Сказка

Сказка о Косом Зайце, Серых Волках, Одиноком Призраке и Птицах Феникс

Жили-были на белом свете люди в мире, любви и согласии, но только подошли они однажды к краю огромной чёрной Пропасти. И была она настолько маняще огромной и настолько загадочно чёрной, что люди решили одолеть её во что бы то ни стало. Разбежались как следует, подпрыгнули все вместе… да так и ухнули в бездну. Летят, горюют. Чувствуют, что жизнь мимо проносится, а сделать ничего не могут. И дальше падают, падают, падают…

Стали думать, кто виноват, и что делать. Глядь… Навстречу Заяц. Взмолились пред ним бедолаги: «Так мол и так, Зайка. Тяга к совершенству нас в бездну свела. Хотели мы пропасть лютую перепрыгнуть, да оступилися.  Думаем теперь, кто виноват и что делать. Вот уже который век спор ведём, а с места так не сдвинулись. Рассуди ты нас судом праведным».
Долго не хотел брать на себя Косой ответственность за судьбы племён человеческих, но, в конце концов, решился: «Если люди жизни свои вот уже который век тварям, живущим в ночи небесных сфер, вверяют, то как я могу здесь, на Земле, отказать им в трудный час?»
И взялся Заяц за свою новую работу ревностно. Охватил он своим вниманием всё общество в целом и каждого в отдельности: зачинщиков прыжка нашёл и устранил, пособников вычислил и отдал на справедливый суд толпе, против потенциально опасных вольнодумцев ввёл систему профилактических мероприятий.

Так и пошла жизнь у Зайца: то одного преступника порешит, то другого, кому чарочку с ядом предложит, кого на сепукку вдохновит… На регулярных собраниях старейшин Заяц аккуратно отчитывался о темпах роста правосудия и эффективности ужесточения карательных мер. Люди слушали, головами кивали, соглашались, но летели в Бездну ещё быстрее. Парадокс – преступная масса по статистике меньше становится, а скорость падения всё увеличивается?
А в придачу к этой беде в Пропасти как-то вдруг обнаружилась острая нехватка земледельцев и скотоводов, рыболовов и шаманов, братьев и матерей, отцов и сыновей… А ещё поползли слухи о том, что Косому давать стали на лапу и исключительно в твёрдой валюте (в морковке, значит). Народ заволновался.
А Заяц?
Скоро и он узнал о тех слухах. Начал было сам себе завидовать, но потом почувствовал, что зависть ему душу разъедает и отказался от этого гнусного деструктивного занятия – стал брать понемногу. Да и как не брать, если предлагают? Вскоре поднялся Заяц на взятках – начал над людьми орлом парить и зорко ослушников выглядывать (говорят, что даже проснулся в нём от употребления взяток дар ясновидения). Так вышел Косой на самый пик своей политической формы, и казалось, что не остановить его триумфального шествия уже ни людям, ни богам, но приключилась с ним однажды досадная случайность – разорвала Зайца стая Серых Волков.

О! Если бы они слышали о вовлечённости Косого в дело спасения человечества, если бы могли своим примитивным хищническим мышлением хотя бы немного приблизиться к пониманию масштаба фигуры Зайца… Но всё это пустые слова – съеденного не воротишь.
А люди?
Люди горевать. Люди тосковать. Потом Волков переловили, в клетки попересажали и обсуждать начали, каким способом лучше с зайцеубийцами разделаться. Кто шкуру предлагал спустить и на рынке продать, кто – чучел наделать и в полях в качестве пугал выставить, кто – порубить Серых в капусту в память о Зайце, кто – отпустить восвояси тварь лесную. А время, меж тем, шло.

Решили, наконец, старейшины совет по чрезвычайным делам собрать, обсудить: возможно ли династию Волков вместо Зайца над человеческим обществом поставить? Ведь и зубы у них покрупнее заячьих будут, и выглядят Хищники посолиднее, и статус какой-никакой имеют: «Санитары Леса». Фигуры, в целом, достойные, а незаменимых шестерёнок, как известно, в механизмах (пусть даже и социальных) не бывает. Подумал совет, подумал и вынес Волчьей Стае свой вердикт: искупить свою беспрецедентную вину бескорыстным и безвозмездным служением обществу вместо съеденного Зайца.

Обрадовалась Стая, об обязанностях своих выспросила и сразу же за дело кинулась не щадя живота своего. Пожрали Волки одним махом превеликое множество преступников из китайских императоров и майских вождей, из скандинавских конунгов и африканских воинов, из славянских кожемяк и арабских купцов, из бедуинских погонщиков верблюдов и малазийских рикш…  Люди Волчью Стаю зауважали – стали поздравлять друг друга с тем, что пришёл, в конце концов, карачун единоличной деспотии Зайца и началась новая светлая эра волкократии.

И правда – новая эра началась… да тут же и закончилась. Поработала Стая немного от пуза на зверином голоде и голом энтузиазме, а потом наелась да и призадумались: «Так впахивать никакого здоровья не хватит». Поделили Серые тогда жертв меж собой – степенно, без экзальтации, по возможностям, по потребностям – и спать пошли. Пока спали, многие люди о них позабыли и полюбовно разрешили многие текущие разногласия, обиды. Волки же проснулись и пошли по доносам доброжелателей работу свою вершить исправно – есть то хочется! Люди от таких порядков выть начали – и правда, как тут не взвоешь, когда Волки каждого по несколько раз на день гложут, а народ в Бездну летит всё быстрее?

Но однажды потянулись к беднякам из глубины протоплазменные псевдоподобия, и стон ужасный сотряс пропасть, и в душу каждого проникло дыхание потустороннего, запредельного. Серые запаниковали, о людях позабыли и прыснули кто куда – только их и видели, а народ, оставшись один без власти, совсем от страха обезумел и на стенку кинулся. Лезет, цепляется, к свету пробирается.
Устал.
Стал.
Но Призрак из бездны опять охнул, вздохнул, и у людей снова силы откуда-то появились – ноги сами уступы и трещины в скале нашли, руки – вверх род человечий потянули… Так вот и стали они жить: ползали по стенкам пропасти, лазали, боялись призрачной опасности, но, в конце концов, бояться устали и поняли, что продолжаться так больше не может – решили потустороннему всем миром противостоять. Одни – из тех, кто посмелее – руки-ноги отпустили и прямо на Призрака кинулись; другие – те, кто посердечнее – выслушали горести Призрака, а потом сами стали о своих бедах рассказывать, и о заботах знакомых своих подружек, и о проблемах сотоварищей своих троюродных и четвероюродных сестёр и братьев. Были, конечно, и третьи, и четвёртые, и пятые… и каждый внёс свой посильный вклад в общее дело, благодаря которому людям удалось-таки миновать протоплазменные псевдоподобия практически без потерь. Ходили, правда, слухи о том, что несколько человек пропали без вести, а другие, под влиянием соприкосновения с Призраком замедлили своё падение, оторвавшись от коллектива, но, скорее всего, это всего лишь субъективное впечатление отщепенцев или тщательно организованная дезинформация. И всё это определённо дела давно минувших дней. Нас же интересует мир привычных и осязаемых вещей и явлений.

Итак, после битвы с Призраком жизнь у людей вдруг начала налаживаться. Стали прилетать к ним прямо в пропасть стаи невиданных птиц с огненно-красным оперением, что было очень кстати: ресурсы в обществе подходили к концу. Поистине замечательными были те образцы пернатых: внешние их эстетические качества и внутренние вкусовые уступали только лишь их неслыханной глупости. Бывало, ещё не отзвучит треск ружей и не пропоёт мелодичным голоском микроволновка на кухне «кушать подано, хозяин», а сверху к людям уже и следующая партия мясца спускается.

Многих людей манна небесная окрылила необычайно. Некоторые же заядлые птицееды обрели такую необычайную легкость во всём теле, что не только прекратили своё безвременное падение, но, казалось, сами стали подниматься над остальными и подтягивать вверх некоторых своих близких. Но это, скорее, исключение из правил. Более распространены в обществе оказались всё же не столь серьёзные следствия: кто-то из людей, наконец, насытился и успокоился, кто-то – смог найти в себе силы оторваться от земных забот и посмотреть в давно забытое небо, кто-то – продолжая пребывать в депрессивно-апатичном состоянии, просто чаще стал заходить к своим знакомым на экзотическое блюдо, кто-то – продолжал жить так же, как жил прежде…

Стали ли люди от этого лучше, сильнее?
Большинство учёных людей из психологов говорят, что нет. Безответственность и дармовщинка, говорят, обыкновенно разрушают психику человека, делают его неспособным к существованию в жёстких современных реалиях.
Стало ли на свете меньше птиц?
Большинство учёных людей из биологов говорят, что да. Что через несколько десятилетий запасы необходимых для человечества ресурсов закончатся, и мир окажется на грани катастрофы. Их опасениям вторят министры, отвечающие за продбезопасность своих стран, которые до сегодняшнего дня тщетно пытаются найти истоки этого разрушительного птичьего лобби. Есть, правда, одна малоправдоподобная версия о том, что птицы эти существуют в мире людей уже несколько тысячелетий и что они, подобно Фениксам, способны возрождаться раз за разом, поддерживая каждого в трудные мгновения жизни. Однако версия эта псевдонаучна и не выдерживает никакой критики.
Что же, в таком случае, ждёт наших Фениксов в реальном человеческом мире?

Скорее всего, люди приспособят пернатых, как и прочую живую тварь, под свои цели: заставят огненных птичек работать маяками в ночи, посадив их на крепкий поводок удобной длины, или запрут в стальные клетки, оградив себя от некомфортных контактов, а может, приспособят Фениксов для перевозки отставших или потерявшихся, а может – для бесперебойных оптовых поставок оружия для освободительных, священных войн. Время покажет. А пока что неучёные люди вспоминают своё детство и говорят то волшебное слово, которое не раз их выручало:


                СПАСИБО!


Рецензии
Интересная сказка, Денис. И аллегории не вызывают улыбку, а скорее грусть и настороженность. Очень понравилось, спасибо!

Владимир Эйснер   23.07.2012 06:11     Заявить о нарушении
Спасибо Вам. Для меня важно знать, что мои опыты могут быть близки кому-то ещё. На подходе ещё парочка (и повеселее, и посерьёзнее).

Денис Сапельников   23.07.2012 11:15   Заявить о нарушении