Король Барбаросса и особенности русской охоты5

Я «злокозненно» сопоставил эти три фрагмента. Каюсь, что с одной целью: показать тебе, читатель, причины, приведшие, на мой взгляд, к сокрушительному разгрому вермахт зимой 1941-го. Во-первых, в первом случае старый советский источник указывает на наличие «автоматов» (ППД-38) у 28 панфиловцев. Кроме этого – бутылок с горючим, коих во втором случае нет. Или рассказчик (командир 1075-го полка полковник И.В.Карпов) опять «не помнит»? Как не помнит  многое другое: сколько было ПТР в 4-й роте, сколько панцеров атаковало рубеж обороны 4-й роты? Что означает формулировка – «я не знаю, вернее, не могу определить»? А уж расположение КП в районе Дубасеково,  на расстоянии 11 км от передовой, вообще неприглядно рисует картину «настоящего полковника». Уж взял бы (чего уж там!), разместил бы свой блиндаже за разъездом – ещё километров на пяток…
   Поражает другой факт: немцы усиленно обрабатывают позиции именно 2-го батальона 4-й роты. И атакуют её танками.  А товарищу полковнику не приходило в голову часом или двумя, что это – остриё вражеского удара? Что туда надо бы перебросить все или значительное число из имеющихся 11 ПТР? По-видимому, не приходило. (С этим, кстати, согласен и сам Б.В.Соколовв книге «Георгий Жуков».) Вот и сидел он на своём КП в 11 км. И досиделся – чуть не попал под гусеницы вражеского танка, меченного крестами. Правда, про дальнейшую судьбу этого панцера товарищ Карпов как-то не припоминает. То ли память отшибло от страха, то ли «панцерман» испугались его. Решили от греха по дальше ретироваться на исходные – ну его , в гробину…

   Удивляет также отсутствие «техники» в дивизии. Танков в 316-й действительно не было с момента формирования. Наличие четырёх пушечных полков артиллерийских полков РВГК (резерва главного командования), трёх противотанковых артиллерийских полков Карповым как-то не учитывается. Всего в дивизии на момент боёв насчитывалось 207 орудий: четыре 25-мм зенитных, тридцать два 45-мм противотанковых, четырнадцать 76,2- мм полковых пушек, шестнадцать 85-мм зенитных орудий, восемь 122-мм гаубиц, двадцать четыре 122-мм пушки, тридцать 152-мм гаубиц-пушек. Причём на 18 октября всего девять из двадцати орудий 76-мм 296-го противотанкового полка были выведены из строя. И то: по причине «обхода» наступающими заслона 2-го батальона 1075-го полка, коим командовал… А до этого, вступившие в «дуэли» с 76-мм ЗИС-3, а также 85-мм зенитными пушками образца 1939 года, гитлеровские «коробочки» горели. Мы уже знаем смешные калибры их пушек и диаметры стволов, не превышавшие 24-х калибров. Попробуй-ка достань из таковского 35-мм или даже 75-мм «штуммеля» нашу дивизионку ЗИС-3 или Ф-22, что прицельно лупила с 1000 метров! Башню снесёт… (О ТТХ советский артиллерии предлагаю посмотреть моё исследование "Артиллерийский маразм..." в этом же альманахе.)

   Помимо этого накануне боёв со 2-й панцерной панфиловская дивизия была усилена 296-м противотанковым артиллерийским полком полком (двадцать 76-мм пушек и четыре 25-мм зенитных автомата). А всё усиление было в довесок к штатному артиллерийскому полку дивизии: шестнадцать 76,2-мм пушки, восемь 122-мм гаубицы. Вот так силища!

   Не стоит напоминать сколь скромным было оснащение артиллерией панцердивизии вермахта. Да ещё после летних боёв. И путешествия по российскому бездорожью. Как говорится, если бы ни «грамотеи» на границе и на шоссе – не бывать бы врагу…

   Кстати, скромные танковые возможности поддержки пехоты это прежде всего 22-я танковая бригада. Она вышла из вяземского «котла» в составе многих соединений, что пытались блокировать по приказу Гудериана его пехотные дивизии. Но, как видим, безуспешно! В составе бригады на момент боёв: 29 Т-34 и 32 танка БТ, Т-26 и т.д. Именно выведенные из окружения К.К.Рокоссовским соединения составят костяк 16-й армии.

   Но самое главное, читатель, ты обратил внимание, как варьируют авторы одной деталью? А именно: тактика танковых атак вермахта? Танки с крестами на броне действуют «мелкими группами»: по 15-30 машин. Это существенно снижает боеспособность и силу ударов. А удары «панцерваффе» также заслуживают пристального внимания. Они перестают быть охватывающими. Вместо этого и Гот, и Гудериан как-то поразительно быстро начинают действовать фронтально. Да ещё «малыми группами».

   Кстати интересно: а чего это товарищ Карпов «забыл» об «автоматчиках»? Вооружённых в основном магазинными К89 («Маузер»). Тогда как у него во взводах и ротах наличиствовали и скорострельные СВТ-40, и ППД-38. Ну, само собой: как и обо всё прочем. По той же причине, надо полагать. По его версии 2-я панцерная так и вовсе пёрла в атаку без пехоты. Самоубийство какое-то со стороны Гота! Хотя  на 18 ноября 1941-го по данным комиссара 1075 полка Мухамедьярова за два предшествующих дня полк 400 человек убитыми, 100 человек ранеными и… 600 человек пропавшими без вести. Хотя вражеские потери составили 800 человек и…15 танков.

   Здесь следует сделать два уточнения: во-первых, по версии самого «настоящего полковника» на 16 ноября личный состав рот 2-го батальона составлял 100 человек. А это – полный комплект! Так как дивизия была в боях, в которых участвовал известный полк, это выглядит по меньшей мере странно. К тому же, знаменитый бой под разъездом Дубасеково произошёл в худших традициях фильма «Если завтра война». Как будто Герман Гот вдруг «заболел» той же болезнью, что до этого страдал Кирпонос (к тому времени погибший), Павлов (к тому времени расстрелянный) и Жуков. Он начинает «гонять» свои панцеры в атаки противу всех правил: малыми группами. Вместо того, чтобы собрать у позиций 2-го батальона все имеющиеся в наличии «коробочки», пускается в разнос. Мало того, что атакует малым числом первый раз. Он так же продолжает  «развивать успех».

    А под Тихвином, где товарищ Мерецков, якобы отлупцованный в НКВД до потери пульса, начинает «выдавливание» противника за Волхов, наблюдается нечто странное. Противник начинает распределять танки по пехотным дивизиям. В качестве поддержки! Прямо по Жукову, который, если помните, то же самое делал с 1-й танковой дивизией из-под Кандалакши: распределял по 3-5 КВ на пехотную дивизию.Что, согласитесь, не очень положительно скажется на их пробивных качествах. И хочется вновь предложить читателю - взглянуть на оперативную карту начала войны, представленную в "шапке" исследования. Обрати внимание, как стратеги вроде Жукова и Тимошенко видели направления главных ударов - тебе всё станет ясно...


Рецензии