Джокер против Бэтмана

Настал момент, когда эволюция техники и программ превратила мои старые устройства и программы в устаревший хлам и мне волей неволей пришлось посмотреть вокруг, что навыпускали фирмы производители за это время и серьёзно задуматься над обновлением всего ряда своих электронных помощников.

Вы будете смеяться, но функционал старого решения оказался лучше, чем все предлагаемые мне новинки, обладающие приставками «Смарт», «Плюс», «3Д», «Интернет». Оказалось, что огромные корпорации ползут в направлении цифровой конвергенции в замедляющемся темпе, теряют ориентиры (что важно, а что неважно), пичкают свои устройства обилием разнородных функций, которые грешат ошибками в исполнении, запутанностью, ненужностью, несовместимостью… А такие простые и привычные функции, как телевизор и видиомагнитофон на старых лентах, работающие в паре и позволяющие записывать телепрограммы по расписанию в автономном режиме – оказываются недореализованными, полузабытыми, задвинутыми на задворки приоритетов, обзоналиными и обрегионалинными в угоду копирайтам кинопрокатчиков и зашифрованными от перекопированния с диска на компьютер. Найти в торговой сети DVD-рекордер на дисках оказалось невозможно с ходу, все делают умные лица, строят глазки и перенаправляют меня по кругу, отфутболивая как нежелательный элемент, непонимающий, что видиомагнитофон – это старо, как мир, – сейчас все бегают за технологиями «3Д» и «Смарт»! А ты тут пытаешься найти старые функции в новых устройствах. Отзынь и умри.

Один из спецов в торговом зале доверительно сообщает мне, что у него дома такие функции работают через ТВ-тюнер и компьютер, что мне нужен апгрейт. А на мой невинный вопрос: «Кто мне включит компьютер, ночью, когда я сплю? И зачем мне гудение в ночи винтиляторов и светящийся экран?» он замирает, а потом твердит, что если я хочу найти законченное устройство с такой функцией, то мне надо посмотреть телевизоры нового поколения из верхней ценовой группы. Он подводит меня к полкам и стойкам с сумасшедшими ценниками и начинает пиарить огромного размера ЖК-экраны именитых фирм. Я слушаю его открыв рот. Как зомби послушно киваю головой и могу вставить только восклицания: «Ну надо же!», «Подумать только!», «Неужели и такое возможно?!» … И только на выходе из магазина понимаю, что меня разводят на крутые бабки: куда я вставлю DVD-болванку? Есть гнездо для флешки? А писать на неё он может? Нет? Только воспроизводить? А на хрен он тогда нужен за такие деньги? Ах, такая функция будет в будущем! Ах, что вы говорите? Они теперь тоже будут апгрейтиться! … Ну, надо же… Только надо снова подождать… Год, два, три… Пока выйдут новые релизы, пока напишут новые коды, пока прожгут новые болванки и склепают новые железки… Да, да, да… Всё это я уже слышал… И не однократно. Прямо дежавю. Такими посылами кормят все гиганты от Майкрософт до Интел, от Самсунг до Сони. И столько лет уже кормят, а выпускаемая ими продукция ни как не обретёт многократно обещанную завершённость и отлаженность. И я снова понимаю, что никого давно уже не интересует результат (конечный продукт), а только сам процесс (бесконечность продаж).

Извините ребята. Вы надоели всем! Я получаю от Майл.ру письма, что очень долго не захожу в почту с WEB-страничек. А чего я там не видел? Все эти запутанные перегруженные сервисы, Миры, рекламные банеры? Если мне надо будет пестроты и бестолковщины, то я могу просто включить телевизор на рекламном ролике. Там этого всего в избытке.

А сколько новых крутых слов навыдумывали (а сколько их умерло! успев прокомпостировать мозги миллионам покупателей). И довели ситуацию до абсурда, когда уже ни кто ни в чём не уверен, ни кто ничего не понимает, но все делают вид, что это их устраивает, что корпорации идут широким шагом по пути технического прогресса, что мы трюх-трюх за ними сбоку преданно заглядывая им в глаза и прячась за их широкие спины с привычными лейблами.

Позвольте я напомню слова гения, который нас покинул не так давно. Я рекомендую всем хорошенько задуматься над его словами. Я-то для вас не авторитет. Но человека с мировым именем и писавшего такие умные книги невозможно заподозрить в предвзятости, вредительстве, очернительстве и неконструктивности. Вот его слова:

«

В науке, в промышленности, в коммерческом мире - повсюду бытует устойчивое мнение, что информатика как наука почти закончена и что, следовательно, компьютерная обработка превратились из теоретической проблемы для ученых в предмет практического приложения сил инженеров, менеджеров и предпринимателей.
Другими словами, использовать науку для получения очевидных преимуществ могут многие, однако при этом все чувствуют себя не слишком комфортно, поскольку не понимают, в чем суть исследований, цели которых зыбки, а полученный в результате выигрыш весьма неопределенный. Устойчивое мнение оказывается верным, только если сопоставить цели компьютерной науки с тем, что было реально достигнуто, и забыть о тех целях, которых добиться не удалось, какими бы важными эти цели ни были.
 
Приходится признать, что главная задача компьютерной науки - "не запутать все до неузнаваемости" - так и не была достигнута. Увы, большинство наших систем слишком сложны, чтобы не тревожиться об их состоянии, они слишком хаотичны и запутаны, чтобы с ними можно было чувствовать себя уверенно и спокойно. Обслуживание рядового заказчика в компьютерной отрасли находится на таком низком уровне, что пользователь постоянно ждет, что его система вот-вот рухнет. Мы являемся свидетелями массового, повсеместного распространения полного ошибок программного обеспечения, из-за чего нам должно быть очень стыдно.
 
Для тех, кто мыслит себя учеными, очень заманчиво свалить все на необразованность среднего инженера, недальновидность менеджера и злой умысел предпринимателя. Но мы так поступать не будем. И хотя мы знаем, что корень всех бед - это сложность, которая выходит из-под контроля, мы не знаем, ни какой степени простоты мы можем добиться, ни того, какой уровень сложности всей архитектуры должен проявляться в интерфейсах.
 
Мы просто не знаем, до какой степени можно все упростить. Мы не знаем, можно ли отличить сложность, действительно присущую системе, от нагромождений, возникших совершенно случайно. Мы не знаем, возможны ли какие-то компромиссы. Мы не знаем, можно ли создать содержательную концепцию сложности, в рамках которой можно делать какие-то полезные предположения и доказывать их как теоремы. Говоря начистоту, мы просто так и не знаем, что следует обсуждать. Впрочем, это не должно никого беспокоить, поскольку все это не более чем иллюстрация к тому, что я назвал "зыбкими целями и неопределенным выигрышем". И это был всего лишь один пример. Мораль в том, что доведение информатики как науки до логического завершения главным образом зависит от нашего мужества и нашего воображения.

Эдсгер Дейкстра
28.12.2001

»

Пока всё сказанное относилось только к программированию – это было уделом маленького клана профессионалов. Но по мере того, как щупальца цифровой конвергенции проникают во все поры нашей жизни, они становятся актуальными для любой сферы человеческой жизни. Раньше я ругался на Ворд, что он напоминает сельпо, а число функций, которыми пользуется человек в нём составляет от силы 25%. Теперь я вынужден говорить тоже самое о бытовой электронике. А завтра? О фонарном столбе? О двери в магазин? О лестнице в подъезде жилого дома? О кассе в супермаркете?

Информация обладает вязкостью, как никакая субстанция в мире. Почему? Потому что она наиболее многомерна. Число возможных состояний всех информационных систем так огромно, что оно не сравнимо ни с плоскостью дорог, забитых пробками из автомобилей, ни с мировым океаном, который бороздят морские суда, ни с воздушным пространством, где в голубом небе летают самолёты, ни даже с космосом, в котором мы ещё ни кто. Информационное пространство перекрывает все многомерности мыслимые и немыслимые. И когда информация вырывается из под контроля – она топит в себе все устремления, и делает это вернее, чем любые глобальные наводнения, цунами, изменения климата и техногенные катастрофы.


P.S.

Один мой знакомый из прошлой жизни регулярно уничтожал содержимое своего винчестера (жёсткого диска), так как файлы и папки множились неконтролируемо и их назначения постепенно переставали умещаться в его голове.


P.P.S.

По сути своей эта проблема и есть борьба Хаоса с Порядком, война Джокера и Бэтмана. И не факт, что Бэтман победит…

7:02:24 22.07.2012          6349380


Рецензии