Сказка

    
                ВАСЮТКА
               
                ЧАСТЬ   ПЕРВАЯ

              Не в дальних районах, не в наших краях –
              В глухой деревеньке жил Тихон монах

              С женою, которую звали Марина.
              Да с дочкой  по имени модном Наина.
          
              Стоял недалёко церковный приход,   
              Куда собирался крещёный народ.

              Несмея нарушить  канонов и правил,
              Там Тихон священною  службою правил.
               
              Жена и красива была, и умна –
              Слыла рукодельницей доброй она.

              Чуть утро, глядишь, подавляя истому,
              В  хозяйстве своём уберётся по дому.

              Возмёт коромысло – идёт за водой,
              Поесть приготовит тотчас, а порой

              И баньку натопит – на долю не ропщет –
              Белья настирает да и прополощет.

              Наина, невеста красива, стройна- 
              На дело любое пригожа  она.

              К ней часто сватов женихи засылали,
              Да только напрасно все время теряли.
         
              Не  вышло у них ничего из того –
              Наина ждала жениха своего.

              Всерьёз и шутя, но с любовью, бывало,
              Не  Васей – Васюткой его  называла.
            Но вот как пойти за него под венец?
            Его не хотели ни мать, ни отец.

            Как только о том заходила беседа –
            Тотчас ей в ответ предлагали соседа.

            Сосед был богат и умён, и пригож –
            С домашней овечкой характкром схож.

            Маманя, при встрече, его привечала
            И даже блинами его угощала,

            А Тихон при встрече поклон  отдавал
            И тоже о дочке ему намекал.

            Уж как ни старались они – у соседа
            С Наиной ни как не клеилась беседа.         

            Но вот потемнела небес бирюза –
            Над ихнем жильём прогремела гроза.

            Что буйно когда-то росло расцветало
             В мгновение ока погибло, повяло.

             Осенней порой в непроглядную ночь
             Пропала у них ненаглядная дочь:

              Пришёл неизвестный старик с бородою,
              Наину позвал и увёл за собою.

              Грустят безутешно и мать, и отец –
              Как быть? Не оставил и следа пришлец.

              Взмутилось селенье, как только узнало:
              «Наина пропала!», «Наина пропала!»

             Вселился неведомый в каждого страх—
             Истошнее всех возмущался монах.

             Неделя прошла, наступила другая –
             Ни слуха, ни духа. Края  оглашая,

             В обычном строю высоко от земли
             По небу летели тогда журавли.         
               
             Их жалобный крик, словно плач и стенанье –
             С любимою Родиной, с летом прощанье.
       
             У них свои планы – большой перелёт
             И нету им дела до наших забот.

            Меж тем о Наине Васютка хлопочет –
            Пуститься на поиски, странствовать хочет.

            Как рыцарь былинный, седлает коня.
            Родные поступок героя ценя,

            Ему провиант собирают в дорогу,
            Желают успеха и молятся богу,

            И горькие слёзы по доченьке льют,
            А в церкви и служат, и в колокол бьют.

            Что ждёт впереди его сам он не знает,
             Но сильным и хитрым врага представляет.
               
             Вот едет он полем, минует луга –
             Стоят  там унылые с сеном стога,

             А далее степь без конца и без края.
             Васютка не дремлет . Коня понужая,

             Он сколько ни едет – нет края земли.
             Вдруг видит он – что-то чернеет вдали.

             Вот ближе он к месту тому подъезжает,
             Уж в мыслях он встретиться с кем-то желает

              И… баня – не баня, изба – не изба -
              Над крышей её не дымится труба,

              Лишь каркает ворон, да ветер гуляет.
              Объехал вокруг  и с коня он слезает.

              Коня привязал и в жильё  поспешил.
              Заходит и видит: лишившийся сил,

               В том бедном жилище старик умирает.
               И голоден он, и от жажды страдает .
 
               Тотчас же Васютка его  накормил,
               Принёс из колодца воды – напоил.
 
               Воспрянул старик: с топчана приподнялся,
               Рассказывать стал – как он тут оказался.

              Был долог несчастного старца рассказ
              И горькой слезой прерывался не раз:

              «Мы сызмальства с братом росли сиротами.
              И холод, и голод нам были друзьями,

              А чтобы спасти нас от смерти и бед-
              Стал в доме своём нас воспитывать дед.

              На поле ломали, да гнули мы спину,
              По найму пасли по оврагам скотину.

              Лентяйства да слабости дед не любил,
              За непослушание розгами бил.

               Глядел на нас злобно косыми глазами,
               А сам он был тёмными занят делами

               И шастал куда-то по целым ночам –
               Видать был знаком с басурманами там.

               Однажды из дома вот так же собрался,
               А брат, то заметив, за ним увязался.

               Вот тайною тропкою крадется дед,
               А братец за ним поспешает во след.

               Как только в ложбинку за кустики скрылся –
               Он в чёрного тотчас кота превратился.

               И стал по кошачьи мяукать , кричать,
               Стал кошек с округи к себе зазывать.

               Вот кошка на жалобный зов появилась
               И села напротив кота, прибодрилась,

               А вскоре за нею, как стая ворон,
               Всё чёрные кошки из разных сторон.

               Но только ли кошки? А с ними котята,
               Играют, визжат меж собой бесенята.

                Брат, видя всё это, не выдержал тут:
                Взял тотчас, попавшийся под руку, прут          

                И срочно назад по знакомой тропинке,
                Но только минул поворот от ложбинки –

                Глядит, а навстречу ему его дед
                В своей, как и прежде, одежде одет.

                По телу тотчас мураши побежали –
                Брат струсил: коленки под ним задрожали

                И смерти сподобленный сделался вид.
                «Чего испужался-то? – дед  говорит, -

                Виденья бывают у нас не такие,
                Жаль только, что видел ты это впервые.

                Не бойся, тебе я ту дерзость прощу,
                А хошь, чем владею, тебе посвящу?

                Стар стал я уже для такого искусства,
                Уж не возбуждаются прежние чувства –

               Наследником будь моим – я не шучу –
                Всему колдовству я тебя нучу

                И всех, кого зрел ты своими глазами –
                Все верными будут твоими друзьями.

                Наука, с которой шагнёшь ты в перёд –
                Есть наша преемственность из роду в род.»

                И брат мой охотно на то согласился,
                И крепко он с дедом тогда подружился.

                На подвиги множество раз с ним ходил,
                Но дед, как ни больно --  не много прожил.

                При странных для нас обстоятельств стеченьях,
                Он умер и в долгих, и в трудных мученьях,

                И стали мы с братом жить в доме вдвоём,
                Работать по найму ходили. Потом

                По глупости сам я в девчонку влюбился –
                Лишился ума от любви и женился..
               
                Девчёнка  была, без сомненья, мила:
                Как роза в саду молодая цвела.
               
                Волнистые волосы, среднего роста,
                Была из крестьян и вела себя просто.

                Подвижная, ловкая, как егоза
                И были у ней голубые глаза.
 
                По дому у нас чистоту наводила:
                Стирала, мела, за водою ходила…

                Скажу: я её больше жизни любил –
                Не ссорился с нею и ей не грубил.

                Так тридцать три года в согласии жили.
                Одним было плохо: детей не нажили.

                Мой брат к тому времени жил далеко.
                Всё, всё ему в жизни давалось легко.

                Он много объехал, заботы не зная,
                Сгодилась наука ему колдовская

                И прибыл он в гости к нам как-то весной –
                Пожил и связался с моею женой.

                Взглянул на неё колдовскими глазами –
                И ноги за ним понесли её сами.

                Как я ни старался её удержать –
                Но было напрасно судьбе возражать.

                Я плакал, вставал перед ней на колени ,
                Но жалости в ней не возникло и тени.

                Расправою стал я тогда угрожать,
                Да силой возможно ль любовь удержать?

                И крикнул я им:  « За душевную рану,
                Куда б ни ушли вы , но вас я достану!»

                Досадно и больно мне было терпеть,
                Но факт бытия не возможно стереть.
 
                Друг друга браня, оскверняли словами,
                Да так и расстались надолго врагами.

                Жить стал я один, только жить одному,
                Мой друг, пожелать не хочу ни кому.

                Пойдёшь ли из дома – ни кто не проводит,
                Вернёшься ль – не  встретят, тоска лишь изводит,

                Кошмарные сны ночью спать не дают,
                Мятежные мысли на подвиг зовут.

                Придавленный скукой, томимый тоскою,
                Брожу по пустыне дождливой порою.      п               
               
                Продуют меня сквозняки на ветру –
                Уж мысли теснятся, что скоро умру.

                Никто не узнает, никто не схоронит…
                Ах , время  дни гонит и к старости клонит.

                Так я рассуждал иногда сам  с собой,
                А если я мыслю я, значит, живой.      
 
                Так часто бродил я, о счастье мечтая,
                Как Каин, как лебедь, отставший от стаи.

                Минуло лет десять – состарился я –
                Гляжу -  голова побелела моя

                И силы заметно мои ослабели - 
                Всё боле меня потянуло к постели.

                Пригреет ли солнце, весна ли придет,
                Но старость – не младость – гулять не зовёт.

                Однажды осенней тоскливой порою
                Нечистою силой и странной судьбою

                В час утренний,рано, едва рассвело –
                Старушку нежданно ко мне занесло –

                От страшной проказы, безумно страдая,
                Она, вся в морщинах. худая, босая,

                Костлявые руки и губы дрожат,
                И лик её смертною тенью объят.

                «Кто ты? – вопросил я, - моё привиденье?
                Иль нищенка  в бедном своём облаченье?

                А может паломница божья, как знать?
                Иль просто блудницей тебя называть?

                Гляжу я глаза у неё заблистали
                И крупные слёзки на платье упали,

                В момент затряслась, задрожала она
                И молвила тихо: «Твоя я жена.

                Я долго скиталась, просила у бога
                Достичь твоего чтоб помог он порога.
               
                Хочу непременно тебя убедить,
                Чтоб взял ты без мести к себе меня жить.

                Казни иль помилуй – клянусь головою –
                Хочу искупить свой позор пред тобою.

                Прости мне измену, будь мне, как отец –
                Тогда соблазнил меня брат твой, подлец…»

                «Напрасно. Я брата к тебе не ревную,
                Но вижу тебя совершенно чужую.

                Ужели и правда, что ты это та,
                Селима. А где же твоя красота?

                И тени того нет чем я любовался.
                Что стало с тобою, куда подевался

                Красивых и ласковых глаз твоих взгляд,
                Фигура, волнистость волос и наряд?»

                «Всё, всё отобрал, беспределом страдая,
                Как в карты моею судьбою играя,

                Твой брат, он меня обучал колдовству,
                Нечестной игре, а ещё воровству.

                Я вынесла много, я много терпела,
                Но вынесть позор не могла, не сумела.

                Своим волшебством я его превзошла.
                Цель мыслей превратных потом поняла,

                Но поздно. В итоге осталась без дела;
                Он мне надоел, я ему надоела.

                И мы разошлись – он остался в лесу
                Один со зверьём, уподобленный псу.

                Я тоже одна -  близ большого селенья
                В крестьянской избёнке, терзаясь в мученье,
   
                Живу – моя доля безмерно горька –
                Съедает меня неизбывно тоска.

                Согласен ли я ,   говорила  , со мною
                Жить вместе до гроба, под крышей одною?»

                Припомнив и жизнь, и разлуки печаль,
                Мне стало её, без сомнения, жаль.

                К тому же слова этих просьб откровенны.
                Но, друг мой, не мог я простить ей измены

                И в просьбе настойчивой ей отказал:
                « Иди и забудь про меня» - я сказал.

                В обитель свою унесли её духи.
                С тех пор я не видывал этой старухи.

                Теперь ты скажи мне, всем бедам назло
                Каким тебя ветром сюда занесло?
               
                Бывают здесь редко желанные гости –
                Куда не заносят и вороны кости,

                А ты?..» -- «Не злодейский разбой, не вражда –
                На подвиг позвал меня случай , нужда.»

                И начал Васютка, не скрыв огорченья,
                Рассказывать всё про свои приключенья.

                Он так говорил, недовольный судьбой,
                Что часто глаза  наполнялись слезой.

                Старик его выслушал – был весь вниманье
                И даже помочь ему дал обещанье;

                «Я вижу ты смелый, в поступках герой,
                Хочу чтоб и разум имел ты такой.

                Спасать не легко от подобной прорухи, -
                Сказал он, - езжай ты сначала к старухе .

                Молитвою тайно себя осеня,
                Скажи ей, что был ты в гостях у меня.

                Поклон передай и вот эту записку,
                А чтоб не подвергнуться глупому риску –

                Хитрей будь: в упор ей в глаза не гляди,
                Спроси её что тебя ждёт впереди,

                Про тёмные силы пусть всё тебе скажет,
                Накормит, напоит, дорогу покажет.»

                Васютка собрался, обнял старика.
                И конь поскакал, унося седока.

                И вновь серебрится ковыль при долине,
                И ястреб кружится в небесной вершине.

                Местами минует озёра . Камыш
                В чащобе скрывает и зверя, и мышь.

                Ужасно был скучен путь долгий и праздный -
                Довольно пустынный и однообразный.

                Васютка спокоен, усталый слегка
                И цель ,и удача его далека.

                Прекрасно, однако, его настроенье:
                Он далее едет и видит селенье.

                Свернул. Ненадолго заехал туда
                И понял: село посетила беда .

                Стоят там дома, но безлюдно-пустые.
                Сплелись между ними берёзы густые.

                Вокруг – ни души, замерла тишина,
                Льёт свет над селением томный луна,

                Подходы к домам заросли все бурьяном,
                Поля же покрылись осенним туманом.

                Стоят с урожаем  степные сады
                И вишен, и яблонь созрели плоды.

                Васютка не мог устоять от соблазна –
                Накушался вдоволь душе сообразно.

                Он в этой пустынной избе ночевал
                И в путь устремился. Вдруг конь его встал –

                Храпит, будто что-то грозит им бедою,
                И роет подковами дёрн под собою.

                Васютка, отбросивший думу свою,
                Глядит – возле дома села на краю

                Старушка седая сидит на крылечке –
                В руках у неё две зажжённые свечки.

                У дома на стенке распятье висит –
                Старуха пред ним заклинанье творит.

                Васютка догадлив был – вмиг догадался,
                Что с тою старухою он повстречался,

                О коей так много рассказывал дед.
                С коня он слезает и, помня совет,

                Глаза свои прячет, подходит к старухе,
                Да только казалась старуха не в духе.

                Душой и глазами в икону впилась
                И мыслью своей глубоко увлеклась.

                Он с ней поздоровался, ей поклонился.
                «Сюда ли я ветром попутным прибился? –
               
                Сказал он, --По свету брожу и грущу –
                В степи сей  старушку Селиму ищу
               
                В надежде, что мне она как-то поможет.
                Пусть вас эта новость моя не тревожит –

                От вашего мужа привёз я поклон
                И к вам обратиться прислал меня он.

                Велел от души он и кланяться низко
                Трикратно. А вот от него и записка.»

                Селима. как будто в момент расцвела –
                Дрожащей рукою записку взяла,

                Потом на минутку назад отвернулась,
                Вздохнула, прочла и в слезах улыбнулась.            
               
                Васютка всё это заметив, тотчас
                Решил рассказать про Наину как раз.
               
                Внимательно слушала повесть Селима,
                Была и сама она бесом гонима.

                Васютку , как водится, в дом позвала, п                Еды приготовив, на стол подала               
                .
 
                Не стало в ней больше унынья и злости,
                Но рада.что с нею приезжие гости

                И есть с кем промолвить и что рассказать.
                Васютка остался у ней ночевать.

                Работу умеет он делать любую
                По дому. как сложную, так и простую.

                Всё делает он не спустя рукава:
                В сарае он пилит и колет дрова.

                Идет в огород поправляет ограду,
                В порядок приводит деревья по саду,

                Обил новым тёсом и двор, и избу,
                И новую сделал над крышей трубу.

                Пока он все дни занимался делами –
                Старуха известными ей лишь путями

                Слетала к друзьям, в преисподней была
                И множество там новостей добыла.

                Всё то, чего там по секрету узнала –
                Васютке подробно про всё рассказала.

                И стали они меж собою решать:
                Как эту жар-птицу в ловушку поймать.

                А суть состояла совсем не простая –
                Задуматься было над чем. Не скрывая

                Селима открыла всю тайну ему:
                (Была откровенной – видать по всему)

                «Сама родилась я в семье деревенской
                И свыклась с нелёгкою долею женской.

                Брат первого мужа, несчастный Егор,
                Был мужем вторым моим с некоих пор,

                У брата отбил меня , да и женился.
                У дедушки он колдовству научился,

                Бесовскую силу в природе ценя,
                Тому ремеслу научил и меня.

                Склонял меня жить по непутным канонам,
                Взомнил себя ханом, а может бароном:

                Любовниц завёл молодых, а затем
                Задумал завесть настоящий гарем,

                С тем чтобы я в ним и уют создавала,
                Хозяйкой в гареме была, управляла.

                Взбесил он меня окончательно тут:
                «Довольно, бесстыдник, мне этих причуд!»

                Вскричала в слезах я. От сих унижений
                Ушла безвозвратно и без сожалений.

                Теперь у судьбы я,как в небе луна:
                Живу, словно барыня, тихо, одна.

                К нему на разведку вчера я летала
                И новостей нужных не мало узнала:

                Стоит на пригорке Егоров гарем.
                Построил недавно его он затем,

                Чтоб  молодость  жизни в ним долго играла,
                Кровь в жилах кипящей водой клокотала,

                Чтоб старость навечно сокрылась во тьму,
                А вечность любви возвратилась к нему.

                И так он настроил своих окружонных:
                Чтоб девушек пару на ночь обнажонных

                Они приводили к нему на кровать,
                Чтоб лёжа меж ними он мог почивать,

                Чтоб так он блаженствовал, Игры ночные
                Порой возбуждали в ним страсти былые.

                А следущей ночью такой же игрой
                Он сладко блаженствовал с парой другой.»

                Взорвался Васютка, как бомба,как мина;
                «Не в том ли гареме теперь и Наина?!»

                Селима вздохнула и молвила: «Там.
                Известно не много подробностей нам,

                Но знаем одно: по какой-то причине
                Содержат пока что её в карантине.

                Есть много догадок: возможно она
                В депрессию впала, а может больна.

                К захвату её приступать ещё рано -
                Гарем стережет днём иночью охрана.

                Над планом работают наши друзья,
                А с ними небесные силы и я.»


               
               
                ЧАСТЬ   ВТОРАЯ .

               Средь солнечных дней, под шатром небосвода               
               Своей красотою блистает природа.

               Её украшают поля и луга,
              Озёра и реки ,и рек берега,

              Но больше тревожат мне душу и нравы –
              Когда украшают природу дубравы,

              Питомцы глубоких столетий -  дубы
              Иль сосны, сподвижники нашей судьбы,

              Вершители леса – над их головою
              Ничья не склоняется тень, лишь порою п               

              Мелькает она, как мечта, от крыла,
              Летящего где-то над нею, орла.

              А прелесть осин, а мохнатые ели,
              Вершиной своей устремлённые к цели.

              Что может сравниться  на склоне горы
              С цветущей  черёмухой вешней поры.

              А там, под горою, где грустные ивы,
              Блистают на солнце реки переливы

              И тихая заводь – приятный затон,
              Над всеми красотами птиц перезвон

              И где-то в глуши кукованье кукушки,
              А к вечеру трель соловья и лягушки.

              Полночью в лесу всё смолкает и спит,
              Лишь ветер свободный тревожно шумит.

              Конечно нельзя с красотою эдема
              Сравнить заповедное место гарема,

                Но именно эти глухие места,
                Излюбленных наших краёв красота,         
               
                Служили Егору мечтой и отрадой
                Под сенью дерёв. За тесовой оградой

                С фигурным фасадом вознёсся дворец,
                Украсил дорожки к нему  изразец,

                Обитые бархатом стены внутри,
                Облитые светом горят фонари.

                Хозяин гарема, поклонник историй,
                Теперь уж не просто Егор, а Егорий.

                В его резиденции выбор большой:
                Саврасов, Брюллов и Рублёв, и Крамской..

                На мягких дванах ковры парчевые,
                Наличники внутренних окон резные,

                Убранство посуды в шкафах – серебро,
                Расставлена мебель мудро и хитро.

                А в зале, где жёны его молодые
                Теряют, скучая, часы золотые.

                Сквозь стены – мелодии слышится звук
                И говор, и смех меж собою подруг.

                Все стены гарема атласом обшиты,
                Полы дорогими коврами покрыты.

                Всё блещет, но девушкам скучен гарем,
                Мечтают о воле они. Между тем

                Гаремщица строго следит за порядком,
                Лелеет их сон в упоении сладком.

                В столовую вовремя кушать ведёт,
                По праздникам им украшенье даёт.

                Есть ложе, в отдельном покое, перина,
                Где спит на ней сном непробудным Наина.
               
               Как ангел небесный, недвижно лежит.
               Румянец у ней на ланитах горит.

              Никто разбудить её в спальне не может,
              Покой одинокий никто не тревожит.

              Один лишь Егорий печальную сень
              Изволит наведывать изо дня в день.

              Досадует он и кипит возмущённый,
              Взирая на облик красавицы сонной.

              Он помощи близких не хочет ни чьей,
              Но ищет в округе  врачей-знахарей.

              И дело не встало тогда за врачами –
              Один за другим с багажом за плечами

              И знаний, и опыта шли к ним и шли, ш               
              Но сдвинуть сей камень они не смогли.

              Наина лежала,как ангел небесный
              И видела сон несомненно чудесный.

              Во сне том на счастье надежда жила,
              А с ней , как у птицы, свобода была..
            
             О спящей Наине, о помощи – слухи,
             Дошли очень скоро до нашей старухи.

             Селима Васютке сказала: «Не трусь-
             Мотай себе умные мысли на ус.»

             Не долго в уме предавался расчётам –
             Стать точно решил «Знахарём-звездочётом.»

             Нашёл себе форму, повесил значки,
             Знахарский колпак он одел и очки,

             Портфель дорогой приобрёл и в два тома
             Учебную книгу добыл астронома

             И глобус в комплекте с подзорной трубой.
             Селима его позвала за собой.

              Всесильные духи, как только умели,
              И точно,и в срок их доставили к цели.

              Васютка был силой такой удивлён:
              Таких скоростей не испытывал он.

              Для действий была разработана схема:
              Стоял в километре всего от гарема

              Печально- пустующий дом лесника.
              Устроился в нём звездочёт наш пока.

              Не долго, всё взвесив, он в путь собирался –
              Геройством сей подвиг ему показался.

              Смотритель гарема Васютку принял –
              Рукою в затылке своём почесал,

              Трикратно его обошёл, отвернулся,
              И скрытно чему-то тотчас улыбнулся,

              Отдав незнакомцу и честь, и почёт:
              «Вы лекарь?» -- спросил он.-- «Знахарь-звездочёт!»

              Смотритель – ни слова. Кивнув головою,
              В палату идти повелел за собою.

              Егорий смотрителя тут отпустил,
              А сам звездочёта за стол усадил.

              На стол было подано яств угощенье
              И крепкий напиток, и мёд, и варенье.

              Стал спрашивать он: «Кто , откуда и чей,
              Какою судьбою в обители сей?»

              «Там где я родился и вырос – доныне
              Живёт моя мать – в Аравийской пустыне,

              По горным дорогам я там кочевал
              И звёздное небо степей изучал.

              Мой верный учитель из штата Омана
              Давал мне научный урок из Корана.

              А верный делам  Мухаммеда, Шериф
              В знахарской науке весьма прозорлив.

              Наставником был он моим и едва ли
              Таких звездочётов вы в жизни встречали.

              Известное имя моё на весь мир –
              Учёный знахарь-звездочёт Аль-Ха-Мир.»

             «Заметить тебе, звездочёт, не премину:
              Ты прибыл затем чтоб красотку Наину

              От смерти спасти и от сна разбудить?
              Что должен я сделать чтоб этому быть?»

              «Условье моё абсолютно ничтожно:
              Дай комнату мне, где бы спать было можно,

              Покушать досыта за день раза три,
              С вечерней до утренней ранней зари

              Свободу давай наблюдать за звездами,
              К Наине входить со своими ключами.

              Работу окончу за несколько дней –
              Награда на совести будет твоей.»

              «Согласен, -- ответил Егорий, -- за чудо
              Дам семь самоцветов и три изумруда.»

              То был договор и на верность словам
              Союз закрепили они  «по рукам.»

              Теперь звездочёт наш с Егорием в мире
              Живёт, негорюя, в отдельной квартире.

              К Наине он в комнату входит – она,
              Глаза приоткрыв, удивленья полна.

              Васютка шепнул ей, бояся надзора,
              Чтоб не открывала  пока она взора.

              Магическим жестом, рукой он водил,
              А в скважину двери смотритель следил.

              За днями шли дни и, как надобно было,
              Проснулась Наина – глаза приоткрыла,

              Но всё же ещё неподвижной была.
              Себя, как прикажут ей звёзды, вела.

              Егорий  не дремлет, за всем наблюдает –
              Он видит – Наина его оживает.

              Частенько он в гости Васютку зовёт,
              Надёжным стал другом ему звездочёт.

              Селима, меж тем, одиноко скучает,
              Она недалёко в лесу поживает,

               Где.помните, старенький дом лесника.
               В сей повести доля её не легка.

               Пустыми прожитые годы считает –
               То детство, то юность она вспоминает,

               Но зависти чёрной в ней нет и не прочь
               Кому нибудь в жизни хоть чем-то помочь,

              И ныне – приливом волна подступила-
              Всем сердцем Васютку она полюбила.

              Не мало она приложила хлопот
              И верит – удча к Всютке придёт.

              Все знают в гареме -  проснулась Наина,
              Но лампа горит у неё Аладдина.

              Учёный знахарь в своём деле не прост –
              Леченье ведёт по движению звёзд.

              Наина не то что глядит, но и ходит,
              С великого лекаря взгляда не сводит.

              Егорий торопит, он ждёт одного:
              Когда ж будет в лапах она у него.

              Но с мыслей ему не свернуть звездочёта,
              Не ведает старый всей тайны расчёта.

              «Не спиливай сук на котором сидишь,-
              Сказал звездочёт старику.- Ты спешишь?

              Сегодня в полночь, в соответствии строгом,
              Сойдётся созвездие Дев с Козерогом –

              Приди, с намерением встретиться, к ней –
              Она вся пребудет во власти твоей.

              Теперь я свободен – мой срок истекает,
              Но наш уговор между нами витает.

              Я долг свой исполнил, -- сказал  звездочёт,-
              Наина проснулась – давай мне расчёт.»

              «Ах да, -- спохватился тотчас же Егорий,-
              Я не нарушаю своих аллегорий.

              Вот он аккуратный расчёт – забирай
              И с богом в пустынный Аравии край.»

              «Позволь мне с Наиной теперь попращаться,
              Да по лесу десять минут  прогуляться –

              Последнее ей наставленье  я дам,
              Чтоб более не предавалася снам.»

              Егорий ответил: «Ну что ж,позволяю,
              Я честных людей засегда понимаю.»

              Васютка – к Наине. Она уж ждала.
              Готовясь в дорогу, одета была.

              Была аккуратно укутана шалью,
              Лицо её было закрыто вуалью.

              В чащобе лесной их Селима ждала –
              Такой долгожданной их встреча была

              И женщины тут обменялись  одеждой.
              Наина в лесочке ждать стала с надеждой.

              Селиму ж Васютка в гарем проводил,
                А сам он к Наине скорей поспешил.

              Свела его с толку притворства работа
              И сбросил в лесу он наряд звездочёта.

              Жизнь полная счастья, да доля горька.
              Пошли они вместе с ней в дом лесника.
               
             А что же Егорий? Дождавшись полночи,
             К Наине отправился он, между прочим.
               
             Дверь тихо открыл, у окна постоял,
             К кровати прошёл, одеяло поднял

             И что же он видит? Судьбою гонима,
             Пред ним, как виденье, старуха Селима!!!
               
             С ним стало вдруг дурно. Он, вскрикнув, упал
             Об пол головою и больше не встал.

             Той ночью, не ждя неприятной развязки,
             Селима ушла без вуали, без маски

             Туда ж где была она, в дом лесника,
             Оставив лежать на полу старика.

             И этой же ночью, под посвист метели,
             Они все к Селиме в село улетели .          
               
             Васютка хотел, чтобы техникой той
             Селима доставила их и домой.

             Но духи по своему дело решили:
             Они её силы бесовской лишили.

             Теперь она, словно под осень листва:
             Лишилась и цвета и сил колдовства.

             В нелепостях жизни о сколько мучений!
             Но ждёт их отрада от всех потрясений.

             Надежда вся только была на коня.
             Большую заслугу Селимы ценя,

             Васютка с Наиной всё так рассудили –
             С  собою домой взять Селиму решили.

              Как ласковый ветер в открытую грудь
              Их ждал, простираясь, неведомый путь –

              Васютка был мастер. Для дальней дороги
              Он мастерски сделал надёжные дроги.

              В душе убеждённость и веру храня,
              Запряг он в те дроги лихого коня.   

              Но вот и дорога. Они помолились,
              Все трое печальным местам поклонились

              И снова свобода, бескрайняя степь,
              Да облаков в небе жемчужная цепь.

              Рвёт ветер,   цветочную пыль поднимая,
              Да бегает резво суслиная стая,

              Как планер , в спойствии коршун кружит
              И край горизонта ,как плазма, дрожит.

              Лишь ласточка сядет – уж снова взлетает
              И, мнится, земля из под ног убегает.

              Стрекочут кузнечики, птицы поют,
              Для путников свой создавая уют.

             Вот день на исходе и солнце садится,
             Закат догорает, прохлада струится.

             И месяц уж всходит, и звёзды зажглись,
             Уставшие путники спать улеглись.

             Распряженный конь здесь свободно гуляет –
             Фырчит и хвостом комаров отгоняет.

             На травах зелёных все спят до утра,
             Но солнышко встало – им ехать пора.

             Три дня под повозкою конь упирался.
             Вот домик вдали старика показался.

            Подъехали . Дом его был не велик.
             И там, у ограды, их встретил старик с               
               
            О как по гостям иногда мы скучаем!
            Гостей угостил всех вином он и чаем.

           Шли быстро, незримо, счастливые дни.
           Неделю у деда гостили они.

           Забыли раздор – старики помирились.
           Васютка с Наиной – в дорогу пустились.

           Не долог и был не короток их путь –
           По новому дал им на счастье взглянуть

           И вспомнить: какие пришлось испытанья
           Им выдержать в целях любви и признанья.

           Васютка, он смелый, Васютка  -- герой,
           Противник Васютке не страшен любой.

           Поставит на место пройдох по расчётам,
           Сумеет и быть знахарём-звездочётом.

           Наина гордится любимым своим,
           Пойти на край света готовая с ним.

           Минули они край степной и долины,
           Густые леса и поля, и стремнины,

           Вликое множество сёл, деревень
           И прибыли в рощу, в заветную сень,

           Где тайно когда-то с Наиной встречались
           И в заводи тихой на лодке катались;

           Знакомые тропы с младенческих лет,
           Милее которых и сладостней нет.

           Бывает, что даль позовёт за собою,         
           От Родины будешь оторван судьбою,

           Потом лишь поймешь, сквозь лихие года,
           Как с мест отдалённых поманит сюда.

           Но вот и явились в родное селенье
           Васютка с Наиной как раз в воскресенье.

          В домах по над крышами трубы дымят,
          Проснувшися, люди куда-то спешат.

            Хозяйки калитки дворов открывают,
            На пастбище в стадо скотину сгоняют,

            Идут пополоть на усад, в огород –
            Наинина мама стоит у ворот…

            «Ах, мама…» Я здесь мимоходом замечу:
           О если бы видели вы эту встречу –

            Сказали б: «На свете я прожил не зря.»
            В то раннее утро алела заря,

            Земля, будто пенная брага дышала
            И каждому счастье своё раздавала,

            И каждый держал его крепко в руках
            С улыбкой и чистой любовью в глазах.

            Казалось, что кто-то сказал им заране –
            Шли к дому и шли, к удивленью, сельчане.

            И радостям не было видно конца.
            Васюткину мать привезли и отца,

            Мать сына ласкала, дождясь возвращенья,
            А Тихон, поздравив, дал благословенье.

            И стали они тут конкретно решать –
            Как им поскорее бы свадьбу сыграть.

           Все были довольны и свадьбу сыграли.
           Плясали и пели и «горько» кричали.

           Я много прошёл по земле и воде,   
           Но свадьбы подобной не видел ни где.

           Я  был на той свадьбе – меня приглашали –
           Вина золотого бокал наливали –

           Я пил за семью молодую и ел,
           Но, как и всегда от вина не хмелел.

                ------------------------
           Хотел я для счастья Васютки с Наиной
           Сказать о их будущей жизни былинной,
,
           Про то, как водили их в храм под венец…
           Но сказке пришёл, как ни странно, конец.


                КОНЕЦ.

              12 октября 2011г.               










               
               
               





               


Рецензии