И смотрела мне в затылок батарея выпитых бутылок

История, о которой пойдет речь, стала для меня очередным испытанием, нет, не на прочность, скорее, на сообразительность. Началась она письмом в редакцию с просьбой повлиять на соседку. Собственно и не жалоба, а так вроде голосочка, призывающего познакомиться поближе с «веселой» жизнью в одной из малосемеек города.

Некая Галина В. писала, что их четыре соседки на этаже, все сидят дома с детьми, а мужья работают. Три семьи дружат между собой, а вот четвертая как бы мешает им жить. Не общается с ними, не отвечает на вопросы и Галина считает такое отношение к ним ненормальным. Просит помочь разобраться с соседкой. Оригинально, скажете вы и будете правы. Мало ли кто с кем не общается. Как известно, на письма положено отвечать, и эта честь выпала мне в виде предложения познакомиться с обиженными героинями.

Малосемейка, в которую я попал, только так называлась, а по сути, ничем не отличалась от коммунальной квартиры. Большая общая комната с парой газовых плит и четыре двери по периметру. В углу около окна стоял холодильник, он еще сыграет свою роль в нашем повествовании. Единственный стол стоял рядом с комнатой неразговорчивой девушки по имени Женя.

Она и в самом деле оказалась молчаливой. Как ни пытался я ее разговорить, выяснить причину натянутых отношений, ничего не получалось. Задание редакции могло оказаться под угрозой. Да и времени у меня всего ничего, как у любого внешкорра, только после работы. Короче, первый визит закончился неудачей. Через день я повторил заход, и результат стремился к прежнему нулю. Сижу я с Женей за ее столом и мучительно размышляю, что и как сказать ей такого, чтобы вывести хотя бы на короткий разговор.

Рядом с нами каталась на трехколесном велосипеде ее старшая дочь, а сын, нескольких месяцев от роду приболел, и спал в комнате. В угловой комнате чуть открывается дверь, ровно на столько, чтобы высунуть нос. «Вот так ее дочь катается и наезжает на ноги моему сыну, - слышу голос. Женя никак не комментирует реплику, и я вдруг вспоминаю простую подсказку, что нам долбили в редакции. «Если хотите разговорить человека, найдите интересную для него тему».

У Жени, в отличие от соседок двое детей. Младший болеет, и я перехожу на «наболевшую» тему – о детях. Вопрос, второй и поразительная реакция у собеседницы. Слезы градом, всхлипывания и снова голос за дверью: «Вот, перед корреспондентом слезы льешь, а с нами не хочешь разговаривать!» После просьбы закрыть дверь и не подслушивать, комментарии прервались, Женя успокоилась, заговорила, и я стал постигать опыт чужой жизни.

Все оказалось просто, как часто случается в жизни. В общежитие семьи въезжали вместе, молодые женщины перезнакомились, и Женя по простоте душевной рассказала, что замуж вышла в 16 лет, муж старше ее на 13 лет. Тогда ее слова приняли как должное, но суть запомнилась. Сами знаете, кто и по каким причинам выходит замуж рано. Оно и пригодилось в ссорах. «Мы, честные женщины, а ты такая-сякая». Муж Жени был строителем, работал далеко за городом и в последние месяцы домой приезжал только на выходные. Когда родился второй ребенок, Женя, что вполне оправданно, незаметно «отошла» от посиделок и общих застолий. Мужу рассказывала только о младшеньком, не посвящая в женские отношения.

Во время разговора не раз поочередно и ненадолго открывались двери, но нам уже не мешали. В этот вечер мне несколько раз бросалась в глаза батарея бутылок за и рядом с холодильником. Потому я и сделал вывод, что молодые мамочки вместе с мужьями были не «дураки выпить». Мое заключение стало ключевым в опубликованной статье, и…

Редакция получила второе, уже гневное письмо от Галины В. Текст был примерно таким. «Я работаю на заводе много лет, меня многие знают с лучшей стороны, а после статьи вашего корреспондента спрашивают: Ты что, алкоголичка? Я подам на автора в суд».

Делать нечего, надо отвечать. Меня посадили за редакционный стол и ласково попросили сделать это самому. К эпистолярному жанру в таком ключе мои мозги не были готовы, не учили нигде, и все корявые слова оказались напрасными. Меня пожалели и отпустили домой. Каким был ответ я так и не узнал, но редакция получила третье письмо от Галины В. Его я читал как песню, как дифирамбы в мою честь.

«Ваш корреспондент был прав, когда писал о том, что мы выпиваем. И это стало причиной нашего разлада с Женей. Она кормила ребенка грудью и потому отказалась пить с нами. Понятно, мы обиделись, получилось так, будто она чистенькая и хорошая, а мы тут спиваемся. Ваша статья как-то встряхнула нас и показала со стороны. Спасибо вам!» А с Женей мы помирились. Она на нас зла не держит».

P.S. Обожаю хэппи-энды, сотворенные собственной рукой. На вопрос, зачем я пишу об этом, отвечу просто. Приятно, что смог помочь кому-то, пусть даже так громко, с помощью газеты. Лишний раз показываю особую роль журналистики в нашем обществе. Не только ту, о которой говорят уничижительно последнее время.


Рецензии