Беглые мысли о национальной идее

О национальной идее в последние годы сказано было немало. И только в самое последнее время эти разговоры как-то поутихли. То ли поняли бесперспективность поисков, то ли уже нашли то, что искали, но нам не сообщили. Так или иначе, но в нашем обществе ни какой объединяющей идеи не появилось. А без нее трудно. Трудно, конечно, не каждому человеку в отдельности, а всему обществу в целом. Как и отдельный человек, который, не имея цели в жизни, просто бессмысленно проживает ее, так топчется на месте, не зная, куда ему приткнуться, и безыдейное общество.
Полагаю, резонно было бы начать разговор о русской идее с разъяснения ее понятия.
Что может, а что нет претендовать на столь ответственную роль интегратора и двигателя нации?
Ясно, что само понятие «национальная идея» - понятие идеальное. И оно не может быть выражено в каких-то материальных ценностях и экономических показателях. Национальная идея, если хотите, это душа нации. Можно ли потрогать душу руками? Измерить ее? Разумеется, нет. То же самое и с идеей. Поэтому, высказанная кем-то из чиновников мысль об утроении темпов ВВП как национальной идее, явно несостоятельна.
Следующие отличительные черты национальной идеи – значительность и благородность. Еще Н.А. Бердяев в «Истоках русского коммунизма» говорил о мессианстве русской идеи. Русский народ должен почувствовать себя мессией. Иначе о существовании национальной идеи не может быть и речи. Идея без мессианства просто не будет интересна русскому народу.
Ну, и заключительным признаком национальной идеи мне видится ее недостижимость в ближайшей перспективе. Если идею можно осуществить за 3-4 года, то это уже не идея, а «идейка». Тогда она слишком мелка для русского человека, и он вряд ли пойдет отдавать за нее самое дорогое – жизнь. Опять же, кто-то из наших уважаемых чиновников предложил рассматривать в качестве национальной идеи – Олимпийские игры в Сочи. У меня на сей счет возникает вопрос: а кто готов отдать жизнь во имя сочинской Олимпиады? Плюс к этому, а что будет после февраля 2014 года? Снова состояние безыдейности?  Или после Игр мы объявим национальной идеей Чемпионат Мира по футболу 2018 года? И будем жить четырехлетками. Причем эти четырехлетки будут отличаться от советских пятилеток не только длительностью, но и сущностью. Как цель от средства. Если советские пятилетки пропагандировались лишь как средство достижения великой цели, то российские четырехлетки будут заключать цель сами в себе. Я думаю, мы все понимаем абсурдность этой затеи. У нации может быть много задач, но идея (или сверхзадача) должна быть одна. И все эти задачи должны быть подчинены ей, а не существовать сами по себе.
Следующий вопрос, к которому нужно обратиться, а зачем нужна национальная идея? Что она дает? Прежде всего, она дает смысл. Оправдывает существование народа. Поднимает этот народ в своих собственных глазах. Делает его значительным. А если целый народ ощущает свою значимость, то и каждая его клеточка – отдельный человек – почувствует свою. А когда человек понимает, что есть что-то большее, чем просто будни, тогда он превращается уже в другое существо, более великое. Сознавая себя частью великой идеи, человек отдаст все силы на ее достижение. Он  не будет уединяться с банкой пива на диване перед телевизором, а направит весь свой духовный потенциал на достижение великой цели. Трудно поверить, что такое возможно. Вероятно, оттого трудно, что пока еще мы не обрели свою идею.
Идея, говоря словами Ремарка, - это «искра жизни». Искра, которая, подобно костру холодной ночью, объединяет своим теплом вокруг себя множество людей, и своим светом указывает путь тем, кто заблудился в темноте будней.
Общество без идеи, несомненно, может существовать. Более того, оно может существовать в сытости и тепле. Но в этих самых тепле и сытости оно будет умирать. Умирать не быстро, но неотвратимо. Освальд Шпенглер еще вначале прошлого века писал о «закате Европы». Она пока еще «не закатилась», но поступательно движется в этом направлении. Курс на мультикультурность, взятый в послевоенное время, по словам немецкого канцлера А. Меркель, «совершенно провалился». Азиаты и африканцы, приехавшие в Европу жить и работать, не смогли, а может, и не захотели приспособиться к европейской культуре и стали давить ее своими обычаями и порядками. И, как следствие, в той же Германии, например, происходит ответная реакция. Хороший пример этому – «Германия – самоликвидируется», книга Т. Сарацина, ставшая скандальной. Автор утверждает, что непродуманная эмиграционная политика ставит жизнь его страны на карту. Он говорит о непродуманной политике как о причине. На самом же деле она является следствием. Следствием безыдейности, в данном примере, немецкого общества. Утрачивая идею, вместе с ней народ утрачивает жизнь, обрекая себя на неважное какое – голодное или сытое, но все-таки существование. Жизнь- это динамика, существование – это статика. Прежде всего, статика, духовная. Вспомните хотя бы одного великого немецкого ученого или философа второй половины XX – начала XXI вв? Не трудитесь, не вспомните.
Когда одна культура мертвеет, на ее место приходит другая. Эта культура чаще всего находится на более низкой ступени развития. Главная ее характеристика – агрессивная экспансивность. Это не обязательно война, зачастую это просто заселение территории безыдейной культуры представителями менее развитой культуры и, как следствие, гибель безыдейной культуры. Энгельс писал, что подобное действие – это толчок к дальнейшему развитию цивилизации. Отнюдь не всегда. Но это всегда умирание безыдейной культуры. В 1453 году после взятия турками умерла великая культура Византии. Но кто рискнет утверждать, что Османская империя, появившаяся на ее месте, дала человечеству больше Восточной Римской империи и что она была более развитой в культурном отношении? Не дала и не была. У монаха Филофея в его концепции «Москва – третий Рим» видна та мысль, что Византия пала, поскольку она престала быть верной своей идее – православию.
Бегло глянув на то, что такое идея, какой она должна быть и что бывает, если ее утратить, необходимо понять, что за идея может быть у нашего русского народа.
Чтобы в этом разобраться, предлагаю оттолкнуться от нашего места в цивилизационной системе человечества. С. Хантингтон отнес русский народ к славяно-православной цивилизации. Из этого следует, что нашими кровно-духовными братьями являются православные славяне. Греки, не будучи славянами и поляки, не будучи православными, не могут считаться представителями нашей славяно-православной цивилизации. Другое дело, украинцы, белорусы, сербы и болгары. Общность цивилизации говорит о том, что исторически мы были всегда рядом, наши языки чрезвычайно близки, а религия – одна на всех. Мы ветви одного дерева – славяно-православного. А дерево – это в данный исторический момент подрублено. Россия и Украина отдалены друг от друга: в эти дни в Киеве люди митингуют против принятия русского языка в качестве второго государственного. Россия и Белоруссия вот уже сколько лет не могут окончательно сблизиться – потепление отношений то и дело чередуется с их похолоданием. Сербов, который год, «прессует» НАТО на их же родной земле. А исконно сербские земли – Косово и Метохию отданы албанцам. Болгария же теперь член вышеупомянутого НАТО, Разделены мы и разобщены. Поэтому лично я вижу нашу национальную идею в том, чтобы сохранить славяно-православную цивилизацию. Цивилизация, которая вымирает. Вымирает как в демографическом плане, так и в культурном. Мало радости в выборе между физической смертью и бескультурной жизнью. Какой из путей хуже? Выражаясь языком И. Сталина, отвечу: оба хуже. Наш единственный путь – культурная жизнь, которая, прежде всего, под собой предполагает сохранение общих культурных ценностей и корней. Только вместе мы можем сохраниться, а порознь – сгинем безвозвратно. Роль России в этом вопросе трудно переоценить. Обладая гигантскими территориями и ресурсами, кому, как ни нам, стать основой для объединения славяно-православных народов. Народов нашей цивилизации. Наших братьев. Прошли старые времена, когда в русских семьях было по 8 – 10 детишек, когда мы спокойно могли принимать другие народы и не опасаться за сохранность собственного этноса. Политика открытых границ теперь, как никогда, губительна для нас. ( И не только для нас. Вспомните упомянутый выше пример Германии.) Двери в наш дом должны быть открыты только для наших братьев, поскольку они ни только не несут угрозы нашей культуры (поскольку культура у нас общая), но и способствуют ее сохранению. Чем больше на Руси будет православных славян, тем больше шансов у нас стать Империей Духа.
Но возникает резонный вопрос: с какой это стати, скажем, тем же украинцам стремиться в Россию? Чем их жизнь хуже нашей? В тот-то и дело, что ничем. И только своими успехами в политике, экономике и культуре мы можем обрести уважение в глазах наших младших славянских братьев. Именно на нас лежит миссия стать двигателем славянской интеграции. Мы все - один славянский организм. А наши народы – это его части. И организм может существовать без некоторых частей, но только он тогда выглядит убого.
Я убежден, что только славянские народы могут видеть в нас просто братьев, без каких-то либо дополнительных выгод для себя.
Но чтобы объединять других, сперва нужно сохранить себя. Свою Россию. Свой русский народ.
Сохранение русского народа, вот, что должно стать приоритетной целью российской политики. Поддержка, прежде всего, русских. Я не призываю обижать другие народы РФ, я призываю всеми способами поддерживать русский народ. Потому что, хотите ли вы того или нет, но русский народ – главный народ России. Русский народ – это несущая конструкция Российской Державы. Рухнет конструкция, рассыплется и вся Держава! Чем связан тунгус и чуваш, чеченец и чукча, еврей и татарин, дагестанец и калмык? Они связаны лишь тем, что каждый из этих народов присоединен к русскому народу. Если не будет русского народа, то между вышеуказанными народами не будет никакой связи. И на месте Российской Федерации возникнут независимые Татарстан, Чечня, Калмыкия, Якутия, Чувашия. Вы хотите этого?
Русский народ должен жить и физически и культурно. Причем без культурной жизни особого прока в жизни физической я не вижу. А фундаментом русской культурной жизни является, конечно же, православие.
Вера немыслима без церкви. Церковь должна быть отделена от государства не только юридически, но и фактически. Еще основатель «нестяжательства» Нил Сорский (1433-1508 гг.) говорил, что духовная и светская власти должны иметь разные, совершенно не перекликающиеся сферы деятельности, разные способы и методы осуществления власти. Он считал, что Церковь должна быть ограничена только духовной областью. Систему же его взглядов прозвали «нестяжательством», поскольку Нилом отрицалось владение монахом или монастырем частной собственности Он, вообще, выступал против того, чтобы церковь имела в своей собственности земельные владения. Со дня кончины старца Нила уже минула, без малого, половина тысячелетия. А, между тем, его идеи и сейчас представляют немалый интерес. Что касается отсутствия у священников, храмов и монастырей частной собственности – это правило в наши дни неприменимо. Но вот, что некоторым святым отцам надо быть поумереннее – это однозначно, ибо они должны являть собой примеры если и не совершенства, то высокой развитости нравственного духа, а не материального благосостояния. Согласитесь, мало доверия святому отцу, который приезжает на службу на своем «Мерседесе». А также мало радости, когда ты приходишь со своей свечкой в церковь, чтобы ее поставить, а тебе сообщают, что в храме можно ставить лишь свечку здесь купленную… Мелочь, а неприятно.
Церковь и государство должны быть разделены. В России этот принцип никогда не соблюдался. Церковь всегда была институтом государства. Но так не должно быть. Церковь должна укреплять людей в вере, а не в политической позиции. Святые отцы же должны своим примером демонстрировать людям все лучшие духовные качества. Только тогда русские станут рыцарями духа.
Государство же в свою очередь должно обеспечить людям обязательное хотя бы среднее юридическое образование. Я убежден, что многие беды в нашей стране оттого, что одни не знают законов, а другие умело этим пользуются.
Только умный и духовный русский человек, сможет сохранить свою Родину вместе с проживающими на ней народами, приумножить ее богатство, а впоследствии принять под свое крыло все другие православные славянские народы для создания Великой Славянской Империи Духа и, тем самым, осуществить, на мой взгляд, предназначение России.
Такова, на мой взгляд, миссия России. Миссия, которая должны оформиться в национальную идею.
Г. Гегель считал, что каждый народ получает всего лишь однократную возможность составить эпоху в мировой истории. После он должен отойти на второй план. Так было с греками, итальянцами, немцами, французами и турками. То же будет и с американцами.
Наш же народ в октябре 1917 г уже изменил ход мировой истории. Наш народ открыл эпоху строительства мирового коммунизма. А потом, когда все рухнуло, отошел на второй план. Но мы заслужили право на вторую попытку тем, что события октября 1917-то не являлись осознанной целью бытия русского народа. Она была следствием обстоятельств и человеческих ошибок, но не осознанного выбора. Мы же имеем право на свой выбор и на второй выход на сцену мировой истории! 


Рецензии
вопрос веры, это очень лично, просто каков поп, таков и приход...

Дебора Вишневская   24.07.2012 21:42     Заявить о нарушении