Гамлетовский вопрос израиля

                ВОПРОС БЕЗ ОТВЕТА
                глава двадцать восьмая

   ... Теперь, в конце июля 2012 года, я вдруг словила себя на том, что давно уже не задавалась этим "гамлетовским вопросом Израиля". И сама у себя спросила:"Почему?". Может, я уже получила на него однозначный ответ? Нет. Но когда вокруг вашего дома пылает огонь, вы в первую очередь будете озабочены не столько тем, что происходит в вашем доме, - а не затронет ли пожар и ваш дом.
   Привычные арабские режимы вокруг Израиля не просто пошатнулись,- они низвергнуты. С теми, прежними, хорошо знакомыми и предсказуемыми на протяжении многих десятилетий, Израиль научился поддерживать "худой мир". Получится ли это с новыми режимами? И в условиях, когда по сути полыхает весь мир?
   Террор против Израиля и израильтян все чаще ведется за его пределами. Впрочем, не только против него. Хотя политкорректные европейцы все еще морщатся, когда слышат о войне цивилизаций, от этого факта не уйти. Но ни они, ни США не оказались готовы к ней. Как и к тому, что в любой стране вдруг может появится свой Брейвик и устроить бойню своим же согражданам.
   Мир настолько переполнен ненавистью и агрессией, что может взорваться в любой момент. И думать, что взрыв этот не заденет маленький Израиль, было бы по меньшей мере наивно.
   Да и израильские политики далеко не голуби, любят делать громкие заявления, особенно по поводу Ирана. То и дело в Израиле вспыхивает спор:решится ли Израиль атаковать ядерные объекты Ирана? У кого-то из политиков и высокопоставленных офицеров "руки чешутся", другие пытаются остудить горячие головы.
   И те, и другие вспоминают июнь 1981 года, когда группа израильских самолетов разбомбила ядерный реактор в Ираке. Но Иран не Ирак, который и ближе к Израилю, и был не столь силен, как Иран. Вполне может быть, что угроза Ирана разбомбить Тель-Авив в случае, если Израиль попытается ликвидировать ядерные объекты Ирана, будет исполнена.
   Да и представит ли та же Турция свою территорию для пролета израильских самолетов сегодня, когда отношения между двумя странами (и, похоже, в большей степени по вине Израиля) безнадежно испорчены?
   А главное, способна ли сегодня израильская армия выполнить столь щекотливое задание? Политическое и военное руководство страны, естественно, бодро заявляют, что она способна выполнить любое задание. Может быть, с технической и теоретической точки зрения - да. Но насколько силен моральный дух армии?
   Этот вопрос приходится задавать, потому что не все здесь благополучно. Дезертирство, неуставные отношения, воровство техники и оружия... - увы, это  стало чуть ли не обычным явлением в израильской армии. Недавно трое солдат избили майора, который застал их за попыткой воровства ценных армейских приборов.
   В армию призываются далеко не все слои населения. Ультраортодоксальная молодежь до сих пор освобождается от призыва, если она учится в йешиве. А учится там можно всю жизнь. Существовал так называемый закон Таля, который эту отсрочку узаконивал. Этим летом, 2012 года, ее пятилетний срок заканчивался. И тут все партии бросились в бой. Кадима, которую весной возглавил бывший министр обороны Шауль Мофаз, и которая до сих пор находилась в оппозиции, присоединилась к правительству, дескать, прежде всего потому, чтобы помешать продлению закона Таля. Премьер Нетаниягу тоже выражал готовность сделать закон о призыве более справедливым.
   Однако Нетаниягу вовсе не собирался ссориться с ультраортодоксами, которые выступили категорически против призыва их учащихся в армию, ибо, на их взгляд, изучение Торы важнее службы в ней. И начались всякие проволочки, уточнения и добавления. В итоге ни о чем не договорились, и Кадима, побыв в правительстве семьдесят дней, вышла из правительства,- униженная и опозоренная. Ибо, завлекая оппозицию (двадцать семь мандатов!) в правительство, Нетаниягу пообещал ей и министерские посты. Но никто ничего не получил, кроме самого Мофаза, который стал вице-премьером без особых полномочий.
   Нетаниягу после выхода Кадимы совсем не огорчился:прежняя коалиция, где прочное звено занимает партия ШАС, вполне его устраивает своей устойчивостью. Доволен и Либерман:его НДИ после выхода Кадимы вновь имеет в правительстве решающий голос. Его партия не вышла из правительства даже после того, как подготовленный ею закон об альтернативной службе провалился в Кнессете.
   Законопроект НДИ предусматривает призыв на обязательную  службу, как ультраортодоксов, так и арабскую молодежь. Тут уж взбунтовались арабы, а Нетаниягу портить с ними отношения, разумеется, не желает.
   Но в этом, на первый взгляд, казалось бы, частном вопросе видны все провалы Израиля в арабской политике Израиля, не только сегодняшние но, прежде всего, предыдущих десятилетий. Сегодняшние - это результат как раз предыдущей политики. Израильские арабы(а их более миллиона человек), это, по сути,- в определенной степени - государство  в государстве. Да, они наравне с евреями пользуются всеми социальными благами, но в экономическую и политическую жизнь страны вовлечены в крайне малой степени.
   То ли из нежелания "обидеть" их, то ли из недоверия, но арабов даже не стали призывать в армию. Кто-то все-таки служит в ней, но на добровольной основе, и довольно часто скрывая этот факт от соседей, чтобы не осудили.
   Десятилетия отторжения сделали свое дело:арабы не чувствуют это государство своим, как чувствуют это евреи. Не так давно один араб, которого назначили на высокий пост, не стал петь на одном из мероприятий гимн Израиля. Кто-то осудил его, а кто-то из евреев задал вопрос:"А почему араб должен петь еврейский гимн?".
   Вопрос звучит не столь странно, если вспомнить текст гимна. "Пока внутри сердца все еще бьется душа еврея, и в края Востока, вперед, на Сион, устремлен взгляд, все еще не погибла наша надежда, надежда, которой две тысячи лет, быть свободным народом на своей земле, стране Сиона и Иерусалима".
   Основой гимна послужило стихотворение, написанное евреем из Галиции Нафтали Герц Имбером еще в 1877 году. С появлением сионистского движения оно стало его гимном, а затем и гимном государства Израиль. Но официальный статус гимна был утвержден  Кнессетом лишь 10 ноября 2004 года.
   Может быть, на первых порах использование этой песни в качестве гимна Израиля и было оправдано, хотя как дань приверженности сионистским идеалам. Но государство состоялось, евреи живут там, куда они мечтали вернуться. И правомерно ли сегодня говорить о мечте возвращения? Давно можно было создать новый гимн, который бы объединял народ Израиля, независимо от национальности тех, кто здесь живет. Ведь действительно, какое дело арабу до еврейской мечты?  У народа должна быть общая мечта и общие идеалы, и задача правительства не консервировать раскол общества, а преодолевать его.
   Население Израиля продолжает жить по своим общинным квартирам, каждая в соответствии со своими взглядами и интересами.  Нередко это выливается в дикие акции. Так, 11 июня 2012 года весь Израиль был взбудоражен тем, что на здании Яд-ва-Шем появились антисемитские надписи, в частности, и такая:"Гитлер, спасибо за Холокост".
   Полиция нашла преступников. Оказалось, что преступники - члены секты Нетурей Карта, которые не признают государство Израиль. Если вспомнить, что во время празднования Дня Независимости Израиля они жгут государственные флаги, и никто ни разу не был за это привлечен к ответственности, неудивительно, что они обнаглели окончательно.
   Правда, на этот раз преступников собираются судить, но осудят ли на самом деле? Власть чаще всего старается быстро замять неприятные события, чтобы общество долго не акцентировало на них внимание. Но проблемы никуда не деваются. Они могут быть загнаны вглубь, но, рано или поздно, все равно встают на повестке дня, и еще в более остром виде. Нынешним летом, впервые в истории Израиля, человек поджег себя, протестуя против социальной политики государства. Его бизнес был разорен, а государство не выполнило решения суда, обязавшего выплатить ему компенсацию, поскольку незаконно изъяло у него машины.
   От полученных ожогов мужчина скончался. Если верить одному из русскоязычных сайтов, в своем предсмертном письме он написал, что если бы в такую ситуацию попал русскоязычный израильтянин, с ним бы государство так не поступило.
   Все это невольно заставляет вспомнить об упреках, которыми осыпали израильтяне русскую алию в начале девяностых годов прошлого века:"Из-за вас у нас квартир не хватает".
   Похоже, ответом на "Гамлетовский вопрос" будет все-таки не иранская, не арабская, а израильская действительность...
                22.07.2012, Тверия


Рецензии