась к соблюдению.

И это не просто смешная история. Есть в ней, над чем подумать.

** **

3. Тема "Умеренность в запросах"

Раби Яаков Йосеф Эрман любил исполнять заповедь гостеприимства, ахнасат-орхим.

Но у него в комнате стояла такая старая мебель, что некоторые люди – главным образом приезжие американцы – удивлялись. Поэтому жена раввина просила его купить хотя бы диван – ибо этот совсем порвался и обветшал. Смотри, со всех сторон пружины торчат.

Однако муж не соглашался: хочу, чтобы люди чувствовали себя у нас в доме свободно и, не смущаясь, могли сидеть как хотят. Ведь к нам приходят не только американцы, но и местные, очень бедные евреи. Им непривычно сидеть на новых диванах.

[От себя. Меня сначала такое объяснение смутило. Получается, что бедного человека надо кормить скромной едой, чтобы он не чувствовал стеснения? Но вот какой неожиданный ответ следует из рассказа.]

Жена попросила друга семьи, рава Баруха Бера Лейбовица, главу ешивы Каменец, уговорить мужа купить новый диван. Тот стал уговаривать рава Эрмана, но тот наотрез отказался, сказал, что не хочет стеснять гостей.

И вот однажды, пришел к ним рав Лейбовиц и сказал жене рава: твой муж, как мне кажется, прав. На днях я шел к вам по улице и случайно упал в грязь. Потом долго пытался очистить свои брюки, но безуспешно. И решил к вам не заходить – как вдруг вспомнил ваш диван и подумал, что вы не будете переживать, если я его немного испачкаю. Так что, по-моему, твой муж прав!

** **

4. Тема "Держать слово"

По записям раби Ирша Михаля Шапиро. Было это очень и очень давно. Однажды вошел он в комнату, где сидели рав Дискин, на ту пору самый известный раввин Израиля, и его друг раби Элия Старлицер. Они учились. И тут поднял голову рав Дискин, посмотрел на вошедшего и произнес: у рава Ирша есть сын, а у тебя, раби Элияу, есть дочь. Почему не устроить им шидух?

Раби Элияу ответил: очень хорошо, но моя дочь слишком мала. Ей только 15 лет. Странно было бы видеть 16-летнюю девочку с ребенком на руках.

Рав Дискин сказал: ну почему ты решил, что через год она родит? Она родит только через 4 года после свадьбы.

Посмотрели раввины на праведника – и сделали по его слову.

Через пару лет устроили свадьбу. Это было в месяце нисан 1890 года. А ровно через 4 года – день в день – молодая жена родила сына.

Все удивились и сочли это за чудо. Таким верным оказалось его предсказание.

Один только раби Йосеф Хаим Зоненфельд, ученик рава Дискина, не удивился и сказал:

– Это не предсказание! Написано в Торе: "Пусть человек не делает свои слова будничными. Все, что вышло из его уст – будет исполнено". В книге Ахида на это сказано: если человек говорит только по делу, только святые и чистые слова, касающиеся исключительно Торы, то небо выполняет все его слова – даже если он не произносит их в молитве – как просьбу небесам, а просто говорит в частном разговоре.

Знайте, что наш учитель рав Дискин выполняет написанное: он не делает простыми и будничными свои слова, – и поэтому они исполняются.

** **

5. Тема "Не льсти!"

Иллюстрация к правилу, запрещающему обижать других. (И тогда разрешена даже лесть.)

История про хасидского адмора, Магида из Вилкомира, раби Хаима Ицхака Аарона.

Однажды он серьезно заболел. Рав из Бриска послал к нему своего ученика раби Зэраха Бровермана (бикур холим!).

Магид его принял и сказал: передай своему ребе, что раньше я думал, будто в мире есть по крайней мере один цадик – этой твой ребе, а теперь я вижу, что ошибся. Поэтому болею.

Тот вернулся и передал.

Заметил рав из Бриска раву Броверману: Магид из Вилкомира прав. И вот как было дело. Я судил одного человека, совершившего плохое дело. А он был из уважаемой семьи. После судебного решения обратился к раби Шмуэлю Саланту с вопросом, что делать. Дело в том, что решение раввинского суда надо огласить, – с этим никто не спорит. А как тут огласить, когда у него очень уважаемая семья? Раби Шмуэль ответил, что в Иерусалимском Талмуде написано: если известно, что грешник не вернется к своей глупости, не надо позорить его семью. И я не предал этому делу гласность. Видимо из-за этого заболел Магид.

Раби Зерах Броверман вернулся к Магиду и передал ему слова Брискер-рова. Тот изучил место в Талмуде, согласился с решением – и выздоровел.

** **

Есть еще одна тема – "Контроль над речью". Но об этом публикация уже есть – рассказ вывешен нынешней ночью. Вы читали?


Рецензии