Ку-клукс-клан, или коррупция по-узбекски

Эта статья была опубликована мной в 2006 году под псевдонимом Бехзод Хабиб н сайте "ЦентрАзия": http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1146954120.
.........................................

Узбекские кланы не высвечиваются в политической жизни, они существуют, стараясь не проявлять себя явно, в отличие от Казахстана и Кыргызстана, где трайболизм имеет более открытое пространство. Однако узбекские кланы обладают не меньшей силой и степенью влияния на текущую ситуацию в стране, более того, они занимают более значимое место на внутренней арене, чем парламент.

Главное отличие кланов Узбекистана (а также Таджикистана) от Казахстана, Кыргызстана и Туркменистана – это региональное, а не кровное деление. Их корни лежат в истории, метальности, обычаях и способах проживания населения в Центральной Азии. Известно, что узбеки и таджики – земледельцы, поэтому они свои отличительные признаки определяли по территории, тогда как остальные вышеуказанные этносы – кочевники, долго не оседали в одном месте, поэтому в них сохранились родоплеменные отношения (то есть по крови) как важнейший признак родства. Нужно учесть и то, что Центральная Азия не знала частной собственности (земля принадлежала общинам), капитализм не успел здесь получить развитие, а значит, снять границы между этносами и сформировать нации. Узбеки, таджики, казахи как нации уже формировались в социалистический период, но при этом они сохранили в себе все патриархальные отношения. Они имеются и поныне, несмотря на то, что республики развиваются в рыночных условиях. Однако клановый фактор все больше усугубляет социально-экономическое и политическое положение в странах, усиливает криминальность процессов, создает негативные предпосылки для общественных конфликтов.

Таким образом, в Узбекистане кланы определяются по проживанию людей на той или иной территории, причем здесь немаловажное значение имеет разность узбекского этноса (ферганские узбеки отличаются от хорезмских, самаркандские – от ташкентских и т.д.). Конечно, родственные узы имеют большое значение, однако они не всегда определяют статус человека в клане. Задача кланов – поставить своих людей в экономически и политически важных центрах, чтобы управлять процессами в нужном русле (некоторые эксперты считают, что борьба за русурсы между кланами в Таджикистане ривела к гражданской войне). Например, такими центрами первостепенной важности являются государственные системы, можно считать следующие отрасли:
- министерство финансов и его территориальные управления – доступ к бюджетным средствам, их перераспределение в пользу кланов (управляемых ими предприятий, организаций);
- таможенный комитет – льготы и растаможка экспортируемых и импортируемых товаров;
- налоговый комитет – льготы и защита частных предприятий, находящихся в собственности кланов;
- предприятия золотодобычи, нефтедобычи, переработки хлопка – изготавляемые там продукты, которые приносят большие дивиденды кланам;
- прокуратура, МВД, СНБ, суды, Минюст – защита собственных позиций кланов, объектов предпринимательства, собственности, охрана коррупции от иного посягательства (в частности, закона);
- местные органы власти (хокимияты) – управление всеми ресурсами на данной территории в пользу кланов, устранение конкурентов;
- Центральный банк – защита коммерческих банков, банковских ресурсов, доступ к кредитам и валюте, являющихся собственностью кланов, наличный денежный оборот.
Второстепенными министерствами и ведомствами для кланов являются:
- Министерство внешних экономических связей, торговли и инвестиций – доступ к внешним источникам финансирования, инвестициям, торговли;
- Министерство сельского и водного хозяйства – доступ к хлопку, водным и земельным ресурсам (в условиях их ограниченности это самый важный источник спекуляций и теневых сделок);
- НК "Узбекнефтегаз" – доступ к углеводородному сырью (автозаправки);
- Министерство экономики – планирование использования ресурсов (государственные капиталовложения, финансы, золотовалютный запас, нефть, хлопок, инвестиции, кадры) страны и организация их перераспределения в нужную сторону;
- корпорации, ассоциации, объединения, курирующие торговлю, производство строительных материалов, текстиль, строительство зданий и сооружений,
Третьестепенными можно считать:
- Министерство высшего и среднего специального образования, Министерство народного образования (кадры, обучение);
- Министерство здравоохранения (ресурсы – платное лечение, медикаменты);
- НК "Узбектуризм" (валюта), Министерство культуры (культурные ценности)
- Госкомгеология (запасы минеральных ресурсов) и др.
Конечно, самыми важными для кланов являются управленческие органы – Аппарат президента, Кабинет Министров (парламент и местные советы пока ограничены в возможностях, так как они управляются исполнительной властью). И именно основная борьба за кресла ведется в правительстве.
Смена руководителей комплексов (вице-премьеров) – это перестановка сил кланов. Следует отметить, что Ислам Каримов не имеет практику ввода новых лиц в правительство, он в течение последних 7-8 л использует одних и тех же персон, то есть проверенных чиновников. Смена их на постах (то есть только рокировка – и не более) происходит лишь потому, что они не справились с поставленными задачами (теневые операции) и это "горячее" место передается другому клану. Например, Рустам Азимов (представитель ташкентского клана) был и министром финансов, и министром экономики, и вице-премьером, и министром внешних экономических связей, но нигде не сумел укрепить и развить доверенный участок. Но почему он не уходит в отставку? Потому что он много знает о коррупции в Узбекистане и он еще в обойме президента, его не списали за ненадобностью. Наоборот, ему поручают новые дела.

Такое же происходит и с другими чиновниками. Таким образом, идет постоянная борьба между кланами, чтобы получить временный доступ к важным источникам страны. Каримов учитывает личную выгоду, однако вынужден считаться с интересами региональных группировок. Потому что сейчас они приобрели реальную силу, их люди – в каждой государственной структуре, и практически те способны поднять народ на серьезные мероприятия (акты неповиновения, погромы, забастовки). Примером могут служить выступления бизнесменов в Джизаке, Андижане, Фергане и других городах в 2003-2005 годах.

Но произвести "переворот черных полковников" могут только сотрудники МВД и СНБ (армия в 50 тыс. человек не имеет реальных рычагов влияния и силы). Из полицейского ресурса в 850 тыс. человек только в МВД (включая внутренние войска) служит 300 тыс. человек, в СНБ (включая пограничников) – около 100 тыс. Остальная часть распределяется на таможню, прокуратуру, суды, налоговую службу, вневедомственную охрану, сексотов и осведомителей. Силу полиции И.Каримов осознает, и поэтому стравливает друг на друга все структуры. Он ревностно относится к тому, что между силовиками устанавливаются родственные связи (например, руководитель таможни женил сына на заместителе министра внутренних дел).

В начале 90-х годов сильным считался Ташкентский клан, так как его выдвиженец – председатель Совета Министров, а потом и вице-президент Шавкат Мирсаидов имел большой авторитет и поддержку. Однако И.Каримов сумел отстранить его от власти, обезглавил Ташкентскую группировку. Он легко раскидал их ставленников по регионам (областям) в должностя хокимов, где встреченные в штыки местными кланами, они не сумели долго продержаться. Зато это позоляло противопоставлять кланы.
До конца 90-х годов силой преобладали Самаркандский и Джизакский клан (ставленники Шарафа Рашидова), в частности, иранец Исмоил Джурабеков был самой влиятельной фигурой в стране, затмевавший порой даже президента (чем вызывал недовольство у И.Каримова). Дурабеков протаскивал свои кадры, однако в 1999 году он был сам смещен. Через два месяца в Ташкенте прогремели взрывы (теракты 16 февраля), после чего Джурабеков возвращен на высокие должности. Некоторые эксперты усмотрели во взрывах союз кланов с террористами из Исламского Движения Узбекистана. Это напугало Каримова.

Однако через несколько лет он сумел обезвредить Джурабекова, даже заочно осудил его. Затем началась чистка госаппарата от ставленников Джизакского клана. Сейчас силу приобретает Ташкентский клан (Рустам Иноятов, Рустам Азимов, Садик Сафаев, Мираброр Усманов).
После отставки Закира Алматова (а его не посадили лишь потому, что он, скорее всего, передал компромат на Каримова В.Путину, то есть обезопасил себя) на его должность руководитель СНБ Рустам Иноятов хотел паоставить своего кланового представителя – Гайрата Кадырова. Однако в последний момент И.Каримов назначил Бахтияра Матлюбова – из самаркандского клана. Этим самым между кланами опять запален бикфордов шнур. Возможно, это очередная игра, чтобы стравить сильных, и самому сверху наблюдать за борьбой. Ведь у Каримова впереди президентские выборы, и у него нет желания передавать власть кому-либо (а к власти могут придти только ставленники сильных кланов). Он знает, что отдав власть, он лишиться не только своих немыслимых средств, но и свободы.

Поэтому не зря российский президент Владимир Путин предложил ввести в правительство ставленника Москвы, который не представляет интересы регионов, а только Кремля, то есть мощь самой России. Но это также не устраивает И.Каримова, хотя это один из наиболее верных путей сохранить свободу и богатства. Ведь сохраненным будет только то, что вывезено за пределы Узбекистана, а все, что находится внутри когда-нибудь будет экспроприировано новой властью.

Дочь И.Каримова – Гульнара не обладает авторитетом, силой, знаниями, поддержкой у кланов, она к тому же враждует с мафиозными структурами (Гафуром Рахимовым), находится в розыске Интерпола, на нее большой компрамат у Москвы (самолет с золотом), поэтому вряд ли Каримову удастся протолкнуть ее на серьезные властные должности (премьер-министр или вице-премьер). Единственная возможность – это кресло министра экономики или МВЭС, но и то на временное нахождение.


Рецензии