Глава 3. Условия для вступления в брак

   Мы ознакомились с историей развития моногамных парных отношений.
Что же такое брак в современном понимании? Многие считают, что если мужчина и женщина решили  жить вместе и вести совместное хозяйство, то они вступили в брачные отношения. Ничего подобного, дорогие читатели! Брак- это нечто другое. Для начала познакомимся с определением , что же такое брак?
   В словарях брак трактуется как "определенная социальная организация отношений между полами", то есть это не просто совместное проживание, основанное на любви,  это социальная организация отношений, то есть брак предполагает наличие определенных прав и обязанностей между  сторонами.
Как можно подтвердить наличие этих взаимных  прав и обязанностей? 
   В большинстве современных государств, в том числе и в России закон требует соответственного оформления (регистрации) брака в специальных государственных органах. Когда вы зарегистрировали свой брак и получили свидетельство о его заключении , тем самым вы вступили со своим партнером в определенные социальные отношения.
Впервые законы о браке были разработаны римскими юристами в III- II веке до н.э. Они систематезировали разновидности брака, дали им оценку. Многие постулаты  Римской империи легли в  основу законов о браке  разных государств, в том числе и нашего.
   Оказывается, что не все могут вступить в брак.
   Кто может вступить в брак? Для этого  должны быть три условия:
- лица, вступающие в брак, должны быть разнополыми;
- они должны достичь брачного возраста  18 лет;
- требуется  взаимное согласие вступающих в брак.
Рассмотрим каждое из этих условий.
   Первое условие- в брак вступают разнополые лица, но в последнее время наблюдается следующая тенденция : желание заключить брак однополых лиц. Эта тема будет рассмотрена в отдельной главе.
   Второе условие- желающие должны достичь брачного возраста 18 лет.  Почему для вступления в брак выбран именно этот возраст? Кто его выбрал и когда?
Постараемся ответить на этот вопрос. Ученые считают, что впервые этот возраст определил греческий поэт Гесиод, живший в VIII - VII веке до н.э. Он написал поэму-нравоучение "Труды и дни", в которой  в стихотворной форме рекомендовал, как вести хозяйство, как общаться с соседями, давать ли им  в долг предметы домашнего обихода и даже как делать запасы на зиму. Ему принадлежат слова : "Помните, лето не вечно продлится,- готовьте запасы". И как следствие: что ждет семью, если они не подготовились к зиме.
   Видимо, эта поэма и легла в основу басни И.А. Крылова "Стрекоза и Муравей", так как все классики обязательно изучали произведения древних поэтов. "Но это совсем другая история",- как говорят сейчас.
   Кроме того Гесиоду принадлежат актуальные и в наши дни слова:
"Женщин беги вертихвосток, манящих речей их не слушай.
 Ум тебе женщина вскружит и живо амбары очистит".
   Я несколько раз прочитала поэму Гесиода "Труды и дни"в переводе русского поэта  19 века В.В. Вересаева, но рекомендованную дату для вступления в брак в 18 лет я так и не нашла. В подлиннике эту поэму я, конечно, не читала, так как не владею классическим греческим языком.
   В этой поэме Гесиод согласно лунному календарю дает рекомендации, когда нужно жениться ( например, это лучше делать на четвертый лунный день), когда должно произойти зачатие, чтобы родился или мальчик, или девочка и другие очень важные для семейной жизни советы, но вот про 18 лет у него ничего не сказано. Убедитесь в этом сами : 
"В дом свой супругу вводи, как в возраст придешь подходящий.
До тридцати не спеши, но и за тридцать долго не медли:
Лет тридцати ожениться - вот самое лучшее время.
Года четыре пусть зреет невеста, женитесь на пятом.
Девушку в жены бери - ей легче внушить благонравье.
Взять постарайся из тех, кто с тобою живет по соседству.
Все обгляди хорошо, чтоб не на смех соседям жениться.
Лучше хорошей жены ничего не бывает на свете."
   У Гесиода сказано о возрасте для женитьбы мужчин  около 30 лет. Но про невесту он говорит, что она должна зреть "года четыре", может, ей к этому времени и будет лет 18.
Но из документов известно, что в Римской империи  девочки могли быть отданы замуж с достижением совершеннолетия, то есть в возрасте 12 лет, мальчики в 14 лет. 
   В Средние века возраст для брака несколько увеличился. Вспомните Джульетту, которой было 13 лет, а Ромео лет 15-16. А вот родителям Джульетты, когда они поженились, было и того меньше. Мать говорит Джульетте : "А я тебя  раньше родила", значит, Джульетта появилась на свет, когда ее маме было всего лет 13. И ничего! А сколько лет было ее папе, вообще непонятно.
   И это несмотря на рекомендации Гесиода, хотя, по мнению учёных, в действительности девушки выходили замуж в возрасте между 17-23 годами, а мужчины женились в среднем в 27 — 30 лет. Хотя я не согласна с этим утверждением, все-таки женились рано.
Если обратиться к истории заключения браков у зороастрийцев-огнепоклонников, о которых мы уже говорили, то они вступали в брак примерно в таком же возрасте, как рекомендовал Гесиод. Хотя известны случаи, когда 60-летний мужчина брал в жены 12 летнюю девочку.
   А как было у нас на Руси?
   Наши правители всегда думали о своем народе и сохранении генофонда. Князь Ярослав Мудрый, живший в XI веке, издал свод законов, в котором была отдельная глава " О делах брачных". Это  XI век !
   Еще в России существовала Кормчая книга, которая была  законодательным документом при совершении венчания.  Согласно Кормчей книге, возраст для вступления в брак был установлен такой: 15 лет для жениха и 13 лет для невесты. Верхний возрастной предел формально не был установлен, но священнику запрещалось венчать престарелых людей.
 Почему так рано выдавали замуж? По данным статистики, средняя продолжительность жизни в древней Греции и Риме была 20-30 лет, у нас были примерно такие же цифры.  Причинами такой небольшой продолжительности жизни были ранняя смертность женщин, особенно при  родах, во время которых умирало до четверти женщин и детей ввиду неразвитого акушерства.  Все это существенно снижало среднюю продолжительность жизни в целом. Конечно, логично было заключать браки в столь раннем возрасте.
   Репродуктивный возраст женщины примерно до 40 лет. Так как не было средств контрацепции, женщины часто беременели  и рожали детей. Организм, конечно, истощался от большого количества родов. До  40 лет многие женщины просто не доживали.
   А теперь вновь обратимся к истории, ведь только исторические факты, проверенные временем, являются подтверждением многих высказываний.
   Для этого вспомним о существовании замечательного памятника архитектуры, находящегося в Индии в городе Агра. Вы все его знаете- это знаменитый белоснежный дворец-мавзолей Тадж-Махал. Построен он был примерно в 1630 году по приказу императора Великих Моголов Шаха Джахана  в память о жене Мумтаз, умершей при родах.
   Шах Джахан очень сильно любил свою жену. Как рассказывал наш гид, у Шаха  было три жены: мусульманка, христианка и индианка Мумтаз(  умный был мужик, таким образом способствовал соединению народов, при этом  не отдавая предпочтение какой-либо религии). От мусульманской жены у него родилось двое детей, от христианской- один ребенок. Кроме этих жен, у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, но он был настолько влюблен в свою молодую жену-индианку, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена Мумтаз родила своему  повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но во время  рождения четырнадцатого ребенка красавица Мумтаз умерла. Конечно, такие частые роды истощили организм молодой женщины.
   Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел. И вскоре объявил в стране двухлетний траур.
   В знак вечной любви и был построен этот памятник-мавзолей. Сам Хан Джахан  завещал похоронить себя рядом со своей любимой женой. Сейчас их могилы находятся рядом.
   Женились рано еще и потому, что ранняя женитьба или  замужество ограждали от соблазнов холостой жизни.
   А теперь еще раз обратимся к истории брачных отношений  России.
   Так как Петр I был великим реформатором, он своими реформами не оставил без внимания семейное право и в этой области произвел некоторые изменения.
   В 1744 году Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. Можно было и не запрещать, наверно, мало кто доживал до этого возраста.
   В 1830 году повышается возраст для вступления в брак : для мужчин это 18 лет и 16 лет для женщин. И не удивительно: средняя продолжительность жизни увеличилась до 40-45 лет.
Советская власть также не оставила без внимания семейное право. 18 декабря 1917 года вышел декрет “О гражданском браке, детях и о введении книг актов гражданского состояния”. Этот декрет еще раз указал,  что у женщин брачный возраст 16 лет, у мужчин 18.
   Фактически в брак вступали значительно раньше:  во второй половине XIX в. девушки выходили замуж в интервале 13-16 лет,  юноши - 17-18 лет. Как видим из приведенных данных, верхняя возрастная  граница  совпадала с рекомендованным бракоспособным возрастом.
   В южнорусских областях девушки выходили замуж значительно раньше тех, кто проживал в центральной России или на Севере. Не вышедшая замуж к 19 годам, считалась "застаревшей" и 20-летних невест начинали браковать: "Есть, стало быть, недостаток, коль целых четыре года сидит в девках".
   В центральных  губерниях возраст невесты, к счастью для них, несколько увеличивался: только с 23-25 лет девушка считалась  "перестарком",  а девица  25 лет - "засиделка", "вековуша", "старая". 
   Если в Западной Европе и Северной Америке средний возраст вступления в брак для женщин колебался в пределах 24-27 лет и для мужчин - в пределах 27-29 лет, то в России для обоих полов он был как минимум на 4 года ниже.
   Из данных переписи населения, проводившейся в 1900 году в странах Европы и Скандинавии , средний возраст невесты в Швеции 27,5 лет, в Англии 25,8 лет( это в 1900 году! У нас и сейчас этот возраст считается "предельным"), в этих странах раньше 24 лет девушки замуж не выходили. Это и понятно: в индустриально- высокоразвитых  странах женщины получали образование и повышали свой профессиональный уровень, чтобы получить хорошую и высокооплачиваемую работу, а потом лишь создавали семьи. Это все о брачном возрасте.
   Но существует понятие "возраст сексуального согласия". Что это за возраст и чем он отличается от брачного возраста?
   В уголовном праве возраст сексуального согласия  - это тот возраст, начиная с которого человек считается способным дать осмысленное согласие на сексуальные отношения с другим лицом, то есть юноша или девушка осмысленно вступают в сексуальные отношения.
   В разных странах возраст сексуального согласия различен. Например, в Йемене этот возраст составляет 9 лет!!! (Какое осмысленное согласие на секс может дать 9-летняя девочка!)
 В Анголе, Колумбии, Мексике -12 лет,
 в Аргентине, Испании, Японии - 13 лет,
 в Австрии, Болгарии, Германии, Италии, Китае- 14 лет,
 в Польше, Греции, Монако, Таиланде, Словакии, Швеции - 15 лет,
 в Австралии, Алжире, Беларуси, Бельгии, Великобритании, Израиле, Индии,     Латвии, Норвегии, России, Швейцарии, Украине - 16 лет,
 в Индонезии, Ирландии, Кипре -17 лет,
 в Египте, Вьетнаме , Гаити, Мальте, Турции-18 лет.
В США возраст сексуального согласия зависит от штата и варьируется в пределах от 16 до 18 лет. В некоторых американских штатах возраст сексуального согласия снижается до 14 лет.
   Из приведенных данных мы видим, что в южных странах возраст сексуального согласия намного ниже, чем в среднеевропейских, видимо, из-за более раннего созревания. Хотя встречаются исключения: например, в Египте и Турции этот возраст 18 лет, видимо, в этих странах сказываются мусульманские традиции.
   В законодательствах большинства государств мира брачный возраст выше возраста сексуального согласия ( например, в России брачный возраст -18 лет,  а возраст сексуального согласия -16 лет), хотя брачный возраст может быть снижен в отдельно рассматриваемых случаях, например, при беременности невесты.
   Надо отметить, что между установленными законодательными нормами  и  практикой нет жесткой взаимосвязи. Официально разрешенный в стране весьма низкий брачный возраст еще не означает, что там преобладают очень ранние браки, например, в Испании.
Мы поговорили о возрасте для вступления в брак, а теперь перейдем к третьему обязательному условия - это согласие вступающих в брак.
   Что касалось согласия на заключение брака, то в древнем Риме  для этого требовалось согласие отца семьи, никто не спрашивал согласия на брак детей. Отец давал согласие на брак детей не потому, что он был отцом, а потому, что он был  носителем  власти, то есть был главным в своей семье.
   Женщина  была обязана спрашивать разрешение на брак у отца, а за отсутствием отца - у матери или у других близких родственников.
   У наших предков, например, у полян  самой распространенной формой заключения брака стал привод невесты её родственниками в дом к жениху. При этом согласие невесты на брак не имело большого значения, хотя уже в Уставе Ярослава Мудрого ( в XI веке), о котором мы говорили выше, в главе " О делах брачных" содержится запрет выдавать замуж силой.
 Позднее отец не мог повлиять на решение сына в выборе невесты, а девушка могла не согласиться на свадьбу , если отец выбрал для неё недостойного (например, по характеру или поведению) или «запятнанного позором» жениха.
   В реформах Петра I также  решающее значение стало придаваться добровольному вступлению в брак.
   Но для вступления в брак необходимо было получить согласие не только другой стороны, но и  родителей независимо от возраста жениха и невесты. Если же брак заключался без их согласия, он все равно считался действительным, но дети лишались наследства.
   В Уставе Ярослава Мудрого сказано, что такие браки не расторгались, но муж платил родителям вознаграждение, а архиерею — пеню.
   Если в брак вступали лица, состоявшие на гражданской или военной службе, они должны были  получить согласие на брак своего начальства.
   Если брак совершали в результате насилия, то он  признавался недействительным.
   На Руси бракосочетанию предшествовал обряд благословения родителями жениха и невесты. Выйти замуж или жениться без родительского благословения было невозможно, в этом случае молодые не допускались к венчанию.
   Обряд благословения проходил в доме невесты перед тем, как жених и невеста отправлялись в православную церковь на венчание.
   Как проходил обряд благословения? Жених и невеста становились на колени перед родителями, склонив головы. Невесту благословляли "женской иконой"- иконой Божьей Матери, жениха- "мужской иконой"-иконой Спасителя. Иконами родители трижды творили над головами молодых крест и произносили напутственные речи. Эти иконы молодые брали  с собой в церковь на венчание, а потом  хранили их  в семье всю жизнь и передавали  по наследству. Нарушить эти традиции было большим грехом.
   Из школьной программы всем известна повесть А.С. Пушкина "Станционный смотритель", в которой повествуется о том, что у бедного "мученика  четырнадцатого класса Самсона Вырина была красивая дочка Дуня, которую без родительского благословения увез  в Петербург гусар, ротмистр Минский. Слава богу, что хоть ее и сманил проезжий повеса, но в Петербурге не бросил.  "Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою"- говорит станционный смотритель, опасаясь за судьбу своей дочери. Так обычно и бывало, да и сейчас бывает.
Оказывается, что не все лица могут вступать в брак.
   Кто не может вступать в брак? Нашим законом запрещается вступать в брак:
- родственникам,
- недееспособным лицам,
- а также уже состоящим в браке.   
   Если вновь ссылаться на римские законы, то супруги  не должны были состоять в родстве. Браки, в которых муж и жена являлись родственниками до 4 колена, считались инцестом и карались смертной казнью.
   Например, у карачаевцев браки не допускались даже между родственниками по воспитанию. Кроме того запрещались браки и вследствие приобщения к молоку чужеродной женщины, то есть между "молочными родственниками".
   Нарушителя приговаривали к позорному столбу, сажали на осла и водили по селу или взимали штраф, обычно медной посудой, в особенности большими котлами. Иногда кровосмесителя приговаривали к изгнанию за пределы селения.
   У казахов тоже очень строго следили за родословной вступающих в брак, чтобы предупреждать кровно-родственные браки. В связи с этим, по казахской традиции, не могли вступать в брак представители одного рода, состоящие в родстве менее, чем в седьмом колене, либо проживающие на территориях, разделенных менее, чем семью реками. Причем, даже при выполнении этих условий, на брак требовалось специальное разрешение главы рода и аксакалов. Такого рода ограничения способствовали предупреждению кровно-родственных смешений и обеспечивали здоровое потомство и процветание нации.
   Но эти обычаи не всегда соблюдались.
   Например, всем известный император по прозвищу Калигула, живший в Римской империи, сожительствовал со своей родной сестрой Друзиллой. Зачем ему законы государства? Он и сам сочинял и отменял законы! И сам мог покарать кого угодно смертной казнью, что и делал с большим успехом.
   Принято считать, что Калигула соблазнил Друзиллу  еще подростком. Если вы видели фильм режиссера Тинто Брасса "Калигула", снятый  в 1979 году, где в главной роли  снимался известный актер  Малкольм МакДауэлл, то там так красиво показаны отношения молодого Калигулы и Друзиллы, где под музыку Арама Хачатуряна они встречаются в лесу ранним утром, он романтично ухаживает за ней, пытаясь ее соблазнить. И глядя на эту сцену, веришь, что в том жестоком мире, где императорским детям грозили отравления, предательства, покушения на жизнь и верная смерть, единственная возможность обрести близкую душу- это держаться вместе.
   Наверно, все было не так романтично, как в этом фильме. Когда Калигула  стал императором, он выдал Друзиллу замуж за Марка Эмилия Лепида, но затем отобрал ее у мужа и поместил в своем дворце, где Друзилла жила как его жена. Он был привязан к ней, он тосковал без нее. Очевидно, она была столь же порочна и развратна, как и он, поэтому им было так хорошо. Она  старалась быть для него лучшей в мире любовницей , потому что  понимала : если Калигула охладеет к ней  — это верная смерть для нее. Друзилла имела над его телом огромную власть.
   Со временем  Калигулу начала раздражать зависимость от своей сестры. И он отдал ее солдафонам . Конечно, Друзилла  не выдержала насилия и чудовищного унижения и угасла в несколько месяцев, а затем и умерла.
   Калигула раскаялся от содеянного и объявил в стране всенародный траур, при этом он скорбел по любимой сестре так сильно, что даже удалился в пустыню. Однако вскоре вернулся, но все распоряжения отныне закреплял именем Друзиллы, а Сенат, по его приказу, обожествил ее.
   И тем не менее,  любовь к своей младшей сестре не помешала ему сооблазнить своих старших сестер, но, видимо, страсть к ним не была такой сильной.
   Но и его сестры были не ангелами: старшая Агрипинна соблазнила мужа Друзиллы Марка Лепида, который являлся их двоюродным братом. А Лепид в это время  также имел любовную связь  с их третьей сестрой — Юлией Ливиллой.  Вообщем, сплошной семейный подряд!
   Но вскоре Калигула обвинил их всех в разврате и прелюбодеянии. Видимо, его больше волновало не аморальное поведение своих родственников, потому что и сам был хорош, он боялся заговора с целью его свержения  и захвата власти в пользу Лепида. Лепида казнили, а сестер сослали в ссылку на острова.
   После смерти Калигулы сестры вернулись из ссылки.  На его старшей  сестре Агриппине женился император Клавдий , который, между прочим, был ее дядей. Он согласился на этот брак  со словами: «Соглашаюсь, поскольку это моя дочь, воспитанная мною, рожденная и взращенная на моих коленях…»  Так Агриппина получила неограниченную власть, став женой императора. В этом случае ее не остановило то, что ее мужем стал ее собственный дядя.
   Вскоре Клавдий умирает, съев тарелку поднесенных Агриппиной грибов. Однако некоторые античные историки говорят, что Клавдий умер естественной смертью.
К сожалению, до истины теперь никто не докопается.
   Конечно, Агриппина была неординарной женщиной. В своем стремлении к власти она не останавливалась ни перед чем и убирала всех противников, кто мешал ей посадить на трон своего сына Нерона. Известно, что Агриппина  даже пыталась его соблазнить, чтобы он стал послушным, а через него самой управлять государством. Конечно, это стремление к власти было просто маниакальным.
   Известен тот факт, что после рождения Нерона астролог сказал, что младенец станет царём, но убьёт свою мать. Услышав эти слова, Агриппина воскликнула:
-Пусть убьёт меня, лишь бы царствовал!
   Став императором, Нерон и в самом деле приказал убить свою мать. Её последние слова были:
- Разите чрево, которое выносило Нерона!
   На самом ли деле эти слова были произнесены Агриппиной или это исторический анекдот- неизвестно, но тем не менее они вошли в историю.
   Несмотря на римские законы, запрещающие близкородственные браки, они постоянно заключались: что ни брак, то инцест.
   И неудивительно, было с кого брать пример: инцест был образом жизни не только царей,  но и Богов самых разных мифологий: главный римский Бог Юпитер женился на своей родной сестре Юноне и у них родились дети Марс и Вулкан.
   Как мы уже говорили ранее, библия тоже  положительно относится к инцесту. Например, Авраам, родоначальник многих народов, женился на своей единокровной сестре Саре, то есть у них был общий отец, но разные матери. Правда, брак Аврама с Сарой долгое время оставался бесплодным.
   В прошлой главе мы обещали рассказать знаменитую  историю о великом праведнике Лотте с его женой и дочерьми из Содома, обитатели которого славились своей развращенностью! И немудрено, раз название города стало именем нарицательным, которым называют один из смертных грехов.
   Чтобы пресечь этот смертный грех, Бог решил уничтожить город вместе со всеми жителями, но пожалел праведного Лотта и вывел его с семьей из города, но при этом его жена, оглянувшись, превратилась в соляной столб. Дочери, с которыми он поселился в какой-то пещере, не могли выйти замуж, ввиду отсутствия женихов и вообще каких-либо людей поблизости.
   И тогда они сознательно решили забеременеть от своего отца. Прежде чем сделать это, они хорошо подпоили его и ночью по очереди вошли в шатер и переспали с ним, чтобы род их не прервался. Нужно же было как-то продолжать потомство! Кстати, Лотт уже был стар, да еще и в момент зачатия был пьян. Уж какие получились после этого дети, то есть наше потомство?
   Тема инцеста всегда была притягательна  как все запретное, поэтому  библейский сюжет "Лотт и его дочери" был так популярен у художников Возрождения. Хендрик Гольциус и Иоахим Эйтеваль в начале 17 века использовали этот сюжет в своих картинах, французский художник  Гюстав Курбье в середине 19 века также использовал эту тему, но шедевром является картина "Бегство Лотта", написанная около 1622 году Рубенсом.
   Даже Анна Ахматова написала стихотворение "Лотова жена", но в этой истории ее больше волновала тема превратившейся в соляной столб жены.
   В Римской империи также были запрещены браки между приёмными детьми и родителями.Такими примерами история просто изобилует.
   А мы обратимся к современности и приведем достаточно интересный пример из этой области.
   Отец Адольфа Гитлера, Алоиз Шикльгрубер, был полуевреем. Первая жена  Алоиза была на 13 лет старше его, совместных детей у них  не было, но существовала одна приемная дочь Клара, которая приходилась Алоизу кузиной 2-й степени. Потом у Алоиза был второй брак, в котором детей тоже не было. В третий раз Алоиз женился на той самой  Кларе, своей приемной дочери от первого брака и кузине, которая была на 23 года моложе его. Эта Клара и стала матерью Гитлера. Из-за родственных связей Алоису пришлось получать разрешение Ватикана, чтобы жениться на ней. Брак был настолько близок к инцесту, что Адольф Гитлер  всегда высказывался очень кратко и неясно о своих родителях, хотя от других требовал документального подтверждения своих предков.( Вспомните 64 предка до 7 колена у зороастрийцев- огнепоклонников, историю которых очень любил изучать Гитлер).
   На Руси  связь с родственниками всегда не только осуждалась, но и жестоко  каралась  Например, из Устава Ярослава Мудрого известно, что за прелюбодеяние с сестрой или снохой ( свекром) следовала смертная казнь.
   Мы рассмотрели первый пункт, при котором в брак нельзя вступать родственникам.
   Второй пункт гласит, что в брак нельзя вступать недееспособным лицам. Эту тему оставим для психиатрии и судебной медицины, а вот третий пункт, при котором нельзя вступать в брак уже состоящим в браке, рассмотрим более подробно.
Для этого снова обратимся к истории и вернемся к законам о семье, существовавшим в Римской империи.
   Строгий моногамный характер римской семьи не допускал многоженства:  нельзя было жениться тем, кто состоял  в другом нерасторгнутом браке. Но это легко устранялось путем уничтожения мешающего мужа или жены.( Вспомните грибы, поднесенные Агриппиной своему мужу Клавдию. Это был не единственный ее поступок: она избавилась еще от трех мужей).  Бедному Клавдию явно не везло- до Агриппины от него хотела избавиться его первая жена развратница Мессалина, чтобы посадить на трон своего любовника.
   Но превзошел всех, конечно, английский король Генрих VIII, живший в XVI веке и заслуживший репутацию Синей Бороды. Он был женат шесть раз, при этом излюбленным способом избавляться от опостылевшей супруги была ее казнь.
   Кстати, когда ему наскучила первая жена Екатерина Арагонская, которая не могла родить ему наследника, он с ней развелся, несмотря на протесты Римской церкви, и тут же женился на ее фрейлине очаровательной Анне Болейн. Вместо долгожданного принца Анна родила девочку, но какую?  Будущую королеву Великую Елизавету I. Вскоре бурная страсть Генриха сменилась раздражением. Как в первом случае с Екатериной Арагонской  Генрих не стал утомлять себя бракоразводным процессом, тем более, что Анна не происходила из столь знатного рода, как Екатерина. Он обвинил королеву в измене- и Анне Болейн отрубили голову. Кстати, имя Анны Болейн вошло в историю не по поводу ее казни, а потому, что она является матерью королевы Елизаветы I.
   Следующая жена Джейн Сеймур тоже была фрейлиной Анны Болейн, но она, к своему счастью, умерла от родильной горячки, а не то последовала бы за Анной Болейн.
   Далее Генрих женился на Анне, дочери герцога Клевского. Женился на ней он по совету своего министра, при этом до женитьбы он видел ее только на портрете, который был сильно преукрашен. ( Даже в 16 веке не обходились без "фотошопа"!). Но наяву она не понравилась Генриху, так как была плохо образованна, неуклюжа и одевалась не очень изящно. Генрих дал ей прозвище "фламандская кобыла". Она сразу же согласилась на развод, чем и спасла себе жизнь.
   Следующей женой Генриха стала кузина Анны Болейн Екатерина Говард, на которой он женился по страстной любви, но вскоре она отправилась на эшафот, якобы, из-за своей неверности. Генрих даже не проявил изобретательности, чтобы придумать какой-либо  другой повод для казни.
   Через год Генрих женился на дважды вдове умной и изящной  Екатерине Парр. Но он был уже настолько избалован, что не мог долго жить с одной женщиной. За время их недолгой жизни он то принимал решение об ее аресте, то отменял его. В конце концов Екатерине повезло- Генрих скончался 28 января 1547 года,  так и не успев определиться.   
   На Руси тоже бывали случаи двоеженства. Из цитируемого нами Устава Ярослава Мудрого известно, как наказывалось двоебрачие: "Если виновным в этом преступлении является муж, то он подлежит наказанию, назначенному епископом, а вторая жена заключается в монастырь. Заключению в монастырь подвергается и жена, вышедшая замуж при живом муже, причём второй муж платил пеню в пользу духовного судьи."
   И тем не менее, верность очень ценилась, видимо, за то, что это было редкое качество, особенно в Римской империи.
   Надписи на гробницах и саркофагах сообщают о жёнах, имевших одного мужа, или о женщинах, которые оставались вдовами и не выходили вторично замуж, храня верность своему первому мужу. Вот и получается, что похвалу эти женщины получили только после смерти.
"Но ничего не бывает ужасней жены нехорошей,
Жадной сластены. Такая и самого сильного мужа
Высушит пуще огня и до времени в старость загонит",-
это опять стихи Гесиода, хоть и  написаны они в VIII веке до н.э., а чем не современны!
   Но если женщина оставалась вдовой, то римские законы допускали, что она могла вступать в повторный брак, при этом соблюдая траурный год, т.е. промежуток после смерти мужа в 10 месяцев. Такой срок выбирался для того, чтобы, с одной стороны,  проявить определенное уважение  к памяти покойного, а с другой- для  определения отцовства родившегося в этот период ребенка.  Если вдова в этот период все же выходила замуж, то она  подвергалась бесчестью со стороны своих сограждан.
   А вот мужчины не были обязаны хранить траур по умершей жене. Странно! Где же равноправие римских граждан?
   Как тут не вспомнить  пьесу Шекспира "Гамлет", в которой мать принца Гамлета  Гертруда, еще "не истоптав башмаков", через месяц после гибели своего мужа вышла замуж за его убийцу  Клавдия. В литературе этот брак является символом безнравственности и скоропалительности.
   Вот вы и узнали об условиях для вступления в брак и о препятствиях, мешающих этому.


Рецензии