Сон Якова. Война всех против одного

- А сегодня в гостях нашей медицинской программы клинический психолог, профессор Сегаль, он ответит на ваши вопросы. Кто у нас на линии?
- Алло, алло! Вы меня слышите? Меня зовут Яков...
- Говорите, Яков, вы в эфире, задавайте свой вопрос.
- Мне уже несколько лет снится один и тот же сон: шесть моих товарищей по армии встают из могил и гонятся за мной, по людной улице, днём, кричат - давай, к нам, сколько можно! Я говорю им, что не хочу, убегаю. А они преследуют меня, хотят догнать и забрать к себе, туда...Кричу:"Люди, помогите, меня крадут!"Но все будто глухие, я бегу сквозь них, мне улыбаются навстречу, похлопывают одобрительно...Вот-вот поймают да умыкнут! Вы понимаете мой ужас?...
- Минуточку. Вы чувствуете их касания во сне?
- Да, профессор, поощрительные касания, оборачиваюсь - а друзья с руками протянутыми, вот-вот достанут, мне страшно, никто не хочет меня спасти от них...
- А когда это началось у вас? Вы были на войне?
- Был на войне, в Ливане. Но потом было одно спецзадание - я не могу его разглашать!- там все, кроме меня погибли. Несколько лет назад попал с экскурсией в Метулу*, рядом с тем самым местом, ночью этот сон пришёл - и уже не отпускает много лет, я боюсь ночи! Как только засыпаю - этот ужас наваливается на меня!
- У вас был, видимо, психогенный шок после боя, Яков. Вы обращались к врачам?
- Боя не было, была бойня, но я уцелел без единой царапины, мне никто не верит.
- Не вполне вас понимаю...Конечно, вас лечили военные психологи, вас наблюдают?
- Да, стало полегче на некоторое время...А потом всё вернулось: или страшный сон, или бессонница - я просто боюсь уснуть! Жена от меня ушла, сказала, что жить с таким психом не может, никто мне не верит. Может, профессор, поможете?
- А что вы предпринимаете, когда мёртвые сослуживцы хотят вас схватить?
- Просто убегаю! Зову на помощь! Я не хочу к ним! А они гонятся опять и опять!
- М-да! Яков, у вас не вполне рядовой случай. Боюсь, что по радио я вам не смогу помочь. Знаете, с вами свяжутся после передачи...Шалом! Кто следующий на линии?
     Его отключили. И тут выслушать до конца не хотят! Просто заговор какой-то против него!..И "шабаковцы"**ему не верили. Предатель - и всё! После возвращения "домой" арестовали, допрашивали, и сна лишали, и "утку" в камеру подсаживали, чтоб раскололся, ловили на противоречиях, искали личные мотивы - что только с ним не вытворяли! Ничего у них не получилось. Ничего! Ему не в чем признаваться! Потому что никакого предательства не было, только война: кто кого...Но разведке нужно перед командованием отчитаться - операция прошла с немыслимыми потерями! Вышли на задание вшестером, а вернулся один плюс пять трупов с перерезанными шеями у самой границы с той, ливанской стороны!..Никакой стрельбы! Ну и что, что он арабским владеет? В их отделении ешё двое говорили на нём, как на родном. Да, получили задание захватить в плен одного важного, прыткого полевого командира из шиитов - сколько он крови всем попортил, неуловимый! Еле выследили, подкупили кое-кого, дело обычное у арабов... Забросили, два ночных перехода при полном радиомолчании, кроме SOS на случай провала  - чтобы вытащили в случае чего вовремя. При захвате он сопротивление оказал, шум поднял - пришлось пристрелить. И быстро сматываться от преследования - от реки Литани до границы сорок километров по горам! Постоянно кто-то на страже, ночью менялись каждые четыре часа, никаких костров и сигарет, никаких сигналов, движение только в темноте, еда всухомятку. Последняя стоянка перед переходом в Израиль - часок ходу. Его смена караулить. Да, отлучился по нужде на несколько минут, а вернулся - нет в живых никого...Ножами вырезали, во сне...В чём обвиняют-то? Что, мол, затаился, испугался, как понял, что происходит, или заснул в стороне, на посту...Ну, пусть докажут! Война!..Ясно, что шли за ними по пятам и захватили врасплох, отомстили, кто же спорит. Но не участвовал он в этом!Не слышал, не видел - не знает! Да, связались по рации, мол, мы тут, откройте проход в три ночи - и всё. Может, запеленговали...Война! Не верят, хоть ты стреляйся! Чуть с ума не сошёл! В рожи их самоуверенные израильское удостоверение личности бросил. Порвал на глазах - и бросил: не хочу быть гражданином страны, где мне не верят! Что, говорят, тронулся я? А как не тронуться-то! Товарищей потерять на глазах - что, не действует на голову? Им всё понятно, видите ли: он, Яков, трус в лучшем случае, в худшем - вражеский агент, им всё ясно. А он не будет признается ни в каких вариантах мерзости! Никогда! Пусть себе теории, подлецы, строят - он был всё равно у них без вины виноватый!
  Кто-то из них жил под колпаком подозрения, что ты - предатель, чужой?..Когда любой стук в дверь - всё за грудиной застывает!- сейчас на допрос выдернут...А отыгрываешься на безобидный вопрос соседа - злость на него, за то, что лезет,"сочувствует", как собака с цепи срываешься: нервы шалят... И что ему делать с постоянным напряжением день за днём, чтоб, не натворить какой беды?.  Кому он расскажет про свою войну с ночными кошмарами? Вот, позвонил на радио - и что он получил, какую помощь?
Собственно, Яков не очень-то и рассчитывал на неё. Ушёл из дома, жил невесть где и как, питался  невесть чем и когда, ему так и говорили: су-ма-сшед-ший!  Когда в сентябре 1997 сообщили, что в Ливане отделение израильских морских коммандос попало в засаду, устроенную перекупленным двойным агентом, и из шестнадцати отличных солдат одиннадцать  парней были уничтожены, включая их командира подполковника Иосифа Коракина, Яков ничуть не удивился - он в таком "фильме" сам участвовал. Но когда "Аль джазира"***показала ролик, как исламские боевики играют в футбол оторванной взрывом головой  израильского десантника, первое, что ему на ум пришло: вот так было бы и со мной на этой войне... Он отлично знал, с какими ублюдками сражается Израиль. Но кто поможет ему. Или так жить - до конца дней?
   
* - ГОРОД В ИЗРАИЛЕ НА ГРАНИЦЕ С ЛИВАНОМ
**- ШаБаК="Ширут Битахон Клали"=общая служба безопасности, аналог ФСБ
***- Известный арабский телеканал, вещает из Катара
20.7.2012


Рецензии