Кружево

На сайте художника Ильи Комова я обнаружил его замечательную статью-рассказ о романовском кружеве.  Статья глубоко меня тронула. Я хотел бы, чтобы больше людей прочитало это произведение. Вот оно:
Илья Комов.
Статьи художника
Романовское кружево.
14.01.2010

Романовское кружево — самый таинственный и легендарный представитель своего жанра в истории русского искусства. Тончайший, непостижимый по сложности узор — молитва, запечатленная в ювелирном плетении.

Существовало оно начиная с XVII века и было единственным женским промыслом в Романове — Борисоглебске. Кружево плели, не только в Романове, но и на противоположном берегу Волги — на Борисоглебской стороне. Но именно романовское кружево считалось наиболее изысканным.

Главным инструментом служили липовые коклюшки-палочки для наматывания, которые изготавливались самими мастерицами. Они же пользовались мхом для изготовления бабин. Как ласкают слух слова: куличики, батани, бараньи рожки (напоминают о другом знаменитом промысле — романовской овце)! А ведь это — термины сцепной техники плетения! Шленский вид — другая многопарная техника.

Использовались только льняные и хлопчатобумажные ткани. Кружево шло для приданого невест, одежды купчих, новорожденных и, особенно, для украшения храмовых полотенец.

В начале XIX века промысел полностью исчез. Казалось, не сохранилось ни одного экземпляра романовского кружева. Редкий музей может похвастаться наличием хотя бы одного экспоната.

И вдруг — настоящее чудо! Во время очередного паломничества на могилку старца архимандрита Павла (Груздева)  в город Тутаев (оказывается, это современное, советское имя древнего Романова — Борисоглебска) мы знакомимся с родной племянницей батюшки Еленой  Родинской. Неожиданно выясняется, что скромная русская женщина — хранитель уникальной коллекции: феноменально полного частного собрания романовского кружева. Причем собирателем этой коллекции был сам старец, легендарный архимандрит Павел (Груздев).

Во многих храмах сейчас пользуются большой популярностью замечательные книги «Последний старец»,  «Родные мои», «Архимандрит Павел», рассказывающие о жизни и чудесах о. Павла.

В детском возрасте будущего старца благословил на монашество сам Патриарх Тихон, скрывавшийся от революционных боев в Афанасьевском женском монастыре города Мологи. Там же, в Афанасьевском монастыре, у тетки, монахини Евстолии, жил в детстве отец Павел. В безбожное время отец Павел жестоко пострадал за православную веру: 11 лет тюрем, лагерей и ссылок, зверские пытки, лишившие его всех зубов и зрения почти полностью.

В 60-80-е годы батюшка был настолько почитаем, что даже автобусная станция в глухом селе Верхне-Никульское, где он служил, носила неформальное название «Отец Павел». Сколько страдающих душ батюшка исцелил, сколько людей избавил от страшных болезней, спас от смерти, наставил на путь истинный за свою долгую жизнь!

Но и после ухода в вечность батюшка не оставляет нас. С выходом книг паломничество на его могилку в Тутаев приобрело массовый характер. А день Ангела и день преставления о. Павла отмечаются как большой праздник с участием многих паломников не только со всей России, но и других стран мира.

Отовсюду стекается страждущий народ на скромное Леонтьевское кладбище к могилке старца, и люди получают: кто — исцеление от безнадежной болезни, кто — избавление от бед и, особенно часто, — помощь близким в обретении веры. Поразительно недавнее чудо — спасение из бандитского плена похищенного мальчика. Ребенка передал в руки милиции лично отец Павел, явившийся зримо, подобно святителю Николаю.

Испокон веку люди несли в храм и в подарок священнику все лучшее и любимое. Обладая от Бога безошибочным художественным вкусом, отец Павел смог сохранить все самое лучшее и грамотно сформировать настоящую коллекцию.

«Каждая вещь согрета теплом батюшкиных рук», — говорит племянница старца Елена Родинская. Глядя на эти кружевные сокровища духа, невозможно поверить, что эту кристально чистую красоту смогли создать обычные женские руки! По внутренней глубине и образному наполнению эти вещи сопоставимы с самыми высокими шедеврами  древнерусского искусства.

С удивительным достоинством совершает свой незаметный подвиг эта скромная,тихая женщина. Несмотря на суровые условия сельского существования, ей ни разу не пришла мысль что можно что-то продать или «раскрутить из коллекции.Что могло бы существенно изменить материальную жизнь её семьи.

Но Елена — не просто преданный хранитель прекрасного, а настоящий художник, творец! Она возрождает забытый промысел в наши дни. По архивным материалам ей удалось овладеть секретами романовского кружевоплетения и вместе с коллегой она преподает его детям в обычной школе города Тутаева. Эти уроки очень любимы. При недостатке коклюшек дети используют для наматывания обычные фломастеры. В школе проводятся выставки и семинары.

Очевидно, что рука ребенка, осязательно познавшая настоящую красоту, никогда не возьмет шприц и не влезет в чужой карман.

Во многих городах предприимчивые люди создают коммерческие музеи водки, мыши или табуретки. Но нет музея романовского кружева. А ведь это помогло бы выжить не только маленькому городку! Это нужно всем нам, мучительно ищущим опору в истинных ценностях.


Рецензии
Прекрасный очерк, Никита. Да, надо возрождать традиции. Без корней и дерево не стоит, а тем более человек. С уважением

Сергей Владимирович Жуков   11.09.2012 12:26     Заявить о нарушении
Спасибо.

Никита Ермаков   14.11.2012 00:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.