Четыре танкиста и собака, да только ли о том

По 5-му каналу TV показывают старый фильм «Четыре танкиста и собака».
Когда я слышу это почти уже полузабытое ныне название, всегда и неизменно вспоминаю одну историю моего детства...

А вот анонс этого телефильма интереса у нашего 11-летнего внука не вызвал - не "Гарри Поттер", вот и неинтересно ему. Оно и понятно, его сверстники увлечены сегодня другим, современностью книжно-киношной fantasy. Хотя и расспросил  он бабушку о чем этот фильм, но смотреть не стал. Я, конечно же, кратенько пересказала. А после и призадумалась, вспоминая...

Рожденным в СССР памятно знаком и этот сериал, и «Ставка больше, чем жизнь». Мы смотрели их в юном и школьном нашем возрасте, не пропуская ни одного фильма из этих военных теле-вариаций. У взрослых же на тот счет бывало и свое мнение, и свое отношение. «Три поляка, грузин и собака» или как, помнится, «танкистов» иронично переименовывали в «таксистов», но и они при всей своей снисходительной ироничности тоже смотрели этот сериал. Популярность среди юного населения была необычайно высокой, да такой - что и улицы пустели на время таких-то показов, даже наши дворовые игры забывались в одночасье. И если порой родителям было не дозваться своих ребятишек домой, тут уж сами бежали к экранам телевизоров да так, что только пятки их сверкали. Но, не о том я сейчас.

В силу пристрастий юного возраста и я старалась не пропускать телевизионного показа. Бравые герои и их собака, или обаятельный разведчик – находили отклик и моих детских симпатий. И на какие только ухищрения не пойдешь иной раз, чтобы посмотреть новую серию.

Вот и в тот памятный день, мы с бабушкой и дедом были приглашены в гости. А фильм должен был вот-вот начаться. И я понимая, что не смогу его увидеть, заканючила: «Дедушка, голова болит. Что-то мне нездоровится. Простыла, наверное, перекупалась.» Дело было летнее, каникулярное. Естественно и купаться ходили, и подстыть могла. Плескались в реке в любую летнюю погоду - чаще до дрожи, до гусиной кожи - не вылезая из воды. Вот и находила объяснения, более убедительные - как тогда же казалось, более причинные, близкие по смыслу. Но, и дед ведь когда-то был таким же, потому и все детские хитрости знал наперечет, к тому же и медик опытный. Хотя и добр был наш домашний Доктор Айболит, а мой фокус с термометром - ну никак у него не проходил! Хоть и столбик его поднимался теплой водой из-под крана до убедительной отметки (обыденно-знакомая хитрость младших школяров со времен еще гимназической юности моего деда!). Да и глаза-то мои, наверняка, были многим красноречивее - чем печаль (лукавого) голоса. Но, и решительного упрямства мне было не занимать. Потому, видно, и убедила деда с бабушкой оставить меня дома.

Снабдив же меня всевозможными указаниями на домашний отдых и тп., дед решительно отключил от сети телевизор. И со словами: «Больной нечего перегружать глаза, а лучше подремать или найти себе более спокойное занятие», взял отвертку и отсоединил вилку от телевизионного шнура. И победно улыбаясь, положил её себе в карман. И они с бабушкой ушли, оставив меня в состоянии растерянности. Как только щелкнул дверной замок, я осознала свое – говоря взрослым языком - идиотское положение. В гости я уже пойти не могла, как и бессмысленно было бежать в догонку, хоть и знала куда и к кому. Тогда мне пришлось бы объясняться в своем обмане. К слову сказать, очень любила я бывать на всех харбинских посиделках у друзей молодости бабушки и деда. Много интересного, как и необычного бывало там - красивое застолье, чтение стихов и музицирование, игра в Лото, и конечно же харбинские воспоминания о том их житье-бытье... Но, и любимый фильм тогдашней детворы не хотелось пропустить, оно и понятно – в ту пору не так уж много бывало сериалов, которые нас привлекали бы же, как и этот фильм. «Четыре танкиста и собака»! Я ходила, вернее, металась - от телевизора к часам... И с каждым перескоком минутной стрелки, мне хотелось выть от досады... Это было, когда я и понятия не имела ни о вилках с розетками, ни о предмете - электротехника - с её электрическими цепями, да и физика – как школьный предмет – мне о ту мою юную пору был еще не столь уж и информативно-полезен . Я даже не уверена, что вообще когда-либо до того видывала, как меняют эти самые вилки. Но, мне так хотелось посмотреть новую серию, так хотелось - что мои мозги лихорадочно соображали: что же здесь можно сделать?! Я крутила и вертела в руках телевизионный провод с закругленными его окончаниями, даже пыталась всунуть в розетку, но кончики провода нашего Таураса были круглыми и хорошо запаянными, и не входили они в крохотные отверстия розетки. Вот так покрутив их в руках, вдруг да и озарилась я иной своей идеей. И взяв отвертку, открутила вилку от утюга – первое, что внезапно пришло на ум, оказалось и самым легким.

Присмотревшись внимательнее, аккуратненько подключила вилку и к телевизору. На все про все ушло несколько минут, даже успела за пять минут до начала фильма. Смотрела, посиживая на диване и пожевывая любимый свой капустно-слоеный домашний пирог, что был заботливо оставлен мне бабушкой в утешение да к чаю. Ну как же, они уходили в гости, а оставалась в одиночестве дома. Да только я ведь и не скучала, а смотрела очередную серию из "Четырех танкистов"! А как закончился фильм, переставила вилку обратно к утюгу – так будто всегда этим и занималась. Взглянув же в окно, увидала и деда с бабушкой – они не досидели до конца и возвращались из гостей чуть-чуть пораньше. Видно все же волновались, как там я одна-то одинешенька. А я улеглась на диванчик, изображая глубокую печаль – фильм не посмотрела, в гостях не побывала – встретила их с постной физиономией не солоно хлебавшего.

Эту историю вспоминать-то я вспоминаю, но и радости особенной от детской своей хитрости отчего-то и не испытываю. Возможно, мучат прежние угрызения совести? Как ни как, а ведь я тогда впервые обманула доверие моих милых добрых стариков. Чего больше уже никогда не делала. Ну, и к тому же внутренне осознала - что обманывать так не должно, не хорошо это, и лукаво и совестно - даже если кроме тебя того никто и не знает. Но, поняла я и еще одну житейскую истину – из любой затруднительной ситуации почти всегда можно найти выход, стоит только хорошенько поразмыслить да приложить некоторые усилия. И вот это-то тогдашнее нечаянное осознание не раз меня выручало в дальнейшем, как и во взрослой уже жизни тоже.


Рецензии
Ой, хитрюшка! :-) Надо же, до чего додумалась! Я бы, наверное, проплакала весь вечер...

А названные тобой, Людочка, фильмы я тоже любила, ещё был "На каждом километре", помнишь, со Стефаном Данаиловым? Была просто влюблена и в Янека, и в героя Данаилова.

Взрослея, мы ярче осознаём свою вину, свои ошибки, но никогда не поздно признать их, ведь правда? Думаю, у каждого есть свои секретики, а один из твоих забавен своей непредсказуемостью.

Обнимаю
~*

Вера Петрянкина   26.07.2012 21:26     Заявить о нарушении
Спасибо, Верочка,
а я вот не смогла это название припомнить - хоть и вертелось оно в голове...
И насчет "ошибок и вины" ты тоже права - только в детстве они бывали забавны, а взрослыми мы пожинали иной раз и другие плоды собственных осознаний, кроме ностальгически добрых улыбок - случалось и поплакать, вспоминая.

Обнимаю,

Людмила Солма   28.07.2012 14:57   Заявить о нарушении