63. Мастерство

Профессия как женщина: мало выбрать, надо ещё и овладеть.
Андрей Вансович.

63.1 – 63.12: Посредственность невыносима. – Два чудовища. – Делаем то, что получается. – Нужна тренировка. – Стань господином языка. – Доводить до виртуозности. – Воспитай в себе ремесленника. – Наименьшими средствами. – Самые неотразимые люди. – Высшая похвала для художника. – Убрать капельки пота. – Мы все ученики.


63.1. Посредственность невыносима…

Плохое искусство оставляет мучительную пустоту в душе. Лучше стать посредственным инженером, чем плохим поэтом. Ибо такой инженер всё-таки приносит пользу, а плохой поэт только вредит. Феликс Чуев. // Самая лучшая музыка будет иметь незавидную судьбу, если доверится посредственной поэзии. Рихард Вагнер. // Писатель должен быть безукоризненным мастером своего дела. Одним интеллектом тут не обойтись. Есть области, в которых посредственность невыносима: поэзия, музыка, живопись, ораторское искусство. Какая пытка слушать, как оратор напыщенно произносит скучную речь или плохой поэт с пафосом читает бездарные стишки. Жан Лабрюйер. // В опаснейшем твоём искусстве, о поэт, меж средним и плохим больших различий нет. Никола Буало. // Отсутствие профессионализма всегда оскорбляет. Бьернстьерне Бьернсон. // Человек может простить человеку всё, кроме плохой прозы. Уинстон Черчилль. // Умирая в больнице, один из учеников Вероккио отказался поцеловать обыкновенное распятие. «Бездарное произведение искусства вызывает у меня отвращение». Умолял принести распятие работы Донателло, не то умрёт нераскаявшимся грешником. // Ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не являешься универсальным мастером в подражании своим искусством всем качествам форм, производимых природой. Леонардо да Винчи. // Плохое исполнение убивает всё: в природе его не существует. Жан Энгр. // Искусство поэзии есть деятельность, не терпящая средних успехов. Поэтическое искусство чуть лишь сойдёт с высоты, упадает до самого низа. Поэту посредственных строчек ввек не простят ни люди, ни боги, ни книжные лавки. Гораций. // В науке ещё возможна посредственность, но в искусстве и литературе кто не достигает вершины, тот падает в пропасть. Лев Толстой. // Стихи должны быть превосходны, иль лучше не писать совсем. Иоганн Гёте. // Нас вполне удовлетворяет ремесленник, добросовестно выполняющий работу. Нам довольно полезного совета стряпчего или врача, если только они не выказывают грубого невежества в своём деле. Однако «поэту быть посредственным не позволят ни люди, ни боги, ни книжные лавки». Эти слова Горация относятся ко всем, кто подвизается на поприще изящных искусств: к живописцам, ваятелям, музыкантам. Вальтер Скотт. // Следует поднять вкус к мастерству. Всеволод Иванов.


63.2. Два чудовища…

На свете больше инструментов, чем мастеров, и плохих мастаков больше, чем хороших. Что ты скажешь о человеке, вздумавшем пилить рубанком и строгать пилой? Жан Лабрюйер. // Всякая работа священна и благородна, если её добросовестно, умело и мудро выполняет мастер. Столяр, сделавший хороший стол, заслуживает большего уважения, чем литератор, плохо справляющийся со своей ответственной миссией. Амин Рейхани. // Нет на земле ничего подлей, чем дрянной художник, чем негодяй, который всю жизнь плавает у берегов прекрасного, но никогда на них не высаживается и не водружает свой флаг. Гюстав Флобер. // Чтобы петь песни, надо это уметь делать. Писатель должен запретить себе писать кое-как. Константин Федин. // Написать дурную вещь – горе неподдельное для нашего брата. Борис Пастернак. // Неспособный создавать наилучшее воздержись от всяких поползновений на искусство! Иоганн Гёте. // Ничтожная живопись есть произведение ничтожества. Эжен Делакруа. // Плохое художественное произведение убьёт любую хорошую мысль, которую хотели бы им доказать и показать. Александр Эртель. // Искусству угрожают два чудовища: художник, который не является мастером, и мастер, который не является художником. Анатоль Франс. // «Зачем тщательно обрабатывать статую сзади? Ведь в нише её тыл никто не увидит». Мастер постиг законы искусства, их взаимосвязь: скрытая от глаз нерадивость скажется погрешностью очевидной. «Бог увидит». // Есть уровень профессионального мастерства, ниже которого остаёшься дилетантом в искусстве. Александр Шилов. // …Ни вновь заявил мне, что я напрасно не развиваю свои литературные дарования. Однако я высоко ценю всякое подлинное искусство, и всё среднее считаю ненужным и даже вредным. Лидия Бердяева. // Предлагаю брать присягу с каждого, кто берётся за перо. Как писалось в статутах средневековых цехов: буду честно и добросовестно заниматься своим делом, согласно уставу цеха и в целях усовершенствования ремесла. Вениамин Каверин. // Плох поэт, лишённый таланта, однако жалок и талантливый, не владеющий формой стиха. Вне сомнения, описание портрета словами есть такое же высокое искусство, как изображение его красками. Самуэль Смайлс. // Хороший материал должен обрабатываться хорошим мастером. Публилий Сир. // Блажен, кто крепко словом правит. Александр Пушкин.


63.3. Делаем то, что получается…

Возможно, вы никогда не соприкоснётесь с Мастером, но вы вполне можете потрогать руками его творения. Томас Пинчон. // Вы окажете самим себе хорошую услугу, если поймёте, что решающую роль в работе играет не всегда материал, но всегда – мастер. Из берёзовой чурки можно сделать топорище и можно художественно вырезать прекрасную фигуру человека. Максим Горький. // Предпочитаю говорить не о технике, а о владении своим ремеслом, умении сделать именно то, что хочешь сделать. Ван Гог. // Неумелый всегда производит не то, что хочет произвести. Не господин над собственным деланием. Лишь того назову умелым, кто производит предмет таким, каким он должен быть. Кто в своём субъективном делании не находит никакого сопротивления цели. Георг Гегель. // На добрый жернов что ни засыпь, всё смелется. Русская пословица. // Дайте мне официальный протокол, и я сделаю из него оперу! Жан Рамо. // Если в поэме я не могу наблюсти все оттенки, все её краски, за что же меня называть и поэтом? Гораций. // Я бы солгал, сказав, что в молодости не прошёл долгой и строгой учёбы. У меня рука достаточно сильная, чтобы справляться с нотой так, как я желаю. Достаточно уверенная, чтобы в большинстве случаев добиваться тех эффектов, которые я задумал. Джузеппе Верди. // Исполнение – колесница, везущая гения. Уильям Блейк. // Хорошо выдумано и хорошо исполнено, – выдержано до последнего слова. Николай Некрасов. // Следует признать: почти все современные художники забыли о традициях старых мастеров. Мы больше не вольны делать то, что нам хочется. Мы делаем то, что получается. Сальвадор Дали. // Если получится с бородой – значит святой Антоний, если без бороды – непорочное зачатие. Испанская пословица. // Да, у старых мастеров были не только грандиозные замыслы, они умели воплощать их. У нас же, людей новейшего времени, замыслы тоже грандиозны. Но нам редко удаётся воплотить их так свежо и сочно, как нам бы хотелось. Иоганн Гёте. // За редкими исключениями наши художники рисуют «по наитию». Безответственное отношение к рисунку стало традицией. Пол Нэш. // Когда я смотрю на Мадонну Рафаэля, всегда думаю: «Какое счастье, что я родился в ХХ веке! Прежде на меня и внимания бы не обратили». Я как художник не переоцениваю себя. Просто другие так плохи, что я оказался лучше. Сальвадор Дали. // Мастерство познаётся в сравнении с бездарностью. Японская пословица. // …не путай мастерство с мастеровитостью. Профессионализм – это стабильность результата. // Подлинный художник должен овладеть своим мастерством и для этого упорно работать, подвергая себя самокритическому суду. Лев Толстой. // В замысле сказывается талант, в исполнении – искусство. Мария Эбнер-Эшенбах.


63.4. Нужна тренировка…

Главное, что должен уметь писатель, – претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Альбер Камю. // Моя задача – заставить силой слова слышать, заставить чувствовать и прежде всего заставить видеть. Джозеф Конрад. // Если ученик не понимает, что должен сильной растушёвкой сделать свой рисунок таким рельефным, чтобы его хотелось схватить руками, значит, у него нет таланта. Если он полностью одолел перспективу и анатомию, сделайте из него хорошего художника. Леонардо да Винчи. // Но хорошо писать может не каждый; это искусство, которое даётся усердным трудом. Сомерсет Моэм. // Нынче молодые художники, расставаясь со своими учителями, едва разбираются в том и в другом. Им одинаково не хватает ума и чувства. Они пишут мечи, которые не рубят, и стрелы, которые не попадают в цель. Иной раз мне начинает казаться, что дух созидания утрачен человечеством. Иоганн Гёте. // Не умеючи и лаптя не сплетёшь. Русская пословица. // Можно вскружить голову удаче, но мастерство нахальством не возьмёшь. Виктор Савельев. // Нет ни искусства без упражнения, ни упражнения без искусства. Протагор. // Способности, как и мускулы, растут при тренировке. Владимир Обручев. // Чтобы стать кузнецом, надо ковать. Навык мастера ставит. Французская пословица. // Они не прошли серьёзного обучения, и неумелость выдаёт их на каждом шагу. Замысел неплох, но перспектива неверна, то рука коротка, то нога кривовата, и это отталкивает зрителей. Никакое внезапное вдохновение не заменит долгой работы, необходимой, чтобы сообщить глазу знание форм и пропорций, а руке умение послушно передавать весь спектр чувств. Только владея безупречной техникой, можно заставить забыть о ней. Огюст Роден. // Кроме того или иного понимания, нужна ещё тренировка. Её-то мало, очень мало. Филипп Пестрак. // Упражнение, друзья, даёт больше чем хорошее природное дарование. Эпихарм. // Залог успешности писательского труда в непрестанном совершенствовании самого умения писать, в постоянном упражнении этой способности. Николай Гоголь. // Три дня не читаешь – рот грубеет, три дня не пишешь – рука слабеет. Китайская пословица. // Каждая человеческая способность подобна мускулу: развивается от упражнения и атрофируется от бездействия. Дмитрий Писарев. // Разум пользуется своей творческой способностью лишь в том случае, если его понуждает к этому практика. Анри Пуанкаре. // Силу нужно поддерживать постоянным упражнением. Квинтилиан. // Не движение ли есть то, что называют иногда талантом, интеллектом и редко, в случае максимальных скоростей, гением? Ана Бландиана. // Может быть, мастерство – это усовершенствованное дарование. Владимир Соколов.


63.5. Стань господином языка…

Мастера делает практика. Античный афоризм. // Писать надо каждый день, подобно тому, как музыкант по нескольку часов ежедневно играет на своём инструменте. В противном случае твой талант неизбежно оскудеет, как колодец, откуда долгое время не берут воду. Если не занят темой, пиши о чём угодно. Бежит собака с высунутым языком, опиши собаку. Не длинно, но точно, достоверно, чтобы была именно эта, а не другая. Опиши дерево, море, скамейку. Найди всему единственно верное определение. Опиши звук гравия под сандалиями девочки, бегущей к морю с полотенцем на плече. Что это? Скрип, звон, шорох, нечто галечное. Иван Бунин. // Павел Чистяков дал задание Валентину Серову нарисовать смятый клочок бумаги, брошенный на пол. Не издевательство, а трудная задача. // Постоянно, не пропуская ни одного дня, рисуй что-нибудь. Нет ничего, что было бы слишком ничтожным для этой цели. Это принесёт тебе огромную пользу. Ченнино Ченнини. // Человек пишущий так же не должен оставлять пера, как живописец кисти. Пиши непременно каждый день, чтобы рука приучилась совершенно повиноваться мысли. Поставь себе за правило хоть два часа в день проводить за письменным столом, принуждая себя писать. «Да что ж делать, если не пишется?» Возьми перо и напиши: сегодня мне что-то не пишется. Наконец надоест и запишется. Николай Гоголь. // Настоящее искусство делается руками, владеющими мастерством, и рассудком художника. Если рука кистью не владеет, что бы художник ни чувствовал, он это выразить не сможет. Александр Шилов. // Механизм, то есть техническое мастерство, следует развивать от ранних лет. Чтобы художник, начав размышлять и чувствовать, передал свои мысли верно и без всякого затруднения. Чтобы карандаш бегал по воле мысли: мысль перевернётся, и карандаш должен перевернуться. Карл Брюллов. // …стань хозяином своего карандаша. Ван Гог. // При знании технических законов своего ремесла поэт становится действительно господином своего языка. «Хочу и не могу» – восклицание «мудреца» в стихотворении Фета недостойно поэта, который отвечает словами Пушкина: «О чём, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь…» Валерий Брюсов. // Мастерство – это когда «что» и «как» приходят одновременно. Всеволод Мейерхольд. // Писать прекрасно значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Жорж Бюффон. // Чувствовать, знать и уметь – полное искусство. Павел Чистяков.


63.6. Доводить до виртуозности…

Способность предполагается заранее, но она должна стать умением. Иоганн Гёте. // Для своей реализации даже самая яркая индивидуальность нуждается в тренировке и совершенствовании. Дарование, что скрипка: только виртуоз знает, на что она способна и чего стоит. Виктор Савельев. // Упражняйся неустанно. Необходимо приобрести навыки ремесла. Огюст Роден. // Хорошо говорит греческая пословица: какое кто знает искусство, в том пусть и упражняется. Цицерон. // Упражнения рождают мастерство. Тацит. // Нарабатывать мастерство легко, сохранять трудно. Мастерство должно быть глубоким. Ради представления на одну минуту нужно заниматься сто дней. Афоризмы и поговорки мастеров ушу. // Если я не занимаюсь один день, замечаю только я. Если не занимаюсь два – замечает моё окружение. Если же не подхожу к инструменту три дня – замечает публика. Сергей Рахманинов. // Ты от рисунка на один час, он от тебя на неделю. Технику надо доводить до виртуозности. Без неё ты никогда не сумеешь рассказать людям свои мечтания и переживания, увиденную тобой красоту. Павел Чистяков. // Мы являемся тем, чем мы занимаемся постоянно. Мастерство, таким образом, – это не действие, а привычка. Аристотель. // Надо неустанно изучать технику своего искусства, чтобы не думать о ней в минуты творчества. Эжен Делакруа. // Трудное надо сделать привычным, привычное – лёгким, а лёгкое – приятным. Не существует искусства, которое не требовало бы виртуозности, и нет окончательной меры для полноты её. Константин Станиславский. // Упражнение ведёт к совершенству. Вальтер Скотт. // С одной стороны существует талант, а с другой – высокая квалификация. Альберт Эйнштейн. // Если ключом часто пользоваться, то он блестит. Бенджамин Франклин. // Иван Бунин своё врождённое дарование отгранил до высокой степени. Павел Федотов натренировал руку так, что мог одной чертою изображать любого из своих приятелей. // Буря господина Айвазовского изумительно хороша, здесь он мастер – без соперников. Так полно бросить шторм на полотно!.. Фёдор Достоевский. // Овладеть мастерством в литературе не менее трудно, чем в других видах искусства. Между тем слывёт, что всякий, кто умеет читать и написать письмо, способен написать и книгу. Но если речь об истинной, то впечатление это ложное. Сомерсет Моэм. // Можно иметь на палитре все краски и писать однотонно. Иван Крамской. // Талант есть – мастерства мало, дарования более, нежели искусства. По поговорке: рассказ-то хорош, да рассказчик плох. // Карл Брюллов не раз в шутку говорил, что искусство чрезвычайно легко: «Стоит взять нужную краску и положить её в нужное место». // В этом совсем нет ничего удивительного. Старайся всегда вовремя ударять по нужной клавише. Тогда инструмент сам по себе играет. Иоганн Бах, про свою виртуозную беглость игры на многих инструментах.


63.7. Воспитай в себе ремесленника…

Хороший пианист любит своё мастерство, плохой – самоё музыку. Гилберт Честертон. // Секрет радости от работы заключён в одном слове: превосходство. Знать, как сделать вещь хорошо – значит получать от этого удовольствие. Перл Бак. // Ни искусство, ни ремесло никогда не склоняют чашу весов под себя, но в силу близкого родства тяготеют друг к другу. Искусство, опустившись, переходит в славное ремесло, а последнее, поднявшись, непременно приобщается к искусству. Иоганн Гёте. // Не сильный дарованием может быть силён мастерством. Овидий. // Надо знать ремесло, рукомесло, тогда с пути не собьёшься. Валентин Серов. // Начавши сочинять музыку, я сразу поставил цель быть в своём деле не ниже величайших музыкальных мастеров. Моцарт, Бетховен, Шуберт, Мендельсон сочиняли свои бессмертные творения совершенно так, как сапожник тачает сапоги, то есть изо дня в день и большей частью по заказу. В результате выходило нечто колоссальное. Если хочешь достичь потолка своего дарования, воспитай в себе ремесленника. Пётр Чайковский. // Неустанно совершенствуй своё искусство, остальное придёт само собой. Роберт Шуман. // Взлетает лишь тот, кто не жалеет сил на разбег. Валентин Борисов. // Мастерство приходит само, по мере опыта и с тем большею лёгкостью, чем меньше думаешь о нём. Поль Гоген. // Я всегда стараюсь на славу. Я художник и не выношу того, что сам могу сделать лучше. Бернард Шоу. // Высокий профессионализм – обращённое в профессию творчество. Лидия Гинзбург. // Если вещь умеренно хороша, значит, она не так хороша, как должна быть. Томас Пейн. // Не будь небрежен в живописи, иначе после твоей смерти живопись сама пренебрежёт тобой. Сальвадор Дали. // Сделано неплохо, но может быть сделано лучше. Владимир Ленин. // Можно писать хорошо с сознанием, что мог бы написать и лучше. Надо писать с сознанием – сделал всё, что был в силах. Александр Афиногенов. // Мастерство на всяком поприще для полного выявления требует, кроме природного таланта, ещё и особого залога, полнейшей преданности, абсолютного сосредоточения. Стефан Цвейг. // Упорную работу ничем не заменишь. Это означает ежедневные тренировки до седьмого пота. Андре Агасси. // В каждой области требуется на первых порах преодолеть скучную и неприятную часть известной муштровки, чтобы потом пожинать плоды проделанной работы. Павел Флоренский. // Художнику мало таланта, нужен каждодневный каторжный труд, нужна настоящая школа. Я достиг мастерства неимоверным напряжением всех моих сил. Илья Глазунов. // Ремесло поставил я подножием искусству. Александр Пушкин. // Чтобы правильно и хорошо сделать какое-нибудь дело, нужно уметь сделать его. Эпиктет. // Поэт, изучай своё ремесло. Технику озарениями не заменишь. Без освоения азов, базовых приёмов подлинное творчество невозможно. Илья Сельвинский. // В основе всякого искусства лежит ремесло. Лишь тот, кому не стать мастером, не хочет этого признать и ремеслу учиться. Ян Парандовский.


63.8. Наименьшими средствами…

Мастер виден по работе. Жан Лафонтен. // Один пишет страницу, и не возникает никакой зримой картины, другой четырьмя строками отражает явление. Вольдемар Пансо. // Учись говорить так, чтобы тебя слушали, писать так, чтобы тебя читали. Демьян Бедный. // Ты становишься более хорошей писательницей только с помощью реального писательского труда. Дорис Лессинг. // Больше практики, быстрота и мастерство приходят только путём бесконечных попыток. Наполеон Хилл. // Лёгкость даётся тяжёлым трудом. Иван Айвазовский. // Несмотря на рифму и размер, у Пушкина не чувствуешь стиха. Понимаешь, что иначе нельзя сказать. В слабых стихах то же самое можно перетолковать на различные лады. Мастерство писателя в том, чтобы находить единственное нужное размещение единственно нужных слов. Лев Толстой. // В искусстве существенно именно то, что иначе выразить невозможно. Жорж Брак. // Надо писать так, чтобы из сетки серых строк глядел бы живой образ. Я – за изучение именно литературной техники, то есть грамотности, умения затрачивать наименьшее количество слов для достижения наибольшего эффекта, простоты, пластичности и картинности изображаемых словами вещей, лиц, пейзажей, событий. Цель искусства слова достигнута, когда написанное делается почти физически ощутимым для читателя. Максим Горький. // Высшая степень мастерства писателя в том, чтобы выразить мысль в образе. Оноре Бальзак. // Самое главное в Пушкине, что он всего достигает малыми средствами. Это и есть вершина мастерства. Всеволод Мейерхольд. // Работай над техникой! Ты должен уметь лучше и точней выражать то, что чувствуешь. И чем менее многословна твоя манера выражения, тем лучше. Ван Гог. // Прежде я бы три страницы измазал чернилами и нужного впечатления не получил бы! Алексей Н.Толстой. // Каждую вещь надо стараться создавать наименьшими средствами. Об этом хорошо график Фаворский сказал. За долгую жизнь он имел возможность расширить круг своих средств, инструментов: цвет ли ввести, другую ли манеру резки. Нет, он сузил себя предельно! И был вынужден искать за счёт художественной догадки и образов то, чего ему не хватает в средствах. Александр Солженицын.


63.9. Самые неотразимые люди…

Писательское мастерство образуется не одним природным дарованием, его следует развить, совершенствовать. Много читать, пополнять свои знания, вдумываться в манеру и характер творчества высочайших мастеров слова. На первое время усвоить от них некоторые бесспорные навыки и приёмы. Дмитрий Фурманов. // Заблуждение, что моё искусство далось мне легко. Никто не затратил так много труда на изучение законов композиции, как я. Нет знаменитого композитора, чьи сочинения не изучил бы многократно и прилежно. Вольфганг Моцарт. // Многие тайны мастерства открываются тому, кто умеет всматриваться в произведения больших мастеров профессиональным писательским взглядом. Клавдия Рождественская. // Если намерен овладеть мастерством, ты должен совершенствоваться сам. Смелей за дело! Не говори, что твои вещи не хуже, чем у других. Делай всё во стократ лучше, и отпадёт охота сравнивать их с посредственной работой другого. Будь на три головы выше соперников, чтобы даже враг не мог поставить тебе заниженную оценку. Джек Лондон. // Всё, что вы можете, я делаю намного лучше. Мастера – самые неотразимые люди. Больше никто не писал, лучше – никто не умел. Анджело Полициано. // Я позировал Пикассо в номере варшавской гостиницы. Когда он кончил рисовать, я удивился краткости сеанса. Пикассо рассмеялся: «Но я же знаю тебя сорок лет!..» Илья Эренбург. // Сложность не в том, чтобы создать произведение искусства; но в умении сделать это. Константин Бранкузи. // Когда слушаешь его трио или виолончельную сонату, или другое лучшее, думаешь: вот кто рождён писать. Бросить всё, и писать! Когда слушаешь, как Сергей Рахманинов проводит «Жизнь за царя» или «Пиковую даму», думаешь: вот кто рождён дирижировать. Бросить всё, и дирижировать! И в увлечении тем, как Рахманинов исполняет концерт Чайковского или собственные вещи, думаешь: вот кто рождён играть на фортепиано. Бросить всё, и играть! И он играл! Из мемуаров. // Так вновь сдавалось вдохновенье на милость разума его. Он думал: это охлажденье. А это было мастерство. Владимир Соколов. // Мастерство художника заключается в том, что он может изобразить значительной любую вещь. Бертольт Брехт. // Даже самый дурацкий замысел можно выполнить мастерски. Лешек Кумор.


63.10. Высшая похвала для художника…

Замечаешь намеренность, и настроение портится. Иоганн Гёте. // …местами слишком заметны ваши старания. Чарльз Диккенс. // Когда на произведении искусства заметны следы напильника, это значит, оно недостаточно отшлифовано. Жозеф Жубер. // Подлинным является только то искусство, которое себя не обнаруживает. Анатоль Франс. // …так мастерски, что не видать мастерства. Лев Толстой – о картине Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван». // Высочайшее искусство состоит в том, чтобы скрывать его. Дени Дидро. // Что такое хорошая инструментовка? Когда вы не замечаете, что это инструментовка. Игорь Стравинский. // Главное в ораторском искусстве состоит в том, чтобы не дать приметить искусства. Квинтилиан. // …талант жизнетворения. Если замечаешь, что текст «сделан», перед тобой плохая литература. Настоящий художник тот, у которого мы не замечаем его усилий творчества. Непосвящённым казалось, что Моцарт, играючи, мимоходом создаёт такие шедевры как «Дон Жуан». Отсюда зародилась легенда о самоуверенном и праздном гуляке, творящем по божиему наитию, как птица певчая. Настоящее искусство скрывает мастерство. Настоящая поэзия скрывает стихотворчество. Настоящая живопись скрывает кисть. Настоящая жизнь скрывает бытие. // Плодом многих лет упорного труда может быть мастерство, достигаемое как бы без усилий. Создаётся впечатление, что всё, сделанное умело, далось легко. Не потому ли набивший руку художник отступает в тень? Самуэль Джонсон. // Для меня «Тихий Дон» Михаила Шолохова один из величайших шедевров не только русской, но и мировой литературы. Достигнута та грань, где искусство настолько прочно переплелось с действительностью, что уже перестаёшь ощущать искусство. Кажется, что перед тобой мощно развёртывается сама стихия жизни. Ионас Авижюс. // Высшая степень мастерства есть та, при которой не видно усилия, забывается о художнике. Лев Толстой. // Постараемся овладеть тайнами техники до такой степени, чтобы люди были обмануты ею и клялись всем святым, что у нас нет никакой техники. Ван Гог. // Высшая похвала для художника – когда мы забываем его за его произведениями. Фридрих Шиллер. // Только владея в совершенстве техникой, можно заставить зрителя забыть о ней. Огюст Роден. // Писать надо так, чтобы написанный текст читался полным голосом так же плавно и легко, как тянется нитка при перемотке её с одной катушки на другую. Александр Неверов. // …у Ивана Гончарова не чувствуется и признаков труда, работы. Читая его, думаешь, что не читаешь, а слушаешь мастерской изустный рассказ. Роман создаёт впечатление, что это не печатная книга, а живая импровизация. Виссарион Белинский.


63.11. Убрать капельки пота…

Великое мастерство кажется безыскусным. Тот, кто щеголяет своим искусством, выказывает своё неумение. Хун Цзычен. // Горе тому художнику, который стремится показать свой талант, а не свою картину! Право, было бы смешно, если бы самым главным у художника была его рука, которая является лишь «скромной служанкой мысли». Ромен Роллан. // Нет худшего симптома в работах начинающих художников, как излишек виртуозности, старанье щегольнуть способом выражения. Иван Шадр. // Так много искусства, что это уже не искусство. Александр Солженицын. // Писательский талант состоит не в умении сочинять замысловатые, неожиданные эпитеты и метафоры. Я сам этим переболел. Высокое мастерство состоит в том, чтобы сделать твой способ писать как можно менее заметным. Когда Толстой пишет: «во время пирожного доложили, что лошади поданы», – он стремится, чтобы строение фразы было нечувствительно для читателя. Исаак Бабель. // Великое мастерство похоже на неискусность. Чжуан-Цзы. // Сказать о картине, что над ней как следует потрудились, значит заявить, что она незакончена. Картина окончена, когда все следы усилий добиться результата не видны. Прилежание в искусстве есть необходимость, но не добродетель. Заметные следы его в произведении есть недостаток, а не достоинство. Признак недостаточной работы, так как только работа может уничтожить следы работы. Джеймс Уистлер. // Мастерство проглядывает там, где гениальность не очень плотна. Людвиг Витгенштейн. // Если актёр «потеет» на сцене, это плохой актёр. Константин Станиславский. // Художник не забудет убрать капельки пота, которого стоил ему его труд. Если старание видимо, значит его слишком мало. Мария Эбнер-Эшенбах. // Искусный мастер не оставляет следов. Чаньское изречение. // Ни в одном произведении не должно быть видно и следа тех усилий, которых они стоили писателю. Георг Лихтенберг. // Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно. Подлинное искусство, как бы упраздняя собой себя, сливается с реальностью. Овидий. // Я всегда мечтал, чтобы мои работы были по-весеннему легки и радостны, чтобы никто не догадался, какого труда они мне стоили. Анри Матисс. // Не важно, как достигается впечатление лёгкости. Хороший стиль не должен хранить следа усилий. Написанное должно казаться счастливой случайностью. Рассказы Чехова читаешь, не обращая внимания на то, как они сделаны. Виртуозность мастера не бросается в глаза, и может показаться, что их написал бы всякий. Вот только никто так не пишет и это факт. Сомерсет Моэм. // Искусство – это умение скрыть искусство. Античный афоризм. // Такова странность души человеческой: чтобы произведения искусства доставляли полное наслаждение, они должны казаться созданными легко, без труда. Анри Стендаль. // Пусть работа наша будет такой учёной, чтобы она казалась наивной и не отдавала нарочитой искусностью. Ван Гог.


63.12. Мы все ученики…

Открою вам тайну из тайн: самый знаменитый на земле художник (речь обо мне) до сих пор не знает, как писать. Никто и представить себе не может, как страшно мне браться за кисть. Сальвадор Дали. // Сколько раз и у себя замечаю подобные ляпсусы. У-у, как внимательно надо работать! Вы считаете меня мэтром, а мы все только ученики. Когда я сажусь за письменный стол, у меня такое ощущение, словно я никогда ничего не писал. А ведь я уже выпустил несколько книг, кое-какая техника у меня наработана. Нет, белый лист меня пугает! Как я буду писать, думаю я. Ведь я же не умею!..  Алексей Н.Толстой. // Я – школяр в этом лучшем из лучших миров. Труд мой тяжек: учитель уж больно суров! До седин я у жизни хожу в подмастерьях, всё ещё не зачислен в разряд мастеров. Омар Хайям. // В тайном зеркале подлинного мастера, даже в момент наивысшей славы и совершеннейшего достижения, всегда мелькает образ новичка, который только что пришёл в класс и жаждет знаний. Джордж Леонард. // Искусство творчества постигается так медленно, что гениальный человек нескоро узнает, как много тайн этого искусства скрыто в навыке, и что совершенство даётся только опытностью. Исаак Дизраэли. // Мастерство – это путь длиною в сто ри, где первая половина составляет девяносто девять ри, а вторая – только один ри. Акутагава Рюноскэ. // Дело писателя – учиться писать. Жюль Ренар. // Мастер только тогда мастер, когда он продолжает учиться до смертного одра. Константин Федин. // Если у тебя есть мастерство на сто тысяч франков, неплохо приобрести его ещё на два су. Жан Энгр. // Если бы Чабуа Амирэджиби умел немного лучше, короче и тщательнее писать, роман «Дата Туташхиа» занял бы место в мировой классике. Замах, контур, идея – величественны, есть всё для гениальности, кроме достатка профессионального мастерства. Михаил Веллер. // Если хотя бы мысленно сравнить то, что мы создаём, с творениями великих мастеров, то написанное нами, всё без исключения, не жаль бросить в огонь. Искусство страшно, искусство – бездонно! Акутагава Рюноскэ. // Есть одно незыблемое правило, которое не должно меняться с годами. В своём деле необходимо стремиться к высокому уровню настоящего профессионализма. Олег Куваев. // Необходимо помнить, что любое искусство, поскольку речь идёт о его осуществлении, это нечто великое и очень трудное, и всю жизнь надо положить на то, чтобы дойти в нём до подлинного мастерства. Иоганн Гете. // Я очень ценю высокий профессионализм; везде, где он есть. Илья Глазунов. // Мастерство и уверенность в себе – непобедимая сила. Джордж Герберт. // Я глубоко убеждён, что только высокое мастерство может служить оправданием для тех мужчин и женщин, которые посвятили себя искусству. Бернард Шоу. ///


Рецензии
Писать прекрасно значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом. Жорж Бюффон. // Чувствовать, знать и уметь – полное искусство. Павел Чистяков.-
Ну, вот под этими двумя выражениями подписываюсь полностью. Остальное тоже очень важно - знать, что никто из великих без труда не взобрался на Олимп - на одном только таланте.
Спасибо, Анатолий.

Асна Сатанаева   28.03.2013 18:18     Заявить о нарушении
Создавать нетленные произведения искусства могут лишь талантливые трудоголики, да и то далеко не всякие. Дело непостижимой сложности.

Анатолий Шуклецов   28.03.2013 23:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.