Записки детский психолог в Череповце -5

Встать на место другого

Недавно меня попросили прокомментировать одну ситуацию, случившуюся возле примерочной в отделе одежды. Покупательница, расчитывая войти в примерочную, обнаружила там девочку лет трех, которая играла перед зеркалом. Родители были где-то в стороне. Покупательница позвала продавца с тем, чтобы разрешить эту ситуацию. Продавец привела родителей, после чего они по-очереди в течение нескольких минут уговаривали девочку выйти из примерочной. Но девочка выходить не хотела. Разгневанная покупательница так и ушла без покупки.

Услышав эту историю, я спросила, действия каких из пяти участников конфликта нужно прокомментировать с точки зрения психолога, если это наблюдал шестой человек? При этом от меня ожидался оценочный ответ на тему: "Какие плохие родители: воспитывают дочь-эгоистку, и не могут с ней справиться... Поэтому первым делом я поинтересовалась, а чья это была проблема? Явно ни девочки, ни ее родителей.

Ведь что происходит, если поставить себя на место покупательницы? Мне понравилась вещь, я хочу ее примерить и иду в в единственно открытую примерочную, но вдруг обнаруживают там ребенка, который занимает пространство не по назначению. Натыкаясь на препятствие, я начинаю испытывать злость, досаду и беспомощность, поскольку не знаю, что со всем этим делать. А еще и страх, который мешает мне вступить в контакт с этой девочкой, присоединиться к ее игре и не попросить разрешения занять примерочную.Я поступаю привычным и проверенным способом: перекидываю ответственность за происходящее, позвав продавца.  Затем я обвиняю продавца в том, что она не выполняет свои должностные обязанности, а родителей в том, что они плохо воспитывают свою дочь. Дальше я ухожу, хлопая дверью, ругая всех вокруг, оставаясь невинно обиженной этими плохими людьми.

В нашем обществе принято относится к ребенку, не как к равному себе и имеющему те же самые права, а с позиции сверху: "Я лучше знаю, что тебе мтожно делать, а что нельзя". Здесь нет уважения к девочке, к ее потребностям, к ее мнениию. Она имеет такое же право находится в примерочной, как и остальные покупатели. И что мешает спросить у нее, сколько ей времени нужно, чтобы освободить комнату?

А что, если представить себя на месте этой девочки? Я играю, вдруг ко мне врывается какая-то злая тетя, жалуется на меня продавцу, говорит что-то плохое о моих родителях, а потом все эти недовольные взрослые заставляют меня перестать играть и выйти отсюда? Что я должна чувствовать и думать о взрослых в этот момент?

Ю.В.


Рецензии