Зоны осознания

Осознание себя.

Осознание ( англ, awareness - букв, осведомленность) - означает такое знание своего Я, которое одновременно является двигательным, сенсорным, эмоциональным, умственным.Осознание не тождественно сознанию (conciouness), которое обычносвязывают с мыслительным процессом.Осознание проявляется на трех уровнях (три зоны осознания):осознание телесного Я;осознание окружающей среды;осознание того, что находиться между ними, т.е. мыслей, зоны фантазии (средней зоны). Осознание не является сугубо интеллектуальным процессом, и, в большей степени, это не интеллектуальный процесс.

Триада психологических состояний: 1) человек знает, что с ним происходит, и может объяснить это; 2) человек отдает себе отчет в своих чувствах, но не может объяснить их причину; 3) человек ничего не знает ни о своем состоянии, ни о вызвавших его причинах.
Наша способность раскрыться перед другим зависит от степени нашего осознания и принятия себя самого. Если человек осознает себя, то он может сообщить о своих мыслях и чувствах с большой долей достоверности. А если мы не отдаем отчет о своих чувствах и мыслях, то мы почувствуем себя неуверенно, когда люди услышат и увидят наши сообщения.
Чтобы свободно общаться, нам надо постоянно осознавать себя.
Для этого нам полезно познакомится с моделями Окном Джохари (Johari Window) создателями – Джо Люфта и Харри Ингхама (Joe Luft & Harry Ingham).


Если известно другим и известно мне, то это

моя открытая зона при которой моё Я открыто и мне и другим.

Моя неизвестная зона, это если известно другим, но моё Я закрыто для меня, то это неизвестная зона для меня.

Если неизвестно другим, но известно мне, то это закрытая зона для других и это закрытая зона при которой моё Я закрыто для других.

Если не известно другим и мне, то это слепая зона, когда моё Я неизвестно ни мне, ни другим


Модель показывает, что мы что-то знаем о себе, а что не знаем. Соответственно другие люди что-то знают о нас и что-то не знают.
Предполагается, что человеку требуется много энергии, чтобы утаить информацию от себя и от других, и что чем больше информации известно, тем яснее будет коммуникация. Поэтому для построения отношений надо увеличить открытую зону и уменьшать слепую и закрытую от всех зоны.
Когда я становлюсь более откровенным, закрытая зона делается меньше.
А когда я стараюсь, чтобы и другие были откровенны, уменьшается и слепая зона.
Когда уменьшается закрытая зона, партнер получает информацию, с помощью которой он может уменьшить мою слепую зону.
Уменьшение слепой зоны ведёт к увеличению моего сознания себя самого, а это помогает быть еще более откровенным с другими людьми.
Например:

Подростку не хочется выражать своё мнение другому члену группы .- Это «закрытая зона» подростка.
Девушка не знает, что она и другие думают , что она любит критиковать других. –Это «слепая зона» девушки.
Подросток высказывает своим друзьям свои мнения по поводу религии. – Это «открытая зона» подростка.
Неожиданно девушка сердится на свою группу и не может объяснить почему. – Это «неизвестная зона» девушки [Джонон. Д.У. Тренинг общения и развития М.: «Прогресс», 2001, с.22-23].

[Джонсон. Д.У. Тренинг общения и развития М.: «Прогресс», 2001, с.22-23].

Осознание
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/osoznanie
Осознание - осмысление, понимание, постижение.
Осознание (в психотерапии) — достижение пациентом в процессе психотерапии понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов.
Осознание играет определенную роль практически во всех существующих психотерапевтических направлениях и школах, однако его значение и удельный вес в психотерапевтическом процессе определяются базовой теоретической ориентацией. Так, основная цель психоанализа выражена З. Фрейдом: «Где было Ид, там будет Эго». Осознание основных механизмов, вызывающих рассогласование между тем, что человек воспринимает, и как он оценивает воспринятое, — главная задача когнитивной психотерапии (нас делают несчастными не вещи и явления, а то, как мы воспринимаем их — клиент в ходе психотерапии обучается осознавать, например, как его иррациональные установки изменяют восприятие им событий). Осознание сопряжено с неизбежным сопротивлением пациента. Успешное преодоление сопротивления в процессе психотерапии завершается осознание механизмов дезадаптивной психологической защиты.
В восточных концепциях осознание - аналог Эго.
Уровни осознания по Грофу: бытовое осознание, система конденсированного опыта, перинатальный уровень, трансперсональный уровень.
Неосознаваемое, осознание, осознавание
Неосознаваемое - то, что человек делает, не отмечая это сознательно.
Влияние может совершаться и тогда, когда его специально не оказывают, и оно выступает как неосознаваемый и субъективно неуправляемый феномен. Самое присутствие определенного человека зачастую приводит к тому, что на других людей начинают действовать его обаяние, его способность неосознанно заражать других своим состоянием или побуждать их к подражанию.
Неосознаваемое не следует путать с бессознательным в контексте психоаналитических работ школы Зигмунда Фрейда. Неосознаваемое - термин, употреблявшийся в исследованиях школы Д.Н.Узнадзе, в первую очередь в словосочетаниях неосознаваемая нервная (психическая) деятельность и неосознаваемые установки.
Осознание
Осознание (в психотерапии) — достижение пациентом в процессе психотерапии понимания ранее неосознаваемых аспектов и взаимосвязей собственной психической жизни, внутренних (интрапсихических) проблем и конфликтов, особенностей своего поведения и эмоционального реагирования, взаимоотношений с окружающими, а также причин формирования и развития этих психологических феноменов.
Осознавание в психотерапевтических группах
Осознавание в психотерапевтических группах - красивый термин, прикрывающий осторожное присматривание и принюхивание к новой информации.

Осознание проблем
Есть большое число людей, которые любят разбираться со своими внутренними проблемами, их осознавать. Запрос "Хочу разобраться в себе", "Хочу понять, почему со мной в жизни так происходит" - один из самых популярных запросов на психологической консультации. Он же - один из самых неконструктивных. В этом вопросе соединяются несколько типовых желаний: желание оказаться в центре внимание, желание себя пожалеть, желание найти что-то, что объясняет мои неудачи - и, в конечном счете, желание решить свои проблемы, ничего для этого реально не делая.
Ошибочно полагать, что осознание проблемы автоматически ведет к ее устранению. Нет, это не так. Этот миф много лет эксплуатирует психоанализ, однако практикой это не подтверждается. Если разумный и волевой человек, осознав проблему, ставит цели и предпринимает необходимые действия, этими действиями проблема может быть устранена. Само же по себе осознание проблемы меняет что-либо крайне редко.
С другой стороны, осознание проблемы - вещь исключительной важности. У разумных и волевых людей осознание проблемы ведет к постановке цели и далее к разумной деятельности, которая может устранить проблему.
Чтобы проблема начала двигать и мотивировать, нужно ее осознание, понимание, что нечто - не просто особенность, не просто некоторое обстоятельство, каких много – а проблема, то есть нечто серьезное и грозящее. Нужно хоть немного, хоть головой - но испугаться. Это создание проблем, это проблематизация, но это иногда бывает оправданным.
Если девушка курит и это своей проблемой не считает - зря. Лучше это проблемой счесть.
Осознание проблемы - первый шаг в переводе проблем в задачи.


Рецензии