Поцелуй перед казнью

«В  тюрьме  нет  места чувствам». Это суждение принадлежит известному чешскому коммунисту и антифашисту Юлиусу Фучику, погибшего от рук гестаповцев на гильотине летом  1943 года. Фучик, если хотите, один из нас. Нужно только сбросить со счётов время. Если на зверские пытки над Фучиком на допросах и в тюрьме посмотреть через обратный телескоп времени, то его чувства, мучения и даже убеждения, за которые он отдал жизнь, покажутся нам в худшем случае обыденными, почти потерянными в огромной свалке исторической информации, а в лучшем – покрытые ореолом славы и героизма, за которыми также не разглядеть человеческого подвига. Таким же образом,  можно было бы рассмотреть  распятие Христа. Свидетельства апостолов о нечеловеческих унижениях и жестокой казни, перерождаются через многовековое расстояние и цинизм в невыразительную библейскую сказку.

Антидемократические деяния нынешней власти, в особенности запрет коммунистических символов, серпа и молота, рассцениваются некоторыми экспертами и политиками как скатывание к фашистскому режиму. Соответствует ли эта оценка действительности? Я прочитал ещё раз «Репортаж с петлей на шее», чтобы  снова попытаться понять то, что писатель называл фашизмом до и после своего ареста. Кстати, в Панкрацкой тюрьме, где его заключило Гестапо в апреле 1942 года, он организовал своеобразную первомайскую демонстрацию во время конвоирования, изображая пантомимой удары молотом и косьбу. «Чуточку воображения, пишет Фучик, и товарищи поймут: серп и молот. Я поглядываю  кругом. На лицах улыбки, все с энтузиазмом следуют моему примеру. Поняли! Правильно, ребята, это наша маевка, а пантомима – наша первомайская клятва:  пойдем  на смерть, но не изменим». Правда, немного неловко воспринимается современным человеком такая степень жертвенности во имя идеологической веры?

«В чём вина этих людей? -  спрашивал Фучик глядя на узников и вспоминая поименно товарищей по сопротивлению, оставшихся за стенами тюрьмы. – Прежде всего,  в том, что они ни в чём не виноваты». А разве сегодня иначе? Повинны ли простые молдаване, коммунисты и некоммунисты, голосующие за ПКРМ, в том, что символы использованные Фучиком и другими антифашистами в своей борьбе, были использованы сталинцами и неосталинистами в чужих, атнигуманных целях. Своей жертвой Иисус Христос искупил будущий грех Инквизиции и крестовых походов, как и все человеческие грехи. Как быть с жертвой Фучика и миллионами ему подобных, божьими сыновьями,  принявших страшную смерть на полях сражений, в топках паровозов, в газовых камерах, или в тысячеградусном огне атома и напалма?

«Смотреть на людей со сломленной совестью еще страшнее, чем на избитых». Вот ещё один верный признак нашего времени, словно предугаданный писателем. Мы окружены людьми со сломленным хребтом. И поведение нынешней власти плодит неизмеримое количество социальных извращенцев. Из-за куска хлеба с маслом, из-за мнимого доходного места, человек предает друзей, жену, семью, не говоря уже о партии. И правят нами те же оборотни. Один властитель кинул другого властителя. Второй – ограбил всех своих друзей. Третий предал всё, что только можно предать и, в конце концов, свой народ.

И вновь, как будто изъясняясь для какого-то молдавского блога, писатель заключает словами ясновидца: «Тот же, кто из праха прошлого хотел соорудить плотину и остановить половодье революции, тот -  лишь  фигурка из гнилого дерева, пусть даже на мундире у него сейчас  золотые  галуны!  Но и этих людишек надо разглядеть во всем их ничтожестве и подлости, во  всей  их жестокости и смехотворности, ибо и они – материал для будущих суждений». Чем не портрет наших правителей!?

«В тюрьме нет места чувствам». А как же найти им место среди подлой тишины коррупции, среди табачного дыма контрабанды, юридического оправдания рейдерских захватов и карманных СМИ? Наши правители-олигархи забыли, или, скорее, никогда не знали, что такое преданность народному делу, преданность Родине. «Но разве это можно сравнить с охотой на людей, говорит Фучик, с возможностью распоряжаться  их жизнью и смертью, решать  судьбы  целых семей? Он (один из гестаповцев – н.з.)не обязательно жаждал свирепой расправы над заключенными, но, если нельзя выдвинуться  иначе,  шел на любые жестокости, ибо что значит красота и жизнь человеческая  для  того, кто ищет геростратовой славы?»

Как и вcё живое и жизнеутверждающее, память Фучика  прошла испытание, искусственно организованное ревизионистами. После бархатной революции в Чехии возникли попытки пересмотра наследия Фучика: появились сведения о том, что он сотрудничал с гестапо, а достоверность тайных записок из Панкрацкой тюрьмы была поставлена под сомнение. В 1991 году в Праге было основано «Общество памяти Юлиуса Фучика» c целью «защиты исторической правды, не только Фучика, но и других чешских патриотов, которые боролись за построение социалистического общества».

Вопреки сравнениям из «Репортажа» Фучика с нашими реалиями, Молдову пока нельзя назвать фашисткой, но мы катимся семимильными шагами к антинародному режиму. Запрет «серпа и молота» Партии Коммунистов Молдовы это второй шаг к её уничтожению. Первым был – закрытие оппозиционного телевизионного канала НИТ. Третьим шагом будет, очевидно, запрет, под любым предлогом, партии .Если сегодня почти не говорят о десятках сфабрикованных уголовных дел против коммунистов, то завтра их будет сотни и тысячи и о них будет уже некому говорить. Будет поздно. А до тех пор новые гестаповцы будут убаюкивать нас  через либеральные, «свободные» СМИ, будут петь нам песни так-называемого европейского будущего. Это, как бы сказал Фучик, поцелуй палача перед казнью.

«Люди, я любил вас! Будьте бдительны!»


Рецензии
Наверно поздно уже махать кулаками...

Славе Балак   23.01.2013 20:56     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.