История всемирной литературы 14

   Я заметил, что путаю два вопроса: общее отношение к античности и задачи исследования технического мастерства.
   Мастерство - это всегда чьё-то мастерство. Абстрактного мастерства не бывает. Если мы обобщаем и делаем абстракцию, то всё равно это -мастерство школы или течения. Опять мастерство - чьё-то.
   Короче говоря, трудно чему-то научиться, не рассматривая особенности отдельных авторов. Техника - это авторы. От Гомера до Овидия и Лукиана.
   
   Общее отношение - это интерес к античной истории, то есть к условиям, в которых эти авторы жили. Если техника - это литературный процесс, то история - это материально - общественные основания данного процесса, его НЕ литературные причины.
   
  Ещё один, не мною изобретённый, вопрос: зачем я пишу?
  Серьёзно подумав, я решил: я пишу для того, чтобы испытывать чувства, не доступные мне в этой жизни. Всё остальное - пена.
  А что такое чувство? Как определить?
  Может быть я упрощаю, но рабочая гипотеза такова: чувство - это или эмоция, или настроение.
  Эмоция здесь - встреча с чем-то неожиданным. Соответственно, резкое изменение возможных действий, резкое изменение мотивации, резкое изменение ожидаемого (факта + его ценности) результата.
  Настроение - повторяемость отношения с одним человеком или некое одностороннее отношение к тебе общества. Соответственно, и ты в ответ что-то постоянное чувствуешь.    
  Не знаю, поможет ли мне это в творчестве, но хоть какой-то порядок.
  И, угадайте, у кого я подстсмотрел о настроении? У них, у эллинов, родимых.

  Кстати, чем сильна античность? Она сильна эстетикой!
  Тот же самый Гомер, когда сочинял свои гекзаметры, наполнял их эстетикой. Иначе такой размер писать просто невозможно!!! Если, скажем так, литература Древних да и Средних веков часто была строго функциональна ("как оно должно быть"), то именно греки не стесняются не просто наслаждаться природой, но и часто красоту ставят выше, чем "правильность" текста.
  При всей их наивности, греки сделали главное: ввели в литературу красоту.
 
  Прекрасные советские мультфильмы на античные темы тоже были в первую очередь красивы.

  Красота Эллады - завершённая красота, красота установившейся гармонии. А это разве не мечта каждого из нас: добиться устойчивого позитивного отношения с миром,  чтобы впереди - никаких кризисов. Жить и наслаждаться.
  Кстати, в связи с красотой надо бы сказать о предметности, материальностм античного мировоззрения; но об этом, может быть, позже.    

    


Рецензии