Два урока учителя Мума

Рассказывают, что Мума в бытность его советником правителя приходил слушать юноша из знатной семьи, желавший постичь различные премудрости. В силу своего происхождения этот ученик, будучи весьма неглуп, держался несколько особняком от остальных и был смелее в вопросах.      

Однажды мудрец гулял с учениками в царском саду, под пение птиц любуясь цветами, ныряя в зелёные арки лабиринтов, и, когда проходили фонтан, нёсший прохладу и свежесть, знатный ученик спросил:
- Учитель Мум, а как нужно оценивать чью-то жизнь?
Мум остановился. Остановились и ученики.
- Присядем у воды, - предложил он, и все послушались, располагаясь вокруг него. Мум посмотрел куда-то вдаль, погладил двумя пальцами седую бороду, и сказал:
-  Мне довелось выслушать на своём веку многих мудрецов, и потому я могу мысленно собрать их здесь в ответе на твой вопрос.
Не стану смущать известными именами, чтобы они не затемнили для тебя смысл их слов.
Один авторитет, полагаю, произнёс бы вслух, размышляя:
- Обычно люди оценивают  чью-нибудь жизнь по конечному результату. Правильно ли это? Ведь намерения могли быть прекрасными, да обстоятельства  их похоронили…
Мум улыбнулся и продолжил:
Другой бы переспросил:
- По конечному результату, говоришь? Но он-то -- у всех один. А после… человек может лишь предполагать, как его дела на небесах будут истолкованы…
Третий подхватил бы:
- Мы властны, и то не всегда, лишь над Сейчас. Когда отправляешься в путь, то важно, что видишь и совершаешь в дороге. Этот путь и есть рассказ о тебе, по нему и должно судить. А люди… они – разные и рядить станут каждый по-своему.
Четвёртый вздохнул бы:
- …именно поэтому чужую жизнь оценивать легко. Не то со своей: правда может нам не понравиться, принятая за поклёп… как и воспринято наше суждение о ком-то.  Нет, о нас говорит то, что останется после ухода, надолго ли, скоро ль забудут…

И Мум поглядел на задавшего вопрос. Тот не решался нарушить молчание. Тогда Мум сказал:
- Ты спросил меня, будучи не в состоянии сам разобраться. Я предложил тебе чужие решения. Выбирай!

Ученик признался, что сбит с толку, ибо в каждом мнении есть свой резон, более того, они как будто не противоречат друг другу.
- Следовательно… - протянул Мум.
- Следовательно, - уже смелее произнёс ученик, - они словно составляют одно мнение, дополняя друг друга…
- Договаривай, - потребовал Мум, - договаривай, почему тогда оно тебя не устраивает. Если бы устраивало, ты бы не был столь нерешителен.

Ученик подумал и признался, что его настораживает:
- При всей внешней убедительности и последовательности… это мнение внутренне противоречиво.
Он поймал одобрительную улыбку учителя и продолжил:
- Получается, нельзя беспристрастно судить другого, не будучи в его шкуре – а как в неё влезть? -- чтоб понять все его побуждения, страхи, обстоятельства, объясняющие многое и даже оправдывающие…  Но даже являясь тем, чьи дела хочется оценить, оказываешься также не в состоянии быть бесстрастным, поскольку речь тогда идёт о тебе самом! К тому же иногда мы и сами не знаем, почему поступаем так, а не иначе…

- Это противоречие имеет место, - согласился Мум, - но почему оно тебя пугает? Всё противоречиво в нашей жизни или представляется нам таковым. Всё начинается с чего-то, приходя в конце к своей противоположности. Люди живут среди этого и с этим. Определённость они признают лишь за Высшим, не сходясь при этом в толковании Его.
Он взглянул на ученика, в глазах которого застыл ужас, и продолжил, усмехнувшись:
- В мнениях, что я привёл, говорилось и о том, что не стоит обращать внимание на пересуды людей, хотя то, что делается, делается для них и -- не вызывающее пересуды -- их не заденет, пройдя мимо их памяти. Вот тебе ещё одно противоречие. И что получается?..
Он вновь посмотрел на ученика. Тот смятенно пробормотал:
- Ничего… определённого… но это же ересь! Если любая, доступная нашей логике истина неполна, коль не содержит в себе противоречия… то учиться мне нечему! Любая торговка на базаре пользуется такой «логикой», желая провести покупателя! Да и в чём тогда смысл, где возможность познания?
  Мум засмеялся, а потом медленно сказал:
- Но ты же спрашивал о чужом мнении по твоему вопросу, так? Оно тебя не устроило.  Может быть, стоит составить своё?

Ученики, кроме знатного юноши, заулыбались его словам, переглядываясь. Знатный юноша вспыхнул, но сдержался. Все смотрели на него, и он поклонился мудрецу, благодаря за урок. Тот поклонился в ответ и опять погладил бороду:
- Из тебя может выйти толк. Ты прекрасно рассуждаешь, улавливаешь подвохи и способен смирять порывы. Помешать тебе может одно…
Мум бросил взгляд на юношу, у которого в глазах застыл вопрос.
- Ты считаешь, что учиться стоит лишь у признанных мудрецов, тогда как они зачастую учились у жизни, у которой мудрости больше. Надо только её узнать и суметь извлечь. Ты упомянул хитрость торговки на базаре, но она не будет обманывать постоянных покупателей, чтобы они не ушли от неё. Если не глупа.

Мум поднял глаза к небу и словно прошептал что-то неслышно.

- Мудрость нередко является в таких формах, что распознать её в состоянии далеко не каждый. Многие пройдут мимо или истолкуют превратно. Но мудрость обитает везде, и везде есть те, кто её распознают и ей пользуются. Расскажу про торговку, вдову, которой пришлось одной кормить большую семью. Труд у неё был тяжёлый, а здоровьем похвастать она не могла. Наконец, старшая дочь как будто устроила свою судьбу, и обуза уменьшилась. Но случилось несчастье… дочь вернулась назад опозоренной и чуть не на сносях. Все считали, что надо избавиться от не родившегося ребёнка, нового рта. И как ты думаешь, что сказала торговка?
Знатный ученик выдавил из себя:
- Наверное, одобрила это мнение…
Мум улыбнулся краешками губ.
- Она сказала заплаканной дочери, гладя её по волосам: Говоришь, жизнь дала трещину?.. Жизнь дала трещину женщине, чтобы та рождала новую жизнь… Где пятеро, там и шестой божий дар проживёт. Мальчики подросли и уже помогают мне. Рожай! И не хнычь, это может повредить ребёнку.
И Мум замолчал.

Так как молчал он долго, словно отсутствуя, будучи мыслями далеко отсюда, то, наконец, юноша спросил, не выдержав:
- Простите, учитель, я не понимаю в чём здесь урок мудрости…
И тогда Мум, глядя ему прямо в глаза, мягко выговорил:
- В том, что торговка была моей бабкой, а её несчастная дочь – моей матерью. И именно эта мудрость торговки позволила тебе сегодня извлекать уроки к собственной пользе.
Юноша опустил глаза и склонил голову. Остальные ученики удивлённо пооткрывали рты.
А Мум заключил:
- Как видите, не стоит пренебрегать никем и ничем, отыскивая мудрость. Она может таиться в самых неожиданных местах, где её и не думают искать, или прикидываться чем-то иным, искушая мыслителя.


Рецензии
"Нельзя беспристрастно судить другого,
не будучи в его шкуре"!
Почему не все видят и понимают это?!
Здравствуйте, Александр:)

Ордина   31.10.2013 06:29     Заявить о нарушении
Наверное, Римма, потому что мы все - люди) Приветствую Вас :)

Ааабэлла   31.10.2013 17:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.