Восьмое чудо света в хатанге

          Если когда-нибудь в первой половине года Вам посчастливится попасть в поселок Хатангу. Вы непременно придите на берег Хатанги-реки. Постарайтесь воспользоваться шансом увидеть уникальное рукотворное сооружение – ледозащитную дамбу—единственную в мире. Для хатангчан берег реки с дамбой – привычный пейзаж. неизбежная часть поселкового интерьера. Она рождается на их глазах глубокой полярной ночью, чтобы, выполнив свою миссию, умереть в разгар полярного дня.
           На первый взгляд, вроде, ничего особенного: огромный ледяной параллелепипед вы-
сотой с трехэтажный дом, тридцать метров в ширину, со слегка скошенными боковыми стенками. Располагаясь перпендикулярно берегу, он на 200м врезается в  ширь реки. Сверху – ровная снежная площадка. Вот и вся дамба. Но хочется  рассказать  об этом единственном в своем роде строении и о том, какую важную, незаменимую роль оно играет в жизнедеятельности Хатангского морского порта, а, значит, и поселка.
               
           ЗАЧЕМ НУЖНА ДАМБА?
           Чтобы ответить на этот и другие вопросы. беседую с начальником портофлота Стоя-
ном Борисом Александровичем.
           -Да. сооружение уникально. Но строим мы его “не от хорошей жизни”- это единственный способ защитить суда от ледохода. И первая  дамба была построена в конце тридцатых годов, сразу после образования Хатангского речного агентства, когда возник вопрос о зимовке судов.
             С интересом слушаю рассказ Бориса Александровича о порте, о дамбе, о людях, ее
строящих. В его рассказе чувствуется отличное знание своего дела, пристрастие к нему, 
понимание и уважение к людям, выполняющим столь необычную работу, восхищение ими.
             Хатангский морской порт – именно морской,  хотя он расположен на берегу реки. Великой реки, родившейся от слияния двух северных рек: горного стремительного Котуя и спокойной равнинной Хеты. Бороздят широкую глубоководную Хатангу  морские суда и небольшие суденышки. Отработав навигацию, “гости” уходят, а свои суда нужно сберечь до следующей весны. Все хорошо. Но на реке нет удобного затона, где флот мог бы укрыться от всесметающей силы безудержного весеннего ледохода.    
             Вот здесь-то и нужна надежная защита! Вот поэтому хатангские моряки и вынуждены строить ледозащитную дамбу.   
 
             КАК ОНА РОЖДАЕТСЯ?
            -Сооружать дамбу приходится ежегодно. Строительство длится пять месяцев - с начала ноября по конец марта,- продолжает Борис Александрович.
            А я с удивлением отмечаю, что с этой трудоемкой, непрерывной и кропотливой работой справляется бригада всего из четырех человек. А иногда ограничиваются и двумя.
              Работы начинаются после ледостава. Река входит в свой зимний уровень. Оголяется узкий, врезающийся в реку участок суши, на котором и будет построен айсберг.
              Сначала на этой выровненной очищенной площадке устанавливается каркас- опалубка, набранная из металлических щитов размером 5 на 0,5м, которые плотно между собой скрепляются. Затем насосами из полыньи закачивается вода, т.е. делается заливка слоем 5 см. Примерно, через 12 часов, когда вода накрепко замерзнет, процесс повторяется. Непрерывно в течение пяти месяцев. За это время на строительство искусственного айсберга перекачивается 17 000 тонн воды. Причем, работы производятся в самые лютые морозы: чем крепче мороз, тем надежней успех. По мере нарастания льда опалубка приподнимается. Необходимо достичь определенной высоты – она должна превышать самый высокий  предполагаемый уровень воды в реке во время паводка. Иначе наличие дамбы не имеет смысла. Попутно в “тело” искусственного айсберга вмораживаются восемь деревянных столбов, использующихся в дальнейшем в качестве швартовых палов.
          О ХАТАНГСКИХ МАСТЕРАХ

         -Борис Александрович, люди в бригаде постоянные или меняются?
         -Работа по строительству дамбы  тяжелая, грубая, но, тем не менее, тонкая, со своими
особенностями, секретами. Требует знаний, мастерства, опыта. а главное – душевного отношения. Корифеем создания искусственных айсбергов,- рассказывает начальник портофлота был ныне покойный Колупаев Юрий Александрович. За свою жизнь он построил 25 дамб!
     Сейчас уже много лет эту уникальную работу мастерски выполняет ветеран порта, наставник молодых , замечательный человек Журавлев Владимир Константинович, который уже воспитал и надежного преемника – Леонида Александровича Мартынова. Эти два человека-постоянные члены бригады,  остальные меняются.
          Да, труд ледовых строителей не простой, тяжелый,  и результаты его требуют постоянного внимания и контроля. Так, после метели или интенсивного снегопада снег, покрывающий площадь дамбы (а это более 60 000 квадратных метров), убирается вручную. Необходимо также вовремя снимать куржак –“лишний” пористый, намерзающий на поверхности заливки лед. Нужно следить, чтобы не было внутри льда не промерзшей воды, которая впоследствии может грозить готовому сооружению “взрывом”. Есть еще много других тонкостей и секретов, которыми владеют замечательные хатангские мастера.
           Честь им и хвала!

            ВЕСНА. ЛЕДОХОД. ФЛОТ
            К 31 марта (последний срок) искусственный айсберг готов! Опалубка снимается, и
он гармонично вписывается в рисунок набережного ансамбля Хатанги, терпеливо ожидая
своего часа.
            …На календаре – июнь, лето, а в Хатанге в полном разгаре весна. Солнышко над Арктикой уже на постоянном дежурстве, и весна торопится закончить свои снего- и льдоуборочные дела. Сначала просыпается  южная из “двойняшек”- река Котуй, которая  “будит” и реку Хатангу.
            Заинтересованный наблюдатель может стать свидетелем неизбежного проявления мощи великой реки, этого естественного явления – ледохода со всеми его атрибутами: заберегами, подвижкой, треском и, наконец, величественным движением по поднявшейся воде огромных ледовых полян – с негромким шуршанием на северо-восток, к морю. Трудно
остаться равнодушным к этому притягательному зрелищу.
            Но, если для нас – это просто замечательная картина, сотворенная природой, то для
хатангских портовиков – это еще и один из самых напряженных моментов в их трудовой деятельности. Как говорит Борис Александрович “душа не месте” от начала  подъема уровня воды в Хатанге до околки судов и заводки их за дамбу. Работу нужно сделать быстро и вовремя! Ведь флот зимует на глубокой воде. Так и стоят всю зиму кораблики, вмороженные в метровую толщу ледяного покрова реки. А весной вокруг каждого судна при помощи так называемой, баровой установки “расслабляется” лед с последующим его зачернением; производится околка судов – это уже функция буксира “Созидательный”.
             Флот таким образом к движению в укрытие готов. Здесь возникает опасный, очень тонкий, чрезвычайно напряженный момент – нужно уловить время, когда уровень воды становится достаточным для заводки судов за дамбу, но ледоход еще не начался. Этот момент стоит морякам многих бессонных ночей и нервного напряжения. 
            Наконец суда  на месте. И тут – Ваш выход, госпожа Дамба! Хатангский флот за ней,
как за каменной стеной. Стоят себе в уютном затоне, ничуть не обеспокоенные грозным дыханием реки. Молча наблюдают, как “тушуются” ледяные поля, проплывая мимо невозмутимой преграды. Два–три дня – и Котуй прошел, река чистая, Но ненадолго. Наступает черед Хеты. И все повторяется.

        ДО СЛЕДУЮЩЕЙ ВЕСНЫ!
        Хатанга-река успокоилась. Темная холодная вода еще мрачна и мутна, но уже потихоньку отступает с занятых территорий. Солнышко добросовестно оказывает свое благотворное воздействие, и дамба с каждым днем необратимо уменьшается, как бы сжимаясь в своих размерах. Но, оказывается, это не единственная и, даже, не главная причина, которая уменьшает век искусственному айсбергу.
      Основное разрушение происходит снизу: дамба размывается водой, и в один прекрасный момент разламывается на внушительных размеров ледяные глыбы, и те, влекомые мощным течением реки, начинают свое трехсоткилометровое путешествие к морю Лаптевых.
        Вот такой получается короткий век  активной жизни нашей героини. Но его достаточно
чтобы оправдать свое предназначение. Нескольких дней хватает, чтобы сохранить флот для
полнокровной деятельности на всю навигацию.
        Прощай, дамба! Ты умираешь сейчас, чтобы к следующей весне возродиться вновь. И
мы снова придем на свидание с тобой!
    
10.06.2001г.               


Рецензии