Гончаров Иван Александрович. Переплетенье судеб пе

Певец истинно русской души - Гончаров Иван Александрович.


С 10 по 25 июля в Ульяновске (Симбирске) прошли юбилейные чествования к 200-летию великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова. В рамках юбилея был торжественно открыт после обновления, расширения и реставрации, дом-музей писателя.


Симбирск на карте генеральной…

    Старинный город Симбирск, известный более современникам под именем Ульяновск, необычайно и непривычно оживился теплыми июньскими днями 2012 года. На 200-летний юбилей великого русского писателя Ивана Александровича Гончарова – уроженца Симбирска, прибыли с поздравлениями сотни различных и немаловажных персон. Ученые, литераторы, библиотекари и музейные работники со всей нашей обширной территории, а также из-за рубежа, поспешили поздравить город с выдающейся датой. Кроме того, Симбирск посетили с визитом потомки Ивана Александровича, коих у него оказалось немало. Москва, Петербург, Париж, нижний Новгород, Казань - вот основная география мест нынешнего проживания родственников Гончарова, а  насчитывалось их в делегации более тридцати человек.
     Чествования юбиляра происходили с размахом. Главным событием торжественных мероприятий явилось открытие Дома-музея Ивана Гончарова после ремонта и глобальной реконструкции.  Огромную работу проделали научные сотрудники музея, строители, художники, краснодеревщики, мебельщики, чтобы воссоздать по документам и планам внешний вид дома и внутреннее убранство помещений, возродить дух времени и эпохи, придерживаясь исторической достоверности. Финансирование глобального проекта взяла на себя мэрия города при поддержке правительства Российской Федерации и комитета по культуре. Особенно хочется отметить, насколько серьезно к вопросам восстановления культурных ценностей родного края относятся глава региона Сергей Морозов и министр искусства и культурной политики Татьяна Мурдасова. Хочется всем российским городам пожелать таких чутких руководителей!


«Я восхищен, я очарован, короче, я огончарован…»
    Юбилейные празднования растянулись практически на месяц. В рамках программы прошел театральный фестиваль, где различные коллективы показали свою версию прочтения произведений Ивана Александровича Гончарова, открытие филателистической и художественной выставок, открытие и презентация новой экспозиции Дома-музея Гончарова, возложение цветов к памятнику Гончарову и к мемориальной беседке, построенной еще к столетнему юбилею писателя в любимой им Винновской роще, вручение ежегодной гончаровской премии, гончаровской гулянья, концерты, научные конференции… А также торжественный прием у губернатора, на котором присутствовали  представители правительства Российской Федерации - первый заместитель Председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Александр Трошин, заместитель Председателя комитета по культуре Государственной Думы РФ Александр Балберов, вице-президент Российского фонда культуры Лариса Назарова.
    Сотрудники музея не спали перед открытием несколько суток – доделывали, доводили до ума экспозицию, украшали, волновались…  Вдвойне приятно было нам присутствовать на вручении им почетных наград! Медаль Н.М. Карамзина была вручена Ирине Смирновой — заведующей филиалом «Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова». Звание «Заслуженный работник культуры Ульяновской области» присвоено Антонине Лобкаревой — научному сотруднику филиала «Историко-мемориальный центр-музей И.А. Гончарова».
    Непременно стоит упомянуть, что особым вниманием у приезжих гостей пользовался символический диван Обломова, красующийся в сквере Гончарова, прямо рядом с памятником Ивану Александровичу, напротив дома-музея. Каждый турист счел своим долгом сфотографироваться лежа на этом диване. Что и не удивительно, ведь Обломов, наиболее популярный из литературных героев Гончарова, является практически олицетворением любимого российского образа жизни – «времяпрепровождение  в приятной праздности».
    

Поистине домашний уют.

     Неделя пребывания в делегации потомков полетела для нас с Екатериной Панфиловой и Василием Сахновским незаметно, как один день. Организаторы постарались так плотно насытить наш досуг, что ни одна секунда, прожитая нами в славном Симбирске, не пропала даром! Отбывая в родные города, мы сожалели только об одном – еще не все успели посмотреть, не во всем успели поучаствовать! Прямо в поезде стали планировать посещение Симбирска на следующий год. Ведь Антонина Сергеевна Лобкарева и Ирина Вениаминовна Смирнова поделились с нами идеей сделать в музее литературно-музыкальную гостиную. «Хотим, чтобы тут все было так, как при Гончаровых, это же - дом-музей и он всегда должен быть открыт для потомков, тем более, таких творческих! Вместе мы создадим здесь домашний уют». Справедливости ради стоит отметить, что неповторимый и истинный уют создать им удалось и без нас, такой, что и уезжать не хотелось – просиживали в музее часами за чаем и интересными беседами. Но, как говорится – нет предела совершенству! Будем думать, придумывать, что-то новое и вместе творить! Главное, чтоб «обломовщина» не помешала!


Обломовщина – как средство реконструкции жизни.

  Так давайте же выясним, что такое истинная «обломовщина»! Откуда вообще она берется и почему.  Вот, откуда, например, взялся у исправного и успешного чиновника Ивана Александровича Гончарова культ «обломовщины»? Обратимся за ответом к биографии самого Александра Ивановича, а заодно и напомним читателю вехи жизни этого замечательного писателя.
   Родился наш герой в победоносном 1812 году в тихом и провинциальном Симбирске. Уютный городок, стоящий на высоком берегу величественной Волги, являл собой  пример традиционного размеренного и покойного житья в поселениях российской глубинки. Сверкающие купола тридцати двух церквей, маленькие одно- и двухэтажные домики, куры, гуси, свиньи, гуляющие свободно по улицам, знакомые и соседи с которыми раскланиваются непременно при каждой встрече, незатейливый уклад быта и отсутствие каких- либо секретов - вот характерные приметы такого поселения. С какой любовью впоследствии опишет Гончаров  в своих произведениях эту тихую провинцию с пьяняще чистым воздухом, пышной зеленью и ленивым течением многоводной реки.  Матушка маленького Ванечки - Авдотья Матвеевна, была младше мужа  своего более чем на тридцать лет. Было у нее одно-единственное романтическое воспоминание:  как-то раз в их края приезжал со свитою своей великий император Александр Первый «Благословенный», и ей, молодой красавице в жемчужно-сером платье модного в то время фасона «ампир», выпала честь протанцевать с державным кавалером вальс на балу дворянского собрания. То самое,  жемчужно-серое платье Авдотья Матвеевна не надевала никогда более, но охотно показывала его детям, сопровождая демонстрацию рассказом о великой удаче ее юности. После самого значимого события в своей жизни, Авдотья, девятнадцати лет отроду была выдана замуж, а в тридцать лет уже овдовела. Отец Ивана, бывший успешным купцом, скончался когда сыну не исполнилось и пяти лет, оставив на попечении молодой вдовы четырех малолетних отпрысков - двух мальчиков и двух девочек. Любовь и уважение к отцу, практически не запомнившемуся малышу Ванечке, протянулась, однако, красной нитью через всю его жизнь и приняла весьма причудливые формы. Взрослый и именитый Иван Александрович Гончаров ни при каких обстоятельствах не желал принимать жалованного ему за честную службу дворянства, а напротив, всегда подчеркивал свое купеческое происхождение и указывал это во всех официальных документах.
     После смерти отца, неоценимую  помощь в воспитании малолетних сирот оказал крестный детей, «дядя-баловник» Николай Николаевич Трегубов  - в прошлом очень родовитый дворянин, но растерявший практически все свои регалии.  В роду его числились и Рюриковичи, и потомки Чингисхана,  но будучи столь знатными боярами, предки Трегубова не хранили никаких бумаг, подтверждающих родство, справедливо полагая, что их, таких именитых  и так все знают. Так, да не так, и впоследствии императрица Екатерина Вторая воспользовалась боярской спесью и недостаточным уважением к делопроизводству, издав указ о необходимости всякому дворянину подтвердить его коренное благородное происхождение. У множества исконно русских боярских семей «тугаментов» не оказалось. А на нет – и суда нет! И лишились бояре мест около трона императорского, кои позанимала пришлая немчура, от чего императрице-чужестранке было спокойнее. Таким образом, именитый, но окончательно разоренный дворянин Трегубов, крестный детей четы Гончаровых поселился во флигеле их семейной усадьбы в самом центре Симбирска и занялся воспитанием осиротевших малышей. Дядя, столичный человек,  прививал детям манеры и изысканность в воспитании, а  также и интерес к чтению, поскольку имел обширную библиотеку, включающую книги на различных языках. Николай Трегубов, бывший морской офицер, увлеченно рассказывал своим подопечным о собственных невероятных приключениях, и,  проводивший много времени в обществе любимого дяди маленький Иван Гончаров, загорелся желанием быть писателем или мореходом.
     Мечта о кругосветном путешествии появилась у Ванюши еще в малом детстве. Сидя на берегу Волги под впечатлением рассказов дяди, Иван думал: «Хорошо бы спрыгнуть в воду, описать кругом мира кольцо и вернуться на то же место доказав, себе и всем, что земля круглая!» Однако, далее мечтаний дело не заходило: как-то все время оказывалось, что вот уж и обедать пора, да и матушку злить не хотелось. Мать, Авдотья Матвеевна, была беспримерно  строга со своими отпрысками, и нередко проводили они вечера, стоя бедными коленками на горохе. Трегубов же, напротив, был добр и часто спасал малышей от материнской расправы, за что и получил прозвание «дядя-баловник».  Но, тем не менее, в совокупности процент любви в доме Гончаровых был столь велик, что дети буквально нежились в ней. К этому факту впоследствии будет обращаться Иван Александрович во всех своих произведениях. Он выводит в романах и свою матушку Авдотью Матвеевну, и дядю Николая Николаевича, порой подсмеиваясь над ними, но непременно с огромной теплотой и любовью.
     Отправленный в московское коммерческое училище изнеженный любовью мальчик Ваня очень переживает  расставание с любимым домом, друзьями, родными, верными слугами, кроме того, не имея ни малейшего таланта к коммерции, он должен постигать науки точные, дабы не посрамить память отца своего - купца успешного и зажиточного. Пока Гончаров пытался овладеть необходимыми знаниями, случилось «безвременье» - умер Император Александр Первый, а законный наследник – цесаревич Константин отказался от престола в пользу младшего брата Николая. Тот, в свою очередь не захотел принять державный  подарок, и братья продолжали футболить корону, пока не произошло восстание декабристов - сторонников конституционной демократической монархии. Крестный Ивана Гончарова – Николай  Трегубов принадлежавший к франкмасонам, был страшно напуган преследованием вольнодумцев и завещал племяннику «никогда не выражать своих истинных мыслей вслух». Этому завету Гончаров последует всю свою жизнь, предпочтя мечты убеждениям.  Вероятно, именно в этот момент и обрисовался скрытый, спящий доселе образ истиной «обломовщины» в душе будущего писателя, который он впоследствии будет проповедовать в своей трилогии,  как единственный и приемлемый принцип жизни в государстве Российском.  «В неподвижности отдыхает душа и обогащается ум» - вот, какой вывод сделает для себя Гончаров на вечные времена.
    Молодого Иванушку внезапно охватило яростное увлечение художественной литературой. Пушкин становится главным его кумиром, в чести также Державин, Ломоносов, Карамзин... Страсть к литературе захлестывает  Ивана Гончарова настолько, что  он, заручившись поддержкой «крестного-баловника», при помощи хитрых манипуляций и  уговоров, убеждает строгую мать свою забрать его до срока из училища коммерческого и перевести в московский университет, в котором и приступает с великим рвением к учебе на филологическом факультете. Гуляют среди студентов вольнодумные настроения, многие одержимы идеей гражданственности, реформаторскими проектами, открыто осуждают власть правящую. Но только не Гончаров! На года огненной нитью запал ему дядин наказ никогда и ни при каких обстоятельствах не вольнодумствовать, дабы не поставить под угрозу ни жизнь свою, ни покой душевный, ни карьеру. А посему, не обращая внимания на соучеников своих среди которых,  кстати, был и молодой Михаил Лермонтов,  (он особенно не приглянулся Гончарову), Иван продолжает прилежно учиться, писать весьма романтические стихи и нежить в душе  идеалы, столь близкие и дорогие его пылкой юной душе. Гончаров буквально боготворил Пушкина и имел огромное счастье при жизни кумира встретится с ним – как-то раз, Александр Сергеевич посетил университет, по приглашению профессора филологии.
    Но вот и окончена учеба. Новоявленный писатель является со всем своим  московским блеском на родину, в провинциальный Симбирск, где встречают его словно знаменитого путешественника после кругосветного плавания. Все желания его предусмотрены еще до его появления на родном пороге, а восхищение и благоговение близких ласкает самолюбие и придает особой уверенности в своих силах. В доме, где лет десять не чинены фасады, любовно создается «кабинет великого писателя», специально для Иванушкиных трудов. Но что же мешает молодому литератору мгновенно погрузиться в создание  литературного опуса? Мешает привычная медлительность, любовь к сладкой праздности, желание «отложить на потом» серьезное занятие, потому как «еще успеется», «еще все впереди». А пока хочется посещать балы, пусть и провинциальные, вкушать успеха у местных, пусть и непритязательных барышень... Кроме того, присмотревшись внимательно к жизни окружающих, послушав советов старших, Иван понимает, что для доли благополучной одной литературы недостаточно, и, стало быть, нужно найти себе прежде всего место доходное в государственной службе. Тому есть еще одна веская причина: мать, Авдотья Матвеевна, объявляет детям, что все капиталы, накопленные семьей, пойдут на приданое двум дочерям, тогда как двое сыновей, получившие изрядное образование, по ее разумению, смогут сами добыть себе и должности, и достойное содержание. Иван матери не перечит, считая решение ее правильным, и немедленно устраивается на службу «фиктивным секретарем», как он сам выражается, то есть лицом безо всякой ответственности. Однако, далее служебная карьера его продвигается изрядно, он отбывает с начальником своим в столицу, в Петербург, а там горизонты открываются немалые для желающих служить отечеству усердно. Тут же, в холодном городе на Неве начинается и литературная карьера Ивана. Он попадает в салон искусств семьи Майковых, знакомится там с поэтами, писателями и, набравшись окаянства, посылает на суд известных в то время лиц свой первый роман «Обыкновенная история».  В писательских кулуарах роман производит некое смятение – новый конкурент явился – как снег на голову! Даже начинаются интриги против ничего еще  не ведающего молодого писателя, но тут судьба выдвигает на сцену сильнейшую фигуру – Белинского, «Неистового Виссариона», который внезапно проникается интересом к произведению молодого Гончарова! Повесть печатают в «Современнике», ее читают, обсуждают, казалось бы – поприще литератора у Гончарова в кармане! Но, однако, рутинные чиновничьи дела мешают Гончарову сосредоточиться исключительно на писательском труде. Так он сам говорит друзьям и родным, которые не могут нарадоваться успехам столичного героя,  но после признает – сладкая и нежная лень, вот истинная помеха литературным подвигам. Куда как лучше полежать на диване! Тем более что перо, да чернила – куда они убегут, куда денутся? И завтра будут стоять на столе, и послезавтра… А высохнут, так что ж! Всегда можно повелеть принести новые. Зимой в России студено, снег по самые окна поднимается и лежит до самой Пасхи. А в комнате натоплено, уютно-уютно, свечечка горит ярко, на любимом бархатном диване – плед… Так вот, завернешься в него, согреешься, в руках у тебя томик благословенного поэта, великого Пушкина, Александра Сергеевича, чьи стихи как хмель одурманивают, а вьюга воет, воет за окном…

Ба, да вы себя узнали?

     Вы думаете, откуда это я знаю, чем вы вчера под вечер занимались? Так я и не про вас вовсе, а про Гончарова, Ивана Александровича – певца российской праздной лени и душевного романтизма. Сам он не раз признавался, что мучает она его безмерно и усложняет любую ситуацию. Вот, к примеру, упоминали мы в описании детства Ивана Александровича о мечтах его в кругосветное путешествие податься. И – раз! Как по мановению волшебной палочки, Гончарова в 1852 году приглашают в дипломатическую   миссию, секретарем на фрегат «Паллада», коему отведено почетное дело – пройти по берегам Атлантического, Индийского, Тихого океанов к берегам Японии. Казалось бы, о чем еще мечтать? Но Гончаров тут же начинает мучиться страхами: как же он в поездке обойдется без любимого дивана? Несколько раз порывался он бросить миссию и вернуться в родной Симбирск, отдохнуть телом и душой под воркование заботливых старых слуг, но все же оставался на судне – писал путевые заметки. Итогом явился бесценный труд – двухтомник под названием «Фрегат Паллада». Счастье, что талант Гончарова взял верх над природной его ленью и опасениями!  Тем более, что не будь этого путешествия, не скоро читатели увидали бы новое произведение именитого литератора – роман «Обломов» писал он десять лет и закончил лишь в 1957 году, а «Обрыв» и вовсе -  двадцать лет и только  в 1869 году трилогия была завершена.


Не было бы счастья, да несчастье помогло.

    Тут хочется привлечь внимание читателя к одной интересной детали биографии Ивана Александровича.  Возможно, что и «Обломов»  писался бы не десяток лет, а много дольше, но случилась некая трагическая ошибка, принесшая благо. На склоне лет, большой любитель поухаживать за дамами, но редко заходивший за грань приличий Иван Александрович, воспылал безудержной страстью к девице Елизавете Толстой. Нужно сказать, что избранница была весьма хороша собой, да к тому же и умна, и изрядно образована! Хотя как раз последнее не было для Гончарова главенствующим женским качеством: «в ум не поцелуешь» -  говаривал он, посмеиваясь. Однако девица Толстая – чудо как привлекательна… Казалось бы – чего еще желать!? Пора свою жизнь устраивать, наконец. И вспоминая бессмертного Гоголя, мы можем вопросить: «А не собирается ли барин жениться?» Сомненья мучат нашего барина – а ну как любимый диван придется меньше посещать? С другой стороны – очаровательная молодая жена… Да и наследников пора бы…Гончаров уж было решился как в омут броситься в семейную жизнь, но потерпел полный крах – избранница призналась, что любит галантного кавалера Мусина-Пушкина. Бедный Иван Александрович от горя просто заболел и укрылся на целебном курорте Мариенбад. Там, доведенной обидой до крайности он всего за три недели заканчивает вторую часть знаменитой трилогии – роман «Обломов». Вот как оно иной раз-то оборачивается! Как знать, случись быть счастливой веселой свадьбе, так и роман был бы заброшен на полку!
   Впрочем, для полноты картины, необходимо сообщить читателю, что несчастная  Елизавета Толстая была буквально обобрана своим муженьком-мотом Мусиным-Пушкиным, после чего тот сгинул в лечебнице для душевнобольных, что, как оказалось, было обычным концом для уроженцев этого семейства. Елизавета же была вынуждена устроиться работать, дабы добыть себе пропитание.

Переход к эпистолярному жанру

    В конце жизни примерный чиновник, именитый литератор, блестящий знаток литературы, редактор нескольких журналов, дамский любимец Гончаров Иван Александрович не пишет вовсе ничего серьезного, зато увлекается эпистолярным жанром – регулярно общаясь с любимыми людьми посредством писем объемных, подробных, развернутых, являющих собою истинные произведения искусства. Он рассуждает в них о жизни, о будущем, прошлом и настоящем, пытается поделиться своими опасениями с друзьями. Казалось, он познал истину, всю, целиком, но не хочет открывать главного, дабы не причинить близким людям разочарования. А истина-то она вот в чем: живи секундой удовольствия, покоя, благостности, не гонись за химерами золотыми да огненными! Все равно обманут. Рано или поздно предадут. Не предаст и не обманет лишь старый твой бархатный  диван, плед, да томик любимого писателя.
    И я вот пишу-пишу письмо Гончарову, да пора бы уж его и закончить!
    Спасибо вам, Иван Александрович за это счастье – уютно устроиться на диване с вашим романом в руках!


2012 г.


Рецензии
Первая производная
Виктор Морозов

«И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт подери всё!» - его ли душе не любить её? Её ли не любить, когда в ней слышится что-то восторженно–чудное?». Эти замечательные мысли и чувства Н. В. Гоголя привлекают внимание до сих пор потому, что любому человеку нравится ощущать скорость своего движения. Пусть эта скорость будет очень и очень маленькой, но само её ощущение хочется сохранить всегда. Когда люди перестают её ощущать, они от отчаяния способны принимать за движение любые формы своего шевеления, блуждания и даже падения. Человек стремится понимать, ощущать и чувствовать движение научно, интуитивно, осознанно и подсознательно, поскольку оно действительно имеет для него крайне важное значение. Изучая движение, люди заложили основы науки и упорно продолжают её развивать. Движение – это начало, основной предмет науки. Изучение движения привело к открытию множества его форм и способов прогнозирования. Абстрагируясь, люди узнали, что они не свободны, «опутаны» множеством «нитей», которые тянут их в разные направления, создавая запутанную сеть - пространство движения. В этом пространстве движение «выписывает» замысловатую траекторию, функцию, у производной которой, как уверены многие, есть предел. Они считают, что только в математике у функции производная может не существовать или быть бесконечной, но у жизни такой предел должен быть. Поэтому обычно человек торопится и очень хочет, чтобы у него была личная траектория, но как у всех - обязательно дифференцируемой.

Людям известно и то, что сама по себе скорость мало что решает. Очень важна «точка» приложения собственных сил, т.е. «начало». От этого «начала» собственно и имеет смысл вести разговор о скорости предстоящего движения. Вот и жизнь учит, что далеко не всегда движение следует продолжать с увеличения скорости. Иногда целесообразно вообще «замереть» на время, сознательно отдаваясь движению среды, стихии. Важно уметь выждать момент, мгновение для дальнейшего продолжения самостоятельного движения. Порой главное - не только что-то сделать и добиться цели, а сделать это вовремя. И действительно, что толку метаться, когда в какой-то момент перестаешь понимать, где собственно находишься. В суете общего движения человеку только кажется, что он всегда знает не хуже других, что чем упорнее будет действовать, тем скорее достигнет желанный результат. И такие упорные, настойчивые, фанатичные, профессиональные действительно очень часто своими результатами завораживают. Именно поэтому на их примере, как правило, пытаются обучать «движению» всех остальных.

Говорят, что русский человек долго запрягает, но быстро едет. Многим может показаться - ну что тут медлить? Что резину тянуть? Если дело знакомое, то запрягай и делай как все. А он всё медлит и медлит. Глядишь - и совсем уж другим делом вот-вот займется, не тем. Уже ехать давно пора, а он как бы и не собирается. И что интересно, быструю езду любит, но запрягать, ехать - не торопится. Это если представить себе, например, что человек полюбил, но открыто не торопится встретиться с предметом своей любви. Любой скажет, что такой человек ведет себя странно. Его даже заподозрят в том, что он не любит, а поэтому и не торопится. Но с другой стороны, возможно, для него любовь - это всегда движение. Движение, для которого, кроме скорости, дорого каждое мгновение и перед его началом, и во время его продолжения. А вдруг в этом томлении «началом», в этом непонятном ожидании, бездействии как раз и кроется то, чего не хватает многим для постижения таинственного чувства любви. «Да это смешно! Любовь - это когда человек теряет разум, а тут предлагают думать и вычислять. Чушь!» - скажет эмоционально настроенный человек. Ему возразит другой, бывалый профессионал, для которого любовь хотя и притягательна, но может быть зла. Такой знает, что сделав всего лишь один шаг, можешь оказаться не перед любовью, а перед ненавистью. И тогда все движение идет насмарку, остаются только бессмысленные эмоции, обиды и поиски виноватых. Можно привести и другие формы движения, когда возникает законный вопрос о его производной. Тут сколько форм движения, столько и профессионалов и у каждого свои рецепты, советы. Сколько их, профессионалов - тысячи, а может и более того, миллионы?

Большинство русских людей читали роман И. А. Гончарова «Обломов». Он о чем? Правильно, конечно о движении. Этот роман учит движению. Точнее учит задумываться о том, что торопиться нужно, но порой очень и очень медленно. Ведь Илья Обломов отличается от других именно этим – медлительностью. Хотя можно встретить различные мнения о том, какой сюжет этого романа скрывает его главную идею. Одни считают, что эта идея раскрывается в противопоставлении Обломова и Ольги Ильинской, другие - Обломова и его друга. Наиболее прижилось мнение, что этот роман - беспощадная критика «обломовщины», национальной черты русского народа. Однако, на мой взгляд, главную идею романа открывает сон Обломова. Именно во сне неведомым, загадочным образом главный герой выбирает основное для любого движения – направление. Выбирает и остается верным ему всю свою жизнь. Он следует этому выбору несмотря ни на что и прожил по-своему счастливую жизнь. К концу романа у него остался верный настоящий друг - Штольц, жена – Агафья Матвеевна, которая его полюбила преданно и беззаветно, и подарила ему сына - Андрея. Да конечно, как профессионал Обломов не состоялся и на его примере трудно научить «ловкости» движения, которая обычно царит в обществе, в его повседневной суете. И продвинулся Обломов от «начала» своего движения не очень далеко. Однако, после внимательного прочтения складывается такое ощущение, что направление движения Ильей Обломовым выбрано верно. Вот и роман заканчивается на том, что Штольц берет на воспитание маленького Андрюшку. Пройдут годы и очень возможно, что Штольц не только достойно воспитает сына Обломова, но и сам станет в чем-то похожем на своего друга. Ведь заметная разница между Обломовым и Штольцем, судя по всему, только в одном - в скорости движения. Но скорость движения – это только первая производная от его направления и дело наживное.

Виктор Морозов   23.07.2012 15:25     Заявить о нарушении
Долго запрягает, но быстро едет))) - народная русская поговорка

Екатерина Асмус   08.08.2012 00:15   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.