Следствие ведут начальники

         
Артём встал с постели, оделся, почистил зубы, умылся, позавтракал и уже положил около выхода свой чёрный портфель... и тут возникла одна проблема: он забыл, как правильно завязывать шнурки. Вот только вчера или даже позже он помнил, как это делается, что это очень просто и вдруг... забыл. Он кряхтел, вздыхал и так и сяк продевал один шнурок в другой или просто накладывал, но, увы, ничего толкового из этого не вышло. Вот уже пять минут он не мог ничего сделать, поэтому Артём сам себя стал ругать:
         - И как не стыдно! Учусь во втором классе, мама у меня учи-тель-ни-ца, - произнёс он по слогам, - а я забыл, забыл...
         - Что, Артём, что-то случилось? – спросила проходящая мимо его мама.
         - Забыл ведь, забыл, - продолжал ругать себя Артём, не услышав вопроса мамы, - можно забыть буквы, цифры, но не как завязывать шнурки! Такого быть не может!
          Мама громко и искренно засмеялась.
          - Чего ты так пугаешь? – спросил Артём, удивлённо подняв глаза вверх и посмотрев на маму.
          - Да больно ты рассуждаешь, Артём! Ладно, давай я тебе помогу!
          Он не успел ничего ответить, а мама аккуратно и ловко развязала «морской узёл» на кроссовках Артёма, который он только что наделал и завязала ему шнурки симпатичным бантиком.
           - Вот и всё! – улыбнулась она, - иди! Я попозже приду, если что.
           Артём вышел из дома, внимательно оглянулся по сторонам и даже не улыбнулся, не смотря на приветливое солнышко, которое ярко светило на небе и улыбалось всем прохожим. День был действительно потрясающим – было жарко, как летом, но всё же иногда дул такой приятный ветерок, который пронизывал насквозь и заставлял бежать мурашки по телу. Небо было голубое-голубое, по-настоящему летнее и необыкновенное, хотя уже давно была осень и это было видно лишь только по чуть пожелтевшим листьям берёзы, которые и были на ветках, но всё же большей частью прибились к тротуару.
           Артём важно расшагивал по дороге, глядя только вперёд, как бы ни замечая всю эту замечательную осеннюю красоту. Всем прохожим он говорил не «Здрасти», как привыкли обычно говорить мальчишки такого возраста, немного стесняясь, а «Здравствуйте», как и положено, строго и с расстановкой и это вызывало улыбку на лицах встречных ему людей. Они говорили «Здравствуйте» ему в ответ, но отойдя немного, ещё долго смотреть Артёму вслед.
           Увы, так бывает всегда. Чем больше малыш делает себя важным, серьёзным, ответственным, тем больше это вызывает улыбку на лицах прохожих. Но Артёму было не смешно.
           Итак, он весьма успешно добрался до школы и зашёл в свой класс. Всё было, как всегда: парты, стулья, много цветов на подоконниках, подставки для книг на некоторых партах, в том числе на парте Артёма и даже тот самый самолётик на полу возле шкафов, который вчера запускал Женя, а делал Денис. И на учительском столе всё было как всегда. И мамины очки на краешке стола... Он подошёл к своей парте, разложив книги, повесил свой чёрный портфель на крючок и со спокойной душой пошёл гулять.
          Позже в класс пришли друзья Артёма – Женя и Вадим, потом по очереди пришли девчонки Дина и Карина, Саша и Таня и четвероклассницы Лера, Марина и Алина. Перед самым звонком в класс пришёл четвероклассник Денис.
          Когда прозвенел звонок, все дети уселись по местам. Мальчишки Женя и Денис толкались на задней парте и посмеивались, а девчонки шумно болтали. Они обсуждали WinX и их новые превращения, их красивые крылья и платья, а Дина на перебой хвалилась своей новой куклой, которой ей пока не купили, но обязательно купят в этом месяце или ко дню рождения. Лишь только Артём и Вадим сидели тихо, редко друг на друга переглядываясь. Вадим был бы рад потолкаться, но Артём оставался невозмутимым и неумолимо молчал.
          Когда в класс вошла Татьяна Владимировна, Артём сразу подумал, что она в первую очередь – Татьяна Владимировна и только потом его любимая мама.
          «Это дома она мама, а здесь...» - думал Артём, боясь нечаянно к ней обратиться, как к маме.
          - Итак, начнём урок... начнём, - Татьяна Владимировна растерянно начала искать что-то на своём столе, но не нашла этого. Она спросила:
          - Ребята, вы негде не видели мои очки?
         - Не-е-е-ет! – дружно ответили дети.
         - А никто их не брал?
         - Не-е-е-ет! – снова ответили они.
         - Что же это такое? – она опустила глаза вниз и искала пропавшее, - где же я их могла оставить... вы не знаете?
         - Не-е-е-ет!
         - Ладно, тогда подождите, пока я схожу в учительскую, может я их оставила там, - и уже подошла к двери, но тут повернулась и сказала, - сейчас я дам вам задание.
         Подойдя к столу и прищурив глаза, Татьяна Владимировна открыла учебник, посмотрела в него и сказала:
          - Ага! Та-а-ак! Второй класс: читайте следующий текст, четвёртый класс... ох, не разгляжу никак... вы читайте стихотворение. Всё... я пошла.
          И она вышла из класса. Первые три минуты дети молчали: кто-то читал, кто и не читал, а просто сидел. Но тут почувствовалась свобода, и ребята снова начали шуметь и толкаться.
          Татьяна Владимировна пришла в самом конце урока и сообщила, что её очков нигде нет. Но дети не огорчались по этому поводу, а даже радовались.
          Хотя радовались зря...
          Татьяна Владимировна где-то нашла очки, только другие и всё-таки провела все остальные уроки.
          Сегодня Артём был задумчив. А после уроков и вовсе решил – во что бы ему ни стало найти мамины очки. Но он понимал, что одному найти очки сложно, поэтому он решил собрать друзей в парке. Парк был излюбленным местом малышей. Очень часто они здесь играли в прятки, догонялки и в казаки-разбойники. А ещё здесь стояла скамеечка, на которой можно было присесть и отдохнуть...
          После школы он позвал своих друзей Женю и Вадима в парк и предложил им найти очки.
          - Артём, зачём? – спросил Женя, сидя на скамейке и болтая ногами.
         - Ну, как вы не понимаете, - объяснял им Артём, спрыгнув со скамьи и стукая себе по голове, - мы обязательно найдём эти очки! Мы будем искать улики! Мы будем сыщиками!
         - Не знаю! – пожал плечами Вадим, - взрослые люди не всегда справляются с такими делами, а мы?
          - А если мы справимся, мы будем лучше взрослых! – ответил Артём.
          - Всё равно не знаю... – сказал Вадим.
         - Эх ты! – сказал Женя и встал рядом с Артёмом, - а я согласен!
          И дал «пять» Артёму.
          - Вадим, без тебя никак! – обратился Артём к Вадиму.
        Вадим вздохнул, шаркнув ногой по земле, и посмотрел сначала на Артёма, потом на Женю.
         - Ладно, ладно!
         Мальчишки решили попозже придумать план действий. «Лучше завтра, в школе, чтобы никто не заподозрил!» - подумал Артём. К тому же Вадиму уже было пора домой.
         На следующий день, придя в школу и собравшись вместе, они решили искать улики.
         В первую очередь Артём и его друзья решили осмотреть учительский стол. На столе слева лежали две стопки различных книг и учебников, всевозможные ручки, линейки, карандаши, с правой стороны – две тетради – исписанная и чистая, красно-синяя стирка и розовая, почти малиновая точилка, а также календарик с изображением зайчика. Ничего другого не было, тем более очков.
          - Та-а-а-ак, - заключил Артём, - улик мы не нашли.
         - Я же говорил... – возмутился Вадим
         - Будет немного труднее, - заключил Женя, не обращая внимания Вадима, - значит, нужны свидетели!
         - Девчонок можно и не спрашивать, они поздно пришли вчера, - сказал Артём, - а я раньше пришёл и видел очки на столе! Они лежали, вот здесь, - показывал он, - на краешке!
         - Так может они просто упали? – предположил Вадим.
         - Никто не исключает, - подтвердил Женя.
        - Ладно, давайте поищем, - согласился Артём.
         Мальчишки начали искать очки на полу, под столом, под партами, под шкафами, под тумбочкой, где стояла фиалка, и лежали мел и модель самолётика. Но всё было безуспешно – очков нигде не было.
         Следующим этапом был опрос свидетелей. Друзья сразу решили опросить соседей – учеников первых и третьих классов.
         Весь день сыщикам было не до учёбы. Выяснился интересный факт. Глеб из первого класса рассказал им, что видел, как в класс, в этот день, когда пропали очки, заходили одни только пятиклассники: Диана, но она только заглянула и даже не заходила, Лариса, она заходила совсем ненадолго. А Максим из третьего утверждал, что был ещё и Андрей из пятого класса. Максим видел, как он заходил, но он не знал, когда тот вышел.
        - Так! – заключил Артём с друзьями перед уходом домой, - у нас есть два основных обвиняемых – это Лариса и Андрей! Их нужно срочно допросить!
         Ларису опросить оказалось намного легче. Она сразу сказала, что очки на столе, то ли кажется, видела, то ли кажется не видела, а заходила, потому что искала Диану, но так и не найдя её там вышла из класса.
          А вот с Андреем вышла некоторая проблема. В день, когда сыщики решили допросить Андрея, его не было, он пришёл только на следующий день. Вадим говорил, что он заболел, но Андрей был очень даже здоров – ни чихнул, ни кашлянул. Услышав вопрос: «Зачем ты заходил в класс?», он испуганно спросил:
         - А что?
         - У нас в классе очки пропали, - пояснил Артём и, немного погодя, прибавил, - мамины.
         - Не знаю... – отмахнулся Андрей.
         - Ну, а зачем заходил?
         - Чего вы ко мне пристали, малышня? – вспыхнул Андрей, - я не знаю, и говорить не обязан!
 В общем Артём и его друзья не получили достоверного ответа.
         - Это мне кажется по-доз-ри-тель-ным, - заключил Артём, когда они снова пришли в парк, - он так и ничего не сказал.
         - Думаешь, что он украл очки? – спросил Женя.
         - Hy-y-y-y, вот, - потянул Вадим, - ничего у нас не получае-е-е-тся...
         - Вадим! – сказал Артём и тут же обратился к Женьке, - не знаю, но может быть, он их украл, он слишком странно себя вёл.
         - Да зачем ему очки? – спросил Вадим, - а как он их украл?
         Артём повернулся к Вадиму и сказал:
- Ну, это же не жиле... жели... жезеляка... ой!
         Вадим, отвернувшись, и Женя, зажав рот руками, засмеялись. Артём же потупив глаза, раскраснелся.
          - Я ошибся, - шепотом произнёс Артём.
          - Хи-хи-хи... жезеляка... – смеялся Женя.
 - Ну, всё! – разозлился Артём, - железяка!
 Малыши всё ещё смеялись, а Артём обиделся и уже хотел уйти.
          - Ладно, всё, я больше не буду смеяться, - сказал Женя едва хихикая.
          - Вот, - продолжал Артём, боящийся снова ошибиться, - это же не железяка двухке... двуки... гм...
Он посмотрел на друзей, надеясь, что они всё поняли, но они ждали того, что он скажет.
- Двухкилограммовая! Очки – они лёгкие!
         - Ну да! Они лёгкие, - подтвердил Вадим.
         Друзья ещё долго обсуждали и думали, что им делать дальше, но так и не пришли к общему решению и разошлись по домам, но в основном из-за того, что Вадиму пора было идти домой.
         На следующий день поиски продолжились. С утра Артём решил также допросить и свою маму. Но он решил делать это очень осторожно, чтобы она не заподозрила истинную суть допроса.
Сегодня ничего особого в школе они не делали. Женя предлагал посмотреть очки в других классах, но Артём сказал, что если бы очки где-то нашлись, то, так как они никому не нужны, их отнесли бы в учительскую. Женя согласился, но не сразу, а Вадиму было всё равно.
         За ужином Артём, грустно болтая ложку в супе, неожиданно спросил:
- Мама, а ты ищешь свои очки?
Татьяна Владимировна, мывшая посуду, словно очнулась:
- А? А-а-а-а... Да нет! Зачем? Я уже новые заказала в городе. Скоро мне их привезут! Да... – растерянно повторила она, - привезут.
Артём замолчал. В его голове промелькнула мысль, что маме уже не нужны были потерявшиеся очки. «Это значит всё зря?» Но тут же Артём сам себе решил не останавливаться на достигнутом и молча продолжал болтать ложку в тёплом супе.
         - Мама, а как ты думаешь, кто украл твои очки?
         - Мои очки украли? – Татьяна Владимировна удивлённо подняла глаза, обернулась и посмотрела на сына, - откуда ты это знаешь?
         - Ну-y-y, - он не знал, что придумать, - ты же не могла потерять их...
         - Почему же не могла, - предположила Татьяна Владимировна и снова отвернулась, - я могла оставить их где угодно!
- Да?! – удивился Артём.
        - Да, конечно, а зачем тебе это надо?
- Да просто, мам, - и он вздохнул.
Татьяна Владимировна посмотрела на Артёма и немного удивилась странным вопросам сына, но тут, же сама себя успокоила. «Просто детская любознательность...» - подумала она.
         Следующий день был воскресение. Артём посчитал необходимостью снова встретиться с Вадимом и Женей.
          - Ну, вот, - подметил Артём, - я всё-таки считаю, что виноват Андрей!
          - Почему Андрей? – спросил Вадим, - он нормальный друган!
          Артём посмотрел на него и нахмурил брови:
          - Ну, потому что он один заходил надолго... и ещё он занервничал и ничего нам не рассказал... Даже прогнал нас.
          - Да нет, - подтвердил слова Вадима Женя, - он не мог! А, кстати, ты допросил учил... Татьяну Владимировну?
          - Да, - грустно ответил Артём, - она ничего не знает и ей, - он что-то вспомнил, - видимо, не нужны очки...
          - Зачем же мы тогда их ищем? – спросил Вадим.
          Артём ничего не мог ответить. Он и сам уже не знал, был ли смысл в поисках этих очков.
          Артём, мне надоело в это играть, честно. А ещё мама меня ругает, потому что я поздно домой прихожу, - и Вадим, махнув рукой и спрыгнув со скамьи, пошёл к выходу.
          - Да, Артём, если искать их не надо, то зачем это надо? – и Женя, ширкая ногами по опавшей листве, тоже ушёл.
          И вот Артём остался совершенно один. Он только что понял, что ничем не закончилось его расследование. Он ещё долго и одиноко бродил по парку, смотрел и ждал, что, может быть, друзья вернуться, но знал, что этого не произойдёт. Так, он ходил до 7-ми часов, пока, наконец, не стемнело, и вернулся домой. Мама сразу забеспокоилась, начала расспрашивать, в чём дело, но Артём ничего не отвечал. Впервые, он чуть не заплакал, но вовремя остановился, подумав, что он не девчонка и должен терпеть все препятствия и бедствия, к тому же его мама – учительница.
 
                ***
         В понедельник Артём пришёл в школу. Он уже немного и забыл про очки, но тут к нему прямо, как только он вошёл, подбежали Вадим и Женя.
         - Артём! Артём! – наперебой кричали мальчишки, - очки нашлись!
         Артём не успел ни сказать «Привет!», ни даже толком взглянуть на них и понять, что происходит. Он сразу побежал в класс. Действительно, на столе, с краю, как всегда лежали очки, те же самые очки, с позолоченной оправой и с чуть-чуть покарябанными стёклышками. Да, да – они!
          - Но как?! – спросил удивлённо Артём.
          Вадим и Женя уже стояли возле него.
 - А хочешь, мы тебе расскажем? – спросил Женя.
- Конечно! – ответил Артем, и мальчишки наперебой начали рассказывать Артёму эту историю. Он не сразу понимал все слова, поэтому иногда переспрашивал. В общем:
                История одних очков
Оказывается, Артём был прав – очки унёс Андрей. Но он не хотел этого, всё произошло очень быстро и нечаянно.
В 4-ом классе учится брат Андрея – Денис. Андрей решил к нему зайти, правда не просто так, а за линейкой. Первым уроком у Андрея была математика, а линейку он забыл дома. Но войдя в класс он, конечно, никого там не увидел, а так как линейка ему была нужна, он решил брата подождать. Сначала он просто сел на его стульчик, но ему быстро стало скучно и он начал разглядывать различные поделки на окнах, шкафах и парте. И вот он заметил аккуратную модель самолётика на тумбочка. «Разве это сделал младшеклассник?» - подумал он.
Он взял в руки самолётик и как будто впал в детство. Сначала он тихо ходил по классу, озвучивая его полёт. Он заставлял самолёт огибать различные препятствия в виде парт и стульев и даже летать вверх ногами. Но это было довольно скучно – самолётик требовал скорости и Андрей начал бегать с ним по классу, всё громче и громче озвучивая его.
Как он «врезался» в стол учителя, он не помнит. Но очнулся он тогда, когда на эти очки чуть не наступил. Андрей поднял их и с ужасом заметил, что там нет одного стёклышка. Андрей нагнулся и заметил его. Ноги его похолодели, по телу побежали мурашки. «Что делать? Что делать?» - подумал он.
У него было два выбора: первый – бросить очки и убежать. Но это было слишком опасно, потому, что его видели, когда он сюда зашёл. Второй – взять очки домой, чтобы их сделал папа. Но вот здесь он почему-то не подумал, что его всё же заметили и что кто-то обязательно заподозрит их пропажу и обвинит в этом Андрея. Конечно, можно было ещё  и признаться, но этого он боялся больше всего.
Весь день в школе он провёл в страхе. Ему представлялось, будто придёт Татьяна Владимировна и начнёт обыскивать его портфель, а когда найдёт очки – будет очень долго ругать и, конечно, позвонит родителям.
... Он больше мамы испугался...
Когда он пришёл домой, первой очередью он поинтересовался, скоро ли придёт папа. Мама ответила, что он остался на ночную смену (его папа был охранником). Конечно, так было часто, но Андрей разнервничался и чуть не заплакал. Его мама, заметив странное поведение сына, начала было расспрашивать, в чём дело. Но Андрей не отвечал, он сильно волновался, а на следующий день и вовсе затемпературил. Мама посчитала нужным оставить его дома.
После обеда пап вернулся с работы. Андрей вскочил с постели, подбежал к нему (Андрей был безумно рад), но папа просил не приставать к нему и... пошёл спать.
Андрей снова чуть не заплакал...
На следующий день он снова не пошёл в школу. Он притворялся.
А потом ему всё-таки пришлось идти в школу.
Услышав вопрос от малышей, он так испугался, что побледнел, но тут, же взял себя в руки и подумал: «И что они мне сделают?» и просто прогнал их.
И в этот день его папа снова остался в ночную смену, но в этот раз уже за своего друга. Андрей снова загрустил и понял, что ждать ему ещё не менее двух дней.
В воскресение он смог отдать папе очки. На вопрос «Где ты их взял и кто их сломал?», Андрей придумал целую историю, о том, как его подруга уронила очки, а она помогала делать ему контрольную и, в общем, он ей благодарен, поэтому согласился помочь ей с очками.
Папа едва ли поверил ему, но спорить с ним, как и мама, не стал, поскольку сразу заметил странное поведение сына.
И вот – очки были сделаны. Андрей со спокойной душой понёс их в школу. Он специально пришёл туда пораньше, чтобы его никто не видел.
Этим же временем в школу вышли Вадим и Женя. Вадим почему-то вышел пораньше и Женя тоже. Они ничего друг другу не сказали и пошли в школу.
Первыми в класс пришли Вадим и Женя, они даже не успели положить портфели, как услышали приближающиеся к классу шаги.
-Надо прятаться, - проговорил Вадим, и дети вместе с сумками спрятались под соседними партами.
В класс вошёл Андрей. Он был очень обеспокоен и поэтому постоянно оглядывался по сторонам. Но, никого не заметив, он легко вздохнул и вынул из кармана ОЧКИ! Аккуратно положив, их на стол он уже хотел выйти, как вдруг...
- Стоять! – выкрикнул Вадим и «вцепился» в Андрея, тут же подбежал Женя.
Им трудно было бы удержать высокорослого Андрея, но всё как-то получилось слишком быстро, и он просто испугался. Вадим охватил Андрея так, что он не мог пошевелиться, а Женя вцепился в ногу. Так его и держали, пока Андрей не пообещал им всё рассказать...

- Ты это... прости, Артём! – сказал Вадим, - мы не знали, что всё так получится.
-Да-да! – подхватил Женя, - кто же думал!
Артём радостно вздохнул. Он вправе был считать себя отличным сыщиком. И сегодня весь день он был по-настоящему счастлив, тем более, что Вадим и Женя всем рассказывали эту необычную историю и Артёма с тех пор начали уважать.
Когда Татьяна Владимировна снова пришла на урок в новых очках, а увидела на столе старые, она очень удивилась.
- Дети, - спросила она, - вы не знаете, откуда эти очки?!
- Не-е-ет, - хором ответили дети.
Громче всех ответил Артём.
Татьяна Владимировна заметила это.
- Ну что ж! Ну что ж! – сказала она, поглядев на Артёма, - видимо это – волшебство.
Но дети ничего не ответили. Да и не было уже смысла. Урок продолжался своим чередом.

Вечером, за ужином, мама спросила Артёма:
- Артём, ты разве не знаешь, откуда очки?
- Нет, - болтая ложку в супе, сказал он.
- А я думаю – знаешь, - и она присела рядом с Артёмом на кухонный стульчик.
- И что? – спросил он, подняв глаза на маму.
- А я думаю, - снова произнесла она, - что это ты их украл, чтобы сорвать уроки, а потом, когда понял, хитрец, что ничего у тебя не получится, вернул их обратно!
- Ма-а-а-ам, - вскочил он с ложкой в руке, - я не крал очки!
- А кто же тогда?
- Не я! – вскрикнул он, - это не я!
- Ну, если не ты, так кто же?
Артём опустил глаза.
Он вовсе не хотел рассказывать про это, тем более маме. Но тогда она будет его ругать и даже на него обидится.
- Ладно, - буркнул он, - я расскажу.
И Артём начал рассказывать. Рассказывал он громко, с энтузиазмом, будто сам сломал очки и рассказал исключительно всё, даже то, где и как, и с кем он их искал. Заключил он это только одним – он очень хотел помочь любимой маме с очками, но сам их не крал.
Мама внимательно выслушала сына. Она то удивлялась, то смеялась, то просто улыбалась и, когда рассказ был окончен, она лишь сказала:
- Сам ты это придумать не мог... Придётся тебе поверить, - и она посмотрела на него.
Да как вдруг обнимет Артёма!
- Как я люблю тебя, сынок, ты ведь ради меня... всё это... затеял!
Артём не ожидал этого. и вот когда он, наконец, освободился из объятий он шепнул:
- Мам, а ты ведь никому не расскажешь?
- Нет, нет, сынок, конечно, не расскажу! – пообещала ему мама.
- Никогда?
- Никогда!
Артём оглянулся. В его тарелке медленно остывал суп.
- Мам, - снова спросил он, - а можно я суп есть не буду?
- Можно! – засмеялась мама.
И Артём понёсся в комнатку. И он был счастлив, да-да по-настоящему счастлив. И это счастье было большим и светлым, детским и чистым, оно было неописуемым.
«Следствие теперь не зайдёт в тупик!» - подумал он, улегшись на диван и включив телевизор.


Рецензии