Шагни в свое завтра, мой мальчик. Главы 3, 4, 5

               
                Глава 3. Внук

Прошло несколько месяцев. Дед записал Веню в школу и теперь он каждое утро вставал рано, подогревал на плите завтрак, ел и шел к маленькому школьному автобусу с тяжелым ранцем полным тетрадей и учебников. Школу в целом он не любил – за ее суматошность, коллективные игры и мероприятия, жестокость некоторых одноклассников к своим сверстникам. Тем не менее, предметы давались ему легко – особенно рисование и математика. На уроках физкультуры он тоже был один из лучших. Ребята к нему тянулись, но и завидовали.  Дома дед приучил его читать книги, которые они брали в выездной библиотеке. Больше всего Веня любил читать книги о природе и сказки. Телевизора Никита принципиально не покупал – считал, что это во вред. В большой комнате стоял только комбайн - радио с проигрывателем  - производства 60-х годов. Радио дед по вечерам иногда слушал, выбирая, в основном, новости или музыкальные передачи. А проигрыватель давно не работал – сломался рычажок. В выходные дни Веня долго сидел во дворе рядом с дедом и смотрел как он обрабатывал дерево, вырезал узоры, используя набор стамесок, долот, и специальных резцов, изготавливал разные нужные вещи – это были и качели для детского сада, и рамка для картины для местного краеведческого музея, и скамейка для сквера возле клуба. В сарае-мастерской у него хранились десятки разных лаков, клеи, наждачная бумага, гвозди и шурупы разных размеров, токарный и шлифовальный станочки. Летом, когда у Вени были каникулы, дед забирал его с собой, если он работал на выезде, и там мальчик наблюдал как взрослые обтесывают лесины, работают с циркулярной пилой и электрическим рубанком, как из грубого, неуклюжего ствола ели вдруг рождаются гладкие блестящие доски.  Понемногу  Веня и сам стал что-то выпиливать или вырезать. Никита поначалу помалкивал, а потом изредка стал давать ему советы как правильно держать рашпиль, работать рубанком и фуганком, как вырезать малые формы ножичком или резцами.
Как-то раз в класс (это был уже третий год учебы) зашла завуч и объявила, что в районе будет проводится выставка поделок и моделей учеников младших классов.
- Если у кого есть уже готовое или вы можете за месяц что-нибудь интересное сделать – приносите. Победители получат призы, - сказала она.
- Людмила Васильевна, а какие призы? – спросила самая бойкая девочка.
- А вот это секрет. Но я уверена, что те, кто их получат, останутся довольны.
Веня приехал в этот день из школы каким-то сосредоточным. Он долго ходил по двору, а потом зашел в дом, взял свой альбом для рисования и начал в нем что-то чертить. Вскоре на белом листе появились контуры козы, очень похожей на их Дашку (так звали козу).  Две недели Веня скрытно от деда что-то выпиливал,  вырезал и шлифовал. Потом он взял сначала морилку, а потом светлый лак  и дважды покрыл лаком фигурку. Она была размером с ладонь взрослого человека. Когда все было готово Веня понес показывать свое изделие деду. Дед взял в руки фигурку и усмехнулся. Это была коза с колокольчиком. Выглядела как живая. Она стояла опершись передними копытцами о валун, вытянула шею, казалось высматривала нет ли поблизости недругов – лис, шакалов или ястребов.
-Неплохо, – коротко сказал Никита, не желая слишком захваливать внука.
Утром Веня положил козу в старую картонную коробку из-под обуви, обвязал коробку стропой и осторожно понес в школу. Не заходя в класс он подошел к двери кабинета завуча и постучал.
- Войдите, – сказала завуч.
Веня медленно открыл дверь.
-Берлин? Тебе чего? – несколько грубовато спросила она.
Веня растерялся, потом собрал все свое мужество и произнес:
- Я вот это для выставки сделал, Людмила Васильевна.
- Ну, давай посмотрим.
Она развязала коробку и вытащила фигурку, а затем тихонько ахнула – Вот это да!
Что ж ты меня обманываешь? Как ты мог такое сделать? Где ты ее взял?
- Это я делал, – с обидой произнес Веня – Хоть у деда спросите.
- И спрошу, – пообещала завуч. - Оставь здесь, я тебя позже вызову.
Веня вышел, понурив голову. Ему впервые оказывали такое недоверие.
Дед на родительские собрания и к учителям школы не ходил, чтобы выяснять как успехи внука – он знал, что Веня не подведет. Поэтому завуч попыталась найти Никиту по телефону. Она позвонила на лесопилку, где он часто работал, и ей повезло –Никита был там.  Загодя завуч сверилась в личном деле Вени как зовут Никиту по батюшке.
- Никита Фомич, это с вами говорит завуч школы, где учится ваш Веня.
- Что там у него случилось?
- Я хотела бы задать вам один вопрос?
- Задавайте.
- Скажите, Веня принес деревянную фигурку для выставки – это он сам вырезал?
- А что он сказал вам?
- Он сказал, что сам.
- Так что же вы мне звоните. Или еще не разобрались, что он за мальчик. Он никогда еще в своей маленькой жизни не врал, - и Никита бросил трубку.
Людмила Васильевна молча села в свое кресло и задумалась. На большой перемене она попросила позвать в ее кабинет Веню. Веня в сопровождении классной руководительницы вошел к завучу.
- Если можно оставьте нас, – сказала Людмила Васильевна. Учительница удивленно посмотрела на Веню и вышла.
- Ты, Веня, извини. Я просто не знала, что ты можешь такие вещи делать. Мы конечно пошлем козочку на выставку.
На полках в кабинете уже лежали вышивки, модели из конструкторов, фигурки из пластилина и глины, и много рисунков. Завуч поставила скульптурку на видное место.
Веня невнятно поблагодарил и, уже воодушевленный, побежал в класс.
Некоторое время спустя в преддверии какого-то праздника Никите и Вене пришла открытка-приглашение прийти в районный Дворец культуры на вручение премий по результатам детской выставки. Никита почистил и погладил Венину школьную форму – другого костюмчика у него не было, сам надел белую рубашку и старый шерстяной костюм, который не носил несколько лет, и попросил Сашу Красавина довезти их до автобусной остановки. Во Дворце культуры собралось много народу – родители с детьми, директора и учителя школ, представители отдела народного образования, а из Кургана приехал заместитель главы администрации области. Несколько милиционеров дежурили у входа, по коридорам и у входа в зал  ходили и стояли люди с красными повязками на рукаве.
Никита и Веня нашли себе места в одном из последних рядов. Веня никогда раньше не видел столько красиво одетых людей. Обычно, в деревне, люди ходили в домашней или рабочей одежде. Только в школу учителя приходили в более строгих и аккуратных платьях и костюмах, чем внушали Вене чувство почтительности и даже трепета. Вечер открыла заведующая отделом народного образования района. Полная молодящаяся женщина в длинном темносинем платье с блестками долго говорила об успехах района в воспитании детей, о планах на будущее, и о новых учебниках для младших классов, которые будут выдаваться в следующем году. Веня мало что понимал из того, что говорилось, и поэтому не слушал речи выступавшей. Она была предназначена для взрослых. Он с большим любопытством осматривал зал, людей. Увидел впереди несколько учеников своей школы и ему стало несколько уютнее в этом большом зале. Потом вручали грамоты лучшим педагогам района, и затем на сцену вышел районный архитектор и объявил, что сейчас будут называть победителей выставки творчества учащихся младших классов.. Он взял список и стал читать. В списке было тридцать имен. Архитектор называл фамилию, номер школы и экспонат выставки, за который вручали премию. Победители выходили , им вручали различные призы, книги – Энциклопедию юного техника или Энциклопедию юного художника - и грамоты. Одного мальчика особенно похвалили за действующий макет водяного колеса для полива полей. Наконец пришла очередь Вени. На подгибающихся от страха ногах он пошел через весь зал к сцене. Девушка- дежурная, помогла ему подняться по ступенькам и он очутился один на один с залом. Десятки людей смотрели на него. Районный архитектор подошел к нему и пожал руку, чего он не проделывал ни с одним из призеров.
-Веньямин Берлин представил деревянную скульптуру козочки (Присутствующие в зале заулыбались). Он очень старался, – продолжил архитектор, – и он сделал удивительную вещь, которая может украсить любой музей. Мы решили отправить его изделие на Всероссийскую выставку детского творчества. А это твой, Веньямин, приз, - и он вручил ему большой набор столярного инструмента, фотоаппарат и Энциклопедию юного художника, а также грамоту за призовое место. Веня зарделся, тихо сказал спасибо, и осторожно стал спускаться по ступенькам. В зале раздались апплодисменты. Внизу у сцены Веню ждал дед. Он взял у него коробку с инструментами и пошел впереди по проходу между креслами к местам, где они сидели. Домой вернулись поздно. 
- Призы посмотришь завтра, а сейчас ложись спать, – сказал Никита.
Веня не стал перечить деду, хотя очень хотелось все рассмотреть, и уснул счастливым сном. А Никита сел на крыльце, закурил. « Вот бы Лидка объявилась. Обрадовалась бы успехам сына». 
Прошли выходные. Веня не расставался со своими подарками. Вытаскивал то один инструмент, то другой – пробовал на дощечках как они в работе.  В понедельник, как обычно, он отправился в школу. В автобусе он мечтал о том, что вырежет нечто необыкновенное и подарит директору школы. Но все, что произошло дальше коренным образом изменило его отношение к людям и наложило отпечаток на его характер.

Глава 4. Драка

В классе узнали о его победе на выставке только из выступления  завуча на общем собрании. Девчонки восхищались им, мальчишки помалкивали. Даже приятели, настоящих друзей у Вени не было из-за его замкнутости, лишь поинтересовались, что ему дали как призеру. На следующий день на первой же перемене Веня столкнулся в коридоре с Василием Харитоновым, по прозвищу Харя. Он учился на год старше Вени – в четвертом классе - и был второгодником. Завуч хотела избавиться от него, поставив все тройки в годовую ведомость, и перевести из начальной школы в среднюю, но мамаша Василия, повар школьной столовой, упросила директора оставить его на второй год – вдруг образумится, да и у матери будет под присмотром. Василий не учился вообще – ни один предмет ему не давался. Был он достаточно крупным для своих одиннадцати лет и задиристым. Малыши его побаивалсь, мальчишки постарше искали его покровительства. Иногда ради забавы он отнимал у младших карманные деньги, карандаши или игрушки, которые дети этого возраста любят приносить тайком в класс – в общем был грозой школы. Веня старался с ним не общаться и всячески избегал его. Но не в этот раз.
-            А вот и наш козлик. Козлик дай молочка, – с ухмылкой произнес Василий.
Веня хотел его обойти.
- Ты чего не отвечаешь, когда старшие с тобой разговаривают, козел? – неестественно высоким голосом сказал Василий и схватил Веню за воротник. Веня вырвался.
- О, какой храбрый жидок!
Слова «жидок» Веня не знал, поэтому никак не отреагировал.
-Пошли, выйдем.
Вокруг были ребята. Они с интересом смотрели на происходящее. Вене ничего не оставалось делать как принять вызов.
За зданием школы, где была глухая стена – окна в эту сторону не выходили – они остановились. Василий обернулся и сильно толкнул Веню. Веня сумел устоять на ногах и отскочил. Тогда Василий сжал кулаки и бросился на него. Веня присел и когда Василий был близко ударил его снизу в подбородок. Первый раз в жизни. Василий рассвирипел. Он схватил Веню двумя руками и всем весом навалился на него. Веня упал на траву. Василий сел на него и уже хотел ударить кулаком в нос, когда Веня собрав все силенки повернулся резко и стряхнул тяжелого Василия с себя. И тут же вскочил на ноги. Василий тоже вскочил, оглянулся, увидел секцию старого штакетника у стены, выдернул одну палку с ржавыми гвоздями и со всего маха ударил Веню по плечу и по голове. Кровь полилась ручьем. Мальчишки, стоявшие кругом, испугались и разбежались. Вид крови раззадорил Василия. Он в ярости продолжал наносить удары пока Веня не упал на землю. К счастью школьный библиотекарь, которая вышла подышать свежим воздухом, увидела эту сцену и стала звать на помощь. Василий вдруг прекратил наносить удары, бросил палку и рванул со всех ног через школьный двор. «Скорая помощь» приехала только через час. Венины раны обработала школьная медсестра. Она смочила бинт спиртовым раствором, который хранился в школьной аптечке, и продезинфицировала края ранок. На машине «скорой помощи» Веню увезли в фельдшерский пункт в Боброво, где когда-то работала его бабушка. Раны еще раз промыли, перевязали, вызвали Никиту. На той же машине Веню отвезли домой. К вечеру у него поднялась температура. Соседка, тетя Вера, охая и ахая, натерла Веню разбавленной самогонкой, поменяла бинты, дала выпить большую кружку настоя липы с ромашкой и завернула в дедов тулуп. Дед не отходил от Вениной кровати. Он размышлял, что делать, как Веня будет ходить в школу после этого. Впервые он решил сам пойти в школу и посоветоваться с директором. Ночью Веня спал беспокойно, но к утру температура спала, он стал ровнее дышать. Дед дал ему поесть пшенную кашу и выпить горячего чаю со свежей булкой, предварительно намазав ее маслом и медом. Затем он зашел к Вере и попросил посидеть с Веней до полудня.. Долго заводил свой трактор и поехал в Каменки. Трактор делал не более 30 км в час, поэтому добираться пришлось почти сорок минут по проселку и шоссе. Оставив трактор за оградой школы, Никита прошел через боковую калитку и быстрым шагом направился к главному входу в здание. Бабка в шерстяном платке, болоньевой куртке и резиновых сапожках сидела перед дверью на табурете и вязала.
- Ты к кому, родимый?
- К директору
- А вона еще не пришла.
- А когда будет?
- Да вот должна быть
Никита опустился на ступеньки и обхватил голову руками. Погруженный в свои мысли он не заметил как ко входу подошла красивая женщина в пальто с меховым воротничком. Пышные каштановые волосы у нее были заплетены в толстую косу и уложены кольцом на голове. В руках она держала толстенный портфель и целофановый мешочек с рогаликами.
-Вы к кому, гражданин?
-Мне бы директора увидеть, – Никита поднялся во весь рост и почтительно пропустил женщину.
- Я директор, но у меня сейчас очень мало времени.
- Меня зовут Никита Смолин, я дед Вени Берлина.
- А, это. Да неприятная история, - директор поджала губы, - Что ж, заходите.
- Вы уж извините, что прямо с утра, но как нам теперь быть после этой драки?
- Вас как величать?
- Никита Фомич.
- Так вот, Никита Фомич, я думаю, что в том что произошло – оба виноваты. А что мы с этим будем делать – решим на педагогическом совете школы.
- Как оба виноваты? Чего разве Венька мой затеял драку? Чем можете доказать?
- А какие мне нужны факты – мальчишки друг дружке не уступили и подрались.
- То есть вы хотите сказать, что разбираться с этим происшествием не будете?
- Я ничего такого на говорила, только мы внимательно обсудим с учителями ситуацию и сообщим вам.
Никита едва сдержался, чтобы не нагрубить директору.
- Да, у вас справедливости не найдешь. До свидания, – сказал Никита и двинулся к дверям. – Одно хочу вам  добавить – не так часто ваша школа имеет таких хороших учеников, как Веня Берлин.
- Что ж дети приходят и уходят, а нам дальше работать.
Никита был просто ошарашен отношением директора к этому происшествию. «Здесь что-то не так», - подумал он. В коридоре его нагнала молодая симпатичная женщина.
- Я не ошибаюсь, вы родственник Вени Берлина?
- Да, я его дед,– ответил Никита и вопросительно посмотрел на женщину.
- Я классный руководитель Вени. Я случайно слышала отрывок вашего разговора с директором. То, что произошло просто отвратительно, но в этом Вениной вины никакой нет.
- Я знаю. Ваш директор, как мне показалось, другого мнения. Она просто хочет отмахнуться от принятия каких-либо мер.
- Я не могу вам сказать точно, – ответила классный руководитель, – но мне кажется, что все упирается в родственные связи Васи Харитонова – его родной дядя по матери какая-то шишка в ГАИ в Заводоуковске, а отец, хотя родители и разошлись давно – совладелец частной охранной компании в Кургане. А наш директор за место боится.
- Я так и думал. Можно ли вам задать вопрос?
- Да, пожалуйста.
- Сможет ли Веня продолжать нормально ходить в вашу школу, или нам нужно что-то делать, например, искать другую школу?
- Это вам решать. Мы, конечно, попытаемся оградить его от этого Васи. Но избавиться от Васи мы пока не можем.
- Ладно, спасибо и на этом. Я думаю, что Веня продолжит ходить в вашу школу, но и мы предпримем необходимые меры для его защиты, – сказал Никита таким тоном, что учительницу невольно пробила дрожь.
Никита пошел к трактору, завел его и медленно поехал вдоль школьного забора. Директор сквозь занавески следила как он уезжал. «Добром это для меня не кончится», - подумала она. К полудню он вернулся в Красавино и нашел Веню, читающим Вере книгу о диких животных, которую когда-то подарила ему мать. Веня все еще выглядел неважно, но явно выздоравливал.
- Так, браток, - Никита обратился к внуку, – давай-ка побыстрее выздоравливай и мы займемся твоим физическим воспитанием.
Никита заглянул во двор напротив и позвал соседа Андрея. О чем-то они шушукались, а на следующий день к Вене пришел сын Андрея, девятиклассник Митька, который только что приехал из школы-интерната на пару дней к родителям. Митька был чемпионом по боксу в области в полулегком весе среди юношей до 18 лет. Он был коренастым и мускулистым парнем, из тех, кто не даст себя в обиду.
- Будем с тобой заниматься, – сказал он Вене, – будем делать из тебя бойца. 
Уже через три дня Веня смог выходить во двор, ранки затянулись. Приезжала фельдшер, проверила как заживают раны, положила какую-то мазь и снова перевязала.
Был солнечный день. Веня вышел с книжкой на крыльцо. Дед колол дрова. Веня подошел к нему и спросил
- Деда, а что это за слово «жидок»?
Никита смутился, покраснел и в свою очередь спросил:
- А где ты его услышал?
- Да это Васька, когда начал приставать ко мне, сказал.
Никита помолчал с минуту, а потом произнес
- Слово не очень хорошее. Ты ведь знаешь, что вокруг живет много разных людей, ну народов разных. Одни народы придумывают плохие, обидные названия для других народов. Ну так для евреев придумали слово – «жид».
- Дед, а мы что, евреи?
- Нет, я-то русский, а у тебя отец еврей. Мать говорила, что он замечательный человек. Я его не видел ни разу, но дочке своей верю, твоей мамке.
- Так значит мама – русская, раз ты русский, а папа – еврей?
- Да, так получается.
Веня как-то ушел в себя, сел на крыльцо и долго глядел перед собой. Что-то там происходило в его маленькой головке.
- Ну, чего расстроился-то? Среди любого народа есть хорошие и плохие люди. Вон Васька – он как-будто полурусский и получуваш, а злой парень. А отец твой инженером был, умницей, с матерью ласковым и тебя любил. В общем нормальным мужиком был.
- А если нормальным, где же он,  почему нас с мамой бросил? – У Вени на глаза навернулись слезы.
- Он не бросал – уехал на заработки, а что там приключилось никто не знает. Мать вот поехала его разыскивать. Да что-то о себе не дает знать, - произнес он задумчиво, -   Может что случилось?
Помолчали. Веня уткнулся в книжку, но тяжелые мысли не покидали его. А Никита вдруг решил – «Надо выяснить где Лида, в милиции наведу справки  или где еще. Завтра же займусь. Что ж это мальчик-то без матери растет?!».

Глава 5. Ответный удар

Вечером  в пятницу появился Митька. Он притащил маленькие боксерские перчатки для тренировки.
- Так, Венька, я тебе покажу как становиться в стойку и как двигать левой и правой рукой, когда боксируешь, а потом как защищаться от ударов.
Они зашли за дом на зеленую лужайку, куда обычно привязывали козу, чтобы она пощипала травку, и началась первая тренировка. Часа два они занимались пока Венька умоляюще не посмотрел на Митьку и произнес -  я больше не могу.
Митя показал ему несколько упражнений, которые Венька должен был делать ежедневно, а также посоветовал скакать минут пятнадцать-двадцать через веревочку, как девчонки делают.
- Это тебе поможет быть длительное время подвижным, когда ты боксируешь.
В субботу продолжим.
Они занимались и в субботу, и в воскресенье, и Веня уже почувствовал уверенность, когда наносил удары. Драчливым он не был, но хотел чувствовать себя в безопасности от того, что сумеет защищаться. Дед со стороны наблюдал за ними и видимо остался доволен.
Вечером в воскресенье Никита спросил внука хочет ли он, чтобы дед отвез его в школу.
- Нет, я поеду сам, на автобусе. Деда, ты за меня не бойся.
Дед погладил Веню по голове и ласково сказал:
- Ты же у меня один сейчас остался, где твоя мамка я не знаю, так как же мне не боятся за тебя.
В школе все было по-прежнему. Ребята из класса приняли его как-будто ничего не произошло - никто не выражал своего сочувствия, никто не интересовался, что с ним было во время болезни. Для Вени это было к лучшему – не надо расписывать свои переживания или показывать какой ты страдалец.
В этот же день Никита отправился в милицию в Лебяжье и попросил послать запрос и навести справки о Лидии Никитичне Берлиной, в девичестве Смолиной. Проходили неделя за неделей, Никита позванивал в милицию, но ему отвечали, что пока поиск не дал никаких результатов.
Васька Харитонов к Вене больше не подходил, но издали поглядывал и ухмылялся – казалось он замышляет что-то гадкое. Харя был из тех душевных уродов, которые чем хуже кому-либо делают, тем счастливее становятся. Директор школы тоже давала понять, что с Веней ничего особенного не случилось. А Веня жил своей внутренней жизнью, радовался и огорчался, с удивлением и интересом воспринимал все новое, в долгие вечера вырезал из дерева разные безделушки.
Когда пришла зима, Никита и Веня придумали себе развлечение – катание на санях с трамплина. На краю деревни, в сотне метров от дома Смолиных был неглубокий овраг, на дне которого весной и осенью стояли лужи, а зимой они превращались в небольшой каток.  Дед с внуком натаскали на склон побольше снега, сделали трамплин и утоптали склон выше и ниже трамлина. Дед вытащил из сарая красивые деревянные сани с широкими полозьями, на которых могли уместиться два-три человека. Они разгонялись и мчались на большой скорости вниз, на трамплине сани подбрасывало и они летели прямо на ледяное дно аж дух захватывало, лихо поворачивались и катились вдоль оврага еще несколько десятков метров. Они смеялись. В шутку отмечали каждый раз место, где сани приземлялись и ставили сами для себя рекорды. К этому веселому развлечению иногда по вечерам присоединялась немногочисленная молодежь деревни.
В конце марта случилось еще одно неприятное событие. Школьный автобус, как правило, приезжал утром к школе за 15-20 минут до начала уроков. Дети рассыпались по территории школы, играли в мяч, в салки, кто-то лазил по канату на спортивной площадке. В этот раз группа мальчишек пошла за дорогу к небольшому болоту, спрятанному в кустах. Болото еще стояло замерзшим и мальчишки кидали камни на его середину, чтобы разбить лед. Веня оказался в этой группе. Здесь же был Вася со своими приятелями. Болото было огорожено проволочной изгородью и перед ней была установлена табличка – «Проход запрещен! Опасно для жизни!». Уже два года как местные руководители собирались начать осушение этого болота, но так и не приступили, то ли средств не хватало, то ли оказались дела поважнее.
Между тем ребята перелезли через проволоку и столпились на небольшом пятачке прямо у края болота. На середину болота полетели камни – там образовалась полынья. Веня тоже кидал камни, вдруг кто-то будто случайно столкнул его с берега.  Веня попал на тонкий лед и провалился. Было неглубоко, но болото сразу начало засасывать. Веня увидел как Вася и его подручный метнулись за спины других ребят. Все, кто был на берегу, опешили и не знали что делать.
- Помогите!  - закричал один из них.
Кто-то побежал в школу за помощью. Веня понял, что спасти себя может только он сам. Он оглянулся и увидел толстенную ветку вмерзшую в лед. Он хотел приблизиться к ней, но болото сразу же потянуло его вниз, тогда он лег легонько плашмя на лед и схватился за спасительную ветку одной рукой. Собрав все силы он подтянулся и ухватился за нее и  другой рукой, сделал рывок и вытянул немного ноги из трясины, затем еще раз подтянулся и перевалился через ветку. Этого было достаточно, чтобы добраться до твердой поверхности. Вонзив пальцы в еще замерзшую землю Веня медленно передвинулся вперед и бросил свое тело уже на берег. Тут ребята окружили его и подняли. С него лилась грязная холодная жижа. В ботинках тоже была болотная жижа. Несмотря на стужу Веня снял ботинки одревеневшими пальцами и вылил из них жидкость. Густой лапой от ели стал отряхивать то, что налипло на его куртку и брюки. Затем, взяв ранец он пошел к школе, сзади плелись остальные ребята. Приблизившись к дороге они увидели спешивших к ним завуча и еще двух учителей. У одной из них были веревка и багор, который используют при тушении пожара. Завуч подошла к Вене, сняла с себя шарф и теплую шерстяную кофту и молча закутала в них Веню.   На пороге школы их встретила директор
- Опять ты отличился, – сказала она Вене. Ты что не видел там надпись на табличке, запрещающую подходить к болоту?! Придется обсуждать твое поведение на педсовете.
- Он весь оледенел, ему бы чаю попить горяченького, – сказала завуч и повела Веню в свой кабинет. По телефону она вызвала Никиту и сообщила о том, что произошло. Потом она принесла откуда-то старую детскую спортивную форму и приказала Вене переодеться. Веня застеснялся.
- Да я отвернусь, что ж ты думаешь я таких как ты голышом не видела.
Она отвернулась. Веня быстро скинул штанишки и рубашку и переоделся в сухую одежду. Стало немного теплее.
На уроки Веня в тот день не пошел. Ближе к обеду приехал Никита на своем тракторе. Поблагодарил завуча за заботу, собрал Венины вещички и они поехали домой. Дед разогрел баньку, взял березовый веник и хорошенько попарил Веню, затем натянул на него теплое белье и свитер и уложил в постель. Перед сном дед спросил его, сам ли он упал в болото, или это было кем-то подстроено. Веня ответил - нет не сам - и больше на эту тему не говорил. Никита, немного зная характер внука, и не старался продолжить разговор.
Веня на другой день поехал в школу, настроение было пасмурное. В этот день в классе была проверочная контрольная по русскому языку. У Вени была врожденная грамотность, но вот писать изложение или сочинение для него было мука. Он по долгу сидел над тетрадью, но более странички не успевал написать за урок. Учительница два раза прочла отрывок из рассказа Шолохова и попросила детей в оставшиеся сорок минут написать изложение. Класс погрузился в тишину. Веня начал писать, но что-то мешало ему ясно изложить то, что он услышал. Мысли возвращались к происшествию на болоте, он весь кипел. Когда учительница приказала перед звонком положить ручки, у него едва было написано с десяток предложений.    
- Берлин, ты чего-то маловато написал. Я не смогу за это выставить хорошей оценки. Веня стоял опустив голову и ничего не отвечал.
- Ну, ладно, сказала учительница, я дам тебе в следующий раз писать изложение отдельно. Я понимаю, что ты напуган вчерашним, но надо взять себя в руки. Хорошо?
- Хорошо. – ответил Веня.
На следующем уроке – был урок труда – Веня попросился в туалет.
В коридоре не было никого, дверь в туалет была плотно прикрыта. Веня открыл дверь и вошел. Возле умывальника стоял Васька и глядел на себя в зеркало, пахло табаком. Увидя Веню он направился к нему, как бы невзначай толкнул плечом и прошипел:
- Если проговоришься, сука, я тебя удавлю.
- Я никому ничего говорить не буду, но и ты получишь  свое. И Веня развернувшись сильно ударил правой рукой его в нос, а левой чуть попозже, как учил его Митька, нанес удар ниже пояса.
Васька согнулся пополам и присел на пол. Веня не спеша вышел из туалета и вернулся в класс. Через несколько минут в класс вошли плачущий Васька, его мать и директор.  Нос у Васьки распух и стал похож на свеклу.
- Веньямин Берлин, встань! -  приказала директор.
Веня  встал.
-Это ты избил Васю Харитонова?
-Я.
- Смотрите на него, даже не отпирается,-  возмутилась директор, обернувшись к классу.  - Сегодня соберем педсовет и решим, что с тобой делать. Ты стал просто хулиганом. А теперь извинись перед Васей.
Веня молчал.
- Ты не слышал, что я тебе сказала?
- Я не буду извиняться перед Васей, – твердо сказал Веня.
- Вот видите, – злобно произнесла мамаша Васи – Я же говорила, что он бандит.
Я в милицию обращусь.
- Пока не надо. Мы примем кардинальные меры, – пообещала директор.
Педсовет был назначен на тот же день. Собрались все учителя школы – дисциплинарные вопросы обсуждались довольно редко, и в этот раз всем хотелось принять участие.  Директор открыла педсовет словами:
-Последние несколько месяцев нашу школу просто лихорадит от событий, в которых одним из участников оказывается Веньямин Берлин. Я не буду вам напоминать об этих событиях, но сегодня чаша терпения переполнилась – Веньямин избил Василия Харитонова, просто так, ни за что.
-Ну так уж и ни за что? – прозвучал голос с последнего ряда.
Директор не ответила на реплику.
- Все это нарушает ритм нашей работы, создает напряженные отношения между учащимися. Мы должны освобождаться от таких ребят. Это как в поговорке – одна паршивая овца все стадо портит. А у нас школа на хорошем счету. Я ставлю вопрос на голосование – об исключении Веньямина Берлина из школы, а куда его отправят для учебы пусть решает районный отдел народного образования.
- А можно в плане обсуждения выступить? – подняла руку Зинаида Григорьевина, классная руководительница класса, в котором учился Веня. Она преподавала у них три предмета – математику, рисование и труд.
Директор поморщилась и неохотно кивнула головой.
- Я учу Веню с первого класса, – сказала Зинаида Григорьевна. – По успеваемости Веня в пятерке лучших. Не так давно он стал призером районной выставки творчества учеников младших классов, а ведь это награда и нашей школе. Он рекордсмен среди третьих классов по прыжкам в длину, не так ли? - она посмотрела в сторону учительницы физкультуры. До осени прошлого года Веня не получил ни одного замечания по дисциплине. И я бы хотела, чтобы кто-то из учителей так же хорошо отозвался о Василии Харитонове.
В комнате воцарилось молчание.
- У каждого ребенка можно найти положительное, я думаю и у Васи есть немало хороших сторон, – произнесла директор, – Но сейчас мы о другом – о непростой обстановке в школе, причиной которой является Веньямин Берлин.
- Скажите, - обратилась завуч Людмила Васильевна к директору – а как это произошло, что в двух из обсуждаемых  трех событий, фигурируют два имени Веньямин Берлин и Василий Харитонов? Может быть Веньямин еще с кем-то дрался или обижал, а мы об этом не знаем? Или может быть у Василия Харитонова никогда не было замечаний по дисциплине, и ученики или их родители на него не жаловались? Вот у меня журнал учета посещений нашей школы родителями. В течение последнего полугода у нас есть три жалобы от родителей на Василия Харитонова – он обидел их детей. Кроме того, хочу сказать, что Василий, я надеюсь, в этом году покинет школу и перейдет в среднюю, и этому конфликту придет конец.
- Я вижу, что Берлин почувствовал свою силу и будет ее применять и к другим ребятам. А нам этого не нужно. Поэтому предлагаю голосовать. Кто за то, чтобы Берлина исключить из школы с формулировкой «систематическое нарушение дисциплины и хулиганские действия» прошу поднять руку. – громко сказала директор, желая этим прервать дискуссию.
Она первая подняла руку, вслед за ней неуверенно поднялось еще две руки.
- Кто против?
Вверх поднялось семь рук, в том числе классного руководителя, завуча и учительницы физкультуры.
- Кто воздержался? – уже вяло произнесла директор.
Поднялось еще десять рук, в основном тех, кто о Вене впервые услышал сегодня.
-Хорошо, – подытожила директор, - Веньямин остается, но это решение на вашей совести, и как бы оно не привело к еще более негативным последствиям.
На следующий день после тайных совещаний в кулуарах, в районный отдел народного образование пошло письмо за подписью нескольких учителей, в котором была просьба сменить директора, так как настоящий директор не отвечает требованиям современной педагогики, проявляет нечуткость и необъективность при принятии решений. Веня, естественно, обо всем этом не знал, да и по своему возрасту вряд ли разобрался бы в этих взаимоотношениях взрослых.


Рецензии