ОМКФ 2012 - день девятый

Босиком в кино, или Фестивалим, год 2012

День девятый. Суббота, двадцать первое.

Бейте бутылки с виски, оно от этого только дорожает, или до IV ОМКФ осталось 363 дня.
На фильм-закрытие мчалась по знакомой до боли по прошлогоднему кинофесту маршруту: за Привозом, лавируя с риском для жизни между тунеядцами-алкоголиками, арбузами, картошкой, трамваями, машинами, лужами, раками. Успела! Оказалось, не я опаздывала – часы спешили!
Кен Лоуч был знаком мне исключительно на слух: едет-едет-едет! Не приехал, кажется, но его актеры привезли два фильма: «В поисках Эрика», за которым кинолюбители смотреть кино на шару и в центре Одессы пошли на Ланжероновский спуск, и «Долю ангелов», которую сначала показали журналистам на пресс-показе, а потом  уже VIP-клиентуре в Оперном. Почему-то на кинофестивале существует традиция: на закрытии гонять журналистов в хвост и в гриву. Сначала в театр, потом на Красную дорожку, на брифинг-объявление финалистов, потом обратно впускают всех, но не прессу. И все снова себя правильно чувствуют. Наверное, поэтому на заключительных показах в Родине было не протолкнуться между людей с синими бейджами, которые явно не мчали с клатчами наперевес закрывать фестиваль.
К фильму. Я давно так не торопила конец фильма. Не потому, что скучно или плохо, просто было жалко главных героев: зная нынешние киношные выкрутасы, честно переживала, что все может плохо закончиться как раз в тот момент, когда все так чудесно наладилось. Все, слава богу и режиссеру, закончилось хорошо.
Четыре персонажа, приговоренных к исправительным работам, решают найти денег на новую жизнь. Самый молодой и красивый из них обнаруживает в себе талант дегустатора виски. А самая шустрая клептоманка – наводку на бочку самого дорогого в мире виски. Ушлые шотландцы, которые снова весь фильм плюются словом «фукинг» вместо «факинг», цепляют килты (по традиции – без белья!), оперативно сцеживают свою «долю ангелов»* в 4 бутылки и аккуратно спускают их с гор в Глазго. По дороге две бутылки они красиво бьют (зал ахнул в едином порыве), поэтому оставшиеся две по их разумению, уже сильно взлетают в цене.
У всех все хорошо, ура, хэппи-энд!
На «Любовь» Ханеке пошла из спортивного интереса, и узнать, из-за чего, собственно, кому-то после захотелось пойти и повеситься. Фильм задевает за живое. Особенно тех, кто знает, каково это – следить за безнадежным угасанием любимого человека.
Современное кино очень любит показывать проблемы переходного возраста с подтекстом: если вы выберетесь из них живыми, жизнь наладится. С проблемами старости все обстоит гораздо сложнее: живыми вам из них не выбраться. Свет в конце тоннеля – однозначно свечи на поминках.
Публика смотрела кино в гробовой тишине, изредка прерываемой звонками мобильных. Кто-то, как годовалый ребенок в заднем ряду и моя мама, проплакал весь фильм, кто-то плакал после. Тем не менее, смотришь и понимаешь: если любовь живет так долго и глубоко, то и самому жить до артрита и старости не страшно.
Ланжероновский спуск – место уже культовых опен-эйров ОМКФ. Я, прожив 12 лет в Одессе, отфестивалив довольно плотно уже второй фестиваль, шла туда, что называется, «напомацки»: я больше догадывалась, чем знала, где это. Позор! Оказалось, совсем вверху лучше, чем совсем внизу. Вверху прохладно, внизу очень душно из-за того, что расположенный у подножья лестницы экран мешает циркуляции воздуха. Оказалось, что кино Кена Лоуча подряд смотреть можно из чистого фанатизма и спортивного интереса. Десять минут «В поисках Эрика», и на Ланжероновском спуске я отметилась – фестиваля я закрыла. Пусть даже не соблюдая дресс-код “After Five”.
Награждение и объявление результатов я бездарно пропустила. Я давно так зверски не хотела спать.
Результаты меня, в общем, не удивили, но чем-то расстроили.
Испанцы с «Последней искрой жизни», за которых я болела, не получили ровным счетом ничего. Но, по видимому, это я одна к испанскому кинематографу отношусь с такой нежностью.
Гран-при фестиваля получил британский фильм «Сломленные» Руфуса Норриса. Зрители оценили его выше остальных, и абсолютно справедливо. Кино с таким сложносочиненным и сложноподчиненным сюжетом и о наболевшем – это наше кино.
Приз за лучшую режиссуру увезли во Францию: Бенуа Делепин и Гюстав де Керверн, за фильм "Революция".
Награда за лучшую актерскую работу вручена ирландскому ансамблю фильма «Кукольный дом». Что в очередной раз доказывает: непрофессиональные актеры, как и говорил Иоселиани, могут быть намного лучше профессиональных и дрессированных.
Международное жюри приз за лучший фильм отдало Сергею Лознице, который жаловался, что его работу «В тумане» было очень тяжело показывать одесскому зрителю. Что неудивительно: есть кино для зрителей, есть кино для кинокритиков и кинозубров.
Международное жюри особо упомянуло два фильма: украинский «Звичайна справа» Валентина Васяновича «за шаг к возрождению украинского кино» и румынский «Все в нашей семье» режиссера Раду Юде «за свободу стиля и силу истории о повседневной жизни современной Румынии».
Итак, с результатом в 17 просмотренных фильмов (да, десять минут «В поисках Эрика» тоже считаются!) и 9 статей фестивального дневника я удачно завершила третий Одесский международный кинофестиваль.
Аллилуйя!

*«Долей ангелов» на винокурнях называют процент спирта, который ежегодно улетучивается из бочки, испаряясь, это примерно 2%. Герои, конечно, долю ангелов несколько превысили


Рецензии