Гамлетовский вопрос израиля

                ТУМАННОЕ БУДУЩЕЕ
                глава двадцать седьмая

   Соглашение о поездке туристов в Бейт- Лехем (Вифлеем) существовало и раньше, может быть, устное, и в основном соблюдалось. Ведь сюда не попадешь, минуя Израиль,- Израиль и Палестинская автономия - для несведущих - все это одна территория, в "догосударственное" время именуемая общим именем "Палестина". Главное было обеспечить безопасность туристов, и силы безопасности  Палестинской автономии неуклонно придерживались ( и придерживаются) договоренностей. Экономический интерес - хороший локомотив, который лучше ведет к миру, чем бесконечные разговоры о нем.
   Кстати, финансовые дела Арафата за рубежом вел израильский адвокат. При этом он оставался советником ... израильского премьер-министра. Не победи в Арафате революционер-подпольщик, уже существовало бы Палестинское государство и не произошли бы многие трагические события, и Ближний Восток сегодня действительно был бы другим.
   Ситуация, как в Палестинской автономии, так и в Израиле,- в этих двух сообщающихся сосудах,- к концу первого десятилетия двадцать первого века коренным образом отличается  от ситуации начала века. Начало века ознаменовалось страшными терактами, которые то и дело сотрясали Израиль. Совсем юные палестинские шахиды взрывали себя, а их матери выступали с заявлениями, что гордятся своими детьми.
   Теперь палестинские дети больше не опоясывают себя взрывчаткой и не идут взрывать себя. "Мода", похоже, ушла. И слава Богу, жалко детей, которые становятся орудием в руках взрослых. К концу 2010 года служба безопасности Израиля (Шабак) заявила о том, что с помощью службы безопасности Палестинской автономии искоренены все "взрослые" террористы в Самарии и скоро будут искоренены  и в Иудее (Самария и Иудея, напомню, и есть тот Западный берег реки Иордан, который постоянно упоминается в прессе и речах политиков).
   Наступила идиллия и можно, наконец, действительно заключить окончательное соглашение о мире и вздохнуть свободно? Можно было бы ответить утвердительно, если бы Палестинская автономия не раскололась на две, враждующие между собой части. В 2005 году в ПА были проведены муниципальные выборы, на которых в большинстве городов и поселков победил ХАМАС ( в 29 из 42). ХАМАС же, оформившийся в политическую партию в 1988 году, не только призывает к уничтожению Израиля, но является и радикальным исламским движением. Его духовным лидером много лет был имам Ясин, который погиб во время одной из израильских бомбардировок радикальных группировок Газы.
   То, что ХАМАС пришел к власти демократическим путем (посредством выборов), придало ему респектабельности и уверенности, что время арафатовского ФАТХА закончилось, и пора брать в руки всю власть в ПА. Однако старая арафатовская рать, возглавляемая Абу Мазеном, сдаваться не собиралась. И с 2007 года каждая группировка правит своим уделом:ХАМАС в Газе, ФАТХ - в Рамалле, "столице" ПА, которую выбрал еще Арафат, и где теперь его музей.
   При этом, между двумя организациями вспыхивали кровавые конфликты, и удастся ли их примирить - большой вопрос. ХАМАС установил связи с Ираном, а такой союз ничего хорошего не предвещает не только Израилю, но и ФАТХУ.
   Разного рода посредники пытаются договориться  с ХАМАСОМ. В Газе побывал министр иностранных дел Германии. В СМИ проскальзывали сообщения, что тайные переговоры с ХАМАСЛМ ведут США. И даже - Израиль.
   Наверно, в таких тайных встречах и попытках договориться  есть резон, если вспомнить, что ФАТХ и Арафат тоже были "обыкновенными" террористами. "Респектабельными" им захотелось  стать далеко не сразу. Но в случае с ХАМАСОМ есть одно большое препятствие - Иран, с чьей ядерной программой не удается справиться всему мировому сообществу. И поэтому ХАМАС будет продолжать иметь дело с сильным и непокорным Ираном, нежели со слабым Западом, чьи духовные ценности ему глубоко чужды.
   Готов ли к этим новым вызовам Израиль? Израильские генералы, а вслед за ними и многие политики, привычно вещают о том, что у Израиля мощная армия, которая даст отпор любому агрессору. Однако после неудачной второй Ливанской войны авторитет Израиля как государства с самой мощной на Ближнем Востоке армией сильно поколеблен.
   Вполне возможно, что этот фактор тоже сыграл свою роль в том что Израиль к концу десятилетия попал в такую международную изоляцию, какой не было с той поры, когла ООН приравнял сионизм к фашизму. Слабого и униженного дожать легче, чем сильного и гордого. Тем более, что потребность в арабской нефти никуда не делась.
   Но сваливать все на внешний фактор было бы неразумно. Все всегда начинается со внутренней политики руководства страны. Очевидно, раньше оно не замечало (или просто "проворонило"?), что внутри страны вырос и "свой" исламский радикализм. Не так давно был осужден имам из Назарета, который проповедовал ненависть к евреям и призывал с ними бороться. После одной из таких проповедей мусульманскими радикалами был убит русскоязычный таксист из соседнего города.
  В Назарете жил и известный палестинский писатель, которого осудили за шпионаж в пользу ХИЗБАЛЛЫ.
  Палестинская молодежь из Восточного Иерусалима постоянно нападает на евреев, если те появляются в их кварталах. Однажды они заблокировали машину, в которой ехали трое студентов и туристка из Австралии, бросали в нее камни и крушили железной арматурой.
   Избежать линча удалось чудом:машине удалось прорваться после включения максимальной скорости.
   Немало радикалов есть и в еврейской среде. Группа подростков избила туриста из Чили, приняв его за араба.
   Раввин Цфата призвал горожан не продавать квартиры арабам, чем вызвал конфликт, в который пришлось вмешаться полиции.
   В свою очередь, арабы препятствуют покупке квартир евреями в своих городах и селах. Еврею из пригорода Хайфы, купившему дом в одном из арабских сел, пришлось срочно уезжать оттуда после того, как к нему пришла группа арабов, и один из них сказал:"Мой отец осужден за убийство еврея, так что делай выводы".
   В начале десятилетия такой взаимной ненависти все-таки не было. В 2001 году, когда я училась в ульпане, нам организовали поездку в одну из арабских деревень, где мы купили мед. Встретили нас вполне приветливо, правда, из всех домов повыскакивали дети и уставились на нас, как на неких пришельцев.
   Теперь эти дети выросли и ненавидят все еврейское. Но вот парадокс: их родители не хотят жить в будущем палестинском государстве. Проскальзывает такая идея, как обмен территориями между Израилем и ПА. Однако израильские арабы не хотят жить с братьями-палестинцами в одном государстве, хотя готовы высказывать (и высказывают) сочувствие их борьбе, а некоторые и шпионят в их пользу. Не хотят потому, что в социальном и материальном отношении в Израиле им живется хорошо, и о таком уровне жизни палестинцы лишь могут мечтать.
   Разрушение Израиля изнутри не всегда заметно, да и, похоже, израильские власти не хотят этого замечать, или стараются не замечать, и замечают лишь тогда, когда тот или иной факт уже невозможно скрыть и необходимо реагировать на него, принимая жесткие меры, как в случае с имамом-подстрекателем или писателем-шпионом.
   Дело усугубляется не только арабским и еврейским экстремизмом. В Израиле действуют и фашистские, националистические группировки, борющиеся против евреев.
   Это звучит дико, но такова действительность. Об опасности появления "классического" фашизма в Израиле предупреждающие голоса звучали на страницах русскоязычных газет еще в начале десятилетия, но высокомерная израильская верхушка лишь отмахивалась от них. Да и теперь не очень серьезно относится к этой опасности. Одну группировку осудили - и, похоже, успокоились.  И вот недавно был совершен налет на Центральную синагогу города Петах-Тиква. Вандалы разбросали по полу свитки Торы, порвали молитвенники, разорвали талиты и тфилины, облили их и стены краской.
   Было немало случаев осквернения еврейских кладбищ, малевания фашистской символики, фашистских лозунгов.
   Все это результат недовольства русскоязычной молодежи ( а именно она входит в такие группировки) своим положением в обществе. У многих русскоговорящих подростков отцы - евреи, но в Израиле детей евреями не признали, а гиюр пройти крайне сложно. В школе дети не всегда успевают, потому что у них недостаточное знание языка, и часто они вообще бросают ее.
   Родителям детьми некогда заниматься, потому что они много и тяжело работают, чтобы обеспечить себе и им достойную жизнь, не впасть в нищету. Пока они решают эту задачу, дети успевают пуститься во все тяжкие, включая алкоголь и наркотики. А в сердцах у них зреет ненависть к государству и той жизни, которую им приходится вести.
   Единственная возможность сделать карьеру - пойти в армию, поскольку коренные израильтяне все больше увиливают от службы в ней. А во время службы некоторые богатые солдаты платят нуждающимся солдатам, чтобы те подменили их на дежурстве, а они тем временем поедут домой или развлекаться с друзьями.
   ... Первое десятилетие  двадцать первого века завершилось. Каким будет второе? Один из политиков недавно сказал, что Тель-Авив превратится в "африканский", а сами тель-авивцы вынуждены будут переселиться в другое место.
   Разумеется, это слишком апокалипсическая картина, но для Израиля прибавилась еще одна проблема:за 2009 год через египетскую границу пробралось четыре с половиной тысячи беженцев из Судана и Эритреи. В 2010 году темпы еще более увеличились. Случалось, за одну ночь пробиралось более ста беженцев (их проводят бедуины, беря с каждого беженца по три тысячи долларов).
   Гуманный Израиль, особенно после окрика из Евросоюза, назад их не высылает, и беженцы уже живут в Эйлате, Араде, Хайфе, Ашдоде и, разумеется, в Тель-Авиве.
   Как-то бродили они и по Тверии, но теперь их не видно, видимо, здесь им не понравилось.
   Устоит ли Израиль, справится ли со всеми вызовами, которые брошены ему?
   Ловлю себя на том, что в последнее время подсчитываю, сколько времени продержались израильские царства. Больше всего - Иудейское:более четырехсот лет. У нынешнего Израиля есть еще время?
   
   
 


Рецензии